Чтение учителем второй главы «Аркадий Иванович»
Выявление эмоционального восприятия текста
4. Перечитывание текста учащимися «по цепочке».
5. Воспроизведение текста по вопросам учителя:
• Почему Никите не удалось «улизнуть» на улицу?
• Что заставил сделать Никиту учитель?
• Как вёл себя Аркадий Иванович? Прочитайте.
• Расскажите, как Никита занимался по математике.
• Почему мальчик не мог сосредоточиться?
• Почему он без настроения писал диктант?
• Как Никита воспользовался переменой? Прочитайте.
6. Составлении характеристики героев (учителя, Никиты)
Характеристика учителя Аркадия Ивановича.
Автор неоднократно в тексте характеризует героя. Поэтому в начале работы важно увидеть вместе с учащимися, как во второй главе характеризует учителя Алексей Толстой. Прежде всего можно составить его портрет: высокий, худощавый человек (поскольку у него были длинные, как карандаш, пальцы), в очках, с рыжей бородкой и рыжими усами. Затем во втором абзаце автор характеризует его как человека «удивительно расторопного и хитрого».
¾ В чём же проявлялось, по мнению Никиты, его хитрость?
И четвероклассники должны заметить, что вошёл он в комнату посмеиваясь, тем самым намекая своей улыбкой, что он в курсе Никитиных новостей и его желания «улизнуть».
Далее идёт характеристика поведения учителя Никитой. Учащиеся зачитывают абзац «Аркадий Иванович был невыносимый человек...», из которого следует, что учитель хорошо понимал мальчика, знал о его проделках и хитростях, но не выдавал его.
Характеристика Никиты
Подведение итогов урока
8. Домашнее задание:прочитать текст, составить характеристики героев.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: А. Н. Толстой. Глава «Сугробы» из повести «Детство Никиты»
Цели: развитие умения составления характеристики героев; формирование умения составления рассказа по предложенному плану; развитие творческих способностей; воспитание серьёзного отношения к учёбе.
Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
Коллективное определение черт характеров героев (Никиты, его матери, учителя)
Никита — жизнерадостный, сообразительный, наблюдательный мальчик, любит зиму, любит кататься на санках (скамейке), но не очень любит учиться, поэтому иногда хитрит. Эти черты характера героя учащиеся доказывают примерами из текста.
Матушка мальчика показана только в одном маленьком эпизоде, но и из него следует, что эта женщина доброжелательная, внимательная к людям, заботливая, нежная.
Знакомство с главой повести «Сугробы».
Учитель предлагает четвероклассникам подробный план главы «Сугробы»(запись на доске), по которому ученики пытаются представить её содержание и, художественно оформляя каждый пункт плана, рассказать.
1. Зимнее утро во дворе.
2. Новенькая скамейка-санки возле дома.
3. Путь Никиты со скамейкой к реке.
4. Сугробы на крутых берегах реки.
5. На снежном обрыве — друзья Никиты.
6. Скамейка с Никитой несётся с горы.
7. На дороге показался Аркадий Иванович.
8. Никита прячется в снежной пещере.
9. Аркадий Иванович зовёт мальчика.
10. Никите приходится подать голос.
Вначале ребята изучают план, затем к каждому пункту плана придумывают по несколько предложений. Получается как бы сокращённый вариант главы. Затем учитель читает текст главы, а учащиеся определяют, что из текста можно было бы добавить в их рассказ. Таким образом учитель пытается заинтересовать учащихся чтением повести А. Н.Толстого «Детство Никиты».
Подведение итогов урока
5. Домашнее задание:прочитать следующую главу из повести «Приезд гостей» или придумать её самостоятельно.
Литературное чтение
Тема: Русская поэзия. А. Блок «Ветхая избушка», «Летний вечер»
Цели:развитие интереса к самостоятельному чтению, творческих способностей учащихся, чувства художественного слова; выработка навыка выборочного выразительного чтения; воспитание поэтического вкуса.
Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
Вступительное слово
¾ Воспоминания о своём детстве есть и у многих поэтов. Один из низ - Александр Александрович БЛОК(1880- 1921).
Веселимся, кружимся,
Хороводом тешимся —
Мальчики да девочки —
Ясные звёздочки.
Водил такие хороводы и Саша Блок. Приезжал он на лето в гости к своему дедушке в деревню Шахматове под Москвой. Ходил мальчик с друзьями в лес за ягодами и грибами. Устав, присаживались дети отдохнуть в теньке рядом с говорливым ручейком:
Есть в дикой роще, у оврага,
Зелёный холм. Там вечно тень.
Вокруг — ручья живая влага
Журчаньем нагоняет лень.
А как только заканчивалось лето, начинали желтеть листья на деревьях, и солнышко всё чаще пряталось за тучи, возвращался Саша Блок в Петербург, к маме и папе, к любимой нянюшке, которая каждый вечер, перед сном, рассказывала ему сказки:
Внемлю сказке древней, древней
О богатырях,
О заморской о царевне,
О царевне...ах...
Или водила посмотреть на «голубые корабли», приплывавшие в Петербург из далеких заморских стран. Они:
...Шли, как сказочные феи,
Вымпелами даль пестря,
Тяжело согнулись реи,
Наготове якоря.
«Загорелые матросы», пропахшие солёным морем, важно сходили на берег. И мальчику хотелось поскорее вырасти и отправиться на корабле, похожем на белокрылую птицу, к неизведанным землям, навстречу бурям и ветрам.
Но стал Александр Блок не моряком, а поэтом. Первое стихотворение он написал в 5 лет и подарил его маме.
Стихи Блока необыкновенны. Что-то есть в них завораживающее и таинственное. Притягивают они к себе, как притягивает небо, бегущая вода в реке:
Оставь заботы навсегда,
Такой прозрачной глубины
Не видел никогда...
Такой глубокой тишины
Не слышал никогда...
А. Блок писал стихи не только для взрослых, но и для детей. Он был постоянным автором детского журнала «Тропинки», печатался в детском альманахе «Огоньки». Составил две книги стихов для детей. Прочтите эти стихи. Я думаю, они вам очень понравятся.
¾ Александр Блок вспоминает о зимних забавах детей в стихотворении «Ветхая избушка». По всей вероятности, в стихотворении описана деревенская детвора, поскольку автор назвал своё стихотворение «Ветхая избушка» — т.е. старая.