V. Продолжение чтения и анализа сказки
1.Чтение следующего отрывка (до слов: «Стало в третий раз смеркаться...»).
—Что значит следующие выражения: «стало сызнова смеркаться», «зубы начали плясать», «ударился бежать», «до животиков промерз».
—Как средний брат нес караул?
—Что он сказал домашним, когда вернулся?
—Как отец отреагировал на караул Гаврилы?
2. Чтение до слов «"Ладно", — думает Иван...».
—Объясните выражение «на печи в углу поет изо все дурацкой мочи...»
—За что кобылица решила наградить Ивана? Каким образом? Что он должен был сделать?
—Найдите описание Конька, которого обещала родить кобылица. Объясните, как поняли, каким он будет?
—Определите рост конька. (Конек ростом три вершка — приблизительно 13 см.)
3. Чтение отрывка до слов «Много времени аль мало...».
— Какие слова и выражения вам были непонятны?
Разбираются непонятные слова и выражения.
—Прочитайте выразительно отрывок, который показывает, как Иван вернулся домой.
—Как вы думаете, он действительно дурак, как сам себя называет?
—Почему же он так вел себя?
—Как старик-отец отнесся к рассказу младшего сына?
4. Чтение до слов «Вечер к ночи пробирался...».
—Объясните значение выражения «чудо разом хмель посбило». (Протрезвел.)
—Объясните значение выражения «так и дуют босиком». (Бегут босиком.)
—О чем рассказывается в этой части?
Как автор показывает состояние старших братьев от увиденного?
—Что они решили сделать?
5. Чтение отрывка до слов «Братья, то есть, испугались...».
—Расскажите, как Иван обнаружил пропажу.
—Как он узнал о том, кто украл коней?
—Как он сумел отыскать воров?
VI. Итог урока
—Как вы относитесь к поступку братьев?
—Какие чувства вы испытывали при чтении сказки?
- Какие сказки вы знаете, в которых действуют три брата?
Домашнее задание: дочитать сказку до конца, подумать над ха
рактеристиками трех братьев и кратко записать их в тетрадь,
подтверждая цитатами из текста.
Ход урока 3
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания. Творческая работа
- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работу над сказ
кой «Конек-Горбунок». Но прежде чем мы будем читать
дальше, выполните такое задание. Дома вы должны были
подготовить характеристики трех братьев. Пользуясь сво
ими записями, попробуйте составить краткую характери
стику-загадку, прочитайте ее одноклассникам, а они дол
жны отгадать, о ком идет речь.
Дети выполняют задание.
III. Чтение сказки и работа над ее содержанием
- Прочитайте сказку до слов «Между тем градской отряд...».
- Как братья провели ночь?
- Какой обычай был в той столице, как вы поняли?
- Каким образом достигался порядок при торговле?
IV. Физкультминутка
V. Продолжение чтения сказки и беседы по ее содержанию
- Прочитайте о том, как Иван догнал братьев. Что они ему сказали?
- Как братья оправдывались перед Иваном?
- Как вы думаете, они сказали Ивану правду?
- Простил ли их Иван? Почему, как вы думаете?
- Прочитайте отрывок, в котором рассказывается о том, что увидел городничий, подъезжая к конному ряду.
- Как городничий увидел коней и о чем он распорядился? Прочитайте выразительно.
- Как вы думаете, почему он поехал докладывать об этом царю?
- Прочитайте разговор городничего и царя по ролям (автор, городничий, царь).
- Дочитаем сказку до конца.
- Как дальше сложилась жизнь Ивана?
- Почему царь взял его к себе?
- Сбылось ли желание братьев или они остались ни с чем?
- Расскажите, к какому эпизоду сказки дана иллюстрация в учебнике.
Какие еще приключения произошли с Иваном в полном произведении? Откуда вы это узнали?
- А сейчас, ребята, вспомните всех героев сказки и скажите, на какие группы их можно поделить?
- Почему мы считаем это произведение сказкой? Что в ней сказочного, волшебного?
- К какому виду сказок ее можно отнести?
VI. Итог урока
- Как вы думаете, чему учит эта сказка?
- Почему она и сейчас нравится читателям? (Людям близки и понятны чувства героя сказки. В людях всегда ценились такие качества, как смелость, настойчивость, верность, доброта, честность. В сказке выражена житейская мудрость.)
- На памятнике П.П. Ершову написано: «Автор народной сказки «Конек-Горбунок». А на какую народную сказку она похожа?
Домашнее задание:вспомнить произведения А.С. Пушкина; по желанию прочитать сказку П.П. Ершова целиком.
Урок 12. А.С. Пушкин. Стихи
Цели: продолжить ознакомление с творчеством А.С. Пушкина; учить понимать и правильно читать стихи поэта; прививать любовь к природе, к поэзии; развивать память, воображение, речь.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте «птичьим базаром».
Собирайтесь вокруг меня все старушки, молодцы и
молодушки.
Садитесь на шесток, кто на лавку, да не делайте давку!
— Прочитаем медленно; с ускорением; с замедлением тем
па; выразительно.
III. Изучение нового материал
1. Вступительная беседа.
Учитель читает отрывок из стихотворения А. С. Пушкина. И шепотом рассказывать мне станет О мерувецах, о подвигах Бовы... От ужаса не шелохнусь, бывало, Едва дыша, прижмусь под одеяло, Не чувствуя ни ног, ни головы.
- Кто из вас знает, помнит, откуда строки, которые я про
читала? (Эти строки из стихотворения А.С. Пушкина
«Сон.)
— О ком рассказывает поэт? (О няне. Он любил слушать бабушку и няню Арину Родионовну - самых близких его сердцу людей. Будущий поэт очень любил слушать страшные истории, хотя и очень боялся.)
- Что вы помните об этом замечательном писателе?
2. Рассказ учителя.
Пушкин! Имя этого величайшего русского поэта сопровождает нас всю жизнь. Мы впервые слышим его в самом раннем детстве и, еще не умея читать, уже повторяем наизусть со слов старших: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет». Мир пушкинских стихов, прозы, сказок о злой царице-мачехе, или скромной, доброй царевне, о смешном и доверчивом бесенке, обманутом ловким Балдой, или царе Додоне, который в молодости обижал соседей и был в конце жизни за это наказан, живет с нами и позже, в школьные годы.
Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей...
В творчестве Пушкина отразилась вся человеческая жизнь, со всеми ее радостями и страшными, удивительными и смешными событиями. И все это увлекает и волнует так, как будто происходит на самом деле, сегодня.
В самом деле, то, что пишет Пушкин, похоже на волшебство. Читая его, мы замечаем, что он пишет удивительно понятно — простыми словами, короткими, выразительными фра-i.iми. Язык его прозрачен, чист и ясен. Но за простыми словами — великая мудрость. Пушкина можно перечитывать много раз и каждый раз по-новому снова и снова радоваться, удивиться и повторять вслед за поэтом:
...И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу...
3. Чтение текста о детстве А.С. Пушкина на с. 66—67.
- Прочитайте текст самостоятельно, про себя.
— Что вам непонятно?
4. Словарная работа.
— Что такое акра? (Дугообразное перекрытие проема в стене
или пролета между двумя опорами, сооружение в виде боль
ших ворот такой формы.)
—Что такое рампа? (Низкий барьер вдоль авансцены, закрывающий от зрителя осветительные приборы, направленные на сцену.)
—Как вы понимаете выражение «дышал стихами»?
IV. Физкультминутка