IV. Рассказ учителя о В.М. Гаршине
Всеволод Михайлович Гаршин родился 2(14) февраля 1855 г. в имении Приятная Долина Бахмутского уезда Екатеринославской губернии в семье дворян, ведущих свою родословную от золотоордынского мурзы Горши. Отец Гаршина был офицером, участвовал в Крымской войне 1853—1856 гг. Мать, дочь морскою офицера, принимала участие в революционно-демократическом движении 1860-х годов.
Пятилетним ребенком Гаршин пережил семейную драму, повлиявшую на характер будущего писателя. Мать влюбилась в воспитателя старших детей П.В. Завадского, организатора тайного политического общества, и бросила семью. Отец пожаловался в полицию, после чего Завадского арестовали и сослали в Петрозаводск по политическому обвинению. Мать переехала в Петербург, чтобы навещать ссыльного. До 1864 г. Гаршин жил с отцом в имении близ г. Старобельска Харьковской губернии, затем мать забрала его в Петербург и отдала в гимназию. В 1874 г. Гаршин поступил в петербургский Горный институт. Спустя два года состоялся его литературный дебют. В основу его первого сатирического очерка «Подлинная история Энского земского собрания» (1876) легли воспоминания о провинциальной жизни. В студенческие годы Гаршин выступал в печати со статьями о художниках-передвижниках.
В день объявления Россией войны Турции, 12 апреля 1877 г., Гаршин добровольцем вступил в действующую армию. В августе был ранен в бою у болгарского селения Аяслар. Личные впечатления послужили материалом для первого рассказа о войне «Четыре дня» (1877), который Гаршин написал в госпитале. После его публикации в октябрьском номере журнала «Отечественные записки» имя Гаршина стало известно всей России. Получив годовой отпуск по ранению, Гаршин вернулся в Петербург, где его тепло приняли писатели круга «Отечественных записок» — М.Е. Салтыков-Щедрин, Г.И. Успенский и др. В 1878 г. Гаршин был произведен в офицеры, по состоянию здоровья вышел в отставку и продолжил учебу как вольнослушатель Петербургского университета. Война наложила глубокий отпечаток на восприимчивую психику писателя и его творчество. Простые в фабульном и композиционном отношении рассказы Гаршина поражали читателей предельной обнаженностью чувств героя. Повествование от первого лица, с использованием дневниковых записей, внимание к самым болезненным душевным переживаниям создавало эффект абсолютной тождественности автора и героя. В литературной критике тех лет часто встречалась фраза: «Гаршин пишет кровью». Писатель соединял крайности проявления человеческих чувств: героический, жертвенный порыв и осознание мерзости войны («Четыре дня»); чувство долга, попытки уклонения от него и осознание невозможности этого («Трус», 1879).
В феврале 1880 г. революционер-террорист И.О. Млодецкий совершил покушение на главу Верховной распорядительной комиссии графа М.Т. Лорис-Меликова. Гаршин, как известный писатель, добился у графа аудиенции, чтобы просить о помиловании преступника во имя милосердия и гражданского мира. Писатель убеждал высокого сановника в том, что казнь террориста только удлинит цепочку бесполезных смертей в борьбе правительства и революционеров. После казни Млодецкого у Гаршина обострился маниакально-депрессивный психоз. Не помогло путешествие по Тульской и Орловской губерниям. Писателя поместили в Орловскую, а затем в Харьковскую и Петербургскую психиатрические лечебницы.
После относительного выздоровления Гаршин долгое время не возвращался к творчеству. В 1882 г. вышел его сборник «Рассказы», который вызвал в критике жаркие споры. Гаршина осуждали за пессимизм, мрачный тон его произведений. На-
родники использовали творчество писателя, чтобы на его примере показать, как мучается и терзается угрызениями совести современный интеллигент.
В августе-сентябре 1882 г. по приглашению И.С. Тургенева Гаршин жил в Спасском-Лутовинове и работал над рассказом «Из воспоминаний рядового Иванова» (1883). Зимой 1883г. Гаршин женился на слушательнице медицинских курсов Н.М. Золотиловой и поступил на службу секретарем канцелярии Съезда представителей железных дорог. Много душевных сил писатель потратил на рассказ «Красный цветок» (1883), в котором герой ценой собственной жизни уничтожает все зло, сконцентрированное, как рисуется его воспаленному воображению, в трех цветках мака, растущих на больничном дворе. В последующие годы Гаршин стремился к упрощению своей повествовательной манеры. Появились рассказы, написанные в духе народных рассказов Толстого, — «Сказание о гордом Аггее» (1886), «Сигнал» (1887). Детская сказка «Лягушка-путешественница» (1887) стала последним произведением писателя.
Умер Гаршин в Петербурге 24 марта (5 апреля) 1888 г.
IV. Физкультминутка
V. Работа над содержанием сказки
1. Выборочное чтение.
—Прочитайте описание цветника.
—Скажите коротко, каким вы его представили?
—Найдите описание розы.
—Как вы поняли выражение «Запах был ее словами, слезами и молитвой»?
—Как автор раскрывает нам образ жабы?
—Поменялось ли ваше настроение, когда вы прочитали об этом? Почему?
—Чей это был цветник?
—Как автор доказывает нам, что это был цветник мальчика?
—Расскажите кратко о мальчике. Что вы о нем узнали?
— Кто еще захаживал в сад?
(Ребята читают о еже.)
2. Беседа по содержанию сказки.
—Что случилось с мальчиком? Почему он перестал заходить в сад?
—Как автор говорит нам о жизни розы?
—Что было с жабой, когда она в первый раз увидела цветок?
—Что она решила сделать? Как выражала свои чувства?
—Прочитайте отрывки, в которых автор показывает, как жаба добивалась своей цели.
—Что спасло розу от жабы?
—Как вы думаете, роза спаслась? Ведь ее срезали? (Размышления детей.)
—Расскажите, как закончилась сказка.
VI. Итог урока
— Что позволило Гаршину назвать свою историю сказкой?
Что в ней сказочного?
Домашнее задание:перечитать сказку и подумать, сколько в ней сюжетов; ответить на вопрос 8, с. 181.
Ход урока 3
I. Организационный момент
П. Речевая разминка
Лисицы лают.
Глухомань.
Лежит в листве под липой
Лань.
Лань в глубине холодных вод
Лениво, но легко плывет.
Луна
Лучится, как латунь.
Лягушкой лакомится
Лунь.
Летит заблудшая пчела.
Легла на лес ночная мгла.
(В. Лунин)
—Прочитайте стихотворение птичьим базаром.
—Все ли слова вам понятны? (ЛАНЬ — животное семейства оленей, отличающееся быстротой бега и стройностью. ЛАТУНЬ — сплав меди с цинком и другими элементами. ЛИНЬ — пресноводная рыба семейства карповых с широким и толстым слизистым телом.)
—Прочитайте, разделяя на слоги.
—Прочитайте орфографически.
—Прочитайте орфоэпически.
—Прочитайте с ускорением.
—Прочитайте скороговоркой.
— Попробуйте выучить за 1 минуту.
(Читают несколько человек.)
III. Работа над сказкой
1. Проверка домашнего задания.
— Дома вы должны были подумать над тем, сколько сюжетов в этой сказке. (Их два. Первый о розе и жабе, второй — ] о брате и сестре.)
—Сегодня мы разберемся в этих сюжетах.
2. Беседа по содержанию первого сюжета.
— Найдите сюжет о розе и жабе. Можем ли мы сказать, что
они противопоставляются друг другу? Объясните свой
ответ, докажите отрывками из текста.
(Дети зачитывают отрывки из сказки.)
—Мы видим контраст, они совершенно не похожи друг на друга. Подумайте, какими чувствами наделяет автор розу и жабу?
—Почему жаба хотела уничтожить розу?
3. Беседа по содержанию второго сюжета.
—Найдите второй сюжет сказки.
—Охарактеризуйте мальчика и его сестру. Подтвердите свои характеристики цитатами из текста.
—Кто из них главный герой сказки?
—Как автор относится к своему герою, выберите подходящие слова (с любовью, состраданием, нежностью, безразличием, равнодушием, презрением, юмором).
IV. Физкультминутка