Рассказ учителя о жизни и творчестве А. Н. Толстого
В истории русской литературы фамилия «Толстой» оказалась трижды известной среди писателей. Это — Лев Николаевич Толстой, Алексей Николаевич Толстой и Алексей Константинович Толстой. С творчеством для детей Льва Николаевича Толстого мы с вами знакомились в III классе. Вспомните его рассказы «Прыжок», «Акула», «Лев и собачка». Алексей Константинович Толстой не писал произведений для детей, а вот у Алексея Николаевича Толстого, кроме произведений для взрослых, есть целый ряд сказок и повестей для детей.
Он родился в 1883 году и прожил до середины прошлого века. Его мама была детской писательницей, и её способности передались и сыну. Детство мальчика прошло на степном хуторе возле российского города Самары. Впечатление детства нашли отражение в его биографической повести «Детство Никиты». Никита — это сын писателя. В повести описан один год из жизни десятилетнего Никиты перед поступлением его в гимназию.
Детство Никиты — счастливое и весёлое. Он любит искристую снежную зиму, катание на санках, обожает Новый год и веселится на новогодней ёлке, радуется приходу весны, ездит верхом на лошади, готовится к поступлению в гимназию со своим учителем Аркадием Ивановичем. Умеет Никита дружить с сельскими ребятами.
Писатель любит не только своих героев, но и русскую природу. Она у него радостная, полная красок, жизни в каждую пору года. Вся повесть «Детство Никиты» согрета любовью к своему родному краю, светлой памятью о раннем детстве. Главы из этой повести мы начнём сегодня читать.
Алексей Николаевич Толстой известен также творческим пересказом книги итальянского писателя Коллоди «Пиноккио, или Похождения деревянной куклы». Будущий писатель ещё в детстве прочитал её, а затем стал пересказывать своим сверстникам. Но книжка потерялась, и он стал придумывать свои истории о деревянной кукле — по-итальянски — буратино, которых в книге не было. Затем, уже будучи писателем, он написал сказку «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Вы знаете эту сказку и помните, как деревянные куклы, Буратино и его друзья, боролись за освобождение от злого и жадного хозяина Карабаса Барабаса. (По ходу беседы можно спросить у четвероклассников, какие интересные эпизоды из книги им особенно запомнились, понравились.) По сюжету сказки Алексей Николаевич создал пьесу и сценарий кинофильма.
А ещё Алексей Николаевич Толстой любил произведения устного народного творчества. Писатель изучал мудрые русские пословицы, загадки, песни, былины, сказки. Он обрабатывал сюжеты народных сказок, создавал в них меткие и правдивые характеристики героев, умело соединял народный и литературный язык. Так у писателя появился целый ряд сказок о животных, которые затем вошли в сборник «Сорочьи сказки». В сборнике есть и сказка «Сорока», которую вы читали во II классе.
Учитель может пересказать её близко к тексту либо перечитать. Важно вспомнить, как Алексей Толстой высмеивает жадность, как использует народный язык, народную присказку: «За калиновым мостом, на малиновом кусту калачи медовые росли да пряники с начинкой».
Самостоятельное чтение «про себя» учащимися первой главы «Солнечное утро» из повести «Детство Никиты».
Воспроизведение содержания по вопросам
Затем ребята перечитывают текст вслух «по цепочке», отвечают на вопросы по его воспроизведению.
Словесное рисование
Учитель даёт задание: просмотреть текст и подумать, какие рисунки и в какой последовательности можно сделать к нему. Особое внимание необходимо уделить описанию скамейки-санок (можно схематически изобразить такие санки на доске).
Подведение итогов урока
8. Домашнее задание:подготовить выразительное чтение главы, сделать по желанию к ней рисунок и подписать словами из текста.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: А. Н.Толстой. Глава «Аркадий Иванович» из повести «Детство Никиты»
Цели:развитие умений выборочного чтения, воспроизведения и анализа текста, умения составления характеристики героев с использованием цитат из текста, умения выразительного чтения; обучение умению выявлять мотивацию поступков героев.
Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
Рассматривание рисунковк главе «Солнечное утро».
Каждый ученик — автор рисунка — выходит к стенду, где выставлены работы детей, и защищает свой рисунок, т.е. читает строчки из текста, которые он изобразил.
Учащиеся выборочно читают текст первой главы, отвечая на вопросы:
• Каким выдалось зимнее утро? Прочитайте.
• Что пообещал плотник Пахом Никите?
• Найдите в тексте описание того, как плотник мастерил скамейку.
• О чём мечтал Никита, когда проснулся? Прочитайте.
• Кто и как остановил побег Никиты?
В первой главе есть два предложения, в которых использована прямая речь. Это слова плотника Пахома и учителя Аркадия Ивановича. Чтобы выразительно прочитать их, четвероклассники должны сначала определить чувства и настроения, которые переданы в речи героев, а затем уже попытаться выразить их. Так, первую часть своей фразы «Вот я её смажу да полью хорошенько» Пахом говорит поучительно, а вторую: «А ты утром встанешь — садись и поезжай» — ласково, доброжелательно. Также весело, с любовью, даже с нежностью произносит свою фразу «Встаёшь, разбойник?» учитель Аркадий Иванович.