Кузнецова Н.И., Байкулова А.Н.

Кузнецова Н.И., Байкулова А.Н.

Современный русский язык (фонетика, орфоэпия, графика, орфография):Учебное пособиедля студентов-филологов. – Саратов; Изд-во Сарат. ун-та, 2011. – 50с.

ISBN 978-5-292-03733-0

Пособие содержит сведения по фонетике, фонологии, орфоэпии, орфографии, дидактический материал для закрепления знаний.

Пособие предназначено для студентов филологического факультета, обучающихся по профилю «Отечественная филология».

Рекомендуют к печати:

Кафедра русского языка и речевой коммуникации

Кандидат филологических наук, доцент Н.В. Свешникова

Печатается по решению Ученого совета Института филологии и журналистики Саратовского государственного университета

УДК [808.2-1+808.2–4](075.8)
ББК 81.2Рус-923

Работа издана в авторской редакции

ISBN 978-5-292-03733-0

©Байкулова А.Н., Кузнецова Н.И., 2011

ПРЕДИСЛОВИЕ

«Фонетика» – самостоятельный раздел университетского курса «Современный русский язык» (профиль «Отечественная филология»), объединяющий в себе сведения по фонетике и фонологии русского языка, орфоэпии, графике и орфографии. Такое объединение связано с тем, что изучение фонетической системы языка является необходимой базой для овладения орфоэпическими нормами, освоения и понимания орфографических правил русского литературного языка. Кроме того, знание фонетических особенностей русского языка способствует более глубокому усвоению его лексической системы, облегчает понимание принципов строения и порождения производного слова в словообразовании, а также помогает более осознанно усваивать морфологические и синтаксические особенности устной и письменной речи. Таким образом, основательное изучение раздела «Фонетика» должно стать неотъемлемой частью профессиональной подготовки филолога.

Представление об особенностях фонетической системы русского языка, полное овладение современными нормами русского литературного произношения и правописания крайне необходимы журналистам, референтам, редакторам, переводчикам.

Предназначенное для студентов филологического факультета, пособие может быть использовано также студентами-нефилологами: сведения по орфоэпии и орфографии могут оказаться полезными при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи».

Все больше внимания уделяется фонетике и орфоэпии в школьном курсе русского языка. Задания по этим разделам включаются как в материалы олимпиад, так и в экзаменационное тестирование. Поэтому рекомендуем ознакомиться с данным пособием учителям и учащимся средних учебных заведений с углубленным изучением русского языка.

Настоящее пособие включает в себя программу курса, справочный аппарат (алфавитный перечень основных понятий и терминов[1], образцы всех видов разборов), практические задания для первичного закрепления полученных знаний, варианты обобщающей контрольной работы, тест.

ПРОГРАММА

Содержание программы является основой для формулировки экзаменационных вопросов и может служить ориентиром в самостоятельном изучении студентами-заочниками данного раздела курса «Современный русский язык» (программа составлена на основе программы «Современный русский язык». – М., МГУ, 1986).

Фонетика

1. Фонетика – раздел науки о языке, изучающий материальную базу языка. Связь фонетики с лексикой, морфологией и синтаксисом. Артикуляционный (анатомо-физиологический), акустический и психолингвистический (функциональный) аспекты изучения звуков речи. Принцип фонетической транскрипции.

2. Сегментные и суперсегментные фонетические единицы и принципы их разграничения. Сегментные единицы фонетики: звуки речи. Суперсегментные единицы: слог, ударение, синтагма, фраза, интонация.

3. Артикуляционная классификация звуков речи. Части артикуляции отдельного звука: приступ, выдержка, отступ.

Гласные и согласные звуки речи.

Принципы артикуляционной классификации согласных звуков.

Принципы артикуляционной классификации гласных звуков.

Экспериментальное (инструментальное) изучение артикуляций русских звуков (палатография, рентгенография, осциллография, спектрография).

4. Акустическая классификация звуков речи. Теоретическое значение и практические цели акустической классификации. Дихотомичность – основной принцип этой классификации. Достоинства и недостатки акустической классификации.

Экспериментальные (инструментальные) методы изучения акустических признаков звуков русской речи.

5. Фонологическая система русского языка. Понятие фонемы. Дифференциальные и интегральные признаки фонем. Гиперфонема.

Позиционные чередования фонем. Классификация позиций. Позиции сильные и слабые. Позиция нейтрализации фонем. Отличие позиционных чередований от непозиционных (традиционных, исторических).

6. Состав гласных фонем русского языка, их дифференциальные признаки и функциональные свойства в русской речи.

7. Позиционные чередования гласных фонем. Позиционные чередования гласных в сильной и слабой позициях. Редукция качественная и количественная. Аккомодация. Стилистические различия в проявлении позиционных чередований гласных в современной литературной речи.

8. Состав согласных фонем русского языка, их дифференциальные признаки и функциональные свойства в русской речи. Сильные и слабые позиции согласных фонем в речевом потоке.

9. Позиционные чередования согласных фонем в сильной и слабой позициях. Ассимиляция, диссимиляция, оглушение, смягчение согласных, чередование с нулем звука (непроизносимые согласные). Стилистические различия в проявлении позиционных чередований согласных в современной русской литературной речи.

10. Значение фонологии для верного понимания закономерностей языковой системы, для реализации практических целей изучения языка (выработка методов преподавания фонетики, обучение произношению, выявление и систематизация орфоэпических норм, усовершенствование орфографии и т. д.).

11. Фонетическая и фонематическая транскрипции, их принципы, цели, задачи. Преобразование фонетической транскрипции в фонематическую.

12. Суперсегментные единицы фонетики, их классификация и общая характеристика (слог, ударение, синтагма, фраза, интонация).

Фонетическое слово и его признаки.

13. Слог как суперсегментная фонетическая единица. Фонетическая природа слога. Современные теории слогообразования. Слоговые и неслоговые звуки. Принципы слогоделения в современном русском языке. Типы слогов (открытые, закрытые, неприкрытые, прикрытые).

14. Словесное ударение в русском языке и его фонетическая природа. Акустические и артикуляционные отличия ударных слогов от безударных в русском языке. Место словесного ударения в фонетическом слове. Функции словесного ударения.

15. Принципы членения русской речи на такты, фонетические синтагмы и фразы. Различение синтагматического, логического и фразового ударений в устной речи.

16. Интонация как суперсегментная фонетическая единица. Фонетическая природа интонации, ее основные акустические компоненты (мелодика, длительность, интенсивность, темп, тембр, пауза и т. д.). Основные функции интонации: фразообразующая, выделительная, грамматическая, эмоциональная и т. д. Типы русской интонации. Основные интонационные конструкции (по Е.А. Брызгуновой). Современные теории русской интонации. Стилистические особенности интонационного оформления русской речи.

Орфоэпия

1. Орфоэпия – раздел науки о языке, изучающий совокупность произносительных норм русского литературного языка, их возникновение и функционирование в современной русской речи. Прагматическая направленность орфоэпии (выработка произносительных рекомендаций на основе изучения устной литературной речи). Связь орфоэпии с фонетикой и грамматикой.

2. Орфоэпическая норма и ее признаки: прагматичность, императивность, устойчивость, вариантность, соотношение нормы и орфоэпической ошибки. Произносительные (фонетические), акцентологические (словесное ударение), просодические (интонация) орфоэпические нормы. Орфоэпические нормы и варианты произношения грамматических форм.

3. Фонетические законы и орфоэпические нормы. Орфоэпические нормы, соответствующие фонетическим законам (произношение безударных гласных, оглушение согласных, смягчение согласных и т.д.). Орфоэпические нормы, не соответствующие фонетическим законам русского языка (произношение отдельных сочетаний согласных, произношение отдельных грамматических форм и т.д.).

4. История формирования современных орфоэпических норм русского языка. Старомосковское и старопетербургское литературное произношение. Современное соотношение этих типов произношения.

5. Орфоэпические варианты и причины их появления. “Старшая” и “младшая” произносительные нормы. Социальная и территориальная дифференциация литературного произношения. Стилистические варианты орфоэпических норм.

6. Основные стилистические разновидности русского литературного произношения. Общая характеристика полного, высокого и разговорного стилей произношения. Орфоэпические особенности современной сценической речи.

7. Орфоэпические нормы в области гласных. Качество редукции после твердых и мягких согласных, начальные безударные гласные, безударные гласные после [ш[, [ж], [ц], безударные гласные в разных стилях литературного произношения.

8. Орфоэпические нормы в области согласных: орфоэпические особенности позиционных чередований согласных в разных стилях произношения, двойные согласные, непроизносимые согласные, соотношение заднеязычных [г]-[g], произношение отдельных сочетаний согласных – [чн], [чт], [сч], [зч], [шч], [стч], [здч], [жд’], [зж].

9. Орфоэпические особенности произношения заимствованных слов: безударные [э], [о] в начале слов, качество согласных перед [э] в середине слов, произношение сочетаний согласных [дж], [дз] и др.

10. Орфоэпические особенности произношения отдельных грамматических форм: прилагательные на –кий, –гий, –хий, глаголы на –кивать, –гивать, –хивать, возвратные формы глагола, окончания прилагательных –ого, –его, формы имен собственных и т.д.

11. Орфоэпическая характеристика русского словесного ударения: акцентные особенности разных частей речи, словесное ударение в отдельных грамматических формах. Место ударения в заимствованных словах. Исторические изменения в акцентных нормах.

12. Просодические нормы современного русского языка. Интонационные характеристики разных стилей современного литературного произношения.

Графика

1. Общая характеристика русского алфавита. Соотношение фонем и букв. Обозначение фонемы <j>. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных фонем.

2. Фонетическое содержание букв е, ё, ю, я. Особое соотношение букв э-е в современном русском письме.

3. Знаки алфавита, не имеющие фонемного соответствия: щ, ъ, ь, их функции в составе алфавита.

Орфография

1. Общая характеристика русской орфографии. Понятие орфограммы и орфографического правила.

2. Общая характеристика основных принципов современной орфографии: фонемно-морфемный, фонетический, традиционно-исторический, дифференцирующий и др. Анализ главнейших правил русской орфографии с точки зрения ее основных принципов.

3. Правила русской орфографии, не соответствующие ее основным принципам: слитные, раздельные и дефисные написания, использование прописной буквы, правила переноса слов.

4. Реформа русского письма в 1917–1918 годах. Попытки улучшить русское письмо в 1930–1960 годах. Возможность усовершенствования современной русской орфографии. Новый свод орфографических правил русского языка (Н.С. Валгина, Н. А. Еськова, О.Е. Иванова, С.М. Кузьмина, В.В. Лопатин, Л.К. Чельцова «Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник». – М., 2007.)

ФОНЕТИКА

2.1. Основные понятия и термины

Акустическая классификация

Артикуляция

Артикуляционная классификация гласных

Артикуляционная классификация согласных

Гиперфонема

Гласные звуки

Дифференциальные признаки фонем

Звук языка (звукотип)

Звук речи

Интегральные признаки фонем

Интонация

Интонационная конструкция (ИК)

Логическое ударение

Непозиционные (исторические) чередования

Органы речи

Перцептивная фонетика

Позиционные чередования

Позиционные чередования гласных

Позиционные чередования согласных

Речевой такт

Сегментная фонетика

Слог

Согласные звуки

Состав гласных фонем

Состав согласных фонем

Словесное ударение

Синтагма

Синтагматическое ударение

Суперсегментная фонетика

Транскрипция

Фонема

Фонетика

Фонематическая транскрипция

Фонетическая транскрипция

Фонетическое слово

Фонологическая позиция

Фраза

Фразовое ударение



Акустическая классификация имеет целью описание речевого звука как физического явления. У речевого сигнала определяются частотные характеристики, спектральный состав, длительность, интенсивность, прерывность звучания. В основе акустической классификации лежит принцип дихотомии (двучленности), что дает возможность и гласные, и согласные звуки характеризовать по следующим противопоставленным признакам:

Вокальность – невокальность Акустическое содержание признака:наличие или отсутствие чётко выраженной формантной структуры в спектре звука (форманты – пики в спектральной картине звука).
Вокальные – все гласные с чёткой формантной структурой, сонорные согласные. Невокальные – шумные согласные
Консонантность – неконсонантность Акустическое содержание признака:низкий или высокий общий уровень энергии (интенсивности).
Консонантные – все согласные (характеризуются низким уровнем энергии, небольшой интенсивностью) Неконсонантные – все гласные (характеризуются высоким уровнем энергии)
Высокая тональность – низкая тональность. У звуков высокой тональностиосновная энергия сосредоточена в верхней части спектра, в высоких частотах, а у звуков низкой тональности она сосредоточена в нижней части спектра, в низких частотах.
Высокие – гласные переднего ряда [и],[э]; зубн.согл; [ j], [л’] Низкие – гласные неперед. ряда [у],[о]; губн. и заднеязыч.согл.; [л].
Диффузность – компактность У диффузныхзвуков энергия распределена по всему спектру или по его краям, а укомпактныхзвуковона сконцентрирована в узкой части спектра.
Диффузные – [и],[э], [у]; губн. и зубн.согл. Компактные – [а], [о]; небн. согл.
Бемольность – небемольность У бемольных звуков частоты всех формант понижены по сравнению с небемольными.
Бемольные – гласные [о], [у]; огублен. согл. Небемольные - [и], [э], [а]; неогубл. согл.
Диезность – недиезность У диезныхзвуков верхние форманты сдвинуты вверх и /или усилены по сравнению с недиезными.
Диезные – [.а. ], [ .у..], [.о.], [и], [.э.]; мягкие согл. Недиезные – [у], [э], [о], [а]; твердые согл.
Прерванность – непрерывность Прерванные – согласные, при образовании которых на какое-то время происходит смычка органов речи, вследствие чего возникает полное или частичное отсутствие звуковых колебаний.
Прерванные – смычно-взрывные согласные [б], [п], [д], [т], [г], [к]; аффрикаты [ц], [ч]; [р], [р’] Непрерывные – все гласные; все согл., кроме смычно-взрывных и [ц], [ч]; [р], [р’]
Глухость – звонкость Акустическое содержание признака – наличие или отсутствие гармонических колебаний в нижних частотах. Для звонких звуков характерно наличие гармонических колебаний в нижних частотах («голосовой барьер»), для глухих – отсутствие колебаний.
Глухие – глухие шумные согласные Звонкие – гласные, сонорные согласные, звонкие шумные согласные.

Артикуляция – движение и фиксированное положение органов речи при произнесении звуков речи. Три этапа артикуляции: приступ (подготовка органов к произнесению звуков), выдержка (собственно звучание), отступ (возвращение органов речи в нейтральное положение).

Артикуляционная классификация гласных строится на основе степени подъема языка (подъем), степени продвинутости языка вперед или назад (ряд), положению губ (лабиализация). Простейшая таблица русских гласных:

  Нелабиализованные Лабиализованные
Ряд Подъем Передний Передне-средний Средний Средне-задний Задний
Верхний И   Ы   У
Верхне-средний Ь, иэ, эи        
Средний Э   Ъ   О
Средне-нижний       Кузнецова Н.И., Байкулова А.Н. - student2.ru  
Нижний     А    

Артикуляционная классификация согласныхстроится на основе таких признаков, как уровень шума (шумные – сонорные), участие или неучастие голоса(звонкие – глухие), место образования преграды (губно - губные, губно-зубные, зубные, небные), способ преодоления преграды (смычно-взрывные, аффрикаты, щелевые, смычно-проходные, дрожащие), наличие – отсутствие дополнительной артикуляции(мягкие – твердые, лабиализованные – нелабиализованные).

Шумные б, б’, п, п’, д, д’, т, т’, г, г’, к, к’, в, в’, ф, ф’, з, з’, с, с’, ж, ж’, ш, ш’, х, х’,ч, ц
Сонорные м, м’, н, н’, л, л’, р, р’ j
Звонкие б, б’, д, д’, г, г’, в, в’, з, з’, ж, ж’, м, м’, н, н’, л, л’, р, р’, j
Глухие п, п’, т, т’, к, к’, ф, ф’, с, с’, ш, ш’, х, ч, ц
Губно-губные б, б’, п, п’, м, м’
Губно-зубные в, в’, ф, ф’
Зубно-язычные д, д’, т, т’, з, з’, с, с’, ц, н, н’, л, л’
Небно-язычные ч, ш, ш’, ж, ж’, г, г’, к, к’, х, х’ р, р’,,j
Смычно-взрывные б, б’, п, п’, д, д’, т, т’, г, г’, к, к’
Аффрикаты ц,ч
Щелевые в, в’, ф, ф’, з, з’, с, с’, ж, ж’, ш, ш’, х, х’,j
Смычно-проходные м, м’, н, н’, л, л’
Дрожащие р, р’.

Гиперфонема – звуковая языковая единица, не приводимая однозначно в пределах морфемы к одной из нейтрализованных фонем.

Гласные звуки – класс звуков речи, образующийся с обязательным участием голоса и при отсутствии ярко выраженной преграды в ротовой полости.

Дифференциальные признаки фонем – бинарные артикуляционные или акустические различительные признаки фонем, обеспечивающие противопоставленность данной фонемы хотя бы одной другой и позволяющие фонемам выполнять сигнификативную (смыслоразличение) и перцептивную (восприятие) функции.

Звук языка (звукотип) – артикуляционно-акустический эталон, существующий в языковом сознании людей, говорящих на одном и том же языке.

Звук речи – минимальная незначимая единица конкретного речевого потока, обладающая определенными артикуляционными, акустическими и перцептивными свойствами.

Интегральные признаки фонем– признаки фонем, не участвующие в противопоставлении фонемы другим фонемам в пределах одной фонологической системы.

Интонация – многокомпонентное сложное суперсегментное фонетическое средство, способствующее членению потока речи на отдельные отрезки – фразы и синтагмы. Она включает в себя ритмико-мелодические, количественные и динамические средства, используемые в устной речи для формирования или членения фразы в соответствии со смыслом высказывания. В состав интонации входят мелодика (тональность), длительность, интенсивность звучания, изменение темпа речи, тембровая окраска, паузы. Интонация служит в предложении средством выражения синтаксических значений, коммуникативной установки и эмоционально-экспрессивной окраски высказывания.

Интонационная конструкция (ИК) – совокупность интонационных признаков (параметров), формирующих определенный тип интонации, достаточный для различения смыслов высказываний или их частей при одном и том же синтаксическом строении или одинаковом звуковом оформлении. Е.А. Брызгунова выделила 7 основных типов ИК. Каждая ИК имеет предцентровую часть, центр – слог, на который падает синтагматическое ударение и постцентровую часть. В некоторых синтагмах предцентровая и постцентровая части могут отсутствовать. Предцентровая часть, по Е.А. Брызгуновой, не участвует в различении типов ИК, поскольку произносится обычно на среднем тоне. Поэтому главные различительные признаки типов ИК связаны с изменением тона в центральной и постцентровой части.

ИК – 1: Дети дОма. – – \

ИК – 2: Дети дОма? – – – –

ИК – 3: Дети дОма! – – / и т.д.

Логическое ударение – усиление фразового или одного из синтагматических ударений во фразе для выделения, подчеркивания наиболее важных в смысловом отношении частей высказывания. Как и синтагматическое, логическое ударение возникает только в конкретном речевом акте, но, в отличие от синтагматического и фразового, может и вообще отсутствовать. Обычно логическое ударение возникает при явном или подразумеваемом противопоставлении: Явозьму эту книгу, а не ты. Я возьмуэту книгу, хотя уже читал её. Я возьму эту книгу (а не ту).

Непозиционные (исторические) чередования– фонетические чередования в пределах одной морфемы, не обусловленные действием современных фонетических законов. К таким чередованиям относятся, например, чередования г//ж, г//з (друг – дружить – друзья);х//ш(сухой – сушь);к//ч(горький – горечь);к//ч//ц (кликать – кличет – восклицать);с//ш(носить – ношу);т//ч(хотеть – хочу);т//ч//щ(свет – свеча – освещение);ск//ст//щ(блеск – блестеть, блещет);б//бл(любить – люблю);м//мл(земной – земля),п//пл(сыпать – сыплю);в//вл(ловить/ ловлю);ф//фл(разграфить – разграфлю). На письме исторические фонетические чередования обозначаются разными буквами.

Органы речи (речевой аппарат) – органы человека, выполняющие различные физиологические функции и параллельно используемые для образования звуков речи. Речевой аппарат состоит из трёх отделов (этажей).

Нижний этаж – лёгкие, бронхи и трахея; средний – гортань, верхний – органы, находящиеся над гортанью. К гортани примыкает глотка, верхняя часть которой называется носоглоткой. Полость глотки переходит в ротовую и носовую полость, отделённые нёбом. Передняя твёрдая часть нёба образует так называемое твёрдое нёбо, а задняя, мускулистая часть, – мягкое нёбо.

При образовании звуков разные органы речи играют разную роль: одни из них активны (язык, губы), другие пассивны (твёрдое нёбо, зубы)

Кузнецова Н.И., Байкулова А.Н. - student2.ru

Перцептивная фонетика (от лат. perception – восприятие) изучает восприятие речи слушающими, устанавливает соотношение между произнесёнными звуками и услышанными.

Позиционные чередования – фонетические чередования аллофонов одной фонемы или фонем друг с другом в зависимости от условий их употребления (позиции) в речевом потоке. Позиционно обусловленные чередования подчиняются современным фонетическим законам русского языка и практически не знают исключений.

Позиционные чередования гласных– фонетические чередования, возникающие в речи в зависимости от условий употребления, реализации гласных фонем в речевом потоке.

Сильная позиция гласных – под ударением.

Слабая позиция гласных – положение в безударных слогах: 1 позиция – только предударный слог, 2 позиция – все остальные безударные слоги в фонетическом слове.

Типы позиционных чередований гласных: аккомодация и редукция (количественная и качественная):

Гласные Сильная позиция Слабая позиция
  После твердых После мягких, перед мягкими После твердых согласных После мягких согласных
I II I II
И И И И
Ы Ы Ы Ы (ъ)
У У .у, .у. , у. У у У У
Э Э .э, .э. , э. Ы, ыэ ¶ (ъ) иэ, эи ¶ (ь)
О О .о, .о. , о. Кузнецова Н.И., Байкулова А.Н. - student2.ru ¶ (ъ) иэ, эи ¶ (ь)
А А .а, . а. , а. Кузнецова Н.И., Байкулова А.Н. - student2.ru ¶ (ъ) иэ, эи ¶ (ь)

Знаком .над буквой отмечается аккомодация – влияние мягких согласных на качество гласных в сильной позиции.

Позиционные чередования согласных – фонетические чередования, обусловленные позицией (местом) согласных в речевом потоке: положение на конце фонетического слова или на стыке морфем, соседство (окружение) других звуков. Фонетические чередования согласных могут быть по принципу ассимиляции (уподобления), диссимиляции (расподобления), лабиализации (огубления), продления (соотношения долгих и кратких согласных), чередования с нулем звука (непроизносимые согласные), оглушения на конце слова и т.д.

Речевой такт – ритмическая группа, состоящая из нескольких слогов или фонетических слов, объединенных одним словесным ударением. Деление речевого потока на речевые такты обусловлено ритмической организацией звучащей речи и психолингвистическими особенностями восприятия устной речи. Фонетическое оформление речевого такта обычно осуществляется некоторым усилением в нем последнего словесного ударения.

Сегментная фонетика – раздел фонетики, изучающий признаки и функционирование в устной речи минимальных звуковых единиц языка.

Слог– минимальная фонетико-фонологическая единица, характеризующаяся наибольшей акустико-артикуляционной слитностью своих компонентов, т.е. входящих в него звуков. Слог не имеет связи с формированием и выражением смысловых отношений. Это чисто произносительная единица. В слоге группируются звуки разной степени звучности, наиболее звучные – слогообразующие, остальные – неслоговые. В русском языке слоги обычно строятся по принципу восходящей звучности, и слогораздел в неконечных слогах чаще всего происходит после самого звучного, т.е. слогообразующего звука. Типы слогов в русском языке: открытые (-та-); закрытые (-ат-); прикрытые (-та-); неприкрытые (-ат-); неприкрытые, открытые (-а-).

Согласные звуки – класс звуков речи, образующихся при обязательном наличии какой-либо преграды со стороны органов речи в полости рта и при необязательном участии голоса.

Состав гласных фонем – определяется тем, сколько гласных звукотипов выполняет в русском языке фонемную функцию в сильных позициях. Бесспорным в русском языке является выделение фонем /и/, /у/, /э/, /о/, /а/. Однако в разных фонологических школах нет единства в квалификации как самостоятельной фонемы звука [ы]. Дифференциальными признаками гласных фонем являются подъем и лабиализованность/ нелабиализованность.

Состав согласных фонем – определяется тем, сколько согласных звукотипов выполняет функцию фонем. Выделение большинства согласных фонем в русском языке не вызывает споров и затруднений. Спорной в русской фонологии является интерпретация таких звуков, как [¯ж ’], [г’], [к’], [х’]. Дифференциальными признаками согласных фонем в русском языке являются место и способ образования, глухость /звонкость, твердость /мягкость.

Словесное ударение – выделение с помощью различных фонетических средств одного из слогов неодносложной лексической единицы (слова). Русское словесное ударение по своим фонетическим признакам является качественно-количественным, то есть ударный слог отличается от безударного большей длительностью, интенсивностью (силой) и особым тембром входящих в него звуков.

Центром ударного слога в русском языке всегда бывает гласный звук: агЕнт, инструмЕнт, магазИн, оптОвый, свЕкла, столЯр, цемЕнт, экспЕрт и т.д. Русское ударение, в отличие от ударения в других языках, разноместное: в любом слове ударным может быть любой слог (прИсказка, мОлодость, бережлИвый, простОй) 1. Но в каждом отдельном слове или словоформе словесное ударение обычно фиксируется на определенном слоге (прОсто, берЕчь, молодЕжь, свекОльный).

При образовании грамматических форм слова ударение может быть формообразовательным неподвижным (кнИга, кнИги, кнИгу, кнИгой и т.д.) и формообразовательным подвижным (писАть – пИшет; начАть – начнЕт, нАчал; бЕрега – берегА).

При образовании однокоренных слов ударение может сохраняться на одной и той же морфеме (неподвижное словообразовательное ударение), например, стОл – стОлик, или перемещаться (подвижное словообразовательное ударение) – стОл – столОвая, кнИга – книжОнка.

Многие сложные слова кроме основного могут иметь и побочное ударение: нЕфтедобЫча, нЕфтепровОд, вЕроисповЕдание и др.

Словесное ударение как суперсегментная фонетическая единица используется в языке в качестве словообразующего, грамматического (формообразующего), словоразличительного и выразительного средства.

Синтагма – относительно самостоятельная в смысловом и ритмико-мелодическом отношении часть высказывания, состоящая из одного или нескольких фонетических слов. Фонетическими средствами оформления синтагмы являются мелодика, пауза, синтагматическое ударение.

Синтагматическое ударение – значительное усиление одного из словесных ударений в пределах синтагмы. Синтагматическое ударение возникает только в конкретном речевом акте и служит для выражения отношения говорящего к содержанию речи или для подчеркивания особого значения какого-либо слова в синтагме.

Суперсегментная фонетика – раздел фонетики, изучающий признаки и функционирование в речи суперсегментных (более сложных по структуре и более протяженных по длительности, чем звук) фонетических единиц, к которым относятся слог, фонетическое слово, ударение и интонация.

Транскрипция – специальная система графических знаков, предназначенная для адекватной фиксации на письме звучащей речи.

Фонема – минимальная незначимая фонетическая единица языковой системы, которая используется для образования, различения и отождествления значимых единиц языка. Фонема – функциональная единица языка, представленная в речевом потоке рядом позиционно чередующихся звуков (аллофонов, фонов, вариаций, вариантов). Фонемы в языковой системе находятся в отношениях оппозиции (противопоставления) друг другу. Фонема – минимальное, но сложное языковое явление, характеризующееся рядом одновременно сосуществующих в ней дифференциальных и интегральных признаков.

Основные функции фонемы: сигификативная (от лат. significare – обозначать), или смыслоразличительная; перцептивная, или идентифицирующая (от лат. perceptio – восприятие), и конституирующая, поскольку из фонем состоят значимые единицы языка – морфемы и слова.

В современной лингвистике нет единого взгляда на фонему: представители разных фонологических школ понимают этот термин по-разному.

Фонетика(от греч. ph¯о n¯e tikos – звуковой, голосовой)– раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка, его материальную базу, лишённую самостоятельного значения. Фонетика изучает звуки, их закономерные чередования, ударение, интонацию, членение звукового потока на слоги и более крупные отрезки.

Фонематическая транскрипция – отображение в письменной форме фонемного состава слова или морфемы. В зависимости от понимания фонемы в разных фонологических школах фонематическая транскрипция одной и той же речевой единицы может быть различной. Заключается фонематическая транскрипция обычно в косые или угловые скобки с обязательным обозначением словесного ударения:

вода – /водА/; <водА> – Московская фонологическая школа

вода – /вадА/; <вадА> – С.- Петербургская фонологическая школа.

Фонетическая транскрипция – запись звуков речи с учетом их изменений в потоке речи.

Принципы фонетической транскрипции:

1) каждая буква должна обозначать звук;

2) каждая буква должна обозначать один звук, а не сочетание звуков;

3) каждая буква должна обозначать всегда один и тот же звук.

Таким образом, основной принцип фонетической транскрипции – постоянное однозначное соответствие используемого графического знака и транскрибируемого звука.

В основе русской фонетики используются два варианта транскрипции – русский алфавит (кириллица) и латиница, в основе международной фонетической транскрипции – латиница.

Для точного транскрибирования всех фонетических особенностей речи используется особые, дополнительные к знакам русского алфавита, знаки для обозначения отдельных звуков или особенности артикуляции ( Кузнецова Н.И., Байкулова А.Н. - student2.ru , ¶, ъ, ьи др.), а также специальная система знаков:

[т’]– мягкий согласный;

о] – огублённый (лабиализованный согласный);

[т:] ( Кузнецова Н.И., Байкулова А.Н. - student2.ru ) – долгий согласный;

[ꞈл] – оглушённый сонорный на конце слова;

[.а]– гласный, продвинутый вперёд и вверх в начале звучания (после мягкого согласного);

[ Кузнецова Н.И., Байкулова А.Н. - student2.ru ] – гласный, продвинутый вперёд и вверх на всём протяжении звучания (между мягкими согласными);

.] – гласный, продвинутый вперёд и вверх в конце звучания (перед мягким согласным)

э ] – звук, средний между [и] и [э], «[и], склонный к [э]»;

и] – звук, средний между [и] и [э], «[э], склонный к [и]» и др.

Обязательным элементом фонетической транскрипции является словесное ударение, которое отмечается знаком / над ударным звуком. Фонетическая транскрипция заключается в квадратные скобки: [учиэн’Ик].

Важно, что буквы ё, ю, я не используются в транскрипции, поскольку в русской графике они не относятся к однозначным буквам, так как, например, в начале слова, после гласных или разделительных Ъ и Ь знаков эти буквы читаются как сочетания звука [j] с последующим гласным (ёж - [jо]ж, пью - пь[jу], трёхъярусный – трёх[jа]русный). И только в позиции после согласных они читаются как один звук ([в’о]з, [л’у]ди, [д’а]тел). То же касается и буквы е, которая в транскрипции используется не всеми исследователями, многие вместо неё употребляют [э]. Другие лингвисты используют и еи э, обозначая в транскрипции буквой епередний гласный, произносящийся, например, под ударением после мягкого согласного ([c’е]но, [п’е]нь), а буквой

Наши рекомендации