Работа над текстом второй главы
Вторую часть текста из второй главы можно условно разделить на два эпизода: «Нильс и кот», «Нильс и гуси».
Пересказ первого эпизода текста
¾ Подтвердилось ли желание героя измениться, ведь он решил, что «никогда больше никого не обидит»?
Действительно, поначалу Нильс «обрадовался коту, как родному», начал вежливо к нему обращаться и говорить ласковые слова: «милый котик», «будь добр». Но кот не забыл обиду на Нильса, он помнил жестокие проделки, издевательства мальчишки и попытался ему об этом напомнить. И тогда к Нильсу вновь возвращаются его злость и жестокость, он готов опять дёргать кота за хвост. В данном случае кот оказывается благороднее, добрее мальчика. Он помнит заботливое отношение к себе матери Нильса и, проучив героя, покидает его «тихонько мурлыкая, как и полагается доброму домашнему коту».
¾ Как относится к своему герою писательница?
Видно, что она не скрывает своего отрицательного отношения к жестоким проделкам Нильса. Она описывает их так подробно, чтобы вызвать у читателей неприязненное отношение к герою, осудить его поступки и постараться никогда не относиться к животным грубо и жестоко.
Подробный пересказ второй части текста («Нильс и гуси»)
Развитие речи
Во второй главе текста есть такие устойчивые словосочетания, как «след простыл», «будто ни в чём не бывало». Учащиеся подбирают к ним синонимы, например, к словосочетанию гнома «след простыл» — «гном пропал», «быстро скрылся», «исчез». Ко второму словосочетанию — «как ни в чём не бывало» — «как ни в чём не виноват», «будто ничего не случилось».
6. Выразительное чтение текста
Учащиеся заранее продумывают, каким тоном и интонацией прочитать слова кота, Нильса, гусей.
7. Творческая работа — дальнейшее прогнозирование текста.
Учитель может подсказать в общих чертах движение сюжета произведения, например: «Нильс вместе с гусями полетит в тёплую Лапландию. Дорога туда будет долгая и трудная. У него появятся новые друзья — предводительница гусиной стаи — гусыня Акки, заботливая Белочка, добрый Аист. Не избежит герой и встречи с врагами стаи — хищным и хитрым Лисом, злым Вороном, кровожадным Орлом. Однако, пережив все испытания, Нильс весной вернётся с гусем Мартином домой уже другим мальчишкой». Эта сюжетная линия в творчестве детей может дополнится интересными подробностями.
8. Домашнее задание:придумать своё продолжение повести-сказки; по желанию — полностью прочитать текст всей книги.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: Повторяю и творю. Обобщение по разделу «Великие сказочники мира»
Цели:подведение итогов работы по теме; развитие творческого воображения, памяти, умения отстаивать свою точку зрения; воспитание коммуникабельности.
Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
Прослушивание вариантов продолжения повести-сказки, их анализ и оценка.
Сообщение темы и целей урока
Подведение итогов работы по теме «Великие сказочники мира»
Работа с рубрикой «Вспомните»
Воспроизведение основных прочитанных в разделе произведений, их героев, выяснение отношения к ним учащихся
¾ Просмотрите все сказки раздела по учебнику, уточните их авторов, вспомните главных героев.
Развитие творческого мышления, умения сравнивать и сопоставлять.
Выполнение второго задания
Учащиеся должны прийти к выводу, что пушкинские сказки были созданы на основе народных, так как в них есть общие герои и предметы, а действия, порой, развиваются одинаково. Пользуясь богатством сюжетов народных сказок, А. С. Пушкин обрабатывал их, вносил изменения, новых героев, а прозаический сказочный текст поэтизировал. Его сказки, написанные в стихотворной форме, обогащают наш язык новыми словами и выражениями, развивают нашу речь.
Работа с рубрикой «Расскажите»
Ученики вспоминают любимые сказки Х.К.Андерсена, их героев, а некоторые из сказок коротко пересказывают.
Закрепление знаний учащихся
Работа с материалом рубрики «Определите».
Четвероклассники не только определяют вид сказок, но и приводят доказательства своих ответов.
Выполнение задания «Ответьте»,в котором учащимся необходимо найти ответы на загадки-вопросы.
6. Придумывание волшебной сказки
7. Домашнее задание:задания, направленные на обобщение знаний и умений по теме.
_________________________________
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тестовые задания по разделу «Не меркнет в столетиях строка»
«Великие сказочники мира»
1. Впиши пропущенные слова в названия произведений.
«_________________________ Шейка» Д. Мамина-Сибиряка.
«___________________________ игла» Х. К. Андерсена
«Сказка о ___________и о ____________________ его Балде» А. Пушкина.