Вопрос 3. Анализ текстов научного стиля.
Упражнение 7.Докажите, что текст "Литературный язык" принадлежит научному стилю речи. Для этого покажите, в чём здесь проявляются:
А) общие признаки научного стиля:
- точность и ясность;
- логичность;
- объективность.
Б) грамматические нормы научного стиля:
- нормы употребления глаголов;
- нормы употребления существительных;
- нормы употребления прилагательных;
- синтаксические нормы.
Упражнение 8.Вставьте в текст "Научный стиль" пропущенные средства связи.
НАУЧНЫЙ СТИЛЬ
Сфера деятельности, в которой функционирует научный стиль, - это наука. Этот стиль обладает большим разнообразием речевых жанров.
. ........ , это научная монография, научная статья, учебники, аннотации, рефераты, научные доклады, лекции, научные дискуссии и так далее.
Научный стиль реализуется преимущественно в письменной форме речи. ...... с развитием средств массовой коммуникации, с ростом значимости науки в современном обществе, увеличением числа научных конференций, семинаров возрастает рост устной научной речи.
Основными чертами научного стиля являются точность, логичность и объективность изложения. ......они организуют в систему все языковые средства, формирующие этот функциональный стиль. Для этогофункционального стиля характерно использование специальной терминологической лексики. ...... большое место занимают международные термины. ........, менеджер, менеджмент, риэлтер и т.д.
Объём текста в научном стиле увеличивается не столько за счёт употребления различных слов, сколько за счёт многократного повторения одних и тех же. ....... ..... .......следующий отрывок:
"Транспортные межцеховые связи по основным видам сырья и готовой продукции, а также передачи грузов между производственными цехами и объектами складского и транспортного назначения в большинстве своём обеспечиваются непрерывным транспортом. Автотранспортом готовая продукция поставляется потребителям, близко расположенным, им же выполняются подсобные погрузо-разгрузочные работы".
Слова для справок: в частности, однако, именно, причём, примером может служить ..., например.
Упражнение 9.Свяжите два предложения, заменив выделенные слова местоимениями.
1) В научном функциональном стиле отсутствует лексика с разговорной окраской. Научномустилю в меньшей степени, чем публицистическому или художественному свойственна оценочность.
2) Синтаксические структуры в научном стиле максимально показывают отстранённость автора, объективность излагаемой информации. Отстранённость автора, объективность излагаемой информации выражаются в использовании вместо 1-го лица (я, мы) обобщённо-личных и безличных конструкций.
3) Практически любой научный текст может содержать графическую информацию (таблицы, рисунки, графики). Содержание графической информации одна из черт научного стиля речи.
Упражнение 10. Повторим нормы согласования подлежащего и сказуемого. Вставьте пропущенные окончания.
1) Пришл_ большинство студентов.
2) Большинство студентов постоянно посещал_ лекции по статистике.
3) Ряд учёных предложил_ различные методы решения задачи.
4) Преимущество европейцев над прочими народами в 19 веке считалось очевидным. Но прошл_ полтора века и стало ясно, что европейское преобладание в мире - только эпизод истории.
5) В начале века, да и в двадцатых годах, выскал_ сь различными заводами множество электрических автомобилей.
6) Большинство известных мастеров ушу в Китае был_ замечательными литераторами, поэтами, мудрыми императорскими советниками.
ПРАКТИКУМ № 9
Вопросы 1. Тезисы как жанр научного стиля речи.
Упражнение 1.В соответствии с планом расскажите о том, что такое тезисы.
План
1) Что такое тезисы?
2) Чем тезисы отличаются от тезиса?
3) Какие виды тезисов существуют?
4) Что такое первичные тезисы, чем они отличаются от полного текста статьи, доклада?
5) На основе чего пишутся вторичные тезисы?
6) Какова структура тезисов? (Ответ: Структура тезисов состоит из ...)
Упражнение 2.А) Сравните тексты статьи и тезисов. Определите структуру тезисов. Правильно ли они оформлены?
БЕДНОСТЬ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
1. Бедность - черта любого современного общества.
2. Проведённое нами исследование имело целью уточнение определения бедности.
3. С определением Сенна "Если семья или отдельный человек не имеет достаточных средств для удовлетворения минимального стандарта потребления, то такая семья или человек являются бедными" согласилось большинство опрошенных студентов.
4. При изучении студенчества бедность должна считаться относительным понятием, так как представители студенчества сравнивают своё материальное состояние с материальным состоянием окружающих людей, таких же студентов, в результате чего определяют своё материальное благосостояние как "нормальное".
5. На восприятие понятия "бедность" также большое влияние оказывает семья, воспитавшая индивида.
Б) Найдите во всех пяти предложениях полдежащие и сказуемые, определите типы предложений.
Упражнение 3.Напишите тезисы статьи "Языковая политика и методика преподавания иностранных языков за рубежом".