Темы выпускных сочинений 2007
Комплекты тем сочинений для проведения письменного экзамена по литературе за курс средней (полной) школы в 2006/07 учебном году:
№ 1
1. Восприятие и истолкование стихотворения А. С. Пушкина «Вновь я посетил...».
2. «Поэзия Тютчева есть... не простое описание внешнего вида вещей, а проникновение в их космическую глубину...» (С. Л. Франк).
3. Чиновники города NN (По поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».)
4. Нравственная проблематика пьесы М. Горького «На дне».
5. «Великое счастье свободы не должно быть омрачаемо преступлениями против личности, иначе — мы убьем свободу своими же руками...» (М. Горький). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века.)
№ 2
1. Последний разговор Печорина с княжной Мери. (Анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
2. Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
3. В чем смысл финала пьесы М. Горького «На дне»? Какова роль образа Сатина в пьесе М. Горького «На дне»?
4. Тема любви в поэзии А. А. Блока
5. «В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства...» (М. Ю. Лермонтов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века.)
№ 3
1. Восприятие и истолкование стихотворения Н. А. Некрасова «В дороге».
2. В чем смысл «открытого» финала комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»?
3. «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».
4. Герои и проблематика ранней романтической прозы М. Горького.
5. «Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом» (Д. С. Лихачев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века.)
№ 4
1. Рассказ Луки про «праведную землю». (Анализ эпизода из третьего акта пьесы М. Горького «На дне».)
2. а) «Живой, цельный человек схвачен автором в каждом действии, в каждом движении Базарова» (Н. Н. Страхов). (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».)
б) «Драматизм его (Лаврецкого) положения заключается... в столкновении с теми понятиями и правами, с которыми борьба действительно устрашит самого энергического и смелого человека» (Н. А. Добролюбов). (По роману И. С. Тургенева «Дворянское гнездо».)
3. Философская проблематика лирики А. С. Пушкина.
4. Образ русского солдата в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин».
5. «Справедливость требует вступаться за людей страдающих» (Н. Г. Чернышевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIХ века.)
№ 5
1. Восприятие и истолкование стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...».
2. «Приход Луки только на минуту ускоряет пульс замирающей жизни, но ни спасти, ни поднять он никого не может» (И. Ф. Анненский). (По пьесе М. Горького «На дне».)
3. Образ Пугачева в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
4. Прошлое, настоящее и будущее России в поэзии А. А. Блока.
5. «Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека...» (В. Г. Белинский). (По одному из произведений русской литературы ХХ века.)
№ 6
1. а) Допрос во дворце Ирода Великого. (Анализ эпизода из 2-й главы первой части романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».)
б) Сцена в Александровской гимназии. (Анализ эпизода из 7-й главы первой части романа М. А. Булгакова «Белая гвардия».)
Анализ 1-й главы первой части романа М А. Булгакова «Белая гвардия».
2. Каковы художественные особенности поэзии Б. Л. Пастернака?
3. а) Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А. Н. Островского «Гроза».
б) Драма «горячего сердца» в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница».
4. Тема Великой Отечественной войны в современной отечественной прозе. (По произведению одного из писателей.)
5. «...Настоящую любовь можно узнать по тому, насколько от нее человек становится лучше, и еще по тому... насколько от нее в душе светлеет» (Л. Н. Андреев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIХ века.)
№ 7
1. Восприятие и истолкование стихотворения М. И. Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано...».
2. Почему Матрена Тимофеевна утверждает, что «Ключи от счастья женского... заброшены, потеряны / У Бога самого!»? (По поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».)
3. Сатирическое изображение мира Простаковых и Скотининых в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Тема воспитания в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».
4. Мир природы в лирике С. А. Есенина.
5. «Человек — целый мир...» (Ф. М. Достоевский). (По одному из произведений русской литературы ХIХ века.)
№ 8
1. а) Разговор Раскольникова с Соней. (Анализ эпизода из главы 4 части четвертой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».) б) Сцена сожжения денег Настасьей Филипповной. Анализ эпизода из главы 16 части 1 романа Ф. М. Достоевского «Идиот».)
2. «В стихах Блока автор никогда не исчезает за своими образами; личность поэта всегда перед читателем» (В. Я. Брюсов).
3. Образ Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
4. Тема материнского страдания в поэме А. А. Ахматовой Реквием».
5. «Общественное значение писателя... в том именно и заключается, чтобы пролить луч света на всякого рода нравственные и умственные неурядицы...» (М. Е. Салтыков-Щедрин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIХ века.)
№ 9
1. Восприятие и истолкование стихотворения В. А. Жуковского «Море».
2. «Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни...» (М. Горький). (По рассказам А. П. Чехова.)
3. Тема поиска жизненной правды в прозе М. А. Шолохова. (По роману «Тихий Дон» или «Поднятая целина».) Образ воина-труженика в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека».
4. Патриотическая тема в лирике А. А. Ахматовой.
5. «У любви тысячи аспектов, и в каждом из них — свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание» (К. Г. Паустовский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIХ века.)
№ 10
1. а) Красноармейцы в доме Мелеховых. (Анализ главы 16 шестой части книги третьей романа М. А. Шолохова «Тихий Дон».)
б) Спор гремяченских активистов о раскулачивании. (Анализ главы 9 книги первой романа М. А. Шолохова «Поднятая целина».)
2. Какие ценности утверждаются в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?
3. Тема духовного падения человека в рассказах А. П. Чехова.
4. Поэт и родина в лирике А. А. Ахматовой.
5. «Искусство всегда помогало человеку в отыскивании идеала...» (Ф. М. Достоевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века.)
№ 11
1. Восприятие и истолкование стихотворения С. А. Есенина «Отговорила роща золотая...». Восприятие и истолкование стихотворения С. А. Есенина «Письмо матери».
2. «Чехов не просто описывал жизнь, но жаждал переделать ее, чтобы она стала умнее, человечней» (К. И. Чуковский). (По рассказам А. П. Чехова.)
3. Тема чести и бесчестия в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
4. Изображение революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать».
5. «Ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по поводу его раздался смех» (М. Е. Салтыков-Щедрин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIХ века.)
№ 12
1. Анализ второй главы поэмы В. В. Маяковского «Облако в штанах». Восприятие и истолкование стихотворения В. В. Маяковского «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви».
2. Как Печорин относится к проблеме судьбы? (По роману Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».) Что значат для Печорина любовь и дружба? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
3. Мастерство художественной детали в рассказах А. П. Чехова. Смешное и грустное в рассказах А. П. Чехова.
4. Образы «хозяев жизни» в пьесе М. Горького «На дне».
5. «Счастье... обширно и многогранно; лишенный возможности быть счастливым в одном найдет свое счастье в другом» (Л. Н. Андреев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века.)
№ 13
1. Восприятие и истолкование стихотворения А. А. Фета «Это утро, радость эта...».
2. «Булгаков... испытывал всю жизнь острую и уничтожающую ненависть ко всему, что носило в себе хотя бы малейшие черты обывательщины, дикости и фальши» (К. Г. Паустовский).
3. Своеобразие конфликта в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».
4. Тема памяти в лирике А. Т. Твардовского.
5. «Дела определяются их целями: то дело называется великим, у которого велика цель» (А. П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века.)
№ 14
1. а) Последнее свидание Катерины с Борисом. (Анализ 3-го явления пятого действия пьесы А. Н. Островского «Гроза».)
б) Знакомство Паратова и Карандышева. (Анализ 9-го явления второго действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница».)
2. «Перед лицом любви и смерти, по Бунину, стираются сами собой социальные, классовые, имущественные грани, разделяющие людей, — перед ними все равны» (А. Т. Твардовский).
3. Сестры Ларины в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
4. Тема «страшного мира» в лирике А. А. Блока.
5. «Во всем есть черта, за которую перейти опасно, ибо раз переступишь, воротиться назад невозможно» (Ф. М. Достоевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIХ века.)
№ 15
1. Восприятие и истолкование стихотворения Ф. И. Тютчева «О, как убийственно мы любим...».
2. Каковы причины и последствия «хандры» Онегина? (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».)
3. а) Лопахин и Варя в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад».
б) Роль второстепенных персонажей в пьесе А. П. Чехова «Три сестры».
4. Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского. Тема на значения поэта в лирике В. В. Маяковского.
5. «Пойми живой язык природы — / И скажешь ты: прекрасен мир...» (И. С. Никитин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века.)
№ 16
1. а) Кошевой в доме Мелеховых. (Анализ главы 2 восьмой части книги четвертой романа М. А. Шолохова «Тихий Дон».)
б) Объяснение Давыдова с Варей. (Анализ эпизода из главы 24 книги второй романа М. А. Шолохова «Поднятая целина».) Дом Екатерины Ивановны. (Анализ эпизода из рассказа К. Г. Паустовского «Зарубки на сердце».)
2. «Онегин есть существо совершенно обыкновенное... Он также равнодушен ко всему окружающему; но не ожесточение, а неспособность любить сделало его холодным» (И. В. Киреевский). (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».)
3. а) Образы Варвары и Кудряша в пьесе А. Н. Островского «Гроза».
б) Образы Паратова и Карандышева в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница».
4. Тема любви в лирике С. А. Есенина.
5. «Человеку не избежать труда и тревоги духовной борьбы, потому что в этом и состоит достоинство... человеческого существа» (С. Л. Франк). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIX века.)
№ 17
1. Восприятие и истолкование стихотворения В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».
2. Почему произведение «Евгений Онегин» названо А. С. Пушкиным «свободным романом»?
Каковы причины и последствия дуэли Онегина с Ленским? (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».)
3. Финал романа и его связь с проблематикой произведения. (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» или «Дворянское гнездо».)
4. Образ человека-праведника в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор».
5. «В созданиях поэта люди... находят что-то давно знакомое им, что-то свое собственное, что они сами чувствовали или только смутно и неопределенно предощущали...» (В. Г. Белинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIX века.)
№ 18
1. а) Погоня за свитой Воланда. (Анализ 4-й главы первой части романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».)
б) Дом Турбиных в «тяжкое время». (Анализ 1-й главы первой части романа М. А. Булгакова «Белая гвардия».) Визит Швондера к профессору Преображенскому. (Анализ эпизода из 6-й главы повести М. А. Булгакова «Собачье сердце».)
2. «Чехов довел до виртуозности... обыкновенное изображение обыкновенной жизни» (В. В. Розанов). (По рассказам А. П. Чехова.)
3. Поколение «отцов» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
4. Темы и образы лирики М. И. Цветаевой.
5. «Мещанство — большое зло, оно, как плотина в реке, всегда служило только для застоя» (А. П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века.)
№ 19
1. Восприятие и истолкование стихотворения Ф. И. Тютчева «Эти бедные селенья...».
2. «“Мертвые души” Н. В. Гоголя — удивительная книга, горький упрек современной Руси, но не безнадежный» (А. И. Герцен).
3. Роль внесценических персонажей в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
4. Трагедия личности, семьи, народа в поэме А. А. Ахматовой «Реквием».
5. «Человек живет на свете не зря и не напрасно. И если от его дела все вокруг становится лучше, то это для него и есть самая большая удача» (А. Н. Арбузов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века.)
№ 20
1. а) Объяснение Аркадия и Кати. (Анализ эпизода из 25-й главы романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».) Сцена в саду после спора с Базаровым. (Анализ эпизода из 11-й главы романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».)
б) Спор Лаврецкого и Паншина. (Анализ эпизода из 33-й главы романа И. С. Тургенева «дворянское гнездо».)
2. «В Салтыкове есть... этот серьезный и злобный юмор, этот реализм, трезвый и ясный среди самой необузданной игры воображения...» (И. С. Тургенев).
3. Автор и Онегин в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
4. Трагедия русской деревни в лирике С. А. Есенина.
5. «Ложь перед самим собою — это наиболее распространенная и самая низкая форма порабощения человека жизнью» (Л. Н. Андреев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века.)
№ 21
1. Восприятие и истолкование стихотворения Б. Л. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!..». Восприятие и истолкование стихотворения Б. Л. Пастернака «Быть знаменитым некрасиво...».
2. Как раскрывается тема «русского бунта» в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»?
3. а) Борис и Тихон в пьесе А. Н. Островского «Гроза».
б) Тема «маленького человека» в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница».
4. Лирический герой ранней поэзии В. В. Маяковского. Тема поэта и поэзии во вступлении к поэме В. В. Маяковского «Во весь голос».
5. «Святыни бывают различные, и различна их иерархия. Но бесспорно среди них место Родины» (Б. К. Зайцев). (По одному из произведений русской литературы ХХ века.)
№ 22
1. а) Приезд Аркадия и Базарова в усадьбу Одинцовой. (Анализ 16-й главы романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».) Приезд Базарова в усадьбу Кирсановых. (Анализ 4-й главы романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».)
б) Встреча Лизы Калитиной с женой Лаврецкого. (Анализ эпизода из 39-й главы романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо».)
2. Что осуждает и что прославляет в человеке Горький романтик? В чем смысл противопоставления Данко и Ларры? (По рассказу М. Горького «Старуха Изергиль».)
3. Особенности конфликта в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
4. Образ родины в лирике С. А. Есенина.
5. «Снисхождение должно быть первою добродетелью. Снисхождение в речах, в поступках, в мыслях: оно-то дает эту прелесть доброты, которая едва ли не любезнее всего на свете...» (К. Н. Батюшков). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIХ века.)
№ 23
1. Восприятие и истолкование стихотворения А. А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе...».
2. Почему автор называет Печорина «героем времени»? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
3. Образ Савелия, богатыря святорусского, в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
4. Люди «дна»: характеры и судьбы. (По пьесе М. Горького «На дне».)
5. «Высшая задача таланта — своим произведением дать людям понять смысл и цену жизни» (В. О. Ключевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века.)
№ 24
1. Встреча Чичикова с Ноздревым в трактире. (Анализ эпизода из четвертой главы первого тома поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души».)
2. В чем смысл названия поэмы А. А. Блока «двенадцать»?
3. Герои-«недотепы» в драматургии А. П. Чехова. (По пьесе «Вишневый сад» или «Три сестры».) Комические образы и ситуации в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад».
4. Темы и образы лирики одного из современных отечественных поэтов.
5. «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования...» (Ф. М. Достоевский). (По одному из произведений русской литературы ХIХ века.)
№ 25
1. Восприятие и истолкование стихотворения А. С. Пушкина «Бесы».
2. а) Что сближает теорию Раскольникова с жизненной философией Свидригайлова? (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».) Как в романе развенчивается теория Раскольникова? (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».)
б) В чем смысл финала романа Ф. М. Достоевского «Идиот»?
3. Образ Родины в «Слове о полку Игореве». Тема Родины в «Слове о полку Игореве».
4. Философские мотивы лирики А. А. Ахматовой. Образ лирической героини в поэзии А. А. Ахматовой.
5. «Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или малом, и поднимается в нем великая сила — человеческая красота» (А. Н. Толстой). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века.)
№ 26
1. Дуэль Пьера с Долоховым. (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого «Война и мир», том 2, часть 1, главы 4 и 5.) Размышления Андрея Болконского в дороге. (Анализ эпизодов из романа Л. Н. Толстого «Война и мир», том 2, часть 3, главы 1 и 3.)
2. Какие вечные ценности утверждаются в лирике В. А. Жуковского?
3. Идейно-художественное своеобразие одной из сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина. Проблематика одной из сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина.
4. Тема любви в лирике В. В Маяковского.
5. «Дело жизни не в том, чтобы быть великим, богатым, славным, а в том, чтобы соблюсти душу» (Л. Н. Толстой). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века.)
№ 27
1. Восприятие и истолкование стихотворения А. С. Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье...»).
2. «Она [Ахматова] смотрела на мир сначала через призму сердца, потом через призму живой истории» (И. А. Бродский).
3. а) Роль Сони Мармеладовой в судьбе Раскольникова. (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».)
б) Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Ф. М. Достоевского «Идиот».
4. Раздумья о человеке в пьесе М. Горького «На дне».
5. «Человека не может не занимать природа, он связан с ней тысячью неразрывных нитей; он сын ее» (И. С. Тургенев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIХ века.)
№ 28
1. Встреча Печорина с Максимом Максимычем. (Анализ эпизода из главы «Максим Максимыч» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
2. «Так знать и любить природу, как умеет Бунин, — мало кто умеет» (А. А. Блок).
3. Внутренняя красота человека в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».
4. Изображение «старого мира» в поэме А. А. Блока «Двенадцать».
5. «Признание всякого человека в духовной деятельности — в постоянном искании правды и смысла жизни» (А. П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIХ века.)
№ 29
1. Восприятие и истолкование стихотворения А. А. Блока «Россия».
2. «В его романах душа человеческая изображается с реальностью, еще небывалой в нашей литературе» (Н. Н. Страхов). (По роману Л. Н. Толстого «Война и мир».)
3. Образ поэта и тема творчества в лирике А. С. Пушкина.
4. Роль женских образов в пьесе М. Горького «На дне».
5. «Себялюбие — самоубийство. Самолюбивый человек засыхает, словно одинокое дерево...» (И. С. Тургенев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIХ века.)
№ 30
1. а) Встреча Маргариты с Азазелло в сквере. (Анализ 19-й главы второй части романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».)
б) Возвращение Мышлаевского. (Анализ 14-й главы третьей части романа М. А. Булгакова «Белая гвардия».) Результаты воспитания Шарикова («Из дневника доктора Борменталя»). (Анализ фрагмента повести М. А. Булгакова «Собачье сердце».)
2. Как развивается тема свободы в лирике А. С. Пушкина?
3. Обломов и Штольц в романе И. А. Гончарова «Обломов».
4. Образ героя-бунтаря в поэзии В. В. Маяковского. Своеобразие сатирической лирики В. В. Маяковского.
5. «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный — невозможно...» (А. С. Пушкин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIX века.)
№ 31
1. Восприятие и истолкование стихотворения А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
2. «“Василий Теркин” Твардовского — поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль... и какой необыкновенный народный солдатский язык» (И. А. Бунин).
3. Образ жестокого мира в драматургии А. Н. Островского. (По пьесе «Гроза» или «Бесприданница».)
4. Тема любви в прозе М. А. Булгакова. (По роману «Мастер и Маргарита» или «Белая гвардия».)
5. «Жизнь скучна без нравственной цели...» (Ф. М. Достоевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIХ века.)
№ 32
1. Чичиков у Плюшкина. (Анализ эпизода из шестой главы первого тома поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души».)
2. «Блок создал новую форму эпической поэмы, и новизна формы находилась в прямом взаимодействии с новизной содержания» (Л. К. Долгополов).
3. Трагическое и жизнеутверждающее в любовной лирике Ф. И. Тютчева.
4. Смысл названия и проблематика одного из произведений И. А. Бунина.
5. «У всякого человека должно быть то, что он мог бы любить, во что он мог бы верить, что осмысливало бы его жизнь» (Л. Н. Андреев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века.)
№ 33
1. Восприятие и истолкование стихотворения В. В. Маяковского «Послушайте!».
2. Какова роль интерьера в раскрытии характеров героев поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»?
3. Образы «футлярных» людей в рассказах А. П. Чехова.
4. Особенности лирического героя поэзии С. А. Есенина.
5. «Воспитание — великое дело: им решается участь человека...» (В. Г. Белинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIХ века.)
№ 34
1. Анализ финала третьего акта пьесы М. Горького «На дне» (начиная с ремарки «Из окна Костылевых доносится крик Наташи»).
2. «Жуковский — это поэт стремления, душевного порыва к неопределенному идеалу» (В. Г. Белинский). (По лирике В. А. Жуковского.) «Его стихов пленительная сладость / Пройдет веков завистливую даль...» (А. С. Пушкин). (По лирике В. А. Жуковского.)
3. Семья Болконских и семья Ростовых в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Семья Ростовых в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».
4. Изображение русского характера в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека».
5. «Недовольство собою есть необходимое условие разумной жизни. Только это недовольство побуждает к работе над собою» (Л. Н. Толстой). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIХ века.)
№ 35
1. Восприятие и истолкование стихотворения М. Ю. Лермонтова «И скучно, и грустно».
2. В чем своеобразие спора о человеке и правде в пьесе М. Горького «На дне»?
3. Тема народных страданий в поэзии Н. А. Некрасова.
4. а) Образ Маргариты в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
б) Сны героев и их связь с проблематикой романа М. А. Булгакова «Белая гвардия». Черты революционной эпохи в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце».
5. «Найти свою дорогу, узнать свое место — в этом все для человека, это для него значит сделаться собой...» (В. Г. Белинский). (По одному из произведений русской литературы ХХ века.)
№ 36
1. Сцена объяснения между Наташей Ростовой и князем Андреем. (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого «Война и мир», том второй, часть третья, глава 23.) Князь Андрей в Отрадном. (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого «Война и мир», том второй, часть третья, глава 2.)
2. Можно ли в спорах ночлежников о правде, вере и человеке выделить позицию, близкую автору? (По пьесе М. Горького «На дне».)
3. Своеобразие сюжета и проблематики одной из баллад В. А. Жуковского. Сюжет и проблематика одной из баллад В. А. Жуковского.
4. Образ поэта в лирике Б. Л. Пастернака.
5. «Природа учит нас понимать прекрасное» (К. Г. Паустовский). (По одному из произведений русской литературы ХIХ века.)
№ 37
1. Восприятие и истолкование стихотворения А. А. Блока «Незнакомка».
2. «Любовь к людям у Достоевского — это живая и деятельная христианская любовь, неразрывная с желанием помогать и самопожертвованием» (И. Ф. Анненский). (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» или «Идиот».)
3. Чацкий и Репетилов в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Чацкий и Молчалин в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
4. Тема любви в лирике М. И. Цветаевой.
5. «Нет более просветляющего, очищающего душу чувства, как то, которое ощущает человек при знакомстве с великим художественным произведением» (М. Е. Салтыков-Щедрин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIХ века.)
№ 38
1. Письмо Веры Печорину. (Анализ фрагмента главы «Княжна Мери» из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
2. В чем своеобразие композиции поэмы В. В. Маяковского «Облако в штанах»? В чем своеобразие лирики В. В. Маяковского?
3. Драматургическое мастерство А. П. Чехова. (По пьесе «Вишневый сад» или «Три сестры».)
4. Философские мотивы лирики С. А. Есенина. Тема жизни и смерти в поэзии С. А. Есенина.
5. «Истинная суть и смысл культуры — в органическом отвращении ко всему, что грязно, подло, лживо, грубо, что унижает человека и заставляет его страдать» (М. Горький). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIХ века.)
№ 39
1. Восприятие и истолкование стихотворения А. С. Пушкина «Пророк».
2. «Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа ХIХ века» (О. Э. Мандельштам).
3. Тема времени в драматургии А. П. Чехова. (По пьесе «Вишневый сад» или «Три сестры».)
4. а) Смысл финала романа М. А. Шолохова «Тихий Дон».
б) Судьбы крестьянства в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина». Анализ рассказа М. А. Шолохова «Родинка».
5. «Тот самый пустой человек, кто наполнен собою» (М. Ю. Лермонтов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIХ века.)
№ 40
1. Объяснение Чацкого с Софьей. (Анализ 1-го явления третьего действия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».)
2. Каковы особенности композиции поэмы А. А. Ахматовой «Реквием»?
3. Проблема человека и среды в рассказах А. П. Чехова.
4. Мотивы и образы лирики одного из поэтов Серебряного века. Тема любви в поэзии Серебряного века. (На примере творчества одного из поэтов.)
5. «Снисхождение к злу очень тесно граничит с равнодушием к добру» (Н. С. Лесков). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века.)
№ 41
1. Восприятие и истолкование стихотворения А. А. Ахматовой «Песня последней встречи». Восприятие и истолкование стихотворения А. А. Ахматовой «Сегодня мне письма не принесли...».
2. «Чацкого роль — страдательная... Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная» (И. А. Гончаров). (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».)
3. Образы Коробочки и Собакевича в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Образ Плюшкина в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».
4. Тема революции в поэзии В. В. Маяковского.
5. «Совесть не может заблуждаться» (В. А. Жуковский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIХ века.)
№ 42
1. а) Жизнь Григория «в новом, женатом положении». (Анализ главы 3 второй части книги первой романа М. А. Шолохова «Тихий Дон».)
б) Сцена «бабьего бунта» в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина». (Анализ фрагмента главы 33 книги первой.)
2. «Одна из загадок «Ревизора» почему глупый и просто душный Хлестаков водит за нос умного по-своему и опытного в делах городничего» (Ю. М. Лотман). (По комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».)
3. Своеобразие гражданской лирики Н. А. Некрасова.
4. Образ Христа и загадка финала поэмы А. А. Блока «Двенадцать».
5. «Важно не то, что во всяком человеке есть зачатки добра и зла, а то, что из двух в ком пересилит» (В. С. Соловьев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIХ века.)
№ 43
1. Восприятие и истолкование стихотворения А. А. Фета «Вечер». Восприятие и истолкование стихотворения А. А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...».
2. В чем смысл названия поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»?
3. Народ и власть в произведениях М. Е. Салтыкова Щедрина. Тема народа в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина.
4. Нравственная проблематика лирики А. Т. Твардовского.
5. «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливы ми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе» (Д. С. Лихачев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века.)
№ 44
1. Отъезд князя Андрея на войну. (Анализ эпизода Л. Н. Толстого «Война и мир», том 1, часть 1, глава 25.) Андрей Болконский на поле боя под Аустерлицем. (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого «Война и мир», том 1, часть 3, глава 19.)
2. «Стихотворения Маяковского все время на острие комического и трагического» (Ю. Н. Тынянов).
3. Образ Бэлы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
4. Символика и ее роль в поэме А. А. Блока «Двенадцать».
5. «Страданиями и горем определено нам добывать крупицы мудрости...» (Н. В. Гоголь). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века.)
№ 45
1. Восприятие и истолкование стихотворения М. Ю. Лермонтова «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»).
2. а) В чем трагизм взаимоотношений Григория Мелехова, Аксиньи и Натальи? (По роману М. А. Шолохова «Тихий Дон».)
б) Что объединяет и что разделяет активистов Гремячего Лога? (По роману М. А. Шолохова «Поднятая целина».) Какое значение имела встреча Андрея Соколова и Ванюши для каждого из них? (По рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека».)
3. Сатирическое изображение «хозяев жизни» в прозе М. Е. Салтыкова-Щедрина.
4. Особенности композиции поэмы А. А. Блока «Двенадцать».
5. «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом...» (В. Г. Белинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы Х века.)
№ 46
1. а) Первая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем. (Анализ эпизода из главы 5 части 3 романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».)
б) Сцена венчания Настасьи Филипповны и князя Мышкина. (Анализ эпизода из главы 10 части 4 романа Ф. М. Достоевского «Идиот».)
2. Что вызывает протест у героя ранней лирики В. В. Маяковского?
3. Язык комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
4. Природа и человек в одном из произведений современной отечественной прозы.
5. «О, любовь, ты светла и крылата...» (В. В. Набоков). (По одному или нескольким произведениям русской литературы Х века.)
№ 47
1. Восприятие и истолкование стихотворения Б. Л. Пастернака «Во всем мне хочется дойти...».
2. «Герой интересует Достоевского как особая точка зрения на мир и на самого себя...» (М. М. Бахтин). (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» или «Идиот».)
3. Жанровое своеобразие пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума».
4. Тема русской деревни в одном из произведений современной отечественной прозы. Тема деревни в одном из произведений современной русской и родной литературы.
5. «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих...» (Ф. М. Достоевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века.)
№ 48
1. диалог Фамусова с Чацким. (Анализ 2-го явления второго действия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».)
2. Каковы художественные особенности лирики одного из современных поэтов? Каковы художественные особенности лирики одного из современных русских поэтов в сопоставлении с творчеством поэта родной литературы?
3. Любовь в жизни Обломова. (По роману И. А. Гончарова «Обломов».)
4. «Гримасы быта» в сатирической поэзии В. В. Маяковского.
5. «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться... а спокойствие — душевная подлость» (Л. Н. Толстой). (По одному из произведений русской литературы ХIХ века.)
№ 49
1. Восприятие и истолкование стихотворения Б. Л. Пастернака «Гамлет». Восприятие и истолкование стихотворения Б. Л. Пастернака «Никого не будет в доме...».
2. «Поэзия Ахматовой — лирический дневник много чувствовавшего и много думавшего современника сложной и величественной эпохи» (А. Т. Твардовский).
3. Евангельские мотивы в прозе Ф. М. Достоевского. (По роману «Преступление и наказание» или «Идиот».) «Униженные» и «оскорбленные» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
4. Проблема нравственного выбора в одном из произведений современных писателей о войне. Проблема нравственного выбора в одном из произведений современной русской и родной литературы о войне.
5. «...Ничто не проходит бесследно и... каждый малейший шаг имеет значение для настоящей и будущей жизни» (А. П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIХ века.)
№ 50
1. а) Свидание Катерины с Борисом. (Анализ 3-го явления сцены второй третьего действия пьесы А. Н. Островского «Гроза».)
б) Разговор Карандышева с Ларисой. (Анализ 4-го явления первого действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница».)
2. а) Как изображены Ершалаим и Москва в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»?
б) Каким предстает белое движение в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия»? Каков нравственный смысл рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»?
3. Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова.
4. Тема святости и греха в поэме А. А. Блока «Двенадцать».
5. «Истинное мужество немногоречиво: ему так мало стоит показать себя, что самое геройство оно считает за долг, не за подвиг» (А. А. Бестужев-Марлинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIХ века.)
№ 51
1. а) Разговор Катерины с Варварой. (Анализ 2-го явления второго действия пьесы А. Н. Островского «Гроза».)
б) Разговор Кнурова с Вожеватовым. (Анализ 2-го явления первого действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница».)
2. «Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то за каким-то поворотом будет ждать нас. И оборачиваться на Маяковского нам, а может быть, и нашим внукам придется не назад, а вперед» (М. И. Цветаева).
3. Онегин и Татьяна: два взгляда на жизнь. (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».) Тема любви в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
4. Образ современника в одном из произведений отечественной прозы последних десятилетий. Тема природы в творчестве В. Г. Распутина.
5. «Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (Д. С. Мережковский). (По одному из произведений русской литературы ХХ века.)
№ 52
1. Восприятие и истолкование стихотворения М. Ю. Лермонтова «Дума».
2. Как представляют себе счастье герои поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?
3. Тема любви в прозе И. С. Тургенева. (По роману «Отцы и дети» или «Дворянское гнездо».)
4. Особенности народного характера в прозе А. П. Платонова. Сила женского характера в рассказе А. П. Платонова «Песчаная учительница».
5. «Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собою» (Н. М. Карамзин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века.)
№ 53
1. а) Сон об убийстве лошади. (Анализ эпизода из главы 5 части 1 романа Ф. М. Достоевск