Введение к учебному пособию (практикуму)

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ПРАКТИКУМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

История мировой литературы

Направление подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование

Профиль - Филологическое образование

Квалификация – бакалавр

Изучается в 3 семестре

Разработчик:

доцент кафедры отечественной и мировой литературы

Савелова Лилия Владимировна

Ставрополь, 2015

УДК 802.2 − 06 (075)

ББК 81.2 Рус − 5 я 7

Б 81

Рецензенты:

Деревяшкина А.П., кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт»

Останкович А.В., доктор филологических наук, профессор кафедры отечественной и мировой литературы СКФУ

ИСТОРИЯ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ / Савелова Л.В., – Ставрополь, СКФУ, 2015. – 33 с.

В учебно-методическом пособии представлены методические рекомендации по изучению дисциплины «История мировой литературы»: тематика и методика практических форм закрепления знаний, развития умений и навыков в процессе формирования общекультурных и профессиональных компетенций.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов филологических направлений высших учебных заведений.

УДК 802.2 − 06 (075)

ББК 81.2 Рус − 5 я 7

Б 81

ISBN 5-98954-ххх-х

© Савелова Л.В., 2015

© ФГАОУ ВПО «Северо-

Кавказский федеральный

университет», 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение к учебному пособию (практикуму)
Раздел 1. История мировой литературы 17 века  
Практическое занятие 1. Барокко в литературном процессе 17 века. Драматургическое творчество П. Кальдерона
Практическое занятие 2. Драма Лопе де Вега «Фуэнте Овехуна» как образец произведения ренессансного реализма первой половины XVII века
Практическое занятие 3 Эволюция художественного метода в драматургии П.Корнеля
 
Практическое занятие 4. Мировоззренческие основы драматургического творчества Ж.Расина («Андромаха», «Федра»)
Практическое занятие 5. «Низкие жанры» в литературе французского классицизма (творчество Лафонтена, Мольера)
 
Практическое занятие 6. Роман Гриммельзгаузена «Симплициссимус» в контексте немецкой прозы семнадцатого века
 
Практическое занятие 7 Творчество Джона Мильтона в контексте развития Английской литературы 17 в.
Практическое занятие 8. История мировой литературы 17 века: обзор (Контрольная работа по материалу раздела 1)
Раздел 2. История мировой литературы 18 века  
Практическое занятие 9. Жанр «путешествия» и «приключения» в английской литературе 18 века (Д. Дефо “Робинзон Крузо”, Д. Свифт «Путешествия Гулливера»)
Практическое занятие 10. Английский социально-психологический роман 18 века. Творчество Ричардсона
Практическое занятие 11. Просветительский реализм в английской литературе 18 в.: поэтика романа Генри Филдинга «История Тома Джонса, найденыша».  
Практическое занятие 12. Творчество Р. Бернса  
Практическое занятие 13. Сентиментализм как художественное направление в западноевропейской литературе XVIII века. Творчество Л. Стерна  
Практическое занятие 14. Драматургия английского и французского Просвещения (Драматургическое творчество Р.Б. Шеридана и П.О. Бомарше)  
Практическое занятие 15. Драматургия итальянского Просвещения (К. Гольдони, К. Гоцци)  
Практическое занятие 16. Творчество Ф. Шиллера  
Практическое занятие 17. Творчество И.В. Гете  
Практическое занятие 18. История мировой литературы 18 века: обзор (Контрольная работа по материалу раздела 2)  

Практическое занятие 1.

Тема: Драма Лопе де Вега «Фуэнте Овехуна» как образец произведения ренессансного реализма первой половины XVII века.

Цель –развить имеющиеся у студентов представления о ренессансном реализме как части литературного процесса 17 века и творчестве Лопе де Вега, его роли в истории мировой литературы 17-18 вв., сформировать представление жанрово-стилевых особенностях произведений писателя; сформировать навыки сбора и анализа литературных фактов; развить умения филологического анализа и интерпретации драматического текста; сформировать навыки подготовки аннотаций, составления рефератов и библиографий.

Организационная форма:семинар, доклады

Вопросы для обсуждения:

1. Ренессансный реализм XVII века и отражение в нем диалектики литературного процесса от Возрождения к XVII веку: демократические тенденции в творчестве писателей-реалистов, эстетические принципы, основные темы, проблема героя и изображение повседневной жизни людей.

2. Обзор жизненного и творческого пути Лопе де Веги. Драматургическая теория Лопе де Веги

3. Историческая основа пьесы «Фуэнте Овехуна». Причины объединения двух не связанных между собой событий в единое и закономерное целое в драме.

4. Анализ поэтики пьесы «Фуэнте Овехуна»:

  • конфликт и система образов в пьесе;
  • поэтика композиции пьесы в аспекте трех основных направлений развития сюжета (две сферы человеческих чувств и отношений в драме; история любви Лауренсии и Фрондосо; борьба королевской власти против предателей-феодалов);
  • приемы создания характеров; речь героев пьесы как форма выражения мирооощущения драматурга; лирическое и героическое в образе Лауренсии.
  • композиция и пространственно-временная организация пьесы в свете закона «трех единств».

4. Новаторство Лопе де Веги в разработке темы единства народа.

5. Тема мести статуи и первая литературная интерпретация легенды о Дон-Жуане в литературе ренессансного реализма (на материале пьесы «Севильский озорник, или Каменный гость» Тирсо де Молина) (индивидуальное сообщение).

6. Изучение творчества Лопе де Веги в отечественном литературоведении.

Конспекты к занятию:

Смирнов А., Плавскин З. Драматургия Лопе де Вега // Лопе де Вега. Собрание сочинений в 6 т. – Т.1. – С. 5-45

Лопе де Вега. Новое руководство к сочинению комедий // Лопе де Вега. Собрание сочинений в 6 т. – Т.1. – С.47-59.

Никола Буало-Депрео. Поэтическое искусство. М.: ГИХЛ, 1957. – 232 с. Текст доступен: http://maxima-library.org/citate/b/64688/read

Наизусть: Лопе де Вега «Фуэнте Овехуна» » (перевод М.Лозинского) 12 строк по выбору студента

Задание:

  1. Напишите эссе драма «Фуэнте Овехуна» как произведение ренессансного реализма
  2. Сравните трактаты Лопе де Веги и Н. Буало. Выявите новаторство каждого из теоретиков искусства и определите, что их объединяет.

Литература

Основная:

1. Алташина В.Д., Лукьянец И.В., Полубояринова Л.Н., Чамеев А.А. Зарубежная литература и культура эпохи Просвещения. – М.: Академия, 2010.

2. Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. – М.: Академия, 2009.

3. Мисюров Н.Н. История западноевропейской литературы: Классицизм, Просвещение, Романтизм. Учебное пособие. – М.: Флинта, Наука, 2013.

Дополнительная:

1. Лопе де Вега. Избранные драматические произведения: В 2 т. / Пер. с исп. М. Лозинского. М., 1994. Т. 1.

2. Лопе де Вега. Избранные произведения / Пер. с исп. К. Бальмонта. М., 2003.

3. Штейн Л. История испанской литературы. 2-е изд., доп. и испр. М., 1994.

4. Ерофеева Н.Е. Зарубежная литература. XVII век. М., 2004.

5. Плавскин З. И. Лопе де Вега. 1562–1635. M.; Л., 1960.

6. Узин В. С. Общественная проблематика драматургии Сервантеса и Лопе де Веги. М., 1963.

7. Штейн А. Л. Веселое искусство комедии. М., 1990.

8. Штейн А. Л. Основоположник испанской драматургии // Лопе де Вега. Избранные произведения. М., 2003. (Бессмертная библиотека).

Практическое занятие 2.

Тема: Барокко в литературном процессе 17 века. Драматургическое творчество П. Кальдерона.

Цель – развить имеющиеся у студентов представления о литературном барокко 17 века и творчестве П. Кальдерона, его роли в истории мировой литературы 17-18 вв., сформировать представление жанрово-стилевых особенностях произведений писателя; сформировать навыки сбора и анализа литературных фактов; развить умения филологического анализа и интерпретации драматического текста; сформировать навыки подготовки аннотаций, составления рефератов и библиографий.

Организационная форма занятия: семинар, доклады.

Вопросы для обсуждения:

  1. Барокко как художественная система в искусстве 17 века: мировоззренческие основы и художественные принципы. Архитектура и живопись барокко: специфика, представители (сообщение).
  2. Литература испанского барокко: общая характеристика, представители (сообщение).
  3. Жизненный и творческий путь П. Кальдерона. Мировоззренческие основы творчества П.Кальдерона.
  4. Поэтика морально-философской и религиозной драмы П.Кальдерона «Жизнь есть сон». План анализа:
  • религиозно-литературные источники создания драмы, их роль в проблематике произведения;
  • основные темы и проблемы драмы (проблема смысла и назначения власти, воспитания качеств идеального правителя - составить цитатник; смысл заглавного тезиса пьесы, его развитие в тексте драмы (анализ реплики Сехизмундо: "Я был Царем, я всем владел, / И всем я мстил неумолимо; / Лишь женщину одну любил… / И думаю, то было правдой: Вот, все прошло, я все забыл, и только это не проходит" и "Но правда это или сон, / Что важно - оставаться добрым: / Коль правда, для того, чтоб быть им, / Коль сон, чтобы, когда проснемся, / Мы пробудились меж друзей". на основе анализа первого монолога Сехизмундо раскройте идейно-художественную функцию рефрена ("А с духом более обширным / Свободы меньше нужно мне?" и т.д.).);
  • приведите цитаты, демонстрирующие идеал неостоической личности в драме;
  • сюжет и композиция драмы в свете основной темы пьесы, их соотвестие драматургическим канонам эпохи; смысл заключительных сцен пьесы;
  • специфика конфликта драмы, воплощение в конфликте элементов рационалистического мироощущения автора
  • черты барочного мироощущения в поэтике драмы (приведите цитаты).
  1. Отличительные особенности драматургической манеры П.Кальдерона и их воплощение в комедии интриги (анализ особенностей поэтики пьес «С любовью не шутят», «Дама-невидимка»).
  2. Концепция чести в «драме чести» П. Кальдерона (анализ особенностей поэтики пьес «Стойкий принц», «Саламейский алькад») (индивидуальное сообщение).

Конспекты:

Гуляев Н.А. Общее понятие о художественном методе, направлении и стиле // Гуляев Н.А., Богданов А.Н., Юдкевич Л.Г. 'Теория литературы в связи с проблемами эстетики под ред.Чебаевской Л.П. - Москва: Высшая школа, 1970 - с.

Барокко // Литературный энциклопедический словарь / Под ред. П.А. Николаева, В.М. Кожевникова. М., 1987.

Борев Ю. Барокко: гуманный скептик-гедонист в неустойчивом мире// Теория литературы: в 4 т. – Т.4. – М.: ИМЛИ РАН, 2001 – с.180-187.

Борев Ю. Художественное направление — инвариант художественной концепции мира и личности // Теория литературы: в 4 т. – Т.4. – М.: ИМЛИ РАН, 2001 – с. 47-50.

Наизусть: сцена 19 монолог Сехисмундо (пер. К. Бальмонта) от слов: «Он прав. Так сдержим же свирепость..» до «А сновиденья только сны»

Задание:

Подготовьте эссе: Поэтика драмы П.Кальдерона «Жизнь есть сон» в контексте эстетики барокко

Литература:

Основная:

1. Алташина В.Д., Лукьянец И.В., Полубояринова Л.Н., Чамеев А.А. Зарубежная литература и культура эпохи Просвещения. – М.: Академия, 2010.

2. Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. – М.: Академия, 2009.

3. Мисюров Н.Н. История западноевропейской литературы: Классицизм, Просвещение, Романтизм. Учебное пособие. – М.: Флинта, Наука, 2013.

Дополнительная:

1 Кальдерон П. Пьесы / Сост., вст. ст. Н. Б.Томашевского. – М. : «Художественная литература», 1961. – Т. 1. – 285 с. – Т. 2. – 300 с.

2 Штейн А.А. Литература испанского барокко. – М. : Флинта, 1998. – 230 с.

3 Штейн А.Л. На вершинах мировой литературы. – М. : Флинта, 2002. – 233 с.

4 Плавскин З.И. Испанская литература 17 – середины 19 века. – М. : Владос, 2001. – С. 10 – 35.

5 Испанский театр / Сост., вст. ст. Н.Б.Томашевского. – М. : Классика плюс, 2003. – С. 5 – 40.

Виппер Ю.Б. О разновидностях стиля барокко в западноевропейских литературах XVII века // Проблема изучения культурного наследия. – М.,

1995.

Виппер Ю. Поэзия барокко и классицизма // Европейская поэзия XVII в. – М., 1977 (БВЛ). С. 5–28.

Литературный энциклопедический словарь / Под ред. П.А. Николаева, В.М. Кожевникова. М., 1987.

Практическое занятие 3.

Тема:Эволюция художественного метода в драматургии П.Корнеля.

Цель– на основе анализа драматургии П.Корнеля раскрытие эстетических возможностей классицистического метода, его способности специфическими средствами глубоко проникнуть в суть социокультурной реальности, сформировать представление жанрово-стилевых особенностях произведений писателя; сформировать навыки сбора и анализа литературных фактов; развить умения филологического анализа и интерпретации драматического текста; сформировать навыки подготовки аннотаций, составления рефератов и библиографий.

Организационная форма:семинар, доклады

Вопросы для обсуждения:

1. Классицизм как художественная система. Философско-эстетические основы литературного классицизма.

2. Франсуа Малерб – реформатор литературного языка и поэтики, зачинатель французского классицизма. Оды и философская и любовная лирика Ф. Малерба (сообщение).

3. Разработка теории классицизма Жаном Шапленом, Гезом де Бальзаком и Клодом Вожда и утверждение классицистической эстетики в сфере театра (сообщение).

4. Жанр трагедии и его место в системе литературных жанров XVII века.

5. Творчество Пьера Корнеля как вершина французской литературы первой половины и середины XVII века. Периодизация творчества П. Конеля.

6. Ранние комедии Корнеля: особенности конфликта, герои («Мелита», «Вдова», «Галерея суда», «Иллюзия» и др.).

7. Поэтика драмы П. Корнеля «Сид» в контексте эстетики классицизма: особенности конфликта (столкновение личного и государственного интересов) в драме; концепция образов Сида и Химены; своеобразие композиции «Сида»; художественные приемы. Своеобразие трагедии П.Корнеля, особенности героя. Новаторство «Сида»

8. Трагикомедия Корнеля «Сид» и полемика вокруг нее. Причины критики трагикомедии Корнеля «Сид» Французской Академией, содержание критики.

9. Проблема общественных и идеологических функций искусства в авторских комментариях к пьесам. Роль Корнеля в становлении французского трагедийного искусства.

10. Трагедия «Гораций» как результат пересмотра Корнелем своих прежних установок. Специфика художественного отражения общественных и нравственных конфликтов в трагедии «Гораций». Противоречивость решения идеи государственного долга (индивидуальное сообщение).

11. «Никомед» - трагедия «второй манеры» Корнеля. Герой и народ в трагедии «Никомед», актуальность политической проблематики пьесы. Критические тенденции в произведениях «третьей манеры» Корнеля(индивидуальное сообщение).

Конспекты:

Гуляев Н.А. Классицизм// Гуляев Н.А., Богданов А.Н., Юдкевич Л.Г. 'Теория литературы в связи с проблемами эстетики под ред.Чебаевской Л.П. - Москва: Высшая школа, 1970 URL: http://litena.ru/books/item/f00/s00/z0000033/index.shtml

Козлова Н.П. Мнение французской Академии по поводу трагикомедии «Сид» (Примечания) // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980. – С.559.

Шаплен Ж. Мнение Французской Академии по поводу трагикомедии «Сид». Перевод Г.Косикова// Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980. – 273-298.

Мильтон Дж. О том роде драматической поэзии, который называется трагедией // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980.

Корнель П. Рассуждения о трагедии и о способах трактовать ее согласно законам правдоподобия или необходимости // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980.

Корнель П.. Рассуждения о трех единствах – действия, времени и места // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980.

Задания:

1. Составьте таблицу «Жанровые признаки классицистической трагедии и поэтика драмы Корнеля «Сид»», сопоставив данные классицистической теории (трактат Буало) и содержание пьесы, дополните таблицу примерами-цитатами.

Литература

Основная:

1. Алташина В.Д., Лукьянец И.В., Полубояринова Л.Н., Чамеев А.А. Зарубежная литература и культура эпохи Просвещения. – М.: Академия, 2010.

2. Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. – М.: Академия, 2009.

3. Мисюров Н.Н. История западноевропейской литературы: Классицизм, Просвещение, Романтизм. Учебное пособие. – М.: Флинта, Наука, 2013.

Дополнительная:

1. Дживилегов А., Бояджиев Г. История западно-европейского театра. М., 1991.

2. Золотов Ю.К. Нравственные основы действия во французском классицизме XVII века // Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. 1988. Т.47. № 3. С.211-220.

3. Корнель П. Сид // Корнель Пьер. Театр. В 2-х тт. М., 1984. Т.1 / Здесь: статья А.Д.Михайлова «Театр Корнеля». С.605-666.

4. Курилов А.С. Французский классицизм // В.Г.Белинский и литературы Запада. М., 1990. С.65-85.

5. Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980.

6.Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. М., 1968.

7. Театр французского классицизма / Вступ. ст. Антуана Алана. – М. : Наука, 1970. – 354 с.

8. Тураев С. В. Введение в западноевропейскую литературу 17 века. – М. : Владос, 1999. – 233 с.

Практическое занятие 4.

Литература

Основная:

1. Алташина В.Д., Лукьянец И.В., Полубояринова Л.Н., Чамеев А.А. Зарубежная литература и культура эпохи Просвещения. – М.: Академия, 2010.

2. Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. – М.: Академия, 2009.

3. Мисюров Н.Н. История западноевропейской литературы: Классицизм, Просвещение, Романтизм. Учебное пособие. – М.: Флинта, Наука, 2013.

Дополнительная:

1. Виппер Ю. Б. Драматургия Расина // Виппер Ю. Б. Творческие судьбы и история. (О западноевропейских литературах XVI - первой половины XIX века). - М., 1990. - С. 183-194

2.Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. М., 1968.

3. Барт Р. Работы о Ж.Расине // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.

4. Мокульский С. Расин // Литературная энциклопедия: В 11 т. — [М.], 1929—1939.Т. 9. — М.: ОГИЗ РСФСР, Гос. ин-т. "Сов. Энцикл.", 1935. — Стб. 527—536.http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le9/le9-5272.htm

5. Адан А. Театр Корнеля и Расина // Театр французского классицизма / Вступ. ст. Антуана Алана. – М. : Наука, 1970. – 354 с. http://litena.ru/books/item/f00/s00/z0000062/st001.shtml

6. Тураев С. В. Введение в западноевропейскую литературу 17 века. – М. : Владос, 1999. – 233 с.

Практическое занятие 5.

Тема:«Низкие жанры» в литературе французского классицизма (творчество Лафонтена, Мольера)

Цель– на основе анализа творчества Лафонтена и Мольера сформировать представление о жанрово-стилевых особенностях произведений «низких жанров» в литературе классицизма; сформировать навыки сбора и анализа литературных фактов; развить умения филологического анализа и интерпретации драматического текста; сформировать навыки подготовки аннотаций, составления рефератов и библиографий.

Организационная форма:коллоквиум

Вопросы для обсуждения:

1. Творчество Жана де Лафонтена в контексте развития французской литературы 17 века.

2. Стихотворные сказки и новеллы Лафонтена. Сказка «Любовь Психеи и Амура» и ее влияние на русскую литературу.

3. Басни Лафонтена как вершина творчества писателя. Жанровое своеобразие басен Лафонтена. Лирический герой басен Лафонтена.

4. Значение Лафонтена в развитии басенного жанра. А.С. Пушкин о Лафонтене.

5. Творчество Жана Батиста Мольера в контексте развития французского классицизма. Эстетические взгляды Мольера. Периодизация творчества Мольера.

6. Мольер как создатель «высокой» комедии. Комедия «Смешные жеманницы», «Критика школы жен»: особенности образной системы.

7. Творческая история комедии Мольера «Тартюф». Сатирическая емкость образа Тартюфа.

8. Философская проблематика комедии Мольера «Дон-Жуан». Образ Дон-Жуана. Особенности художественного метода в «Дон-Жуане».

9. Сатира на светское общество в комедии «Мизантроп». Образ Альцеста.

10. Тема буржуазии в комедиях «Мещанин во дворянстве», «Скупой», «Мнимый больной». Историческое значение художественного наследия Мольера.

11. Творчество Поля Скаррона. Бурлескные поэмы Скаррона «Тифон, или Гигантомахия» и «Вергилий наизнанку», «Комический роман» Скаррона: обзор проблематики и поэтики (индивидуальное сообщение).

12. Идеологические основы творчества Сирано де Бержерака. Научно-фантастический роман «Государства и империи Луны» как социальная утопия (индвидуальное сообщение).

13. Творчество Никола Буало. Основные этапы творческого пути Буало. Буало-сатирик (индивидуальное сообщение).

Конспект:

Томашевский Б. В. Пушкин и Лафонтен // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии / АН СССР. Ин-т литературы. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937. — [Вып.] 3. — С. 215—254. http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/v37/v372215-.htm

Погребная Я.В. Типология интерпретаций образа Дон Жуана. Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2016. № 9. Ч. 1. С. 41-45.

Список произведений для заучивания наизусть: две басни Лафонтена по выбору студента.

Задание:

  1. Подготовьте эссе на одну из тем, представленных в вопросах 2,3.
  2. Подготовьте таблицу «Периодизация творчества Мольера».

Литература

Основная:

1. Алташина В.Д., Лукьянец И.В., Полубояринова Л.Н., Чамеев А.А. Зарубежная литература и культура эпохи Просвещения. – М.: Академия, 2010.

2. Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. – М.: Академия, 2009.

3. Мисюров Н.Н. История западноевропейской литературы: Классицизм, Просвещение, Романтизм. Учебное пособие. – М.: Флинта, Наука, 2013.

Дополнительная:

1.Бордонов Ж. Мольер. – М. : Молодая гвардия, 1983. – 255 с.

2. Бояджиев Г. Мольер. Исторические пути формирования жанра высокой комедии. – М. : Искусство, 1967. – 300 с.

3. Булгаков М. А. Жизнь господина де Мольера. – М.: Художественная литература, 1962. – 123 с.

4. Гликман И. Мольер. Критико-биографический очерк. – М. : Просвещение, 1966. – 234 с.

5. Золотов Ю.К. Нравственные основы действия во французском классицизме XVII века // Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. 1988. Т.47. № 3. С.211-220.

9. Мольер Жан-Батист. Полн.собр.соч. : в 4 т. / Вступ. ст. Г. Бояджиева. – М. : Художественная литература, 1965 – 1967.

10. Мульматули В. М. Мольер : Книга для учащихся. – М. : Просвещение, 1988. – 122 с.

Практическое занятие 6.

Тема:Роман Гриммельсгаузена «Симплициссимус» в контексте немецкой прозы 17 в.

Цель– на основе анализа творчества Гриммельсгаузена сформировать представление о жанрово-стилевых особенностях произведений немецкой литературы 17 века; сформировать навыки сбора и анализа литературных фактов; развить умения филологического анализа и интерпретации драматического текста; сформировать навыки подготовки аннотаций, составления рефератов и библиографий.

Организационная форма:семинар, доклады

Вопросы для обсуждения:

  1. Особенности развития немецкой литературы в XVII веке. Тридцатилетняя война и ее влияние на немецкую культуру и литературу указанного периода. Проблема барокко в немецкой литературе XVII века и пути развития реалистического искусства.
  2. Особенности немецкого классицизма. «Книга о немецком стихосложении» Опица – манифест раннего бюргерского классицизма.
  3. Творчество Гриммельсгаузена, место писателя в истории немецкой литературы.
  4. Поэтика романа «Симплиций Симплициссимус». Мир и война на страницах романа: особенности изображения земного мира, философская ирония Гриммельсгаузена, приемы создания характеров в романе, аллегорические образы и их значение для раскрытия главной идеи романа, образ главного героя, его судьба и утопические поиски нравственного и философского идеала в книге Гриммельсгаузена.
  5. Роман Гриммельсгаузена и традиции испанского плутовского романа. Традиции Ренессанса, барочные влияния и черты реализма в книге Гриммельгаузена «Симплиций Симплициссимус». Язык романа. Своеобразие художественного метода Гриммельсгаузена.
  6. Антивоенная тема в поэзии Мартина Опица и Андреаса Грифиуса (индивидуальное сообщение).
  7. Особенности развития драматургии и театра в Германии XVII века (индивидуальное сообщение).
  8. Роль Гриммельсгаузена в развитии европейского романа.

Конспект

Морозов А.А.Г. Гриммельсгаузен и сатира XVII века // История немецкой литературы в 5 т. – Т.1. – С.

Задание:

Ответ на пятый вопрос предполагает (на основе исследований, представленных в списке литературы и исходя из текста романа) рассмотрение основных координат поэтики романа «Симплиций Симплициссимус» с позиции идентификационных параметров различных типов художественного мироощущения эпохи (классицизм, барокко, ренессансный реализм) и выявление соеобразия художественного метода Гриммельсгаузена. Подготовьте эссе на эту тему.

Литература

Основная:

1. Алташина В.Д., Лукьянец И.В., Полубояринова Л.Н., Чамеев А.А. Зарубежная литература и культура эпохи Просвещения. – М.: Академия, 2010.

2. Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. – М.: Академия, 2009.

3. Мисюров Н.Н. История западноевропейской литературы: Классицизм, Просвещение, Романтизм. Учебное пособие. – М.: Флинта, Наука, 2013.

Дополнительная:

1. Наталья Евгеньевна Ерофеева. Зарубежная литература XVII век. Учебник для педагогических вузов. М, 2004.

2. Вераксич И.Ю. История зарубежной литературы XVII–XVIII веков: Курс лекций. М., 2007.

3. История немецкой литературы: В 5 т. М., 1962–1963. Т. 1, 2.

4. Гриммельсгаузен Г. Я. К.Симплициссимус. М., 1976 (БВЛ).

5. Жирмунский В. М.Очерки по истории классической немецкой литературы. Л., 1972.

6. Немецкая поэзия XVII века в переводах Льва Гинзбурга. М., 1976.

7. Морозов А. А.Ганс Якоб Кристоф Гриммельсгаузен и его роман «Симплициссимус» // Гриммельсгаузен Г. Я. К. Симплициссимус. Л., 1987.

8. Морозов А. А.«Симплициссимус» и его автор. Л., 1984.

9. Пуришев Б. И. Очерки немецкой литературы XV–XVII веков. М., 1955.

Практическое занятие 7.

Литература

Основная:

1. Алташина В.Д., Лукьянец И.В., Полубояринова Л.Н., Чамеев А.А. Зарубежная литература и культура эпохи Просвещения. – М.: Академия, 2010.

2. Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. – М.: Академия, 2009.

3. Мисюров Н.Н. История западноевропейской литературы: Классицизм, Просвещение, Романтизм. Учебное пособие. – М.: Флинта, Наука, 2013.

Дополнительная:

  1. Павлова Т.А. Мильтон. – М., 1997.
  2. Самарин Р.М. Творчество Джона Мильтона. – М., 1964.
  3. Чамеев А.А. Джон Мильтон и его поэма «Потерянный рай». – Л., 1986.

Практическое занятие 8.

Тема: История мировой литературы 17 века (Контрольная работа по материалу раздела 1).

Цель - на основе индивидуальных разноуровневых заданий выявить уровень сформированности представлений о жанрово-стилевых особенностях произведений европейской литературы 17 в.; навыков сбора и анализа литературных фактов; умения филологического анализа и интерпретации текста.

Организационная форма: контрольная работа, решение разноуровневых заданий

Вопросы для обсуждения:

  1. Основные теоретические и историко-литературные понятия: классицизм, ренессансный реализм, аллегория, ауто сакраментале, мотив, мотив сна, комедия интриги, драма чести, баллада, барокко, басня, гипербола, гротеск, трагедия, комедия (высокая комедия, комедия характеров), мадригал, масочность, метафизическая поэзия, ода, поэтика, элегия, эпистола, «закон трех единств».
  2. Основные этапы творческого пути: П. Кальдерона, Лопе де Вега, Ж. Расина, П. Корнеля, Лафонтена, Ж.-Б. Мольера, Гриммельсгаузена, Мильтона.
  3. Проблема художественного метода Ж.-Б. Мольера.
  4. Поэтика драмы П. Корнеля «Сид» в контексте эстетики классицизма.
  5. Проблематика и поэтика поэмы Дж. Мильтона «Потерянный рай» в контексте эстетических установок писателя.
  6. Роман Гриммельсгаузена и традиции испанского плутовского романа.
  7. Жанровое своеобразие басен Лафонтена. Лирический герой басен Лафонтена.
  8. Мастерство изображения внутреннего мира человека и идейно-философская концепция трагедии Ж.Расина «Андромаха».

9. Новаторство драматургии П. Корнеля (на материале одного из произведений).

  1. Новаторство Лопе де Веги в разработке темы единства народа (на основе анализа поэтики пьесы «Фуэнте Овехуна».
  2. Отличительные особенности драматургической манеры П.Кальдерона и их воплощение в драме «Жизнь есть сон».

Методические рекомендации:

Занятие проходит в форме контрольной работы. Каждый студент получает набор разноуровневых заданий, на выполнение которых дается 80 минут. Задания выполняются в письменной форме. Примеры заданий, а также критерии их оценивания представлены в соответствующем разделе ФОС дисциплины.

Литература

Основная:

1. Алташина В.Д., Лукьянец И.В., Полубояринова Л.Н., Чамеев А.А. Зарубежная литература и культура эпохи Просвещения. – М.: Академия, 2010.

2. Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. – М.: Академия, 2009.

3. Мисюров Н.Н. История западноевропейской литературы: Классицизм, Просвещение, Романтизм. Учебное пособие. – М.: Флинта, Наука, 2013.

Дополнительная литература

1. История всемирной литературы. В 9 т., Т. IV. – М., 2000. Т. V. – М., 2001

2. Осьмухина О.Ю., Казеева Е.Л. От античности к XIX столетию. История зарубежной литературы [Текст]: учебное пособие для студентов-филологов и преподавателей зарубеж. Литерат. / О.Ю. Осьмухина, Е.А. Казеева. – М. Флинта. Наука, 2010.

Практическое занятие 9.

Тема: Жанр «путешествия» и «приключения» в английской литературе 18 века (Д. Дефо “Робинзон Крузо”, Д. Свифт «Путешествия Гулливера»).

Цель - на основе анализа творчества Д. Дефо (роман “Робинзон Крузо”) и Д. Свифта (роман «Путешествия Гулливера») сформировать представление о жанрово-стилевых особенностях романов «путешествия» и «приключения» в английской литературе 18 века.; сформировать навыки сбора и анализа литературных фактов; развить умения филологического анализа и интерпретации прозаического текста; сформировать навыки подготовки аннотаций, составления рефератов и библиографий.

Организационная форма: семинар, доклады

Вопросы для обсуждения:

  1. Литературные направления (классицизм, реализм, сентиментализм, предромантизм, рококо) в английской литературе 18 века. Споры о литературных направлениях эпохи в современном литературоведении.
  2. Формирование просветительских тенденций в английской литературе. Характерные черты эпохи Просвещения в Англии. Периодизация английского Просвещения. Основные направления в литературе английского Просвещения. Просветительский классицизм.
  3. Роль сатирико-нравоучительных журналов Джозефа Аддисона и Ричарда Стиля («Болтун», «Зритель») в становлении просветительского реализма.
  4. Творческий путь Даниэля Дефо. Дефо-публицист (памфлет «Гимн позорному столбу», «Гимн к черни», сатира «Чистокровный англичанин»).
  5. Дефо – создатель английского реалистического романа: просветительская концепция «естественного человека» и его варианты в романе Дефо «Робинзон Крузо», образ Робинзона, особенности художественной манеры Дефо.
  6. Особое место Д.Свифта в английской литературе XVIII в. Периодизация творчества Свифта.
  7. Поэтика романа Свифта «Путешествия Гулливера»: широта социально-критического и философского содержания романа (вопросы общественного строя, религии, культуры, науки, морали, семьи и воспитания, социально-политические идеалы Свифта в романе), образ Гулливера, образы лилипутов, великанов, йеху и гуингнгнмов, художественное своеобразие романа (особенности стиля: сарказм, пародия, гиперболы, иносказания, проблема жанра).
  8. Особенности реалистического метода в романе Д.Дефо «Молль Флендерс».
  9. Традиции романа Д.Дефо в мировой литературе (индивидуальное сообщение).
  10. Антицерковная аллегорическая сатира «Сказка о бочке». Памфлеты Свифта (индивидуальное сообщение).

Конспект:Д. Дефо. Опыт о проектах // Зарубежная литература 18 века. Хрестоматия. Учеб. Пособие для вузов со спец. «Рус. яз. и лит» в 2 Т., под ред. Б.И. Пуришева. 2 изд. – М., 1988 - С.86-90.

Борев Ю. Б. Новое время как художественная эпоха: человек надежд и иллюзий // Борев, Ю. Б. Эстетика: Учебник/Ю. Б. Борев—М,: Высш. шк., 2002. — 511с URL: http://www.i-u.ru/biblio/archive/borev_estetika/06. aspx

Наизусть:Гимн позорному столбу от слов « Привет тебе, Великая Махина!..» до слов «…И прошлые заслуги человека…» Пер. М. Баженова.

Задание:

Подготовьте эссе на одну из тем:

просветительская концепция «естественного человека» и другие философские идеи эпохи в поэтике романа «Робинзон Крузо».

широта социально-критического и философского содержания романа и художественное своеобразие романа «Путешествия Гулливера».

Литература

Основная:

1. Алташина В.Д., Лукьянец И.В., Полубояринова Л.Н., Чамеев А.А. Зарубежная литература и культура эпохи Просвещения. – М.: Академия, 2010.

2. Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. – М.: Академия, 2009.

3. Мисюров Н.Н. История западноевропейской литературы: Классицизм, Просвещение, Романтизм. Учебное пособие. – М.: Флинта, Наука, 2013.

Дополнительная литература

  1. Йетс Ф. Розенкрейцерское Просвещение. – М., 1999.
  2. Кагарлицкий Ю.И. Театр на века. Театр эпохи Просвещения. – М., 1987.
  3. Кисунько В.Г., Ревякин А.В. Европейское Просвещение // История Европы: В 8 т.– М., 1994. Т. 4.
  4. Культура эпохи Просвещения. – М., 1993.
  5. Лотман Ю.М. Слово и язык в культуре Просвещения // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. – Таллинн, 1992. Т. 1.
  6. Мокульский С.С. Итальянская литература: Возрождение и Просвещение. – М., 1966.
  7. Елистратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения. – М., 1966.
  8. Аникст А. Дефо. – М., 1957.
  9. Урнов Д. Робинзон и Гулливер. – М, 1973.
  10. Хоркхаймер М., Адорно Т. В. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. "Медиум" "Ювента". М., С-Пб., 1997, - с. 16-60.
  11. Рикуперати Джузеппе. Человек Просвещения // Мир Просвещения. Исторический словарь. - М.: Памятники исторической мысли, 2003, - с. 15-29.

Практическое занятие 10.

Тема: Английский социально-психологический роман 18 века. Творчество Ричардсона

Цель - на основе анализа творчества С. Ричардсона сформировать представление о жанрово-стилевых особенностях английского социально-психологического ром

Наши рекомендации