Н.В. Гоголь. Сведения из биографии. «Петербургские повести». Композиция, сюжет, герои.
Цели урока:
1. Открыть учащимся своеобразие Гоголя как писателя и человека, непохожего на предшественников и современников; понять, почему личность и творчество Гоголя неоднозначно воспринимались современниками.
2. Рассмотреть сюжет, идейное и композиционное своеобразие одной из «Петербургских повестей» Н.В. Гоголя.
Ход урока
I. Вступительное слово о Н. В. Гоголе
Н. В. Гоголь — один из величайших русских писателей. Литературную известность Гоголю принес сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832), насыщенный украинским этнографическим материалом, романтическими настроениями, лиризмом и юмором.
Творчество Гоголя, его роль в русской литературе раскрывалась постепенно, поражая все более высокими уровнями. Для последователей Гоголя, представителей «натуральной школы», большое значение имели социальные мотивы, снятие всяческих запретов на эту тему и материал, «бытовая конкретность, а также гуманистический пафос в обрисовке «маленького человека» (Ю. В. Манн). В творчестве Гоголя раскрылась христианская философско-нравственная проблематика.
«Проза Гоголя, по меньшей мере, четырехмерна. Его можно сравнить с его современником математиком Лобачевским, который взорвал Евклидов мир...» (В. Набоков). Все это обусловило огромную и все возрастающую роль Гоголя в современной мировой культуре.
II. Викторина
Многие биографические факты, а также произведения известны учащимся, так как они изучались в предыдущие годы. Урок целесообразно начать с викторины.
Вопросы:
— Где и когда родился Гоголь?
— Какое образование получил Гоголь? (С 1818—1820 гг. учился в Нежине, в Гимназии высших наук князя А. А. Безбородко).
— Какие науки изучал Гоголь в гимназии?
— Как назывались гимназические литературные журналы, организатором которых был Гоголь? («Северная заря», «Звезда» и «Метеор литературы».)
— Под каким псевдонимом было опубликовано первое произведение Гоголя? (В 1829 году под псевдонимом В. Алов).
— Сюжеты каких произведений были подсказаны Гоголю Пушкиным? (Комедии «Ревизор» и поэмы «Мертвые души»).
— В каком театре впервые была поставлена комедия Гоголя «Ревизор»? (В Александрийском театре в 1836 году).
— Какую поговорку взял Гоголь эпиграфом к комедии «Ревизор»? («На зеркало неча пенять, коли рожа крива»).
— Кому из героев Гоголя принадлежат эти слова: Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей!» (Тарасу Бульбе).
— Кому принадлежат эти слова: «Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж, скажешь только кухарке: «На, Мавруша, шинель...» (Хлестакову, комедия «Ревизор»).
— Где находится город, в котором происходят события пьесы «Ревизор»? (Город находится между Пензой и Саратовом).
III. Слушаем сообщения учащихся
Темы сообщений:
1. Личность и творчество Гоголя в восприятии современников.
2. Н. В. Гоголь — религиозный мыслитель.
3. Гоголь и театр.
4. Последние дни писателя.
Остальные учащиеся в ходе сообщений делают записи в тетрадях.
IV. Беседа по теме урока
— Почему у Гоголя любовь к творчеству Пушкина сопровождается внутренней полемикой с ним?
— Почему личность и творчество Гоголя так неоднозначно воспринимались современниками?
— В чем причина резкой полемики Гоголя с Белинским по поводу книги «Выбранные места из переписки с друзьями»?
Пояснения.
При освещении жизни писателя необходимо сделать акцент на том, что с юных лет Гоголь много трудился, читал. Еще в Нежине увлекался чтением А. С. Пушкина, К. Ф. Рылеева, Г. Р. Державина.
Нужно также упомянуть о «Книге всякой всячины» — своеобразном дневнике, который Гоголь начал вести за два года до окончания гимназии, где записывал всевозможные сведения в алфавитном порядке.
Тема 2.1.
А.Н. Островский. Сведения из биографии. Социально-культурная новизна драматургии Островского.
Цели урока: раскрыть роль А. Н. Островского в развитии русской драматургии и театра; рассказать учащимся о жизни и творчестве драматурга.
Ход урока
I. Запись темы, эпиграфов, плана урока План.
1. «Колумб Замоскворечья». Биографическая справка.
2. А. Н. Островский — создатель русского национального театра. Малый театр.
3. Место А. Н. Островского в литературной борьбе идей ХIХ в.
«Литературе вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский драматический театр. Он по справедливости должен называться «Театр Островского».
Из письма И. А. Гончарова А. Н. Островскому.
«Моя задача — служить русскому драматическому искусству. Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов... У русского драматического искусства один только я. Я — все: и академия, и меценат, и защита».
А. Н. Островский Автобиографическая записка
II. Слово учителя
У А. Н. Островского были основания для такого утверждения. Почти 50 пьес отдал он театру. 46 из них были поставлены при жизни драматурга. Они заняли прочное место в репертуаре многих театров «Нет дня в году, чтобы в 5—6 театрах не шла моя пьеса», — писал А. Н. Островский в 1871 г.
Наша задача — познакомиться с личностью драматурга, его деятельностью и ролью в развитии русского национального театра.
Всмотритесь в портрет А. Н. Островского. «В его облике нет как будто ни капли возвышенного, романтического: покойно сидит Островский в домашней шубейке на беличьем меху, запечатленный точной кистью художника, и только глаза его — голубые, умные и острые, отнюдь не назидательные, но выпытывающие, ненасытные, доверчивые, не дающие солгать, только эти детские глаза его — свидетели совершающейся в нем горячей внутренней жизни». (В. Я. Лакшин).
Если бы не этот взгляд, можно вообразить старомосковский неподвижный быт, когда в деревянном домишке холодно и в теплой одежде сидят, чтобы руки-ноги не стыли, а где-то рядом кипит пузатый двухведерный самовар и на беленой скатерти большие, в крупных цветах, чашки, янтарное варенье, калачи и прочие соблазны Замоскворечья.
Обломок этого старого Замоскворечья — покосившийся домишко и поныне стоит в проходном дворе рядом с Малой Ордынкой. Здесь 12 апреля 1823 года в бедной квартире, сдававшейся внаймы дьяконом местной церкви, увидел свет мальчик, которому суждено было стать великим писателем, обновителем русской сцены.
Свои первые литературные опыты Островский начал дерзким и ироническим утверждением, что он открыл небывалую страну. Страна эта лежала у всех под носом — как раз напротив Кремля, по другую сторону Москвы-реки. Но для литературы, для читателей она была тогда и впрямь незнакомой, нетронутой землею.
Почти 50 пьес было написано Островским за его долгую литературную жизнь, и многие из них уходили корнями в родное Замоскворечье.
Здесь ставили на окна бутылки с наливкой, заготавливали впрок солонину, запасались на год рыбой, медом и капустой... Здесь люди доброжелательно пили чай с изюмом, экономя сахар. Здесь от всех болезней лечились банькой да полуштофом «ерофеича». Здесь из дома в дом гуляли свахи, расписывая достоинства женихов. Здесь по праздникам ходили в церковь, пекли пироги, сладко спали на пуховиках в послеобеденную пору, ужинали «туго-натуго», рано ложились спать. Здесь одни презирали моду «из принципа», другие же любили разодеться, смешав голубое с розовым, и выходили из замоскворецкой цирюльни без меры завитые и напомаженные.
Островского считали летописцем этой жизни, называли «Колумбом Замоскворечья».