Чтение и анализ стихотворения «Ветхая избушка»
Выразительное чтение стихотворения учителем
Выявление эмоционального восприятия учащимися
Понравилось ли стихотворение?
Что понравилось, показалось интересным?
Чтение стихотворения «про себя»
Ответы на вопросы:
• Кто и как наблюдает за ребятами? Прочитайте.
• Найдите строчки в стихотворении, в которых рассказывается о детских забавах зимой.
• Как поэт называет детей в тексте?
• Какие чувства выражает Александр Блок в этих словах?
• Любит ли зиму сам поэт? Докажите текстом.
• Каким настроением проникнуто стихотворение?
Подготовка к выразительному чтению
• Какие знаки препинания часто использует поэт.
• Прочитайте строчки, в которых использовано многоточие. Какую роль оно играет, какое значение придаёт предложениям? (Недосказанности, недоговорённости.)
• А какие картины детских развлечений можно было бы сюда добавить?
• Попытайтесь определить настроение, которое помогают выразить восклицательные знаки. Передайте его при чтении.
• Прочитайте строчки, в которых использовано тире, с соответствующей паузой.
• Меняется ли настроение в первой и в последней строфах стихотворения по сравнению со строчками, где описаны зимние забавы детей? Как следует прочитать начало и конец стихотворения? (Повествовательно.) Как вторую, третью и четвёртую строфы?(Весело, радостно.)
Поочерёдное выразительное чтение стихотворения
Выбранные члены жюри (3-4 человека) оценивают выразительность чтения одноклассников.
Дополнительный материал к уроку
Стихотворение Александра Блока «Летний вечер»
Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошеной межи.
Ни ветерка, ни крика птицы,
Над рощей — красный диск луны,
И замирает песня жницы
Среди вечерней тишины.
Забудь заботы и печали,
Умчись без цели на коне
В туман и луговые дали,
Навстречу ночи и луне.
• Определите картины, которые можно нарисовать к стихотворению. Какие краски вы используете в рисунках?
• Определите настроение, которое передаёт автор в первой и второй строфах. Меняется ли оно в третьей строфе? Как?
• Прочитайте стихотворение выразительно.
Подведение итогов урока
6. Домашнее задание: стихотворение «Ветхая избушка» наизусть
Литературное чтение
Тема: С. Есенин «Ты запой мне ту песню...»
Цели:активизация интереса к творчеству Сергея Есенина; выработка навыка выборочного, выразительного чтения; расширение словарного запаса, развитие речи; формирование поэтического вкуса; воспитание любви к родным и близким людям.
Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
Вступительное слово
— Сегодня вы познакомитесь с ещё одним стихотворением русского поэта Сергея Есенина. Во II классе мы читали и анализировали стихотворение С. Есенина «Черёмуха», в III — «Поёт зима — аукает...»
— Перечитайте эти стихотворения.
Вводная беседа
— Детство Сергея Есенина прошло в России, в деревне Константиново, недалеко от города Рязань. Он любил русскую природу, умел проникать в её тайны. В юности он уехал жить из деревни в город, но любовь к деревенской жизни, к русскому полю, к осенней берёзке, рябинке, к красоте и неповторимости каждой поры года и явлений природы поэт воспевал в своих стихотворениях. В деревне остались жить его родители и сестры. Он пишет им письма. Одно из стихотворений, написанных в форме письма поэта его сестре Шуре, вы сейчас послушаете.
4. Чтение и анализ стихотворения С. Есенин «Ты запой мне ту песню...»
Учитель выразительно читает стихотворение С. Есенина «Ты запой мне ту песню...» и выявляет первоначальное восприятие текста учащимися.
— Какие картины представились вам?
— Какие чувства возникли?
Чтение стихотворения «цепочкой»
Расширение словарного запаса учащихся:в процессе чтения ученики обращаются к толковому словарю, предложенному в учебнике после текста.
Выясняем, что главный герой стихотворения — это сам поэт, пишущий письмо сестре:
• О чём просит Сергей Есенин свою сестру? ("Чтобы она спела песню, которую напевала мать. Эта песня дорога и мила поэту, волнует его, будит в нём воспоминание детских лет, напоминает о родимом доме, о дорогом человеке — матери.)
• Что ещё вспоминает поэт? Какие картины деревенской жизни стоят у него перед глазами? (Это осенний сад и печально опавшие листья рябин, это памятный образ матери, кормящей кур (будто фотография), это поэтические картины природы: утренние летние туманы и росы, золотые косы березки, которая похожа на девушку, одетую в сарафан.)
Учащиеся читают эти строфы стихотворения и словесно описывают созданные поэтом картины.
— Каким вы представляете поэта в этом стихотворении? ("Любящим свою маленькую родину— деревню, в которой родился и рос, нежным к своим родным (матери и сестре), помнящим красоту деревенской природы, тонко чувствующим её, наряжающим её в сказочные одежды.)
• Какие слова в тексте свидетельствуют о том, что поэта волнуют воспоминания? («Волнуй и тревожь», «слышу в голосе нежную дрожь», «что вовек я любил не один, я припомню», «полюбил у берёзки стан».)
• Какими чувствами проникнуто стихотворение? (Чувством грусти, печали, нежности.)
Определение учащимися тона чтения, мелодики, пауз в каждой строфе стихотворения и выразительное их чтение
Дополнительный материал к уроку
Стихотворение С. Есенина «Бабушкины сказки»
Бабушкины сказки
В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идём, бредём домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идёт.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовёт.
Сказки все.
Пора в постели...
Но а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело, —
Говори да говори.
• Как вы думаете, кого подразумевает поэт под словом мы?
• Каким вам представляется будущий поэт?
• Подготовьте выразительное чтение стихотворения.
Подведение итогов урока
6. Домашнее задание:стр. 123-124, выр. чтение
Литературное чтение