Чтение и анализ рассказа В. Бианки «Водолюб в лесу»

• Кто такой водолюб?

• Почему его так называет писатель?

Характеристика жука

• Как выглядит жук?

Находим описание в тексте: «...чёрная с оливковым отливом броня», «длинные задние ноги», «грудь, вся густо покрытая шелковистым пушком, с острым шипом посредине», «тело его надёжно защищено от жал и клеш­ней толстой бронёй», «...покладистый, мирный жук, он кормит себя под­водной травкой и никого не трогает», «на поверхности запасается воздухом».

• Есть ли враги у этого мирного жука? Учащиеся просматривают текст и находят ответ: «Да! Есть!» И их довольно много.

• Чем страшен для водолюба жук-плавунец? Найдите в тексте и прочитайте.

• Что произошло после встречи водолюба с куликом-чернышом? Расскажите.

• Какие ещё были враги у водолюба?

• Что сделала с ним сорока?

• Как водолюб выбрался из сорочьего гнезда? За­читайте.

• Почему жук оказался в плену у белки?

• Она ему враг или это случайная встреча?

• Что представляет собой «гайно» — беличье гнез­до?

• Как чувствовал себя водолюб? Чего ему хотелось больше всего?

• Как водолюбу удалось спастись от сокола (пустельги)? Прочитайте.

• Что защитило его?

• Чем закончились приключения жука?

• Что нового для себя узнали вы из рассказа Виталия Бианки?

Выявление специфических черт творчества писателя.

• Интересен вам этот писатель? Чем?

Подведение итогов урока

5. Домашнее задание:пересказать близко к тексту самый интересный эпизод из рассказа, используя слова автора (сравнения, эпитеты, метафоры).

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тема: Г. Марчук «Доброе сердце»

Цели:отработка умения подробно пересказывать текст; активизация эмоциональной сферы учащихся; развитие навыков чтения; обучение умению давать характеристику героям; воспитание сочувствия, со­страдания, любви к братьям нашим меньшим.

Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Подробный пересказ отдельных эпизодов из рассказа В. Бианки «Водолюб в лесу».

Сообщение темы и целей урока

Сказка Г. Марчука «Доброе сердце» современная, ибо действие в ней происходит не в каком-то тридевятом царстве, а в большом городе с девятиэтажными домами. Нравственная проблема за­ключена уже в самом названии «Доброе сердце». А если есть добро, то и предполагается зло. Маленькая птичка, которую едва не убили, даёт нравственный урок своим обидчикам и становится выше их. Ситуация, представ­ленная в сказке, весьма жизненная, и в повседневности мы часто встречаемся с необдуманной жестокостью по отношению к братьям нашим меньшим.

Чтение и анализ сказки Г. Марчука «Доброе сердце»

Чтение сказки учителем или хорошо подготовленным учеником

Вы­явление первичного эмоционального восприятия:

• Кто в сказке понравился и почему?

• Какие чувства у вас возникли?

• Как вам захотелось помочь воронёнку?

Выявление идейного содержания произведения

• Что произошло с воронёнком? Прочитайте.

• Почему он всех боялся?

• Оправдан ли был его страх?

• Понятны ли вам действия мальчиков?

• Что бы вы им сказали при встрече?

• Хорошо ли поступал хозяин собаки?

• Сравните взрослого мужчину и бабушку. Чем отличаются они?

• Кому бы вы помогли в первую очередь?

• Как вёл себя воронёнок дальше? Найдите ответ в тексте.

• Какие советы давала ему мать?

• Что помогло воронёнку взлететь?

• Как он чувствовал себя на крыше дома?

• Что воронёнок увидел внизу? Прочитайте.

• Люди действительно были маленькими или такими сделали их не совсем хорошие поступки?

• Как развивались события дальше? Расскажите.

• Что предложил сделать воронёнку его дедушка?

• Как вы считаете, он говорил правильно?

• Можно ли на зло отвечать злом? Что из этого по­лучается?

• Прочитайте диалог старого ворона и воронёнка.

• Оцените действие воронёнка. Что можно сказать о нём?

• Дайте характеристику птице.

• Почему мама-ворона сказала: «Ты будешь самым счастливым...»?

• Хорошо ли быть добрым? Подтвердите свой ответ примерами из жизни.

Словесное рисование

• Какие рисунки можно сделать к сказке?

• В какие одежды оденете злых людей, в какие — до­брых? Почему?

• Удачное ли название придумал сказке автор?

• Что он хотел сказать этим произведением? К чему призывает всех нас — разумных существ на земле?

Устное сочинение рассказа «Как воронёнок спас мальчика».

Перечитывание сказки «цепочкой».

Подведение итогов урока

6. Домашнее задание:прочитать сказку, рассказать родителям.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Наши рекомендации