II. Конкурс «Что вы знаете о романе «Евгений Онегин»?
— В каком году родился Онегин? (1795 г.).
— Определите время действия второй и третьей глав. (Лето 1820 г.).
— Фамилию какого персонажа комедии «Недоросль» упоминает А. Пушкин при перечислении гостей, приехавших к Лариным? (Скотинины).
— Каким было отчество Татьяны Лариной? (Дмитриевна).
— К кому из русских поэтов обращается Пушкин в ХХХ строфе третьей главы, называя «певцом пиров и грусти томной»? (Е. А. Баратынский).
— Не обращаясь к датам, попробуйте определить по тексту, какое произведение было написано раньше: роман А. Пушкина «Евгений Онегин» или комедия А. Грибоедова «Горе от ума»? («Горе от ума» раньше).
— Кто из героев романа «Евгений Онегин»:
— «острижен по последней моде, как денди лондонский одет» (Онегин);
— «дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива» (Татьяна);
— «всегда скромна, всегда послушна, всегда, как утро, весела» (Ольга);
— «красавец в полном цвете лет, поклонник Канта и поэт» (Вл. Ленский);
— «капусту садит, как Гораций, разводит уток и гусей и учит азбуке детей» (Загорецкий);
III. Разминка для памяти
Из каких произведений А.С. Пушкина эти строки:
— «Глаголом жги сердца людей» («Пророк»);
— «Я гимны прежние пою» («Арион»);
— «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» («К Чаадаеву»);
— «Восстаньте, падшие рабы!» («Вольность»);
— «Служенье муз не терпит суеты» («19 октября»);
— «Я сердцем римлянин; кипит в груди свобода; во мне не дремлет дух великого народа» («Лицинию»);
— «Да здравствует солнце, да скроется тьма» («Вакхическая песня»);
— «Здравствуй, племя молодое, незнакомое» (Вновь я посетил»).
О каком поэте пишет:
— «Мой первый друг, мой друг бесценный!» (Пущин);
— «Друзья мои, прекрасен наш союз!» (Лицеисты);
— «Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя!» (Няня Арина Родионовна);
— «Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль» (Жуковский).
IV. Конкурс «Знаете ли вы героев пушкинских произведений?»
Кто из них:
— когда был не в духе, насвистывал «Гром победы раздавайся»? («Дубровский», Кирилл Петрович).
— наряжался в крестьянское платье, когда шел на свидание? («Барышня-крестьянка», Лиза).
— делал змея из географической карты? («Капитанская дочка», Петр Гринев).
— перед венчанием заблудился в поле? («Метель», Владимир).
— не мог отличить ямба от хорея? («Евгений Онегин», Онегин).
— был похищен в день свадьбы? («Руслан и Людмила», Людмила).
— «казался русским, а носил иностранное имя»? («Выстрел», Сильвио).
V. Пушкин и другие виды искусства
— Кем написаны наиболее известные прижизненные портреты А. Пушкина? (Кипренский, Тропинин).
— О каком портрете Александр Сергеевич сказал: «Себя, как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит»? (Кипренский).
— В содружестве каких художников было написано полотно на сюжет стихотворения «К морю»? (Репин, Айвазовский).
— Какие кинофильмы сняты по произведениям А. Пушкина? («Станционный смотритель», «Метель», «Капитанская дочка», «Барышня-крестьянка», «Моцарт и Сальери», «Дубровский», сказки (мультфильмы)).
IV. Подведение итогов занятия
V. Домашнее задание
Тема 1.2.
М.Ю. Лермонтов. Сведения из биографии. Этапы творчества. Основные мотивы лирики.
Цель урока: помочь учащимся раскрыть богатство, глубину поэтического мастерства поэта, своеобразие, колорит эпохи и ее влияние на человеческие судьбы.
Оборудование: портрет М. Ю. Лермонтова.
Методические приемы: повторение известных сведений о поэте, викторина, постановка вопросов по теме урока, работа с учебником.
Ход урока
Многие сведения о жизни и творчестве поэта учащимся известны, поэтому урок целесообразно начать с викторины. Проводит учитель, выигрывает тот, кто дает больше правильных ответов на заданные вопросы.
I. Викторина
— Где и когда родился Лермонтов?
— Как звали домашнего учителя Лермонтова? (Алексей Зиновьевич Зиновьев — педагог, ученый, литератор).
— Как звали русских писателей, учившихся вместе с Лермонтовым в Московском университете? (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев).
— Кому посвящены ранние юношеские стихи поэта?
Я не достоин, может быть,
Твоей любви, не мне судить;
Но ты обманом наградила
Мои надежды и мечты,
И я всегда скажу, что ты
Несправедливо поступила.
(Наташе Ивановой, девушке удивительной красоты, дочери драматурга Ф. Ф. Иванова).
Мы случайно сведены судьбою,
Мы себя нашли один в другом,
И душа сдружилася с душою,
Хоть пути не кончить им вдвоем!
(Варваре Александровне Лопухиной, она не была красавицей, но Лермонтов полюбил ее).
— Куда был сослан Лермонтов за сочинение стихотворения «Смерть поэта»? (Был арестован и переведен служить в Нижегородский драгунский полк, который находился а Закавказье и принимал участие в войне с горцами).
— Назовите первое опубликованное стихотворение. Каким псевдонимом оно было подписано? (Стихотворение «Весна» напечатано в 1830 году в журнале «Антеней», за подписью «L»).
— Как называлось первое изданное произведение, которое Лермонтов подписал своим именем? (Стихотворение «Бородино», напечатано в журнале «Современник» в 1830 году).
— Кто автор памятника на месте трагической гибели Лермонтова на дуэли? (В 1881 году специальная комиссия определила примерное место дуэли поэта с Мартыновым в городе Пятигорске, на склоне горы Машук. В 1915 году здесь был установлен памятник — обелиск, автор — скульптор Б. М. Микешин).
— Из каких произведений эти строки?
Заботой тайною хранима
Перед иконой золотой
Стоишь ты, ветвь Ерусалима,
Святыни гордый часовой!
(«Ветка Палестины»)
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, -
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.
(«Когда волнуется желтеющая нива»)
Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю
(«Нет, не тебя так пылко я люблю...»)
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
(«Родина»)
— Кто сказал о Лермонтове: «И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека — грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого»? (Ираклий Андронников, профессор, доктор филологических наук).
II. Оформление тетрадей. План урока