Работа над текстом второй главы

Вторую часть текста из второй главы можно условно разделить на два эпизода: «Нильс и кот», «Нильс и гуси».

Пересказ первого эпизода текста

¾ Подтвердилось ли желание героя измениться, ведь он решил, что «никогда больше никого не обидит»?

Действительно, поначалу Нильс «обрадовался коту, как родному», начал вежливо к нему обращаться и го­ворить ласковые слова: «милый котик», «будь добр». Но кот не забыл обиду на Нильса, он помнил жестокие проделки, издевательства мальчишки и попытался ему об этом напомнить. И тогда к Нильсу вновь возвраща­ются его злость и жестокость, он готов опять дёргать кота за хвост. В данном случае кот оказывается благо­роднее, добрее мальчика. Он помнит заботливое отно­шение к себе матери Нильса и, проучив героя, покида­ет его «тихонько мурлыкая, как и полагается доброму домашнему коту».

¾ Как относится к своему герою писательница?

Вид­но, что она не скрывает своего отрицательного отно­шения к жестоким проделкам Нильса. Она описыва­ет их так подробно, чтобы вызвать у читателей не­приязненное отношение к герою, осудить его поступ­ки и постараться никогда не относиться к животным грубо и жестоко.

Подробный пересказ второй части текста («Нильс и гуси»)

Развитие речи

Во второй главе текста есть такие устойчивые словосочетания, как «след про­стыл», «будто ни в чём не бывало». Учащиеся подбирают к ним синонимы, например, к словосочетанию гнома «след простыл» — «гном пропал», «быстро скрылся», «исчез». Ко второму словосочета­нию — «как ни в чём не бывало» — «как ни в чём не виноват», «будто ничего не случилось».

6. Выразитель­ное чтение текста

Учащиеся заранее продумывают, каким тоном и интонацией прочитать слова кота, Нильса, гусей.

7. Творческая работа — дальнейшее прогнозирование текста.

Учитель может подсказать в общих чертах движение сюжета произведения, напри­мер: «Нильс вместе с гусями полетит в тёплую Лап­ландию. Дорога туда будет долгая и трудная. У него появятся новые друзья — предводительница гусиной стаи — гусыня Акки, заботливая Белочка, добрый Аист. Не избежит герой и встречи с врагами стаи — хищным и хитрым Лисом, злым Вороном, кровожадным Орлом. Однако, пережив все испытания, Нильс весной вернёт­ся с гусем Мартином домой уже другим мальчишкой». Эта сюжетная линия в творчестве детей может допол­нится интересными подробностями.

8. Домашнее задание:придумать своё продолжение повести-сказки; по желанию — полностью прочитать текст всей книги.




ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тема: Повторяю и творю. Обобщение по разделу «Великие сказочники мира»

Цели:подведение итогов работы по теме; развитие творческого воображения, памяти, умения отстаивать свою точку зрения; воспитание коммуникабельности.

Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Прослушивание вариантов продолжения по­вести-сказки, их анализ и оценка.

Сообщение темы и целей урока

Подведение итогов работы по теме «Великие сказочники мира»

Работа с рубрикой «Вспомните»

Вос­произведение основных прочитанных в разделе произведений, их героев, выяснение отношения к ним учащихся

¾ Просмотрите все сказки раздела по учебнику, уточните их авторов, вспомните главных героев.

Развитие творческого мыш­ления, умения сравнивать и сопоставлять.

Выполнение второго задания

Учащи­еся должны прийти к выводу, что пушкинские сказ­ки были созданы на основе народных, так как в них есть общие герои и предметы, а действия, порой, развиваются одинаково. Пользуясь богатством сюжетов народных сказок, А. С. Пушкин обрабаты­вал их, вносил изменения, новых героев, а прозаи­ческий сказочный текст поэтизировал. Его сказки, написанные в стихотворной форме, обогащают наш язык новыми словами и выражениями, развивают нашу речь.

Работа с рубрикой «Расскажите»

Ученики вспоминают любимые сказки Х.К.Андерсена, их героев, а некоторые из сказок коротко пересказывают.

Закрепление знаний учащихся

Работа с материалом руб­рики «Определите».

Четвероклассники не только оп­ределяют вид сказок, но и приводят доказательства сво­их ответов.

Выполнение задания «Ответь­те»,в котором учащимся необходимо найти ответы на загадки-вопросы.

6. Придумывание волшебной сказки

7. Домашнее задание:задания, направленные на обобщение знаний и умений по теме.

_________________________________

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тестовые задания по разделу «Не меркнет в столетиях строка»

«Великие сказочники мира»

1. Впиши пропущенные слова в названия произведений.

«_________________________ Шейка» Д. Мамина-Сибиряка.

«___________________________ игла» Х. К. Андерсена

«Сказка о ___________и о ____________________ его Балде» А. Пушкина.

Наши рекомендации