Смелость/трусость на войне и в экстремальных условиях.

Война обнажает самые главные человеческие страхи. На войне человек способен проявить неведомые ранее черты характера. Порой человек удивляет самого себя, проявляя героизм и невиданную доселе силу духа. А иногда даже хорошие люди, вопреки своим ожиданиям, проявляет малодушие. Со смелостью/трусостью в рамках данного раздела связаны понятие героизма, подвига, а также дизертирства, предательства и т.д.

4. Смелость и трусость в любви.

СМЕЛОСТЬ – положительная нравственно волевая черта личности, проявляющаяся как решительность, бесстрашие, храбрость при выполнении действий, связанных с риском и опасностью. Смелость позволяет человеку преодолевать волевыми усилиями страх перед чем-то неизведанным, сложным, новым и достигать успеха в достижении цели. Не зря в народе высоко чтится это качество: «Смелым Бог владеет», «Смелость города берет». Чтится оно и как умение говорить правду («Сметь свое суждение иметь»). Смелость позволяет смотреть «правде в глаза» и объективно оценивать свои возможности, не бояться темноты, одиночества, воды, высоты и др. трудностей и препятствий. Смелость обеспечивает человеку ощущение собственного достоинства, чувства ответственности, защищенности, надежности жизни.

Синонимы: отвага, решимость, мужество, героизм, предприимчивость, самонадеянность, самоуверенность, энергия; присутствие, подъём духа; дух, храбрость, желание (сказать истину), дерзость, дерзновение; бесстрашие, неустрашимость, безбоязненность, бестрепетность; бесстрашность, решительность, удальство, геройство, кураж, рискованность, отчаянность, дерзостность, новаторство, дерзание, дерзкость, дерзновенность, удаль, бедовость, доблесть, новизна, отважность, мужественность.

ТРУСОСТЬ - одно из выражений малодушия; отрицательное, моральное качество, характеризующее поведение человека, который оказывается не в состоянии совершить поступки, соответствующие моральным требованиям (или, наоборот, воздержаться от аморальных действий), из-за неспособности преодолеть страх перед природными или общественными силами. Т. может быть проявлением расчетливого себялюбия, когда в ее основе лежат опасения навлечь на себя неблагоприятные последствия, чей-либо гнев, страх потерять имеющиеся блага или общественное положение. Она может быть и подсознательной, проявлением стихийного страха перед неведомыми явлениями, непознанными и неконтролируемыми общественными и природными законами. В обоих случаях Т., не просто индивидуальное свойство психики того или иного человека, а социальное явление. Она связана либо с эгоизмом, укоренившимся в психологии людей на протяжении многовековой истории частной собственности, либо с бессилием и подавленным положением человека, порожденными состоянием отчуждения (даже страх перед природными явлениями перерастает в Т. лишь в определенных условиях общественного бытия и соответствующего воспитания человека). Коммунистическая нравственность осуждает Т., поскольку она ведет к аморальным поступкам: к бесчестности, приспособленчеству, беспринципности, лишает человека способности быть борцом за правое дело, влечет за собой попустительство злу и несправедливости. Коммунистическое воспитание личности и масс, привлечение людей к активному участию в строительстве общества будущего, осознание человеком своего места в мире, своего назначения и возможностей, подчинение ему природных и общественных законов способствуют постепенному искоренению Т. из жизнедеятельности отдельных людей и общества в целом.

Синонимы: боязливость, робость, малодушие, мнительность, нерешительность, колебание, боязнь; опасливость, испуг, застенчивость, трусливость, несмелость, пугливость, капитулянтство, трусоватость, малодушество.

Цитаты для итогового сочинения 2018 по направлению "Смелость и трусость".

· Будь смел на правду Кто смел, тот и съел (и на коня сел)

· Смелость — начало победы. (Плутарх)

· Смелость, граничащая с безрассудством, заключает в себе более безумия, нежели стойкости. (М. Сервантес)

· Когда боишься — действуй смело, и ты избегнешь худших бед. (Г. Сакс)

· Чтобы быть совершенно лишенными смелости, нужно быть совершенно лишенными желаний. (Гельвеций К.)

· Легче находятся такие люди, которые добровольно идут на смерть, чем такие, которые терпеливо переносят боль. (Ю. Цезарь)

· Кто мужествен, тот смел. (Цицерон)

· Не надо смешивать смелость с наглостью и грубостью: нет ничего более несходного и по своему источнику, и по результату. (Ж.Ж. Руссо)

· Излишняя смелость такой же порок, как и излишняя робость. (Б. Джонсон)

· Трусость никогда не может быть моральной. (М. Ганди)

· Трус посылает угрозы только тогда, когда он уверен в безопасности. (И. Гёте)

· Различие между храбрым и трусом в том, что первый, сознавая опасность, не чувствует страха, а второй чувствует страх, не сознавая опасности. (В. О. Ключевский)

· Бояться любви — значит, бояться жизни, а бояться жизни, значит быть на две трети мёртвым. (Бертран Рассел) Любовь плохо уживается со страхом. (Н. Макиавелли)

· Нельзя любить ни того, кого ты боишься, ни того, кто боится тебя. (Цицерон)

http://rustutors.ru/vernost-izmena.html

Примерные темы

· Всегда ли трусость - удел слабых?

· Любой ли смелый поступок рационален?

· Трусость - одна из главных проблем человечества

· Каким должно быть наказание за трусость?

· Мужество и смелость - не одно и то же

· Есть ли оправдание трусости?

· Почему смелые поступки могут нести вред?

· Всегда ли нужна смелость?

«Мысли вслух…»

Смелость- это сила духа, которая помогает человеку преодолеть страх при совершении опасного, но важного для людей дела.
Смелость свойственна героям, на которых каждый хочет быть похожим.
И истории нашего народа мною есть примеров замечательного героизма.
Все, что окружает нас, что построено, возведено, добыто на свете, все сделали человеческие руки.
Они управляются с пером и молотом.
Они держат штурвал кораблей и рулевые баранки автомашин, лопаты и микроскопы.
Они способны бережно пбложить кусочек сахару в чашку чаю и увесистый кирпич в фундамент, нового дома, извлечь жемчужину из морских глубин и занозу из пальца.
Ни для кого не является секретом тот факт, что человеку характерен страх.
Вот только современные люди стали бояться слишком многого.
В жизни существует много выдающихся людей, и многие из них вошли в историю благодаря своим смелым и отважным поступкам.

Трусость — один из древнейших пороков человеческого рода. В истории России известно немало случаев малодушного поведения сильных мира сего. Вспомним деятельность Александра и Николая. Этих императоров объединяло желание отменить крепостное право. У них уже были готовы проекты освобождение крестьян, но из-за трусости они не были реализованы, поэтому «рабство» закончилось лишь во второй половине 19 века при Александре.

Михаил Афанасьевич Булгаков поднимает проблему трусости в романе «Мастер и Маргарита». С помощью сюжетной линии Понтия Пилата автор указывает на то, что из-за трусости людей порой происходят необъяснимые и безумные вещи. Примером подобных безумств является казнь невинного философа Иешуа Га-Ноцри. «Ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно казнить…», — говорит писатель. М.А. Булгаков подводит читателей к одному из источников трусости — страху потерять что-либо. Понтий Пилат, к примеру, вынес, смертный приговор невиновному философу, так как боялся погубить свою карьеру. Несомненно, писатель считает, что трусость — это самый страшный порок. Трусость никогда не красила людей, наоборот, малодушие всегда губило их. Но хочется верить, что потомки учтут плачевный опыт предыдущих поколений и искоренят этот порок из своей жизни навсегда.

Материалы к сочинению

Трусость

Трусость - древнейший человеческий порок,
И надо тут особенно быть мудрым,
Чтоб сделать через страх простой рывок
И смелость сохранять в житейских буднях!
И зависть уж давно пробралась в массы,
Но неожиданный бывает поворот –
Когда средь бела дня, кто недоласкан,
Слепую чушь презрительно несет!
И улыбаясь сам себе ехидно,
Своим же жалом поперхнуться рад,
Лишь только б никому было не видно -
Душа пуста, и в сердце-то - разлад!

Смелость
Хорошо быть смелым, только страшно...
Не бояться может сумасшедший,
И ходить по краю, где опасно,
Разве смелость это? Нет, конечно.
Страх всегда присутствует в нас, в каждом,
У кого-то ближе или дальше,
Страх преодолев в себе однажды,
Можно жить по чести и без фальши.
И одернуть в электричке хама,
Тонущего вытащить на берег,
Слабого спасти от хулигана,
Если человек в себя поверит.
Страх не должен управлять рассудком,
Чтоб потом над вами насмехаться,
Потому нам каждую минутку
Надо человеком оставаться

.

В. Железников «Чучело

В повести В. Железникова «Чучело» Димка Сомов, один из главных героев, в начале повествования кажется смелым и сильным человеком, но в ситуации, которая требует от него проявления мужества, он поступает низко. Боясь оказаться трусом в глазах учителя, выдаёт сбежавших с рока одноклассников. Их страха перед разоблачением предал своего другу – Лену Бессольцеву. Открыто встал на сторону одноклассников в эпизоде сожжение чучела, сам поднёс спичку. Примером умения преодолевать страх, брать на себя ответственность в сложных жизненных ситуациях является Лена Бессольцева. Взяв на себя вину Сомова, она дала ему шанс преодолеть страх и исправить свою ошибку.

Василь Быков. «Сотников».

Зима 1942 года... Партизанский отряд, обремененный женщинами, детьми, ранеными, окружен. На задание отправляются двое — Сотников и Рыбак. Рыбак — один из лучших солдат в партизанском отряде. Его практическая хватка, умение приспособиться к любым обстоятельствам жизни оказываются бесценными. Его противоположность — Сотников. Скромный, незаметный человек, без явных внешних признаков героя, бывший учитель. Почему, будучи слабым, больным, он пошел на ответственное задание? «Почему они, а не я должен идти, какое я имею право отказываться?» — так думает Сотников перед уходом на задание. Когда Сотников и Рыбак попадают в плен, тогда проявляются по-настоящему их моральные качества. Ничто не говорило о том, что крепкий и здоровый Рыбак струсит и станет предателем. А измученный болезнью, ранением, побоями Сотников до последней минуты будет держаться мужественно и примет смерть без слабости и страха. «Я партизан... — не очень громко сказал Сотников. — Остальное ни при чем. Берите одного меня».
Истоками его мужества являются высокая нравственность, убежденность в правоте своего дела, поэтому ему не стыдно было смотреть в глаза мальчика. «Вот и все кончено. Напоследок он отыскал взглядом застывший стебелек мальчишки в буденовке».
В повести В. Быкова нет абстрактного человека. В одном случае страх смерти уничтожает в человеке все человеческое, как это произошло с Рыбаком; в других случаях в тех же обстоятельствах человек преодолевает страх и выпрямляется во весь свой нравственный рост. Такими показали себя и Сотников, и староста Петр, и крестьянка Дёмчиха.

Повесть "Сотников" - повесть-рассуждение о вечных философских вопросах - цене жизни и смерти, трусости и героизме, верности долгу и предательстве, - вопросах, со всей непримиримостью заданных героям Василя Быкова войной.

Что случилось с Рыбаком? Он не одолел судьбы заплутавшегося на войне человека. Он искренне хотел повеситься. Но обстоятельства помешали, и остался шанс выжить. Но как выжить? Начальник полиции полагал, что «подобрал еще одного предателя». Вряд ли начальник полиции понимал, что творится в душе этого человека, запутавшегося, но потрясенного примером Сотникова, который был кристально честным, выполнившим долг человека и гражданина до конца. Начальник увидел будущее Рыбака в служении оккупантам. Но писатель оставил ему возможность иного пути: продолжение борьбы с врагом, возможное признание в своем падении товарищам и, в конечном итоге, искупление вины.

Рыбак соглашается служить полицаем. Он надеется воспользоваться этим, чтобы бежать к своим. Но Сотников не ошибся, предвидя то, что мощная гитлеровская машина уничтожит Рыбака, что хитрость обернется предательством. Финал повести весьма трагичен: бывший партизан по приказу гитлеровцев казнит своего бывшего товарища по отряду. После этого жизнь Рыбака, ранее такая дорогая ему, вдруг теряет свой смысл, оказывается настолько невыносимой, что он задумывается о самоубийстве. Но и это ему не удается сделать, так как полицаи сняли с него ремень. Такова «коварная судьба заплутавшегося на войне человека», — пишет автор.

Огромная нравственная сила Сотникова состоит в том, что он сумел принять страдания за свой народ, сумел сохранить веру, не поддаться той низменной мысли, которой поддался Рыбак. «Все равно сейчас смерть не имеет смысла, она ничего не изменит». Это не так — страдания за народ, за веру всегда имеют смысл для человечества. Подвиг вселяет нравственную силу в других людей, сохраняет в них веру.

http://sochinyalka.ru/2016/12/problema-trusosti-v-proizvedenijah-russkoj-literatury.html

Человек и общество

1. Личность и общество (в согласии или в противостоянии).

В рамках данного подраздела можно поговорить о следующих темах:

· Человек как часть общества.

· Невозможность существования человека вне социума.

· Независимость суждения отдельно взятого индивидума.

· Влияние социума на решения человека, влияние общественного мнения на вкусы человека, его жизненную позицию.

· Противостояние или конфликт общества и отдельно взятой личности.

· Желание человека стать особенным, оригинальным.

· Противопоставление интересов человека и интересов общества.

· Способность посвятить свою жизнь интересам общества, человеколюбие и мизантропия.

· Влияние личности на общество.

· Место человека в обществе.

· Отношение человека к обществу, себе подобным.

Наши рекомендации