Закрепление знаний о былинах. КВН

Первое задание. Разделиться на команды, дать им старинное название.

Второе задание. Подобрать пословицы, которые подходят к прочитанным былинам.

Нет друга — ищи, а нашел — береги.

Где смелость, там и победа.

Сила есть, ума — не надо.

Землю солнце красит, а человека — труд.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Делу — время, а потехе — час.

Под лежачий камень и вода не течет.

Бездонную бочку водой не наполнишь.

Береженого и бог бережет.

Бой отвагу любит.

Бой красен мужеством, а товарищ — содружеством

Быль не сказка, из нее слова не выкинешь.

В ком честь, в том и правда.

После драки кулаками не машут.

С родной земли — умри, но не сходи.

Твой меч, моя голова.

Лучше смерть славная, чем жизнь позорная.

Всякому мила своя сторона.

Добрая слава бежит, а худая — летит.

Третье задание. Командам раздаются эскизы с фигурой воина. Надо «одеть» воина в богатырские доспехи, дорисовать оружие.

Четвертое задание. Конкурс сказителей. Команда выбирает игрока, который должен «войти в образ сказителя».

Пятое задание. Кроссворд.

Командам выдается кроссворд. Выигрывает команда, разгадавшая его быстрее и правильно.

          С                      
            Т                  
          А                          
        Р                          
            И              
              Н                  
      А              

По горизонтали:

1. Сторожевой пост богатырей при въезде в город.

2. Богатырь, положивший Илью Муромца в карман.

3. Исполнитель былин на пирах.

4. Прозвище богатыря Ильи.

5. Тяжёлая дубинка с утолщённым концом.

6. Кто избавил Илью Муромца от недуга?

7. Богатырские доспехи.

По вертикали:

1. Название былины на севере Руси.

(Ответы. По горизонтали: 1. Застава. 2. Святогор. 3. Сказитель. 4. Муромец. 5. Палица.

6 .Странники. 7. Латы. По вертикали: Старина)

5. Итоги урокаНаграждение победителей. Беседа.

— С каким жанром устного народного творчества вы ознакомились?

— Что такое былина?

— Чем отличается былина от богатырской сказки?

6. Домашнее задание:Сказки русских и белорусских писателей

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тема: Повторяю и творю. Обобщение по разделу «Золото, золото - слово народное»

Цели:закрепление знаний о различных жанрах устного народного творчества; развитие умения обобщать, делать выводы, доказательно отстаивать свою точку зрения; развитие творческих способностей учащихся; воспитание ответственности, коллективизма, умения работать в группе.

Организационный момент

2. Проверка домашнего заданияЗаслушиваются ответы учеников по рядам:

1-й ряд: определить, что такое пословица, вспомнить пословицы о Родине, о труде, о дружбе;

2-й ряд: определить, что такое загадка, скороговорка, вспомнить и загадать учащимся класса по две-три загадки, проговорить одну скороговорку;

3-й ряд: вспомнить различные виды песен — колыбельные, шуточные, обрядовые, привести примеры;

4-й ряд: вспомнить название народных сказок: о животных, бытовых, волшебных, подготовиться к пересказу одной из сказок;

5-й ряд: вспомнить, какие читали легенды; подготовить пересказ одной из легенд;

6-й ряд: вспомнить, какие читали былины; подготовить пересказ одной из былин.

Творческая работа

Учащиеся придумывают продолжение предложенной в учебнике части былины «Добрыня».

Первоначально текст былины выразительно нараспев читает учитель, затем учащиеся «про себя». В процессе чтения учитель поясняет такие слова, как «гусли», «орлиное перо», «бойчее», «ухватка». Далее учащимся предлагается внимательно вчитаться в текст и определить былинные слова и выражения: повторы — «рос-подрастал», «скорым-скоро», «старина стародав­няя; устойчивые выражения — «добрым людям», «синему морю», «славный город», «верная жена», «брови чёрные», «глаза зоркие», «кудри русые», «с лица бел да румян», «ровно маков цвет».

Затем учащиеся читают план продолжения былины и им даётся время на подготовку. В каждом пункте плана желательно употребить былинные выражения (написаны на доске):

1.«Добрый молодец», «доспехи богатырские», «трава-мурава».

2. «Дело неладное», «по пятам летит», «тучи чёрные».

3. «В полон возьму», «во глубокие норы змеиные».

4. «На сыру землю», «плачем-плачет», «разрубил-разломал».

5. «Рад-радёшенек», «крепко обнимал», «пир-пировать».

Наши рекомендации