Сопоставительный анализ произведений Эрнеста Хемингуэя «Старик и море» и Виктора Астафьева «Царь-рыба».
Интересно сопоставить произведения, принесшие авторам мировую признательность. Повесть Хемингуэя впервые опубликована в 1952 году в журнале «Лайф», и уже в течение 48 часов было распродано более пяти миллионов экземпляров журнала. Автору присуждена главная литературная премия США — премия Пулитцера, а в 1954 году — Нобелевская премия. Сам Хемингуэй называл повесть «лучшим из написанного за всю мою жизнь».
Повесть Астафьева «Царь-рыба» входит в одноименную книгу (1972—1975), жанр которой автор определил как повествование в рассказах. За эту книгу писатель был награжден в 1975 году Государственной премией СССР.
— Как вы можете объяснить название повестей?
Почему не «Старик и рыба»? Можно ли считать название своеобразным символом? Почему из названия астафьевской повести исчезает человек и остается «царь-рыба»?
— В чем сходство сюжетов?
Перед читателем — единоборство «сильного» человека и гигантской рыбы (марлин и осетр тоже внешне похожи). Рыба — своеобразное воплощение природы вообще, мира в целом.
— Найдите описание рыбы в текстах. Какое чувство она вызывает у героя? У читателя? Обратите внимание, что Астафьев использует несобственно-прямую речь, поэтому описание осетра меняется в зависимости от состояния героя. Это и «доисторический ящер», чудище из учебника зоологии, «боровина», царь-рыба, оборотень, «водяная тварь», в то время как марлин остается великолепным созданием природы вплоть до самой своей смерти.
— В центре повествования — поединок. Подберите синонимы к этому слову. Какое из слов больше подходит к изображаемым ситуациям? (Единоборство, битва, сражение, дуэль, поединок, война, бой...)
Если в повести Хемингуэя перед нами дуэль или поединок (причем старик называет своего соперника другом), то в повести «Царь-рыба» война. «Её судьба была оставаться в темной глубине океана, вдали от всяческих ловушек, приманок и людского коварства. Моя судьба была отправиться за ней в одиночку и найти её там, куда не проникал ни один человек. Теперь мы связаны друг с другом», — говорит старик.
«Так вот оно как, на войне-то...» — думает Утробин. Война на уничтожение, объявленная человеком природе. Вот здесь один из ключиков к пониманию текста Астафьева: «...зачем же перекрестились их пути? Реки царь и всей природы царь — на одной ловушке. Караулит их одна и та же мучительная смерть».
— Что узнает читатель о героях (старике и Игнатьиче), какова их предыстория? Как описывают их авторы?
«Все у него было старое, кроме глаз, а глаза были цветом похожи на море, веселые глаза человека, который не сдается», — старик. «Лицо у Игнатьича цветущее, с постоянным румянцем на круто выступающих подглазьях и чуть впалых щеках. Стрижен Игнатьич под бокс, коротко и ладно». Обратите внимание — «подглазья» есть, а глаза? И руки: у одного «на руках виднелись глубокие шрамы, прорезанные бечевой, когда он вытаскивал крупную рыбу. Однако свежих шрамов не было», у другого — «без трещин и царапин, хоть и с режущими инструментами дело имеет».
— Сравните описание лодок: «парус был весь в заплатах из мешковины и, свернутый, напоминал знамя наголову разбитого полка» — «глядь, издали несется дюралька, задрав нос, чистенькая, сверкающая голубой и белой краской, мотор не трещит, не верещит, поет свою песню довольным, звенящим голоском — флейта, сладкозвучный музыкальный инструмент».
— К какому выводу привело сопоставление?
— Как относятся герои к миру и как мир относится к ним?
Оба они привыкли везде и всюду обходиться своими силами, они «мастера» и «хозяева», знающие свое дело. Старик сам называет себя «необыкновенным». На его душе нет грехов, он наивен и по-детски доверчив. Для него мир наполнен друзьями: «Море и ветер — мои друзья», «Рыба — она тоже мне друг». На берегу его ждет и верит в него мальчик. Рыбаки на Террасе подсмеиваются над ним, грустят, глядя на него, те, кто постарше, — тревожатся о нем.
О море старик «постоянно думал как о женщине, которая дарит великие милости или отказывает в них».
Это понимание приходит в конце в концов и к Утробину: «Природа, она, брат, тоже женского рода!» К Игнатьичу в поселке относятся вежливо и чуть заискивающе; он же, по словам автора, к односельчанам — с некоторой долей снисходительности и превосходства. Не любовь, а жгучая ненависть, смертельное соперничество связывают его с младшим братом — капитаном самоходки, тоже браконьером по прозвищу Командор. На его совести — «варначество», «грех», «вина» — унижение женщины, Глашки Куклиной.
— Уничтожит человек природу — погибнет сам. Что заставляет человека вступать в поединок?
Если отвечать словами авторов, то получится следующее. «Может быть, мне не нужно было становиться рыбаком, — думал он (старик). — Но ведь для этого я родился». Необходимость, судьба, работа, рыбацкая гордость... «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить» — это мнение старика или позиция автора, идея его произведения? «Чалдонская настырность, самолюбство, жадность, которую он (Игнатьич) почел азартом, ломали, корежили человека, раздирали на части».
— Утробин — браконьер. Какие ассоциации вызывает фамилия? Что это за литературный прием?
— Какой герой вам нравится?
Герой повести Хемингуэя — сильный, дружелюбный, смелый, упорный человек, которого «нельзя победить». «Кто тебя победил, старик? Никто. Просто я слишком далеко ушел в море». Каким был в начале повести, таким и остался.
— Какая авторская идея заключена в этой неизменности героя?
— Игнатьич симпатии у читателя не вызывает. Но вот что интересно: старик на протяжении всей повести не меняется. А вот с Утробиным происходят значительные изменения. Существует такая фраза: «Характер дан в развитии». Попытаемся проследить, как именно незаметно меняется герой.
В начале повести перед нами уверенный в себе «мастер высшей пробы», спокойно наблюдающий за гибелью «твари Божьей». Обратите внимание на его слова: «...ни Бога, ни черта не боюся, одну темну силу почитаю...»
Затем — попавший на собственный самолов растерянный, но не сдающийся рыбак, слабо, без надежды, умоляющий: «Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!».
В финале астафьевской повести Утробин (автор перестает называть его по фамилии, перед нами человек, он, ловец) изорванно сипит: «Прос-сти-итееее... се-еэээ... Гла-а-а-ша-а-а, прости-и-и».
Понимание, раскаяние, принятие заслуженной кары, смерти — не это ли спасает героя? «Яростная, тяжко раненная, но не укрощенная» рыба рвет уды, освобождая человека. «Иди, рыба, иди! Поживи, сколько можешь! Я про тебя никому не скажу!» — молвил ловец, и ему сделалось легче. Телу — оттого, что рыба не тянула вниз, не висела на нем сутунком, душе — от какого-то, еще не постигнутого умом, освобождения».
Исчезает в пастях акул красавец марлин, уходит в глубины Енисея осетр, царь-рыба. А что ждет Утробина, услышавшего звук мотора? Ведь на этой лодке плывет его брат Командор, ненавидящий старшего, не переживший раскаяния, но мучимый мыслями о гибели дочери Тайки. Спасет ли он брата-соперника? Астафьев ответа не дает. Над судьбой героев размышляет читатель.
IV. Итог урока.
— Можно ли считать текст Виктора Астафьева своеобразной репликой в диалоге, начатом Хемингуэем?
Конечно, нет. Это отдельное талантливое произведение, написанное неравнодушным человеком, которого волнует судьба природы и человечества. Но есть и диалог.
Домашнее задание.
Напишите рассуждение «Человек и природа», которое стало бы вашей репликой в диалоге, состоявшемся между Хемингуэем и Астафьевым.
Урок 54
(Итоговый)
Итоговый урок учитель проводит в соответствии с уровнем подготовки выпускников, с уровнем межличностных отношений в коллективе.
Это должно быть не просто обобщение изученного, но разговор о том, что знакомство с литературой обязательно продолжится и после окончания школы. Недаром книгу называют учебником жизни. На этом уроке можно поговорить и о планах ребят на будущее. Интересным будет и диспут «Значение литературы в наше время», «Литературные герои среди нас».
Урок можно провести в форме круглого стола «Проблемы молодежи и их отражение в современной литературе».
На самом последнем уроке литературы в школе можно выпустить праздничную газету с творческими работами «писателей» и «художников» класса. А может, это будет доверительная беседа учителя с учениками с пением под гитару любимых песен.
Главное этот урок должен запомниться.
Учитель с пожеланиями выпускникам прочитает стихотворение Э. Асадова «Учитесь»:
Учитесь мечтать, учитесь дружить,
Учитесь милых своих любить
И жить горячо и смело.
Воспитывать душу и силу чувств
Но сверхважнейшее дело!
— Позвольте, — воскликнет иной простак,
Но как же так?
Ведь в столбик они не множатся!
Главное в жизни без лишних слов —
Это найти и добыть любовь,
А счастье само приложится!
Спорщики, спорщики! Что гадать?
Реку времен не вернете вспять,
Чтоб заново жить бесконечно.
Так для чего ж повторять другим
Всех наших горьких ошибок дым,
Жизнь-то ведь быстротечна?!
Нельзя, не учась, водить самолет.
Но разве же проще любви полет,
Где можно стократ разбиться?
Веру, тепло и сердечность встреч
Разве легко на земле сберечь?
Как же тут не учиться?!
Учитесь, товарищи, уступать,
Учитесь по совести поступать
И даже в пиру — не упиться.
Не просто быть честным всегда и везде
Не только труднейшее из искусств,
С готовой, с красивой душой навек
И чтобы быть верным в любой беде,
Трижды не грех учиться!
Воспитывать чувства?
Отнюдь не рождается человек,
Ничто ведь само не строится.
Уверен, скромником и бойцом
Отзывчивым, умницей, храбрецом —
Учатся и становятся!
Но как это сделать? Легко сказать!
Как сделать? А душу тренировать
На искренность, на заботы.
Как в спорте, как в музыке, как в труде,
Тренаж нужен людям везде-везде,
Вот так и берут высоты.
Высоты всяческой красоты,
Любви и действительной доброты.
И нечего тут стыдиться!
Ведь ради того, чтоб не зря весь век
Носили мы звание — Человек, —
Стоит, друзья, учиться!
Приложение
Билеты с заданиями для выпускного
Экзамена по литературе
(2006—2007 учебный год)
Билет 1
1. Патриотическое звучание и нравственная проблематика «Слова о полку Игореве».
2. Тема революции и её воплощение в поэме А. А. Блока «Двенадцать».
3. Каковы главные причины лежания Ильи Ильича Обломова? (По роману И. А. Гончарова «Обломов».)
Билет 2
1. Образ поэта и тема творчества в лирике А. С. Пушкина (на примере 3—4 стихотворений по выбору).
2. Философские вопросы в прозе И. А. Бунина (на примере 1—2 произведений по выбору).
3. Какова роль евангельского сюжета о воскрешении Лазаря в понимании идеи романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»?
Билет 3
1. Образ Чацкого и проблема ума в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
2. Романтический идеал Человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль».
3. Почему встреча Базарова с Одинцовой не привела к счастью взаимной любви? (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».)
Билет 4
1. Своеобразие раскрытия любовной темы в лирике А. С. Пушкина (на примере 3—4 стихотворений по выбору).
2. Образ дна и проблема нравственного выбора человека в пьесе М. Горького «На дне».
3. Чем объясняется пассивность Кутузова во время Бородинского сражения? (По роману Л. Н. Толстого «Война и мир».)
Билет 5
1. Философские мотивы в лирике А. С. Пушкина (на примере 3—4 стихотворений по выбору).
2. Тема борьбы добра и зла в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
3. Почему для Катерины невозможен путь Варвары? (По пьесе А. Н. Островского «Гроза».)
Билет 6
1. Образ Печорина и тема поколения в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
2. Тема страшного мира в лирике А. А. Блока (на примере 2—3 стихотворений).
3. Чем отличается народное и барское представление о счастье? (По поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».)
Билет 7
1. Образ Маши Мироновой и смысл названия романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
2. Тема противостояния героя и толпы в ранней поэзии В. В. Маяковского (на примере 2-3 стихотворений по выбору).
3. Как в сатирических произведениях М. Е. Салтыкова Щедрина сочетаются злободневное и вечное? (На примере 1—2 произведений по выбору.)
Билет 8
1.Лирический герой поэзии М. Ю. Лермонтова (на примере 3—4 стихотворений по выбору).
2. Трагедия революции и Гражданской войны в романе М. Шолохова «Тихий дон».
3. Что указывает на недолговечность самодурной власти в пьесе А. Н. Островского «Гроза»?
Билет 9
1. Печорин и Максим Максимыч в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
2. Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне».
3. Какова роль притчи «О двух великих грешниках в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?
Билет 10
1. Судьба униженных и оскорбленных в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
2. Образ Руси в поэзии С. А. Есенина (на примере 2—3 стихотворений по выбору).
3. За что и как наказана госпожа Простакова в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»?
Билет 11
1.Сатира на чиновничество в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».
2. Образ матери и трагедия народа в поэме А. А. Ахматовой «Реквием».
3. В чем секрет обаяния Наташи Ростовой? (По роману Л. Н. Толстого «Война и мир».)
Билет 12
1. Сатира на помещичью Русь в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».
2. Интимное и гражданское в лирике А. А. Ахматовой (на примере 2 —3 стихотворений по выбору).
3. В чем смысл финала рассказа А. П. Чехова «Ионыч»?
Билет 13
1 . Образ Катерины и драма «горячего сердца» в пьесе А. Н. Островского «Гроза».
2. Тема России в лирике А. А. Блока (на примере 2—3 стихотворений по выбору).
3. Почему портрет Чичикова лишен ярких индивидуальных черт? (По поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».)
Билет 14
1. Конфликт поколений и его разрешение в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».
2. Мир человеческой души в лирике М. И. Цветаевой (на примере 2—3 стихотворений по выбору).
3. Что сближает балладу В. А. Жуковского «Светлана» с произведениями русского фольклора?
Билет 15
1. Философские мотивы в лирике Ф. И. Тютчева (на примере 2—3 стихотворений по выбору).
2. Образ русского труженика-солдата в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин».
3. Почему так трагически одинок лермонтовский Печорин? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
Билет 16
1. Изображение судеб народных в поэзии Н. А. Некрасова (на примере 3—4 стихотворений по выбору).
2. Нравственная проблематика современной отечественной прозы (на примере произведения по выбору).
3. Что сближает Пугачева и Гринева и в чем они расходятся друг с другом? (По роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка».)
Билет 17
1. Образ Ольги Ильинской и тема любви в романе И. А. Гончарова «Обломов».
2. Тема творчества в лирике Б. Л. Пастернака (на примере 2—3 стихотворений по выбору).
3. Каковы нравственные уроки финальной сцены романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»?
Билет 18
1. Жизнь человека и мир природы в лирике А. А. Фета (на примере 2—3 стихотворений по выбору).
2. Изображение народного характера в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор».
3. Почему побег лермонтовского Мцыри завершился у стен монастыря?
Билет 19
1. Мысль народная в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».
2. Гражданственность и исповедальность лирики А. Твардовского (на примере 2—3 стихотворений по выбору).
3. Какую роль в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» играет сцена бала?
Билет 20
1. Диалектика души героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир» (на примере одного из персонажей по выбору).
2. Своеобразие лирического героя поэзии О. Э. Мандельштама (на примере 2—3 стихотворений по выбору).
3. В чем смысл мистического финала повести Н. В. Гоголя «Шинель»?
Билет 21
1. Мысль семейная в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».
2. Особенности творчества одного из современных отечественных поэтов второй половины ХХ века (по выбору).
3. Каковы черты пушкинского идеала, воплощенного в образе Татьяны Лариной?
Билет 22
1. Герои и проблематика сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина (на примере одного из произведений писателя).
2. Философские мотивы лирики С. А. Есенина (на примере 2—3 стихотворений по выбору).
3. В чем смысл противопоставления Петра Первого и бедного Евгения в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»?
Билет 23
1. Теория Родиона Раскольникова и её развенчание в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
2. Герои и проблематика одного из произведений современной отечественной драматургии второй половины ХХ века (по выбору).
3. В чем своеобразие патриотической темы в лирике М. Ю. Лермонтова?
Билет 24
1. Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
2. Своеобразие сатиры В. В. Маяковского (на примере 2—3 произведений по выбору).
3. Как в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» совмещаются черты комедии и драмы?
Билет 25
1. Тема гибели дворянских гнезд в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад».
2. Своеобразие художественного мира одного из поэтов Серебряного века (на примере 2—3 стихотворений по выбору).
3. Что привело отношения Онегина и Ленского к трагической развязке? (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».)