Сочинение типа «анализ средств художественной выразительности»
Чтобы написать сочинение на данную тему, необходимо хорошо владеть литературоведческой терминологией, свободно ориентироваться в тексте (текстах) художественного произведения и понимать причины обращения автора к определённому средству выразительности («любимому»).
ВАРИАНТЫ ТЕМ
- И.С.Тургенев как мастер диалога
- Метонимия в поэзии А.С.Пушкина
- Роль пейзажа в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
- Л.Н.Толстой – портретист…
СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ
ВСТУПЛЕНИЕ
- Дать определение (или определения) предлагаемого литературоведческого термина, краткий анализ разных взглядов на понятие.
- Ретроспективный взгляд на традицию использования предлагаемого приёма в русской литературе
- Историко-литературный экскурс использования предлагаемого термина в литературе.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
- Определить произведения, в которых встречается предлагаемое средство выразительности (если произведение определено темой, найти приём в тексте).
- Для нескольких произведений проследить изменения в использовании приёма, показать его многообразие, основываясь на анализе цитат.
- Объяснить причины использования предлагаемого приёма (частотность, многообразие, чего добивается автор этим приёмом, какую роль приём играет в раскрытии идейного замысла произведения, какую художественную нагрузку несёт).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Надо показать, что тот или иной приём (средство выразительности) играют важную роль в раскрытии замысла писателя, а часто используемый одним и тем же писателем приём является своеобразным ключом к пониманию его произведения или творчества.
ТИПИЧНЫЕ НЕДОЧЁТЫ
- Непонимание (незнание) литературоведческой терминологии
- Отсутствует анализ средств художественной выразительности
- Отсутствует обобщение
- Анализ средств выразительности подменён их называнием или пересказом (цитированием)
- Изложение теории подменяет анализ терминов
- Нарушена логика повествования
- Отсутствует опора на текст
СОЧИНЕНИЕ ТИПА «ЭССЕ»
Цель данного типа сочинения: создать всеохватывающее представление об уникальности личности пишущего.
Эссе – разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а
изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций.
( Литература. Справочные материалы. М.: Просвещение. – 1989)
Эссе – очерк, трактующий литературные, философские, социальные и другие проблемы не в
систематическом научном виде, а в свободной форме.
(Современный толковый словарь русского языка под ред С.А.Кузнецова.
- М.: Ридерз Дайджест. 2004)
Отличительной особенностью эссе является его краткость.
Эссе обладает определённым внутренним единством, которое сохраняется на протяжении всего текста.
Выделяют два типа эссе:
- Эссе субъективное, личностное, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности.
- Эссе объективное («серьёзное»), где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее.
Традиционно эссе – форма личностного выражения. Его характеризуют свобода построения и лёгкая, неспешная манера изложения с многочисленными отклонениями от темы и ассоциативными ходами. Эссе – литературный жанр, что совсем не обязательно делает его предметом литературы, однако в нём используются все ресурсы искусства слова: тропы, каламбуры, ритм и все возможные приёмы риторики, призванные отразить личность и темперамент автора.
Традиционно 9 классы пишут эссе для портфолио. Такое эссе представляет собой «очеловеченное» резюме (резюме – официально-деловая бумага, содержащая информацию об образовании, умениях, возможностях, результатах профессиональной деятельности, потенциальных возможностях пишущего).
Для написания такого варианта эссе удобно придерживаться следующего плана:
- Представление себя.
- Анализ результатов учебной деятельности.
- Результаты во внеурочной учебной деятельности.
- Участие и достижения во внеурочной (школьной и внешкольной) деятельности.
- Личностные качества, определяющие результаты Вашей деятельности.
- Увлечения, досуг.
- Перспективы на будущее (связанные с учёбой, интересами, выбором профессии; каким Вы хотите видеть себя в будущем? Что для этого надо сделать? Какие личностные качества надо развивать, с чем необходимо расстаться?)
Сочинение – эссе не предполагает большой объём. Главные умения, которые должен показать ученик в своей работе, связаны с раскрытием своей личности в свободной, непринуждённой форме с долей самокритики, лёгкой иронии и юмором. Эссе такого типа предполагает элементы психоанализа.