Урок . Тема М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека»
Цели: ознакомить учащихся с творчеством М.Ю. Лермонтова; отработать навыки беглого, выразительного чтения, чтения без ошибок; развивать память, речь, мышление.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Учитель проверяет пересказ сказки А.С. Пушкина по частям.
II. Изучение нового материала
1. Рассказ учителя.
В январе 1837 г., в дни трагической гибели А.С. Пушкина, Россия услышала голос молодого поэта, которому суждено 7было стать преемником А.С. Пушкина в русской литературе. Это был двадцатидвухлетний офицер Михаил Юрьевич Лермонтов, написавший стихотворение «Смерть поэта» — скорбное, гневное и обличительное.
Погиб поэт! — невольник чести — Пал, оклеветанный молвой...
В этом стихотворении он сказал, что руку убийцы Пушкина направляли вельможи, окружавшие императорский трон, которых он назвал палачами Гения, Свободы и Славы России. Стихотворение переписывалось и ходило по рукам, как прокламация. Так началась всенародная слава Лермонтова.
Впервые Лермонтов решил вынести свое творчество на суд публики, когда ему было 20 лег. Он сочинил драму в стихах «Маскарад», в которой показал умного, независимого героя среди праздного, пустого, жестокого великосветского общества.
2. Выборочное чтение статьи в учебнике на с. 96—97.
3. Беседа.
— Что нового вы узнали о Михаиле Юрьевиче Лермонтове?
При ответе воспользуйтесь текстом.
IV. Физкультминутка
V. Работа над стихотворением «Дары Терека»
1.Вступительная беседа.
— Прочитайте название стихотворения. Как вы думаете, о
чем оно? (Терек — река на Северном Кавказе. Впадает в
каспийское море.)
2. Чтение стихотворения учителем.
3. Анализ стихотворения.
—Какую картину вы представили, прочитав стихотворение М.Ю. Лермонтова?
—Что необычного в изображении Терека? Как меняется его образ в произведении?
—Объясните значение выражения «утесистые громады».
—Подберите синонимы к словам «дикий», «лукавый».
—Подберите антонимы к словам «вечно», «отдохнуть».
4. Самостоятельное чтение стихотворения.
5. Выразительное чтение стихотворения.
VI. Итог урока
Домашнее задание:найти интересные факты из жизни поэта, подготовить выразительное чтение любого понравившегося стихотворения М.Ю. Лермонтова
Уроки 17-18. М.Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб»
Цели: ознакомить учащихся со сказкой «Ашик-Кериб»; обучать правильному выразительному чтению; пополнять словарный запас учащихся; развивать память, внимание, мышление; учить анализировать поступки героев, правильно отвечать на вопросы.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1. Выступление учащихся.
— Расскажите, что нового о жизни поэта вы узнали.
2. Выразительное чтение стихотворений.
— Сейчас послушаем стихи, которые вы приготовили к уроку.
III. Подготовка к чтению сказки. Словарная работа
1. Первичное понимание текста.
—Прочитайте название сказки. Знаете ли вы, что оно означает? (Ашик — в переводе означает народный певец, музыкант. Кериб — бедный человек, бедняк.)
—Чья это сказка? (Турецкая.)
2. Словарно-лексическая работа.
— Объясните значение слов:
ПРОРОК — 1) (религ.) истолкователь воли божества, богов; 2) (перен.) тот, кто пророчит, предсказывает что-нибудь.
ГАЗЕЛЬ — родственное антилопе полорогое млекопитающее, отличающееся стройностью и быстротой бега.
ЗАРОК — клятвенное обещание не делать что-либо. СААЗ — турецкая балалайка.
ПАША — в старой Турции и некоторых других мусульманских странах: титул высших сановников и генералов, а также лицо, носящее этот титул. НАМАЗ — (ислам) ежедневная пятикратная молитва из стихов Корана.
—Объясните выражения: «нам вдвоем достанет» (хватит); «высокое сердце».
—Подберите синонимы к словам:
УПРЕКАТЬ — укорять, шпынять, пилить, точить; СТРАНСТВОВАТЬ — скитаться, странничать; ВОСКЛИКНУТЬ — возгласить, вскричать, вскликнуть;
УСПОКОЙСЯ — остынь, утихомириться, угомонись.
— Подберите антонимы к словам:
БЛЕЩУТ - гаснут;
ИСТИНА — ложь, обман, заблуждение; ДРОЖАЩАЯ РУКА - спокойная; ПРОЗРЕТЬ - ослепнуть.
— Прочитайте в тексте выделенные слова и найдите их
объяснение в словаре учебника.
АЯП-АГА — знатный господин. ЧАУШ — сторож, рассыльный. ОГЛАН — мальчик, парень.
IV. Физкультминутка
V. Чтение сказки учителем и хорошо читающими учащимися
VI. После чтения
— Каковы ваши впечатления от прочитанного?
(Дети делятся своими впечатлениями.)
VII. Итог урока
— С каким произведением познакомились на уроке?
— Если бы не было подзаголовка к сказке, можно ли дога
даться, что действие в ней происходит в другой стране?
Домашнее задание:перечитать сказку, ответить на вопрос 2 на с. 113 учебника.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
С молодецкого посвисту пыль столбом. Конь копытом бьет, удила грызет. Хвостом след устилает, горы и долы Промеж ног пускает.
III. Работа над содержанием сказки
1. Выборочное чтение и ответы на вопросы.
—Чем занимался Ашик-Кериб? Почему люди уважали его?
—Как он познакомился со своей будущей невестой?
—Молодые люди полюбили друг друга, так почему же Ашик-Кериб загрустил? Какое сравнение использует автор? (Как зимнее небо.)
—Что предложила девушка молодому человеку?
—Почему же Ашик-Кериб отказался от ее предложения, ведь приданого девушки могло хватить на безбедную жизнь?
—О каких чертах характера говорит такой поступок?
—Какое решение принял Ашик-Кериб?
—Почему девушка согласилась ждать его семь лет, ведь это так долго?
2. Беседа о поступке Куршуд-бека.
—Прочитайте о том, что совершил Куршуд-бек.
—Почему он так поступил? Можете ли вы объяснить?
—Прочитайте отрывок о том, как мать приняла страшную весть. Почему она поверила Куршид-беку, а Магуль-Ме-гери сразу поняла, что это неправда? (Наверное, потому, что девушка слишком хорошо его знала.)
—Добился ли Ашик-Кериб того, чего хотел, за чем отправился? Докажите.
—Почему он не вернулся к своей возлюбленной, хотя у него уже были деньги?
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы над содержанием сказки
1. Беседа о характере Магуль-Мегери.
—Какое главное качество Магуль-Мегери помогло ей выдержать все испытания?
—Какие еще черты характера были у этой девушки?
—Вспомните начало сказки, ведь она обещала, что через семь лет выйдет замуж за Куршуд-бека. Почему же она во время свадьбы хотела уйти из жизни? Вспомните этот момент. (Дети зачитывают отрывок и объясняют действия девушки )
—С чем сравнивается красота девушки? Как поет о ней подруга?
—А как обычно говорится о девичьей красоте в русских сказках?
—Прочитайте пословицы на с. 113, объясните их смысл.
Не ищи красоты, а ищи доброты. Выбирай жену не в хороводе, а в огороде. Шей шубу теплее, а жену выбирай добрее
2. Беседа о финале произведения.
—Как сумел Ашик-Кериб за один день попасть в свой город?
—В чем еще помог ему Хадерилиаз?
—Как заканчивается сказка?
—Какие чудеса происходят в сказке? Какие события могли произойти в реальности?
—Распределите героев по группам: положительные герои; отрицательные герои; нейтральные герои; герои-помощники.
VI. Итог урока
—К какому виду сказок относится эта сказка?
—Зачем Лермонтов написал сказку об Ашик-Керибе?
—Чему учит эта сказка?
Домашнее задание:подготовить краткий пересказ сказки.