Закрепление знаний о былинах. КВН
Первое задание. Разделиться на команды, дать им старинное название.
Второе задание. Подобрать пословицы, которые подходят к прочитанным былинам.
Нет друга — ищи, а нашел — береги.
Где смелость, там и победа.
Сила есть, ума — не надо.
Землю солнце красит, а человека — труд.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Делу — время, а потехе — час.
Под лежачий камень и вода не течет.
Бездонную бочку водой не наполнишь.
Береженого и бог бережет.
Бой отвагу любит.
Бой красен мужеством, а товарищ — содружеством
Быль не сказка, из нее слова не выкинешь.
В ком честь, в том и правда.
После драки кулаками не машут.
С родной земли — умри, но не сходи.
Твой меч, моя голова.
Лучше смерть славная, чем жизнь позорная.
Всякому мила своя сторона.
Добрая слава бежит, а худая — летит.
Третье задание. Командам раздаются эскизы с фигурой воина. Надо «одеть» воина в богатырские доспехи, дорисовать оружие.
Четвертое задание. Конкурс сказителей. Команда выбирает игрока, который должен «войти в образ сказителя».
Пятое задание. Кроссворд.
Командам выдается кроссворд. Выигрывает команда, разгадавшая его быстрее и правильно.
С | |||||||||
Т | |||||||||
А | |||||||||
Р | |||||||||
И | |||||||||
Н | |||||||||
А |
По горизонтали:
1. Сторожевой пост богатырей при въезде в город.
2. Богатырь, положивший Илью Муромца в карман.
3. Исполнитель былин на пирах.
4. Прозвище богатыря Ильи.
5. Тяжёлая дубинка с утолщённым концом.
6. Кто избавил Илью Муромца от недуга?
7. Богатырские доспехи.
По вертикали:
1. Название былины на севере Руси.
(Ответы. По горизонтали: 1. Застава. 2. Святогор. 3. Сказитель. 4. Муромец. 5. Палица.
6 .Странники. 7. Латы. По вертикали: Старина)
5. Итоги урокаНаграждение победителей. Беседа.
— С каким жанром устного народного творчества вы ознакомились?
— Что такое былина?
— Чем отличается былина от богатырской сказки?
6. Домашнее задание:Сказки русских и белорусских писателей
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: Повторяю и творю. Обобщение по разделу «Золото, золото - слово народное»
Цели:закрепление знаний о различных жанрах устного народного творчества; развитие умения обобщать, делать выводы, доказательно отстаивать свою точку зрения; развитие творческих способностей учащихся; воспитание ответственности, коллективизма, умения работать в группе.
Организационный момент
2. Проверка домашнего заданияЗаслушиваются ответы учеников по рядам:
1-й ряд: определить, что такое пословица, вспомнить пословицы о Родине, о труде, о дружбе;
2-й ряд: определить, что такое загадка, скороговорка, вспомнить и загадать учащимся класса по две-три загадки, проговорить одну скороговорку;
3-й ряд: вспомнить различные виды песен — колыбельные, шуточные, обрядовые, привести примеры;
4-й ряд: вспомнить название народных сказок: о животных, бытовых, волшебных, подготовиться к пересказу одной из сказок;
5-й ряд: вспомнить, какие читали легенды; подготовить пересказ одной из легенд;
6-й ряд: вспомнить, какие читали былины; подготовить пересказ одной из былин.
Творческая работа
Учащиеся придумывают продолжение предложенной в учебнике части былины «Добрыня».
Первоначально текст былины выразительно нараспев читает учитель, затем учащиеся «про себя». В процессе чтения учитель поясняет такие слова, как «гусли», «орлиное перо», «бойчее», «ухватка». Далее учащимся предлагается внимательно вчитаться в текст и определить былинные слова и выражения: повторы — «рос-подрастал», «скорым-скоро», «старина стародавняя; устойчивые выражения — «добрым людям», «синему морю», «славный город», «верная жена», «брови чёрные», «глаза зоркие», «кудри русые», «с лица бел да румян», «ровно маков цвет».
Затем учащиеся читают план продолжения былины и им даётся время на подготовку. В каждом пункте плана желательно употребить былинные выражения (написаны на доске):
1.«Добрый молодец», «доспехи богатырские», «трава-мурава».
2. «Дело неладное», «по пятам летит», «тучи чёрные».
3. «В полон возьму», «во глубокие норы змеиные».
4. «На сыру землю», «плачем-плачет», «разрубил-разломал».
5. «Рад-радёшенек», «крепко обнимал», «пир-пировать».