Проверка и оценивание итогового сочинения (изложения) на муниципальном и (или) региональном уровнях (экспертная комиссия)

Москва, 2015

Оглавление

1. Требования, предъявляемые к экспертам, участвующим в проверке итогового сочинения (изложения) 3

2. Порядок проверки итогового сочинения (изложения) 5

3. Правила заполнения бланка регистрации и бланков записи участников итогового сочинения 9

4. Итоговое сочинение 23

Особенности формулировок тем итогового сочинения 23

Образцы формулировок тем итогового сочинения 25

Подготовка к итоговому сочинению 26

Анализ сочинений 28

5. Итоговое изложение 55

Особенности текстов для итогового изложения 55

Образец текста для итогового изложения 55

Подготовка к итоговому изложению 57

Анализ изложений 61

Приложение 1. Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования 66

Приложение 2. Критерии оценивания итогового изложения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования 69

Приложение 3. Рекомендации по квалификации ошибок при проверке итоговых сочинений (изложений) 69

Требования, предъявляемые к экспертам, участвующим в проверке итогового сочинения (изложения)

Эксперты комиссии образовательной организации, члены экспертных комиссий, сформированных на региональном/муниципальном уровнях, а также независимые эксперты других организаций, привлекаемые к проверке итогового сочинения (изложения), должны соответствовать указанным ниже требованиям.

Владение необходимой нормативной базой:

федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку, по литературе (базовый и профильный уровни), утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089);

нормативные правовые акты, регламентирующие проведение итогового сочинения (изложения);

рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения);

технический регламент проведения итогового сочинения (изложения);

методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения).

Владение необходимыми предметными компетенциями:

иметь высшее профессиональное (педагогическое) образование по специальности «Русский язык и литература» с квалификацией «Учитель русского языка и литературы»;

обладать опытом проверки сочинений (изложений) в выпускных классах образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования.

Владение содержанием основного общего и среднего общего образования, которое находит отражение в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089), примерных образовательных программах, учебников, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (или допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях.

Владение компетенциями, необходимыми для проверки сочинения (изложения):

знание общих научно-методических подходов к проверке и оцениванию сочинения (изложения);

умение объективно оценивать сочинения (изложения) обучающихся;

умение применять установленные критерии и нормативы оценки;

умение разграничивать ошибки и недочёты различного типа;

умение выявлять в работе экзаменуемого однотипные и негрубые ошибки;

умение правильно классифицировать ошибки в сочинениях экзаменуемых;

умение оформлять результаты проверки, соблюдая установленные технические требования;

умение обобщать результаты.

2. Порядок проверки итогового сочинения (изложения)

Общий порядок

Итоговые сочинения (изложения) оцениваются по системе «зачет» или «незачет» по следующим критериям, утверждённым Рособрнадзором:

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования (см. приложение 1);

Критерии оценивания итогового изложения организациями, реализующими образовательные программы высшего образования (см. приложение 2).

Каждое сочинение (изложение) участников итогового сочинения (изложения) проверяется одним экспертом один раз.

При осуществлении проверки итогового сочинения (изложения) и его оценивании персональные данные участников сочинения (изложения) могут быть доступны экспертам. Для получения объективных результатов при проверке итогового сочинения (изложения) не рекомендуется привлекать учителей, обучающих выпускников данного учебного года.

К проверке по пяти критериям оценивания, утверждённым Рособрнадзором, допускаются итоговые сочинения (изложения), соответствующие установленным ниже требованиям.

Требование № 1. «Объем итогового сочинения (изложения)»

Если в сочинении менее 250 слов, а в изложении менее 150 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такие итоговые сочинения (изложения) не проверяются экспертами в соответствии с пяти критериями оценивания).

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)»

Итоговое сочинение (изложение) выполняется самостоятельно.

Итоговое сочинение - не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать собственный текст участника.

Итоговое изложение - не допускается списывание изложения из какого-либо источника (работа другого участника, исходный текст и др.).

Если сочинение (изложение) признано экспертом несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такие итоговые сочинения (изложения) не проверяются экспертами в соответствии с пяти критериями оценивания).

Итоговое сочинение (изложение), соответствующее установленным требованиям, оценивается по пяти критериям.

Проверка и оценивание итогового сочинения (изложения) экспертами комиссии образовательной организации (включая независимых экспертов)

Технический специалист образовательной организации проводит копирование бланков регистрации и бланков записи участников итогового сочинения (изложения).

Руководитель образовательной организации (или другое уполномоченное им лицо) передает копии бланков записи на проверку и копии бланков регистрации для внесения результатов проверки экспертам комиссии.

Эксперты комиссии образовательной организации перед осуществлением проверки итогового сочинения (изложения) по пяти критериям оценивания, разработка которых организуется Рособрнадзором, проверяют соблюдение участниками итогового сочинения (изложения) требований «Объем сочинения (изложения)» и «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)».

После проверки соблюдения установленных требований эксперты приступают к проверке сочинения (изложения) по пяти критериями оценивания или, не приступая к проверке итогового сочинения (изложения) по пяти критериями оценивания, выставляют «незачет» за всю работу в целом в случае несоблюдения хотя бы одного из установленных требований.

Результаты проверки итогового сочинения (изложения) по критериям оценивания и оценка («зачет»/«незачет») вносятся в копию бланка регистрации (в случае несоблюдения участником хотя бы одного из установленных требований в копии бланка регистрации необходимо заполнить соответствующее поле «незачет» и выставить оценку «незачет» за всю работу в целом).

Копии бланков итогового сочинения (изложения) участников итогового сочинения (изложения) эксперты комиссии передают руководителю образовательной организации (или другому уполномоченному им лицу).

Ответственное лицо, уполномоченное руководителем образовательной организации, переносит результаты проверки по пяти критериям оценивания и оценки («зачет»/«незачет») из копий бланков регистрации в оригиналы бланков регистрации участников итогового сочинения (изложения) (в случае несоблюдения участником хотя бы одного из установленных требований в оригинале бланка регистрации заполняется соответствующее поле «незачет», и выставляется оценка «незачет» за всю работу в целом).

Общая часть

Участники итогового сочинения (изложения) выполняют сочинение (изложение) на черно-белых бланках регистрации и бланках записи (в том числе дополнительных бланках записи в случае, если такие бланки выдавались участникам по запросу) формата А4.

При заполнении бланков итогового сочинения (изложения) необходимо точно соблюдать настоящие правила, так как информация, внесенная в бланки, сканируется и обрабатывается с использованием специализированных аппаратно-программных средств.

Заполнение поля «Требование к сочинению (изложения)»

Требование № 1. «Объем итогового сочинения (изложения)»

Если в сочинении менее 250 слов, а в изложении менее 150 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то сочинение (изложение) не проверяется по критериям № 1- № 5.

Эксперт комиссии (ответственное лицо) выставляет «незачет» за невыполнение требования № 1. В клетки по всем пяти критериям оценивания выставляется «незачет». В поле «Результат проверки сочинения (изложения) ставится «незачет» (см. рис.5).

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)»

Итоговое сочинение (изложение) выполняется самостоятельно.

Итоговое сочинение - не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать собственный текст участника.

Итоговое изложение - не допускается списывание изложения из какого-либо источника (работа другого участника, исходный текст и др.).

Если сочинение (изложение) признано экспертом несамостоятельным, то то сочинение (изложение) не проверяется по критериям № 1- № 5.

Эксперт комиссии (ответственное лицо) выставляет «незачет» за невыполнение требования № 2. В клетки по всем пяти критериям оценивания выставляется «незачет». В поле «Результат проверки сочинения (изложения)» ставится «незачет».

Проверка и оценивание итогового сочинения (изложения) на муниципальном и (или) региональном уровнях (экспертная комиссия) - student2.ru

Рис. 5. Область для оценки работы

Если итоговое сочинение (изложение) соответствует требованию № 1 и требованию № 2, то эксперт комиссии (ответственное лицо) выставляет «зачет» за выполнение требования № 1 и требования № 2. Указанные сочинения (изложения) оценивается по пяти критериям.

Заполнение бланков записи

Бланки записи предназначены для оформления сочинения (изложения).

Возможны два варианта бланков записи: односторонний и двусторонний. В случае если принтер, используемый для печати бланков итогового сочинения (изложения), позволяет выполнить двустороннюю печать, следует использовать двусторонний бланк. Если нет – односторонний.

Комплект участника содержит два двусторонних бланка записи при двусторонней печати или четыре односторонних бланка записи при односторонней печати.

В верхней части бланка записи (рис. 7) расположены:

вертикальный и горизонтальный штрих-коды;

поля для заполнения участником;

поле «Лист №» заполняется членом комиссии в случае выдачи участнику дополнительного бланка записи;

поле «код работы» заполняется автоматизированно при печати бланков.

Информация для заполнения полей о коде региона, коде и названии работы, а также номере темы должна быть продублирована с бланка регистрации. «ФИО» участника заполняется прописью. При нехватке места в поле «ФИО участника» участник может внести только фамилию и инициалы.

Проверка и оценивание итогового сочинения (изложения) на муниципальном и (или) региональном уровнях (экспертная комиссия) - student2.ru

Рис. 7. Бланк записи

В случае использования двустороннего бланка записи при недостатке места для ответов на лицевой стороне бланка записи участник может продолжить записи на оборотной стороне бланка (рис.8), сделав внизу лицевой стороны запись «смотри на обороте».

Для удобства все страницы бланка записи пронумерованы и разлинованы пунктирными линиями.

При недостатке места для ответов на основном бланке записи участник может продолжить записи на дополнительном бланке записи, выдаваемом членом комиссии по требованию участника в случае, когда на основном бланке записи не осталось места. В случае заполнения дополнительного бланка записи при незаполненном основном бланке записи, ответы, внесенные в дополнительный бланк записи, оцениваться не будут.

В случае использования одностороннего бланка записи при недостатке места для ответов на лицевой стороне бланка записи участник может продолжить записи только на дополнительном бланке записи (рис.9).

Проверка и оценивание итогового сочинения (изложения) на муниципальном и (или) региональном уровнях (экспертная комиссия) - student2.ru Рис. 8. Оборотная сторона бланка записи

Подготовка к итоговому сочинению

Сочинение уже более 200 лет является универсальной комплексной формой проверки уровня обученности учащихся. Она хорошо знакома не только учителям-словесникам, но и другим педагогам, поскольку умение создавать сочинение формируется в процессе изучения разных предметов (в первую очередь, дисциплин гуманитарного цикла). Сочинение является результатом систематической планомерной работы, осуществляемой на протяжении всех лет обучения в школе. Учителя, преподающие разные предметы, должны способствовать систематизации и проблематизации знаний обучающихся, дальнейшему повышению их речевой культуры, развитию языкового чутья.

Чтобы подготовить ученика к сочинению, особое внимание следует уделить формированию умения создавать связный текст на заданную тему. Как показывает практика, наиболее эффективно в этой связи сочетание двух направлений работы. С одной стороны, необходимо анализировать готовые тексты с разных точек зрения: коммуникативная задача текста (вычленение главной информации, определение темы и микротем текста), его логический и композиционный замысел, отбор лексики, сочетаемость слов, риторические приемы и др. С другой стороны, следует регулярно практиковать выполнение письменных заданий различного объема на основе художественного произведения (или его фрагмента). Приступая к работе, ученик должен внимательно прочитать формулировку темы и осмыслить ее, определить свою задачу по ее раскрытию. Положительный эффект при этом дает вычленение в теме опорных слов, анализ смысла каждого из них, их взаимосвязи. На ранних этапах подготовки к сочинению удобнее использовать для тренировки вопросительные формулировки тем.

Следует помнить о важности самоанализа, обеспечении обратной связи: необходимо уделять внимание вопросам анализа формы и содержания созданного текста, учить школьника видеть сильные и слабые стороны собственной работы и редактировать ее.

Методика обучения написанию сочинения включает следующие положения.

1. Для отслеживания динамики формирования навыка написания сочинения в течение года проводится не менее трех контрольных сочинений.

2. Неудачно выполненная работа должна быть переписана с целью совершенствования написанного.

3. Проведение аудиторного или домашнего сочинения предваряется отработкой аналогичного материала в классе под руководством учителя.

4. Сочинения (в обобщенном варианте) анализируются в классе с опорой на критерии оценивания; читаются наиболее удачные сочинения или их фрагменты; обсуждаются направления доработки анализируемых сочинений (упущенные повороты мыслей, другой подбор доказательств и иллюстраций к ним для того или иного тезиса, варианты вступления и заключения, поиск вариативных способов перехода от одной мысли к другой, альтернативный литературный контекст сочинения и др.).

5. Проводится индивидуальное собеседование с учащимися по конкретным замечаниям к его сочинению.

6. В урок включаются отдельные практические задания, связанные с формированием как конкретного навыка, так и комплекса умений, необходимых для написания сочинения.

При формировании умения писать сочинение особое внимание уделяется следующим аспектам методической работы:

анализ формулировок тем сочинения, способы сужения темы;

осмысление возможной проблематики сочинения, тренировка в постановке проблемы к сочинению и разработка системы вопросов к теме;

отбор материала, необходимого и достаточного для раскрытия темы сочинения; включение в сочинение литературного материала, рассмотрение проблемы с опорой на выбранный материал;

формулировка тезисов сочинения, умение строить доказательные рассуждения (тезис – доказательства – иллюстрации);

продумывание композиции сочинения, работа над вступительной и заключительной частью сочинения, способы аргументации, логические связи между частями сочинения, логика фразы;

речевое оформление текста;

оптимальные формы работы с черновиком.

При подготовке к сочинению эффективны следующие приемы:

создание устных сочинений на разные темы,

написание отдельных частей сочинения;

многоаспектный анализ готовых ученических сочинений;

развитие навыка рецензирования своей и чужой работы;

редактирование текста.

Выпускники должны быть знакомы с критериями оценивания итогового сочинения и инструкцией для участника итогового сочинения.

Анализ сочинений

Фрагмент № 1

Что для человека литература? Способ отвлечься от проблем? Источник знаний мира? Сопереживание героям? На этот вопрос каждый из нас ответит по-разному (ведь на то мы и люди, непохожие друг на друга).

Могу сказать с уверенностью, что для меня литература – самый верный честный советчик. В своих любимых произведениях даже, перечитывая их много раз, я всегда нахожу для себя своеобразную помощь, взаимопонимание. Так, например, помогли мне ответить на вопросы о настоящей дружбе и доверии людям произведения «Три товарища» Эриха Марии Ремарка и антиутопия «1984» Джорджа Оруэлла.

Но сегодня хочу рассказать о великом писателе двадцатого века Рэе Брэдбери. <…> В 1951 году Рэй Брэдбери пишет короткий, но захватывающий фантастический рассказ «Здесь могут водиться тигры». На ракете, скорость которой «равна скорости самого Бога», группа исследователей приземляется на планете далекой системы для ее изучения. Но неожиданно для себя астронавты понимают, что не просто приземлились в еще неизведанном мире. Они приземлились в самом детстве. Планета дарит им способность понимать, заставляет чувствовать самое легкое и приятное дуновение ветра, которое напоминает Дрисколлу и Капитану Фостеру (одним из главных персонажей) о том беззаботном далеком времени, когда они были еще мальчишками, когда они могли спокойно играть на летней лужайке своей родной Земли в крокет. «Это – люди, которые всегда оставались детьми, а поэтому видят и чувствуют все прекрасное» - словно говорит нам Брэдбери. Но среди астронавтов есть и Чаттертон – жестокий и недоверчивый человек, поплатившийся в итоге за свое неуважительное обращение с планетой: отравился чистой водой, потерял тот Бур, которым пытался просверлить Землю, был разорван неизвестным зверем, рев которого походил на рычание тигра.

Казалось бы, это всего лишь рассказ о космической экспедиции, о далеком будущем, о необъяснимых чудесах нации, творившихся на планете (миражи, отсутствие гравитации и т.д.). Но на самом деле автор создал это произведение, чтобы показать нам разные образы человеческой души. Конечно, в рассказе «Здесь могут водиться тигры» перед нами стоит несколько сложных вопросов: «как нужно вести себя с природой?», «как вовремя нужно уметь услышать важный совет?». Но как основную проблему Брэдбери называет черствость и старость души, какой она была у Чаттертона, он ставит нам в пример Форестера и Дрисколла, искренних и честных людей.

Рассказ Рэя Брэдбери помог мне понять, к чему ведет жадность, недоверие и злоба, те качества, которые так свойственны взрослым, занудным и скучным людям. А самое главное, я получила ответ на вопрос «стоит ли человеку взрослеть?». Нет, теперь я могу сказать это с уверенностью. Мы взрослеем телом, умом, но душу свою, по моему мнению, мы должны навсегда оставить в мире детства, должны уметь мечтать и по-настоящему радоваться жизни, бесконечно желать познать что-то новое, быть открытыми, честными, как это делают дети. И спасибо Рэю Брэдбери и его великолепным произведениям за то, что они полностью помогли мне разобраться с этой проблемой.

Фрагмент № 2

Все мы разные. Каждый из нас уникален, неповторим. Каждому суждено пройти свой собственный, порой тернистый путь. И, разумеется, жизнь вызывает множество вопросов, на которые трудно ответить самостоятельно.

Человеку необходимо получить ответы на жизненные вопросы, чтобы стать подлинно счастливым и начать жить полноценно. Ведь, как говорил известный английский писатель Джек Лондон, «истинное назначение человека – жить; а не существовать». Поэтому мы обращаемся к самому главному источнику знаний – литературе, в которой всегда найдется ответ на любой вопрос.

Так, в романе «Театр» Сомерсета Моэма я открыла для себя много нового, о чем хочу рассказать. Без краткого пересказа событий не обойтись.

Джулия, начинающая актриса, влюбляется в красавца-коллегу, который ничего к ней не испытывает. Казалось бы, нормальный человек не будет добиваться внимания, а уж тем более брака с тем, кто не отвечает взаимностью. Но не Джулия. Она добилась Майкла, затем и ошеломительного успеха на сцене, став лучшей актрисой Англии. Когда Майкл уходит на войну (Первую мировую), она теряет все свои чувства к нему и празднует победу – ведь теперь оба супруга на равных.

Вот ей уже сорок шесть лет, она известна на всю страну, ее брак считают идеальным, она мать почти взрослого сына…

Как вдруг на горизонте появляется молодой бухгалтер Томас Феннел, который без памяти влюбляется в главную героиню, несмотря на тот факт, что она годится ему в матери. И Джулия, как ни странно, отвечает на его признания, хоть у нее и есть муж. Роман с юным пареньком поднимает ее и так высокую самооценку и пробуждает в ней еще больший эгоизм. Она делает для своего ухажера все то, что оскорбило бы любого мужчину: платит за его жилье, покупает ему одежду, делает дорогие подарки… А потом Томас влюбляется в неопытную актрису его возраста – Эвис Крайтэн, которая, по его словам, «очень талантлива».

В день дебюта Эвис, Джулия радуется отсутствию чувств к Томасу – и превращает премьеру в свое триумфальное выступление…

«Неужели это все – жизнь одной женщины? Неужели на это способен человек, зацикленный на своей персоне?» – невольно проносится в голове. Джулия вызывает восхищение своим умением виртуозно и с удивительной легкостью играть разные роли. Образ героини был бы почти безупречен, если бы не эгоцентризм. Джулия Лэмберт помогает ответить на многие жизненнее вопросы: что нужно делать в той или иной ситуации.

Прежде всего, нужно найти себя и свое призвание, причем необходимо добиться успеха в этой области. Нужно уметь подстраиваться под людей, быть разным по случаю. Необходимо добиваться поставленных целей, правда, обдуманно и без вреда обществу.

Наконец, главный жизненный вопрос – что такое любовь? Благодаря «Театру» осознаешь, что любовь, описанная в нем, фальшива и не является образом для подражания. Ведь это неповторимое чувство должно быть искренним и отнюдь не мимолетным. Каждому из нас нужно испытать это волшебное состояние. Любовь учит видеть хорошее в людях и обществе в целом, позволяет открыть новые, прежде неизведанные таланты и способности личности.

Но как же найти ее, если сплошь и рядом нас окружает «театр»?...

Фрагмент №3

…Изображение войны в романе «Война и мир», безусловно, поднимает проблему человечности на войне. В одном из сражений Николай Ростов увидел в своем враге-французе, которого он так и не смог убить, обычного человека, «простое комнатное лицо» с дырочкой на подбородке. Такого же подневольного военного, как и он сам, такого же человека, желающего жить и страдающего из-за амбиций власть имущих. Эта мысль была и будет актуальна всегда. Более чем через сто лет будет написано известнейшее произведение Э.М. Ремарка «На западном фронте без перемен». Один из его героев также обдумывает этот вопрос, не понимая, зачем он убил своего противника, ведь он не только и не столько враг, сколько человек, ведь он также дышал и любил, ведь у него тоже была семья, жена, дети. Также Ремарк высказывает мысль о равенстве людей, о неправильности разделения их на «чистых» и «нечистых», достойных жить и нет в другом произведении «Ночь в Лиссабоне». Еще одна война и еще раз повторяется все та же, не теряющая своего значения мысль. Мысль о равном, «человеческом» отношении к людям вне зависимости от их происхождения, вне зависимости от политических убеждений и вероисповедания, вне зависимости от того, какой у них паспорт и откуда они приехали.

Таким образом, мы видим, как художественная литература задает нам жизненно важные вопросы, заставляет задуматься над ними и ответить на них хотя бы себе. В произведениях, в особенности основанных на исторических фактах и событиях, писатель, обобщая опыт поколений и свою точку зрения, дает возможный ответ на те вопросы, на которые, в силу их природы, нельзя дать универсального ответа, заставляет признать ставший, возможно, очевидным ответ на социально значимые вопросы, о которых, хоть это и трудно, неприятно и тяжело, нужно говорить, способствуя, таким образом, решению назревших проблем.

Фрагмент первой работы написан прекрасно подготовленным выпускником, имеющим свои читательские предпочтения и способным глубоко, искренне, неформально рассуждать в рамках заданной темы, избирая личный ракурс ее раскрытия (некоторые речевые недочеты не противоречат данному выводу). Он сумел сделать интересный выбор опорного текста, проблематизировать материал, продумать оригинальную тезисно-доказательную часть сочинения.

Нельзя ожидать от большинства выпускников очевидных литературных дарований. Второе и третье сочинение слабее первого, но, бесспорно, по первому параметру (как и по другим критериям) заслуживают оценки «зачет». Их интересно сопоставить, т.к. выпускники выбирают разные пути раскрытия темы.

Фрагмент № 2 показывает, что автор сочинения строит мысль, опираясь на пересказ сюжета романа «Театр» Сомерсета Моэма и включая в него некоторые лаконичные комментарии: размышления над ситуацией и личную оценку нравственного выбора героини (эти комментарии выделены жирным шрифтом). После сжатого пересказа перечисляются проблемы, над которыми задумался автор сочинения, прочитав роман «Театр». С выводами учащегося можно не согласиться, но поданы они емко и последовательно (нельзя забывать, что формулировка темы сочинения предполагает личный ракурс ее раскрытия).

Во фрагменте № 3 автор сочинения размышляет непосредственно над предложенной проблемой, строит высказывание на основе связанных с темой тезисов, опираясь на художественные произведения, но избегает при этом пересказа. Литературный материал не ведет ученика за собой, а используется им именно как основа для собственных размышлений. Следует отметить удачное сопоставление эпизода из «Войны и мира» с романом Э.-М.Ремарка, хотя обоснование тезисов отсылками к тексту романа Ремарка могло бы быть более обстоятельным.

Фрагмент № 4

В разные времена были великие писатели, создававшие свои произведения. Каждый из них старался передать собственное мнение и идею. Человек, читающий книгу, учится у героев, сопереживает им и вместе с ними отвечает на важные вопросы, решает поставленные автором проблемы. Очень важно понимать, какую именно мысль хотел до нас писатель. Ведь в противном случае его цель считается недостигнутой.

В произведении французского писателя Гастона Леру «Призрак оперы» перед нами предстают герои с совершенно различными судьбами, историями и исключительными чертами: гений Эрик, по причине уродства отвергнутый обществом, талантливая Кристина, бесконечно добрая к людям, и смелый виконт де Шаньи, преданный своей любви. Нельзя не упомянуть и перса Надир-хана, который, несмотря ни на что, верил в своего друга.

Рассмотрим подробнее данных героев. Что же хотел сказать автор, наделяя Эрика таким характером, умом и внешностью? Прежде всего, нужно упомянуть, что призрак оперы обладал исключительным интеллектом и совершенно отталкивающей внешностью – облик скелета, обтянутого кожей. Люди боялись его, судили по внешнему виду. Можно ли сказать, что общество часто отворачивается от кого-либо, просто взглянув? Да, и история отвергнутого по этой причине человека и представлена в романе. Только Кристина Даэ, девушка, пострадавшая от озлобленного гения, в итоге простила и пожалела его. Лишь в самом конце своего существования Эрик почувствовал, что в какой-то момент он действительно жил. Книга помогла мне ответить на вопрос, почему никто не может жить вне общества. Потребность в людях так же естественна, как и необходимость дышать. <…>

С моей точки зрения, Гастон Леру в своем произведении поднимает вопрос отношений между людьми: то, чего не хватает в нас, и то, чего не хватает нам. Нам не хватает доброты и любви, терпения Кристины Даэ, истинной веры в друзей Надира-хана и храбрости, преданности Рауля де Шаньи. Книга помогла мне найти ответ на вопрос, какими качествами должны обладать люди.

По приведенному фрагменту (примерно половина работы) можно судить о том, что сочинение представляет собой образец хорошо аргументированной работы. Выпускник рассуждает по предложенной проблеме (выбрана интересная многоаспектная проекция на «себя» и «нас»). Очевидна опора на литературный источник, а не на его кинематографическую версию.

Проанализируем с той же точки зрения фрагмент сочинения выпускника, выбравшего тему«Мечта уводит от жизни или ведет по жизненному пути?».

Фрагмент №5

Мечта – это то, что человек хочет больше всего. Люди делятся на два типа: кто-то стремится исполнить ее, кто-то просто тихо живет с этой мыслью. Мечты бывают разные. Одни хотят быть президентом, другие прославиться и стать голливудскими звездами, а третьи просто мечтают о большой и крепкой семье. Очень сложно конкретно ответить на вопрос, поставленный передо мной. Всего можно добиться, стоит этого только захотеть, а, следовательно, мысль об этом самом заветном желании может вести по жизненному пути, заставляет действовать. Но а тех людей, которые просто любят по мечтать, уводит в сторону.

Рассмотрим ситуацию Наташи Ростовой, которая постоянно размышляла о счастии жизни с князем Андреем Болконским. Можно предположить, что ее мечты уводили от жизни, потому что она не могла ничего сделать и дожидалась своего жениха из Европы. Именно поэтому все способствовало тому, что Наташа закрывалась от жизни, от высшего общества и думала о своем будущем. В то время как ее младший брат и человек, в которого она была влюблена, смело шагали по жизни с мечтой.

Литературный материал (фрагмент романа Л.Н. Толстого «Война и мир»), выбранный учеником, дает простор для размышлений над заданной проблемой. Зачет по критерию №2 может быть поставлен. Однако очевидна схематичность, крайняя упрощенность трактовки образа Наташи, а также значительное искажение авторской позиции. Чувствуется неумение ученика вникать в произведение и осмысливать его.

Проанализируем работы двух выпускников, выбравших тему «Почему люди пишут стихи?» Автор первой работы (см. фрагмент №6) справился с задачей привлечения литературного материала и построения аргументированного высказывания на заданную тему (при этом в сочинении имеются изъяны по выбранному параметру, о чем будет сказано ниже). Автор второй работы (см. фрагмент №7) по критерию №2 заслужил оценки «незачет», что является условием выставления «незачета» за работу в целом (обоснование дано после приведенного фрагмента).

Фрагмент №6

Стихи – это больше, чем просто хобби. Писать означает вкладывать себя всего без остатка в строки, которые останутся на бумаге надолго, «ведь рукописи не горят». Говорят, глаза – зеркало души, тогда стихи – это рамка. У кого-то она золотая, а у кого-то лишь позолоченная. Но это не значит, что человек не умен или черств. Вовсе нет! Не все поэты высокоинтеллектуальные люди. Они ни профессора, ни доктора наук. Это те, кто открыт миру, кто может что-то донести до обывателей или чему-то научить. Как писал А.С. Пушкин:

«…Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы.

Мой друг! Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы».

<…>

Но нас в жизни окружают не только друзья, но и возлюбленные. Им посвящено великое множество стихов. «Любовь – это самое страшное, что может с вами произойти, но именно это делает нас сильнее», – сказал один мудрец. Влюбленность – такое окрыленное состояние души, которое помогает людям открываться.

«Я к вам пишу, чего же боле?

Что я могу еще сказать?

Теперь я знаю в вашей воле

Меня презрением наказать»,

– читает Евгений Онегин, герой одноименного романа А.С. Пушкина. Из письма видно, какие чувства овладевают Татьяной и насколько они сильны, раз она решается на отчаянный шаг, нарушив приличия светского общества.

Стихи бывают разными: короткие, как записочки, что оставляют влюбленные друг другу, или длинные поэмы, где развертываются события давно минувших дней, или просто несколько строк, чтобы вдохновить людей на дело, а может, просто дать совет. Но, несмотря на все это, их пишут от души, от сердца, и оттого они прекрасны. Искренность в произведениях и помогает авторам завоевать доверие читателей, заставить их прислушаться и изменить свою судьбу.

Выпускник строит искреннее, живое рассуждение, высказывает самобытную мысль о том, что человек, пишущий стихи, открыт миру. Уместно цитируются строки А.С. Пушкина. Вместе с тем литературный материал привлечен формально (вне глубинной связи с рассуждениями выпускника) и воспринимается как некая дань задаче, а не органичная часть сочинения. Фрагмент романа «Евгений Онегин» уводит от основной темы в рассуждение о любви (попутно делается акцент на анализе чувств Татьяны). Несмотря на то, что выбран не лучший путь использования литературного материала и показан неглубокий уровень его осмысления, «зачет» по критерию №2 может быть поставлен, так как рассуждения автора аргументированы и литературный материал привлечен.

Фрагмент № 7

Тема моего сочинения «Почему люди пишут стихи?»

Эта тема мне сразу показалась интересной, потому что я сам часто пишу стихи, поэтому не составит большого труда раскрыть главный вопрос сочинения.

Так почему же люди пишут стихи? Что бы ответить на этот вопрос, нам понадобится вспомнить выдающихся деятелей литературы и их произведения.

Я считаю, что нам нужно начать с Александра Сергеевича Пушкина и его романа «Евгений Онегин». Все мы помним, как Татьяна признается Онегину в любви, написав ему письмо в стихах:

«… Другой!.. Нет, никому на свете

Не отдала бы сердца я!»

Для девушки того времени, было неприемлемо призн<

Наши рекомендации