Тема: Повести о детстве. Янка Купала. Глава «Детство» из повести Л. Романовсой «Детские и юношеские годы поэта»
Цели:знакомство с биографией Янки Купалы; развитие умения пересказа, образного мышления, речи; воспитание интереса к личности поэта.
Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
Вступительное слово учителя
Знакомство с биографией Янки Купалы
Белорусский поэт Иван Доминикович Луцевич выбрал себе поэтический псевдоним — Янка Купала. «Иван» на белорусском языке звучит как «Янка», а вот фамилию Иван Доминикович взял у праздника Ивана Купалы, который совпал с днём рождения поэта. По преданию, в ночь на праздник Ивана Купалы на папоротнике расцветает цветок счастья. Считалось, что тот, кто найдёт этот цветок, станет счастливым на всю жизнь.
И маленькому Ивану с детства мечталось о счастье. Его родители, безземельные крестьяне, вынуждены были брать землю в наём — на временное пользование — у богатых людей. Большую часть выращенного урожая нужно было отдать владельцу земли.
Мальчик рано стал помогать родителям по хозяйству, так как был в семье среди семерых детей старшим. Времени и возможности ходить в школу у него почти не было.
Местный учитель научил Янку грамоте. Он стал просить у людей книги, которыми зачитывался поздно ночью, когда все домашние уже спали.
В детстве мальчик очень любил сказки, песни, легенды, знал множество пословиц и поговорок, загадывал своим братьям и сестрам загадки. А ещё Янка любил музыку и даже учился играть на дудочке и скрипке.
Когда мальчик ходил в лес собирать грибы, он наблюдал за громадными соснами и елями, травами, цветами, насекомыми. Так складывались его первые поэтические опыты о родной природе.
Тяга к знаниям, желание читать и как можно больше знать помогали Янке преодолевать сложности жизни. Когда семья потеряла отца, в один год умерли трое детей, мать думала, что Янка станет в доме хозяином и останется работать на земле. Но мальчика так увлекла поэзия, что он решил посвятить ей жизнь.
В творчестве Янки Купалы есть поэмы, основанные на устном народном творчестве, — «Курган», «Бондаровна», которые вы будете изучать в старших классах, много стихотворений на разные темы. Младшим детям адресованы стихи «Мальчик и лётчик», «Куковала кукушка», «Бай». Они написаны на белорусском языке, но переведены на многие языки, и в том числе на русский.
Янка Купала рассказывал о том, как появилось у него стихотворение «Мальчик и лётчик». Дело было летом. Поэт жил на даче. Однажды он шёл с товарищем по улице, а навстречу ему выбежал загорелый светловолосый мальчик. Расставив руки в стороны, он гудел, как самолёт. Мальчик был так увлечён игрой, что не заметил идущих навстречу людей. Когда же его остановили и спросили, кем ты хочешь быть, мальчик ответил: «Лётчиком». Это история и легла в основу стихотворения «Мальчик и лётчик».
Интересно и стихотворение Янки Купалы «Бай», написанное в сказочной форме.
Чтение и анализ стихотворения Янки Купалы «Бай»
Чтение статьи «Янка Купала» (с. 125-126)
4. Чтение учителем главы «Детство» из книги Л. Романовской «Детские и юношеские годы поэта»
Учащиеся «цепочкой» перечитывают текст
Ответы на вопросы на воспроизведение текста
• В какой семье жил Ясь?
• Почему он не мог сорвать панское яблоко?
• Что Ясь и его сестры любили в детстве?
• Расскажите, как Ясь собирал грибы, и как учил этому сестёр?
• Чем привлекал Яся лес?
Подведение итогов урока
6. Домашнее задание:прочитать главу «Детство»; определить, какие черты характера формировались у Яся в детстве.
Литературное чтение
Тема: Главы «На колёсах», «Ясь и книжки» из повести Л. Романовской «Детские и юношеские годы поэта»
Цели:развитие умения составлять характеристику героев, умения пересказа от первого лица, свободного высказывания по теме; обучение умению подбирать пословицы к части произведения; развитие мышления, устной речи; воспитание самостоятельности в работе, трудолюбия.
Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
Определение характера героя (Яся) и его подтверждение выборочным чтением из текста.
Так, например, учащиеся утверждают, что Ясь:
1) заботливый, няньчил своих сестёр и читают первый абзац текста: «Нас, детей в семье было семеро. Ясь, так называли Янку Купалу, был старшим. Он нас няньчил, присматривал за нами»;
2) не позволял себе взять чужое, украсть: «Нельзя»;
3) умел утешать (младшую сестру): «Не плачь... Когда-нибудь посадим сад, будут и у нас свои яблоки»;
4) верил в лучшую жизнь семьи (подходит предыдущая цитата);
5) любил мечтать, читать: «Придём, бывало в лес, он пошлёт нас собирать ягоды, а сам ляжет на траву, руки под голову и лежит, или книжку достанет из-за пазухи и начинает читать»;
6) был хорошим грибником и учил собирать грибы сестёр: «Брат учил нас собирать грибы... Мы делали всё, как говорил нам Ясь»;
7) любил природу: лес, деревья, цветы: «Ясь очень любил лес... Умел очень красиво составлять букеты, плести венки».
К последнему абзацу учитель добавляет, что у будущего поэта рано проявился художественный вкус, и об этом говорит его умение «красиво составлять букеты, плести венки».