Чтение и анализ рассказа В. Бианки «Водолюб в лесу»
• Кто такой водолюб?
• Почему его так называет писатель?
Характеристика жука
• Как выглядит жук?
Находим описание в тексте: «...чёрная с оливковым отливом броня», «длинные задние ноги», «грудь, вся густо покрытая шелковистым пушком, с острым шипом посредине», «тело его надёжно защищено от жал и клешней толстой бронёй», «...покладистый, мирный жук, он кормит себя подводной травкой и никого не трогает», «на поверхности запасается воздухом».
• Есть ли враги у этого мирного жука? Учащиеся просматривают текст и находят ответ: «Да! Есть!» И их довольно много.
• Чем страшен для водолюба жук-плавунец? Найдите в тексте и прочитайте.
• Что произошло после встречи водолюба с куликом-чернышом? Расскажите.
• Какие ещё были враги у водолюба?
• Что сделала с ним сорока?
• Как водолюб выбрался из сорочьего гнезда? Зачитайте.
• Почему жук оказался в плену у белки?
• Она ему враг или это случайная встреча?
• Что представляет собой «гайно» — беличье гнездо?
• Как чувствовал себя водолюб? Чего ему хотелось больше всего?
• Как водолюбу удалось спастись от сокола (пустельги)? Прочитайте.
• Что защитило его?
• Чем закончились приключения жука?
• Что нового для себя узнали вы из рассказа Виталия Бианки?
Выявление специфических черт творчества писателя.
• Интересен вам этот писатель? Чем?
Подведение итогов урока
5. Домашнее задание:пересказать близко к тексту самый интересный эпизод из рассказа, используя слова автора (сравнения, эпитеты, метафоры).
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: Г. Марчук «Доброе сердце»
Цели:отработка умения подробно пересказывать текст; активизация эмоциональной сферы учащихся; развитие навыков чтения; обучение умению давать характеристику героям; воспитание сочувствия, сострадания, любви к братьям нашим меньшим.
Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
Подробный пересказ отдельных эпизодов из рассказа В. Бианки «Водолюб в лесу».
Сообщение темы и целей урока
Сказка Г. Марчука «Доброе сердце» современная, ибо действие в ней происходит не в каком-то тридевятом царстве, а в большом городе с девятиэтажными домами. Нравственная проблема заключена уже в самом названии «Доброе сердце». А если есть добро, то и предполагается зло. Маленькая птичка, которую едва не убили, даёт нравственный урок своим обидчикам и становится выше их. Ситуация, представленная в сказке, весьма жизненная, и в повседневности мы часто встречаемся с необдуманной жестокостью по отношению к братьям нашим меньшим.
Чтение и анализ сказки Г. Марчука «Доброе сердце»
Чтение сказки учителем или хорошо подготовленным учеником
Выявление первичного эмоционального восприятия:
• Кто в сказке понравился и почему?
• Какие чувства у вас возникли?
• Как вам захотелось помочь воронёнку?
Выявление идейного содержания произведения
• Что произошло с воронёнком? Прочитайте.
• Почему он всех боялся?
• Оправдан ли был его страх?
• Понятны ли вам действия мальчиков?
• Что бы вы им сказали при встрече?
• Хорошо ли поступал хозяин собаки?
• Сравните взрослого мужчину и бабушку. Чем отличаются они?
• Кому бы вы помогли в первую очередь?
• Как вёл себя воронёнок дальше? Найдите ответ в тексте.
• Какие советы давала ему мать?
• Что помогло воронёнку взлететь?
• Как он чувствовал себя на крыше дома?
• Что воронёнок увидел внизу? Прочитайте.
• Люди действительно были маленькими или такими сделали их не совсем хорошие поступки?
• Как развивались события дальше? Расскажите.
• Что предложил сделать воронёнку его дедушка?
• Как вы считаете, он говорил правильно?
• Можно ли на зло отвечать злом? Что из этого получается?
• Прочитайте диалог старого ворона и воронёнка.
• Оцените действие воронёнка. Что можно сказать о нём?
• Дайте характеристику птице.
• Почему мама-ворона сказала: «Ты будешь самым счастливым...»?
• Хорошо ли быть добрым? Подтвердите свой ответ примерами из жизни.
Словесное рисование
• Какие рисунки можно сделать к сказке?
• В какие одежды оденете злых людей, в какие — добрых? Почему?
• Удачное ли название придумал сказке автор?
• Что он хотел сказать этим произведением? К чему призывает всех нас — разумных существ на земле?
Устное сочинение рассказа «Как воронёнок спас мальчика».
Перечитывание сказки «цепочкой».
Подведение итогов урока
6. Домашнее задание:прочитать сказку, рассказать родителям.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ