Чтение учителем второй главы «Аркадий Иванович»

Выявление эмоционального восприятия текста

4. Перечитывание текста учащимися «по цепоч­ке».

5. Воспроизведение текста по вопросам учителя:

• Почему Никите не удалось «улизнуть» на улицу?

• Что заставил сделать Никиту учитель?

• Как вёл себя Аркадий Иванович? Прочитайте.

• Расскажите, как Никита занимался по математике.

• Почему мальчик не мог сосредоточиться?

• Почему он без настроения писал диктант?

• Как Никита воспользовался переменой? Прочитайте.

6. Составлении характеристики героев (учителя, Никиты)

Характеристика учителя Аркадия Ивановича.

Автор неод­нократно в тексте характеризует героя. Поэтому в начале работы важно увидеть вместе с учащимися, как во второй главе характеризует учителя Алексей Толстой. Прежде всего можно составить его портрет: высокий, худощавый человек (поскольку у него были длинные, как карандаш, пальцы), в очках, с рыжей бородкой и рыжими усами. Затем во втором абзаце автор характеризует его как че­ловека «удивительно расторопного и хитрого».

¾ В чём же проявлялось, по мнению Никиты, его хитрость?

И четвероклассники должны заметить, что вошёл он в комнату посмеиваясь, тем самым намекая сво­ей улыбкой, что он в курсе Никитиных новостей и его же­лания «улизнуть».

Далее идёт характеристика поведения учителя Никитой. Учащиеся зачитывают абзац «Аркадий Иванович был невы­носимый человек...», из которого следует, что учитель хоро­шо понимал мальчика, знал о его проделках и хитростях, но не выдавал его.

Характеристика Никиты

Подведение итогов урока

8. Домашнее задание:прочитать текст, составить харак­теристики героев.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тема: А. Н. Толстой. Глава «Сугробы» из повести «Детство Никиты»

Цели: развитие умения составления характеристики ге­роев; формирование умения составления рассказа по пред­ложенному плану; развитие творческих способностей; вос­питание серьёзного отношения к учёбе.

Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Коллективное определение черт характеров героев (Никиты, его матери, учителя)

Никита — жизнерадостный, со­образительный, наблюдательный мальчик, любит зиму, лю­бит кататься на санках (скамейке), но не очень любит учиться, поэтому иногда хитрит. Эти черты характера героя учащиеся доказывают примерами из текста.

Матушка мальчика показана только в одном маленьком эпизоде, но и из него следует, что эта женщина доброжела­тельная, внимательная к людям, заботливая, нежная.

Знакомство с главой повести «Сугробы».

Учитель предлагает четвероклассникам подробный план главы «Сугробы»(запись на доске), по которому уче­ники пытаются представить её содержание и, художествен­но оформляя каждый пункт плана, рассказать.

1. Зимнее утро во дворе.

2. Новенькая скамейка-санки возле дома.

3. Путь Никиты со скамейкой к реке.

4. Сугробы на крутых берегах реки.

5. На снежном обрыве — друзья Никиты.

6. Скамейка с Никитой несётся с горы.

7. На дороге показался Аркадий Иванович.

8. Никита прячется в снежной пещере.

9. Аркадий Иванович зовёт мальчика.

10. Никите приходится подать голос.

Вначале ребята изучают план, затем к каждому пункту плана придумывают по несколько предложений. Получается как бы сокращённый вариант главы. Затем учитель читает текст главы, а учащиеся определяют, что из текста можно было бы добавить в их рассказ. Таким образом учитель пы­тается заинтересовать учащихся чтением повести А. Н.Тол­стого «Детство Никиты».

Подведение итогов урока

5. Домашнее задание:прочитать следующую главу из повести «Приезд гостей» или приду­мать её самостоятельно.

Литературное чтение

Тема: Русская поэзия. А. Блок «Ветхая избушка», «Летний вечер»

Цели:развитие интереса к самостоятельному чтению, творческих способностей учащихся, чувства художественно­го слова; выработка навыка выборочного выразительного чтения; воспитание поэтического вкуса.

Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Вступительное слово

¾ Воспоминания о своём детстве есть и у многих поэтов. Один из низ - Александр Александрович БЛОК(1880- 1921).

Веселимся, кружимся,

Хороводом тешимся —

Мальчики да девочки —

Ясные звёздочки.

Водил такие хороводы и Саша Блок. Приезжал он на лето в гости к своему дедушке в деревню Шахматове под Москвой. Ходил мальчик с друзьями в лес за ягодами и гри­бами. Устав, присаживались дети отдохнуть в теньке рядом с говорливым ручейком:

Есть в дикой роще, у оврага,

Зелёный холм. Там вечно тень.

Вокруг — ручья живая влага

Журчаньем нагоняет лень.

А как только заканчивалось лето, начинали желтеть листья на деревьях, и солнышко всё чаще пряталось за тучи, возвращался Саша Блок в Петербург, к маме и папе, к любимой нянюшке, которая каждый вечер, перед сном, рассказывала ему сказки:

Внемлю сказке древней, древней

О богатырях,

О заморской о царевне,

О царевне...ах...

Или водила посмотреть на «голубые корабли», приплы­вавшие в Петербург из далеких заморских стран. Они:

...Шли, как сказочные феи,

Вымпелами даль пестря,

Тяжело согнулись реи,

Наготове якоря.

«Загорелые матросы», пропахшие солёным морем, важно сходили на берег. И мальчику хотелось поскорее вы­расти и отправиться на корабле, похожем на белокрылую птицу, к неизведанным землям, навстречу бурям и ветрам.

Но стал Александр Блок не моряком, а поэтом. Первое стихотворение он написал в 5 лет и подарил его маме.

Стихи Блока необыкновенны. Что-то есть в них завора­живающее и таинственное. Притягивают они к себе, как притягивает небо, бегущая вода в реке:

Оставь заботы навсегда,

Такой прозрачной глубины

Не видел никогда...

Такой глубокой тишины

Не слышал никогда...

А. Блок писал стихи не только для взрослых, но и для де­тей. Он был постоянным автором детского журнала «Тро­пинки», печатался в детском альманахе «Огоньки». Составил две книги стихов для детей. Прочтите эти стихи. Я думаю, они вам очень понравятся.

¾ Александр Блок вспоминает о зимних забавах детей в стихотворении «Ветхая избушка». По всей вероятности, в стихотворении описана деревенская детвора, поскольку автор назвал своё стихотворение «Ветхая избушка» — т.е. старая.

Наши рекомендации