Тема: Мировоззренческие основы драматургического творчества Ж.Расина (анализ поэтики пьес «Андромаха», «Федра»)
Цель– на основе анализа драматургии Ж. Расина раскрыть эстетические возможности классицистического метода, сформировать представление о жанрово-стилевых особенностях произведений писателя; сформировать навыки сбора и анализа литературных фактов; развить умения филологического анализа и интерпретации драматического текста; сформировать навыки подготовки аннотаций, составления рефератов и библиографий.
Организационная форма:семинар, доклады
Вопросы для обсуждения:
- Жизненный и творческий путь Расина. Янсенизм и учение Паскаля как мировоззренческая основа творчества Ж.Расина. Место трагедий Расина в истории французского театра
- Концепция человека в театре Расина в свете философии Декарта и Гассенди. Отличие трагедий Расина от трагедий Корнеля. Лабрюйер о различии между Корнелем и Расином.
- «Федра» Ж.Расина как класицистическая трагедия:
• суть конфликта и его художественное решение;
• источник сюжета; актуализация античного образца;
• рефлексия и стихия чувства (страсти) в трагедии;
• образ женщины, ведомой страстью (Федра); концепция любви;
• характер монологов в трагедии.
- Тема суда над собой и высшего суда в трагедии «Федра»
- Античные сюжеты и образы в трагедиях Расина. Трансформация образов и мотивов трагедии Эврипида «Ипполит» в трагедии Ж.Расина «Федра».
- Сценическая судьба «Федры». Политические причины борьбы вокруг «Федры».
- Мастерство изображения внутреннего мира человека и идейно-философская концепция трагедии Ж.Расина «Андромаха». Образ Андромахи и проблема положительного героя в творчестве Расина. Концепция трагического в «Андромахе».
- Критика тирании в трагедии «Британик». Трагический конфликт в «Ифигении в Авлиде» и своеобразие его художественного воплощения (индивидуальное сообщение).
- Художественное своеобразие трагедии «Гофолия» и ее влияние на развитие трагедии просветительского классицизма(индивидуальное сообщение).
Конспект:
Расин Ж. Предисловие к трагедии «Британник» // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980.
Расин Ж. Предисловие к трагедии «Береника» // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980.
Барт Р. Из книги о Расине// Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова.— М.: Прогресс, 1989—с. 138-175.
Задание:
Подготовьтеанализ поэтики пьесы «Федра» Ж.Расина в идентификационных параметрах эстетики классицизма (суть конфликта и его художественное решение; источник сюжета; актуализация античного образца; рефлексия и стихия чувства (страсти) в трагедии; образ женщины, ведомой страстью (Федра); концепция любви; характер монологов в трагедии; тема суда над собой и высшего суда, творимого божеством в трагедии «Федра»). Особое внимание следует уделить античным сюжетам и образам в трагедии Расина: трансформации образов и мотивов трагедии Эврипида «Ипполит» в трагедии Ж.Расина. Ответ должен быть представлен в виде эссе.
Составьте таблицу (на основе материалов основной и дополнительной литературы) «Политические и нравственно-психологические проблемы в трагедиях Расина».
Литература
Основная:
1. Алташина В.Д., Лукьянец И.В., Полубояринова Л.Н., Чамеев А.А. Зарубежная литература и культура эпохи Просвещения. – М.: Академия, 2010.
2. Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. – М.: Академия, 2009.
3. Мисюров Н.Н. История западноевропейской литературы: Классицизм, Просвещение, Романтизм. Учебное пособие. – М.: Флинта, Наука, 2013.
Дополнительная:
1. Виппер Ю. Б. Драматургия Расина // Виппер Ю. Б. Творческие судьбы и история. (О западноевропейских литературах XVI - первой половины XIX века). - М., 1990. - С. 183-194
2.Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. М., 1968.
3. Барт Р. Работы о Ж.Расине // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.
4. Мокульский С. Расин // Литературная энциклопедия: В 11 т. — [М.], 1929—1939.Т. 9. — М.: ОГИЗ РСФСР, Гос. ин-т. "Сов. Энцикл.", 1935. — Стб. 527—536.http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le9/le9-5272.htm
5. Адан А. Театр Корнеля и Расина // Театр французского классицизма / Вступ. ст. Антуана Алана. – М. : Наука, 1970. – 354 с. http://litena.ru/books/item/f00/s00/z0000062/st001.shtml
6. Тураев С. В. Введение в западноевропейскую литературу 17 века. – М. : Владос, 1999. – 233 с.
Практическое занятие 5.
Тема:«Низкие жанры» в литературе французского классицизма (творчество Лафонтена, Мольера)
Цель– на основе анализа творчества Лафонтена и Мольера сформировать представление о жанрово-стилевых особенностях произведений «низких жанров» в литературе классицизма; сформировать навыки сбора и анализа литературных фактов; развить умения филологического анализа и интерпретации драматического текста; сформировать навыки подготовки аннотаций, составления рефератов и библиографий.
Организационная форма:коллоквиум
Вопросы для обсуждения:
1. Творчество Жана де Лафонтена в контексте развития французской литературы 17 века.
2. Стихотворные сказки и новеллы Лафонтена. Сказка «Любовь Психеи и Амура» и ее влияние на русскую литературу.
3. Басни Лафонтена как вершина творчества писателя. Жанровое своеобразие басен Лафонтена. Лирический герой басен Лафонтена.
4. Значение Лафонтена в развитии басенного жанра. А.С. Пушкин о Лафонтене.
5. Творчество Жана Батиста Мольера в контексте развития французского классицизма. Эстетические взгляды Мольера. Периодизация творчества Мольера.
6. Мольер как создатель «высокой» комедии. Комедия «Смешные жеманницы», «Критика школы жен»: особенности образной системы.
7. Творческая история комедии Мольера «Тартюф». Сатирическая емкость образа Тартюфа.
8. Философская проблематика комедии Мольера «Дон-Жуан». Образ Дон-Жуана. Особенности художественного метода в «Дон-Жуане».
9. Сатира на светское общество в комедии «Мизантроп». Образ Альцеста.
10. Тема буржуазии в комедиях «Мещанин во дворянстве», «Скупой», «Мнимый больной». Историческое значение художественного наследия Мольера.
11. Творчество Поля Скаррона. Бурлескные поэмы Скаррона «Тифон, или Гигантомахия» и «Вергилий наизнанку», «Комический роман» Скаррона: обзор проблематики и поэтики (индивидуальное сообщение).
12. Идеологические основы творчества Сирано де Бержерака. Научно-фантастический роман «Государства и империи Луны» как социальная утопия (индвидуальное сообщение).
13. Творчество Никола Буало. Основные этапы творческого пути Буало. Буало-сатирик (индивидуальное сообщение).
Конспект:
Томашевский Б. В. Пушкин и Лафонтен // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии / АН СССР. Ин-т литературы. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937. — [Вып.] 3. — С. 215—254. http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/v37/v372215-.htm
Погребная Я.В. Типология интерпретаций образа Дон Жуана. Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2016. № 9. Ч. 1. С. 41-45.
Список произведений для заучивания наизусть: две басни Лафонтена по выбору студента.
Задание:
- Подготовьте эссе на одну из тем, представленных в вопросах 2,3.
- Подготовьте таблицу «Периодизация творчества Мольера».
Литература
Основная:
1. Алташина В.Д., Лукьянец И.В., Полубояринова Л.Н., Чамеев А.А. Зарубежная литература и культура эпохи Просвещения. – М.: Академия, 2010.
2. Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. – М.: Академия, 2009.
3. Мисюров Н.Н. История западноевропейской литературы: Классицизм, Просвещение, Романтизм. Учебное пособие. – М.: Флинта, Наука, 2013.
Дополнительная:
1.Бордонов Ж. Мольер. – М. : Молодая гвардия, 1983. – 255 с.
2. Бояджиев Г. Мольер. Исторические пути формирования жанра высокой комедии. – М. : Искусство, 1967. – 300 с.
3. Булгаков М. А. Жизнь господина де Мольера. – М.: Художественная литература, 1962. – 123 с.
4. Гликман И. Мольер. Критико-биографический очерк. – М. : Просвещение, 1966. – 234 с.
5. Золотов Ю.К. Нравственные основы действия во французском классицизме XVII века // Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. 1988. Т.47. № 3. С.211-220.
9. Мольер Жан-Батист. Полн.собр.соч. : в 4 т. / Вступ. ст. Г. Бояджиева. – М. : Художественная литература, 1965 – 1967.
10. Мульматули В. М. Мольер : Книга для учащихся. – М. : Просвещение, 1988. – 122 с.
Практическое занятие 6.
Тема:Роман Гриммельсгаузена «Симплициссимус» в контексте немецкой прозы 17 в.
Цель– на основе анализа творчества Гриммельсгаузена сформировать представление о жанрово-стилевых особенностях произведений немецкой литературы 17 века; сформировать навыки сбора и анализа литературных фактов; развить умения филологического анализа и интерпретации драматического текста; сформировать навыки подготовки аннотаций, составления рефератов и библиографий.
Организационная форма:семинар, доклады
Вопросы для обсуждения:
- Особенности развития немецкой литературы в XVII веке. Тридцатилетняя война и ее влияние на немецкую культуру и литературу указанного периода. Проблема барокко в немецкой литературе XVII века и пути развития реалистического искусства.
- Особенности немецкого классицизма. «Книга о немецком стихосложении» Опица – манифест раннего бюргерского классицизма.
- Творчество Гриммельсгаузена, место писателя в истории немецкой литературы.
- Поэтика романа «Симплиций Симплициссимус». Мир и война на страницах романа: особенности изображения земного мира, философская ирония Гриммельсгаузена, приемы создания характеров в романе, аллегорические образы и их значение для раскрытия главной идеи романа, образ главного героя, его судьба и утопические поиски нравственного и философского идеала в книге Гриммельсгаузена.
- Роман Гриммельсгаузена и традиции испанского плутовского романа. Традиции Ренессанса, барочные влияния и черты реализма в книге Гриммельгаузена «Симплиций Симплициссимус». Язык романа. Своеобразие художественного метода Гриммельсгаузена.
- Антивоенная тема в поэзии Мартина Опица и Андреаса Грифиуса (индивидуальное сообщение).
- Особенности развития драматургии и театра в Германии XVII века (индивидуальное сообщение).
- Роль Гриммельсгаузена в развитии европейского романа.
Конспект
Морозов А.А.Г. Гриммельсгаузен и сатира XVII века // История немецкой литературы в 5 т. – Т.1. – С.
Задание:
Ответ на пятый вопрос предполагает (на основе исследований, представленных в списке литературы и исходя из текста романа) рассмотрение основных координат поэтики романа «Симплиций Симплициссимус» с позиции идентификационных параметров различных типов художественного мироощущения эпохи (классицизм, барокко, ренессансный реализм) и выявление соеобразия художественного метода Гриммельсгаузена. Подготовьте эссе на эту тему.
Литература
Основная:
1. Алташина В.Д., Лукьянец И.В., Полубояринова Л.Н., Чамеев А.А. Зарубежная литература и культура эпохи Просвещения. – М.: Академия, 2010.
2. Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. – М.: Академия, 2009.
3. Мисюров Н.Н. История западноевропейской литературы: Классицизм, Просвещение, Романтизм. Учебное пособие. – М.: Флинта, Наука, 2013.
Дополнительная:
1. Наталья Евгеньевна Ерофеева. Зарубежная литература XVII век. Учебник для педагогических вузов. М, 2004.
2. Вераксич И.Ю. История зарубежной литературы XVII–XVIII веков: Курс лекций. М., 2007.
3. История немецкой литературы: В 5 т. М., 1962–1963. Т. 1, 2.
4. Гриммельсгаузен Г. Я. К.Симплициссимус. М., 1976 (БВЛ).
5. Жирмунский В. М.Очерки по истории классической немецкой литературы. Л., 1972.
6. Немецкая поэзия XVII века в переводах Льва Гинзбурга. М., 1976.
7. Морозов А. А.Ганс Якоб Кристоф Гриммельсгаузен и его роман «Симплициссимус» // Гриммельсгаузен Г. Я. К. Симплициссимус. Л., 1987.
8. Морозов А. А.«Симплициссимус» и его автор. Л., 1984.
9. Пуришев Б. И. Очерки немецкой литературы XV–XVII веков. М., 1955.
Практическое занятие 7.