Сопровождение режиссёрских игр

На 3-м году жизни – работа по формированию предпосылок РИ в рамках д\игр по сенсорному воспитанию: "маленькие игрушки ищут свою маму" и т.д. ЗАТЕМ – разыгрывание бытовых и сказочных ситуаций (потешки).

На 4-м г.жизни – индивидуальное взаимодействие с ребёнком.

Задачи:

- передвигать и озвучиваем игрушку (заяц убегает от лисы)

- разыгрывать цепочку из 2-3 действий (например по сказке "Колобок").

На 5-м г.жизни – интенсивное развитие РИ. Воспитатель – зритель. Взаимодействие с микрогруппами детей – 3-6 человек на основе сказочных сюжетов.

Метод комплексного руководства сюжетно-ролевой игрой детей дошкольного возраста С.Л.Новоселовой

Группа педагогов-исследователей под руководством С.Л.Новосёловой разработала метод комплексного руководства игрой дошкольников, включающий следующие компоненты:

· планомерное обогащение жизненного опыта;

· совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям жизненного опыта, игровых умений;

· своевременное изучение игровой среды с учётом обогащающегося жизненного опыта;

· активизирующее общение взрослого с детьми в процессе игры, направленной на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.

Под руководством игрой данные авторы понимают совокупность методов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение конкретными действиями. Термин «руководство» синонимичен термину «формирование». Значение каждого из компонентов комплексного подхода изменяется в зависимости от возраста и уровня развития детей. Например, в младшем возрасте больше внимания и времени педагог должен уделять первому и второму компонентам, чтобы дети накопили жизненный и игровой опыт. В старшем возрасте становятся актуальными третий и четвёртый компонент.

Требования к игрушкам для детей раннего и дошкольного возраста

Большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек. Однако значение игрушки в воспитании детей значительно шире. Игрушка - спутник жизни ребёнка, источник его радости. Это не только материал, орудие игры, это и партнёр, товарищ детских игр, а в руках взрослого игрушка - одно из важнейших средств воспитания.

Игрушка - это специальный предмет, предназначенный для игры и иного жизненного назначения не имеющий. В ней в обобщённой форме представлены типичные свойства предмета, которые обеспечивают воспроизведение соответствующих действий с ним. Так, кукла - обобщённый образ человека - позволяет детям воспроизвести целый ряд действий: сажать, укладывать, купать, переодевать и т.д.

Игрушка чрезвычайно разнообразна по типам, материалам, по технике изготовления, возрастному и воспитательному назначению. Но при всём разнообразии игрушек в них, прежде всего, изображаются реальные вещи и предметы, с которыми действует и сам ребёнок, и взрослый. Изображение предметов условно и в значительной степени обобщённо. Характер и степень обобщённости и условности зависят от типа игрушки и её конкретного назначения. Условность изображения предмета не исключает, а предполагает отражение типичных черт вещи или предмета, отличающих их от других.

Виды игрушек

Игрушки распределяются по видам игр, в которых они преимущественно используются. Это деление весьма условно: каждая игрушка многофункциональна и поэтому её можно, применять в разных играх.

Сюжетные игрушки имеют ещё одно название - образные игрушки. В последнем названии подчеркивается их сущность как прототипов (образов) предметов, чем они и привлекают ребёнка. Это куклы и фигурки, изображающие людей и животных; транспортные средства, посуда, мебель и др. Игрушки данного вида во многом определяют сюжет игры, в этом их основное назначение. Они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребёнка, его социальный опыт. Кукла - источник разнообразных переживаний малыша. Особенно любимы ребёнком куклы, изображающие детей. В играх дети часто используют игрушки, изображающие животных, но выполняют с ними действия, аналогичные действиям с куклой. Расширяется ассортимент атрибутики для игр с куклами: вновь появились кукольные дома, предметы обстановки и др.

Дидактические игрушки предназначены для умственного и сенсорного развития и обучения детей. Среди них много народных игрушек: матрёшки, пирамидки, разноцветные шары, бочонки. Играя с дидактическими игрушками, ребёнок решает различные задачи. Условия такой задачи заключены в конструкции игрушки (разобрать и собрать пирамидку, башенку, матрёшку). К дидактическим игрушкам относятся мозаики, настольные и печатные игры.

Игрушки-забавы, «весёлые игрушки», используются для развлечения детей. Они представляют собой смешанные фигурки людей, животных. Давних предшественников современных игрушек-забав мастерили на потеху малым детям, чтобы повеселить, посмешить их. Особенность игрушек-забав в движении, сюрпризе, неожиданности, иногда парадоксальности, необычности игровых эффектов. В часы досуга и отдыха такие игрушки помогают объединить взрослых и детей общим переживанием радости. Также к игрушкам-забавам относятся наборы фокусов. В современных игрушках широко применяются механические, электротехнические и электронные устройства.

Спортивные игрушки предназначены для реализации задач физического воспитания. Они способствуют развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики, таких качеств, как выдержка, организованность. Эти игрушки разнообразны. Одни направлены на укрепление мышц руки, предплечья, развитие координации движений (волчки, мячи, обручи). Другие содействуют развитию навыков бега, прыжков, укрепляют мышцы ног, туловища (каталки, велосипеды, самокаты, коньки, скакалки). Наконец, существуют спортивные игрушки, предназначенные для коллективных игр (баскетбол, хоккей, пинг-понг).

Музыкальные игрушки предназначены для развития музыкального слуха. Они используются на занятиях, праздниках, развлечениях, в самостоятельных играх. Отличаются особенностями звучания, нарядным оформлением. Это игрушки, имитирующие по форме и музыкальному звучанию музыкальные инструменты. К музыкальным игрушкам причисляют сюжетные игрушки с музыкальным устройством (пианино, рояль), наборы колокольчиков, бубенчиков, игровые приборы для прослушивания музыкальных записей.

Театрализованные игрушки - это куклы - театральные персонажи, куклы бибабо, куклы-марионетки; наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, инсценировок. К этим игрушкам относятся костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория и др. Театрализованные игрушки не являются предметами повседневного пользования, они должны в глазах ребёнка быть связаны с атмосферой праздничности, эмоциональной приподнятости.

Технические игрушки вводят детей в мир техники; знакомят с внешним видом технических предметов, с характерными для них действиями. К этим игрушкам относятся игрушечные фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины. Во многих технических игрушках используются заводные, инерционные двигатели, электромоторчики, электронные устройства.

Строительные и конструктивные материалы рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство. Наборы строительных материалов представляют собой комплексы деталей разных форм для сооружений построек. Конструкторы состоят из наборов деталей, крепёжных элементов и инструментов для сборки различных конструкций. Детям предлагают конструкторы с различными способами соединения деталей: наложение, приставление, сочленение (с крепёжными устройствами).

Игрушки-самоделки изготовляются самими детьми, их родителями, воспитателями. Потребность в таких игрушках возникает во всех видах игр: для театрализованной игры дети мастерят фигурки «артистов», элементы декораций, маски, для сюжетно-ролевой игры - «продукты», «тетрадки», и «книжки» и др. Игрушки-самоделки дошкольник может изготовлять из разных материалов: неоформленных (бумага, картон, нитки, ткань, шерсть, фольга, пенопласт), полуоформленных (коробочки, пробки, катушки, пластмассовые бутылки, пуговицы), природных (шишки, жёлуди, ветки, солома, глина). Создавая игрушку, наблюдая, как это делает взрослый, посильно помогая ему, ребёнок испытывает радость, стремление к созидательной деятельности.

Педагогические требования к игрушке

Основное требование к игрушкам определила Н.К. Крупская в статье «Об игрушках для дошколят»: игрушка должна содействовать развитию ребёнка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства. В подборе игрушек следует исходить из особенностей возраста, поэтому единой педагогически ценной игрушки для детей дошкольного возраста нет и быть не может. Малышу нужны свои игрушки, которые помогут ориентироваться в окружающем мире, будут стимулировать его самостоятельную деятельность, направлять её в определённое русло. А для старших дошкольников необходимы игрушки, которые помогают изучать окружающую действительность, стимулируют коллективные игры.

Важнейшим требованием к игрушке является соответствие содержания, образа игрушки идеалам воспитания нашего общества. Игрушка должна быть ценной с идеологической точки зрения, вызывать добрые чувства к явлениям нашей действительности, способствовать накоплению положительного нравственного опыта.

Игрушка должна удовлетворять стремление ребёнка к активности и возбуждать её. А.М.Горький очень точно подчеркнул это требование, сказав, что игрушка должна вызвать более или менее длительное удивление.

Образная игрушка должна быть реалистичной,давать правильное представление о предмете, его особенностях и жизненном назначении. Динамичность - одно из важнейших качеств игрушки, обеспечивающее возможность многопланового использования её в игре. Следует помнить слова Е.А. Флёриной: «Чем больше возможностей игрушка предоставляет для различных действий, тем она интереснее для ребёнка, тем больше её воспитательные возможности» ( Флёрина Е.А. Игра и игрушка. - М., 1973. - С.20). Поэтому необходима оценка динамичности игрушек при комплектовании для детей разного возраста.

В хорошей игрушке гармонически сочетаются конструкция, пластическая форма с цветом, окраской: взаимно дополняя, и подчеркивая друг друга, цвет и форма усиливают художественную выразительность игрушки. Оформление и конструкция игрушки должны соответствовать особенностям восприятия ребёнка на разных возрастных этапах. Так, насыщенность цвета, контрастность цветов, локальность окраски в игрушках малышей постепенно сменяются более реалистической, а также декоративной окраской игрушки для старших дошкольников.

Конструкция игрушки, материал, которого она изготовляется, должны быть безопасны для жизни и здоровья ребёнка и отвечать основным гигиеническим требованиям. В последние годы вопрос об ужесточении гигиенических требований к детским игрушкам встал особенно остро в связи с появлением новых полимерных материалов, красителей, лаков. В связи с этим многие страны требуют от производителей игрушек надёжных гарантий качества их продукции, её нетоксичности, негорючести и т.п.

Угрозу для здоровья ребёнка могут представлять игрушки с дефектами, возникшими в процессе их «эксплуатации». Поэтому необходимо частый контроль над состоянием игрового материала, который осуществляет воспитатель, своевременный их ремонт, изъятие из пользования детей игрушек с дефектом, сломанных. Особое внимание следует обращать на незаделанные края металлических и деревянных частей, плохо укреплённые мелкие детали игрушек, прочность окраски.

В дошкольном учреждении игрушки должны быть соответствующим образом размещены, что требует использования определённого игрового оборудования: шкафов, стеллажей, ящиков, сеток для хранения мячей и т.д. Для развертывания самостоятельных игр желательно иметь модули, трансформирующуюся мебель-игрушку, специальное оборудование, подиумы.

Создание игрушек, отвечающим перечисленным требованиям, - дело сложное и трудное. Тот, кто создаёт детские игрушки, конструирует их, должен быть и художником, и учёным-психологом, и педагогом, и мастером своего дела. Вот почему в нашей стране организован своеобразный центр отечественной игрушечной промышленности. Этот центр создаёт образцы новых игрушек, изучает тенденции развития игрушки.

Гигиенические требования к игрушкам

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

17.12. Приобретенные игрушки (за исключением мягконабивных) перед поступлением в групповые моются проточной водой (температура 37 С) с мылом или иным моющим средством, безвредным для здоровья детей, и затем высушивают на воздухе.

Пенолатексные ворсованые игрушки и мягконабивные игрушки обрабатываются согласно инструкции изготовителя.

Игрушки, которые не подлежат влажной обработке (мытью, стирке), используются только в качестве дидактического материала.

17.13. Игрушки моются ежедневно в конце дня, а в группах для детей младенческого и раннего возраста - 2 раза в день. Кукольная одежда стирается по мере загрязнения с использованием детского мыла и проглаживается.

Наши рекомендации