Проблематика повести Ю. Трифонова «Обмен».
1) — Вспомните сюжет произведения.
Живет семья Виктора Георгиевича Дмитриева, работника одного из НИИ, в коммуналке. Дочь Наташка — подросток — за занавеской. Мечта Дмитриева съехаться матерью не находила поддержки у Лены, его жены. Все изменилось, когда мать прооперировали по поводу рака. Лена сама заговорила об обмене. Поступки и чувства героев, проявляющиеся при решении этого житейского вопроса, завершившегося удачным обменом, а вскоре и смертью Ксении Федоровны, и составляют содержание небольшой повести.
— Итак, обмен — сюжетный стержень повести, но можно ли сказать, что это и метафора, которую использует автор?
2) Главный герой повести — представитель третьего поколения Дмитриевых.
Дед Федор Николаевич интеллигентен, принципиален, гуманен.
— А что можно сказать о матери героя?
Найдите характеристику в тексте:
«Ксению Федоровну любят друзья, уважают сослуживцы, ценят соседи по квартире и по павлиновской даче, потому что она доброжелательна, уступчива, готова прийти на помощь и принять участие...»
А вот Виктор Георгиевич Дмитриев попадает под влияние жены, «олукьянивается». Суть названия повести, ее пафос, авторская позиция, как она вытекает из художественной логики повести, раскрываются в диалоге Ксении Федоровны с сыном об обмене: «Я очень хотела жить с тобой и Наташенькой... — Ксения Федоровна помолчала. — А сейчас нет» — «Почему?» — «Ты уже обменялся, Витя. Обмен произошел».
— В чем смысл этих слов?
3) Из чего складывается образ главного героя?
(Характеристика образа с опорой на текст.)
— Чем заканчивается наметившийся конфликт с женой по поводу обмена?
(«... Он лег на свое место к стене и повернулся лицом к обоям».)
— Что выражает эта поза Дмитриева?
(Это желание уйти от конфликта, смирение, непротивление, хотя на словах он и не согласился с Леной.)
— А вот еще тонкая психологическая зарисовка: засыпающий Дмитриев ощущает на своем плече руку жены, которая сначала «слегка поглаживает его плечо», а потом давит «с немалой тяжестью».
Герой понимает, что рука жены приглашает его повернуться. Он сопротивляется (так автор детально изображает внутреннюю борьбу). Но... «Дмитриев, ни слова не говоря, повернулся на левый бок».
— Какие еще детали указывают на подчинение героя жене, когда мы понимаем, что он человек ведомый?
(Утром жена напомнила о необходимости поговорить с матерью.
«Дмитриеву что-то хотелось сказать но он, «сделав два шага вслед за Леной, постоял в коридоре и вернулся в комнату».)
Эта деталь — «два шага вперед» — «два шага назад» — наглядное свидетельство невозможности для Дмитриева выйти за рамки, которые навязаны ему внешними обстоятельствами.
— Чью оценку получает герой?
(Его оценку мы узнаем от матери, от деда: «Ты человек не скверный. Но и не удивительный».)
4) На право называться личностью Дмитриеву отказано его родными. Лене отказано автором: «... она вгрызалась в свои желания, как бульдог. Такая миловидная женщина-бульдог... Она не отпускала до тех пор, пока желания — прямо у нее в зубах — не превращались в плоть...»
Оксюморон[2] миловидная женщина-бульдог еще больше подчеркивает отрицательное отношение автора к героине.
Да, Трифонов явно определил свою позицию. Этому противоречит высказывание Н. Ивановой: «Трифонов не ставил перед собой задачи ни осудить, ни наградить» своих героев задача была иная — понять» Это верно отчасти…
Думается, более справедливо другое замечание этого же литературного критика « за внешней простотой изложения, спокойной интонацией, рассчитанной на равного себе и понимающего читателя, — трифоновская поэтика. И — попытка социального эстетического воспитания».
— Каково ваше отношение к семье Дмитриевых?
— Хотелось ли вам, чтобы так складывалась жизнь и в ваших семьях?
(Трифонов сумел нарисовать типичную картину семейных отношений нашего времени: феминизация семьи, переход инициативы в руки хищниц, торжество потребительства, отсутствие единства в воспитании детей, потеря традиционных семейных ценностей. Стремление к покою как единственной радости заставляет мужчин мириться со своей второстепенностью в семье. Они теряют твердое мужское начало. Семья остается без главы.)
III. Итог урока.
— Над какими вопросами заставил задуматься автор повести «Обмен»?
— Согласитесь ли вы с тем, что Б. Панкин, говоря об этой повести, называет жанр, сочетающий в себе физиологический очерк современного городского быта и притчи?
Домашнее задание.
«Обмен увидел свет в 1969 году. В эту пору автора порицали за воспроизведение «страшной типы мелочей», за то, что в его творчестве «нет просветляющей правды», за то, что в повестях Трифонова бродят духовные мертвецы, притворяющиеся живыми. Идеалов нет, человек измельчал и унижен, раздавлен жизнью и собственным ничтожеством».
— Выразите свое отношение к этим оценкам, ответив на вопросы:
• Что в повести выходит на первый план при восприятии ее сейчас нами?
• Действительно ли у Трифонова нет идеалов?
• Останется ли, по вашему мнению, эта повесть в литературе и как ее будут воспринимать еще через 40 лет?
Урок 31
Драматургия 50-90-х годов.
Нравственная проблематика
Пьес Вампилова
Цели: дать обзор жизни и творчества Вампилова; раскрыть своеобразие пьесы «Утиная охота»; Развивать умение анализировать драматическое произведение
Ход урока
I. Вступительная беседа.
— Когда так говорят: «сон в руку», «вещий сон»?
— Бывают ли на самом деле сны «вещими»?
«Дорогая Тася! — обращается к жене отец Вампилова в ожидании его рождения... я уверен, все хорошо. И, вероятно, будет разбойник и боюсь, как бы он не был писателем, так как во сне вижу писателей.
Первый раз, когда мы с тобой собирались, в ночь выезда, я во сне с самим Львом Николаевичем Толстым искал дроби, и нашли...»
19 августа 1937 года: «Молодец, Тася, все-таки родила сына. Как бы не оправдал второе... У меня, знаешь, вещие сны».
Сны, действительно, оказались вещими. Сын, четвертый ребенок в семье, вырос в писателя-драматурга Александра Валентиновича Вампилова.