Построение сложных преложений. Неправильное построение сложных предложений
Ошибкой является соединение в качестве однородных синтаксических конструкций члена предложения и придаточного предложения: Он посмотрел фильм, нашумевший в кинематографических кругах и который только что вышел на экран.
Ошибочная смысловая связь слов может возникнуть в результате того, что местоимение который обычно формально относится к ближайшему предшествующему существительному: Пригнали с поля коров крестьян, которых срочно надо было доить.
Упр. 121.Исправьте ошибки в построении сложного предложения.
1. Мальчик разбил, что стояло на столе. 2. Эта книга научила меня ценить друзей, которую я прочитал еще в детстве. 3. Друг пытался убедить меня в том, что будто бы он может за час пробежать двадцать километров. 4. Ольга призадумалась, как трудно живется брату. 5. Ученые заметили о том, что озоновый слой Земли истончается. 6. Следует думать то, что все будет хорошо. 7. Петр чувствовал о том, как слипаются от усталости глаза и страшно ломит тело. 8. Теплый дождик смочил землю, в котором так нуждались посевы. 9. Мы спросили, что вправе ли рассчитывать на помощь государства. 10. Прекрасные подснежники распускаются ранней весной, которых не увидишь больше ни в одном уголке Земли.
Упр. 122.Найдите синтаксические ошибки, отредактируйте предложения.
1. У нас нет спортсмена, выиграющего эту эстафету. 2. Мы ознакомились с материалами доклада, пришедшего к нам по почте. 3. Письма, отправляющиеся в редакцию журнала, необходимо подписывать. 4. Материалы, предоставляющие издательству, следует присылать до 10 числа каждого месяца. 5. В тексте, составленным Вами, допущены некоторые неточности. 6. Приведенные факты в статье следует учитывать при работе. 7. Моя подруга, не сумевшая поехать на юг и отдыхавшая в подмосковном пансионате, бывшем раньше пионерским лагерем и оказавшемся не вполне отвечавшим ее запросам, не очень довольна прошедшим летом. 8. Заявление, сделанное председателем комитета, занимающимся этими вопросами, было опубликовано в печати. 9. Студентов, не сдавших своевременно книги в библиотеку и которые не оформили зачетные книжки, просьба срочно подойти в деканат. 10. На совещании, которое было посвящено новым формам проведения экзамена в этом учебном году, был сделан ряд сообщений, которые нас заинтересовали. 11. Нам сообщили, что в результате пожара, начавшегося из-за человека, курившего сигарету и бросившего к нам на веранду окурок, тлевший там недолго и вызвавшего пожар, сгорел наш дачный дом. 12. Двор был очень красивым, все дома окружали деревья. 13. Купя продукты, я сразу иду домой, готовлю ужин, а засим отдыхаю спя. 14. Выйдя на пенсию, у меня наконец появилось много свободного времени, которое я могу посвятить себе. 15. Закончив обучение в нашей школе, все ученики отправляются в высшие учебные заведения. 16. Отказавшись от премии, у него появилось чувство свободы. 17. Не закончив университет, ему предложили работу за границей. 18. Предлагая покупателю косметические средства, следует помнить о необходимости самому изучить ассортимент товаров. 19. Все стены оформляли плакаты и стенды. 20. Читав специальную литературу, Иванов пришел к выводу о создании нового отдела, нужного для развития производства.
Упр. 123.Найдите ошибки в употреблении следующих словосочетаний. Исправьте их.
1. Рецензия о прочитанной книге должна быть сдана на следующей неделе.2. Мы должны получить ответ о вопросе населения России. 3. Необходимо уделять внимание на каждую мелочь. 4. На решение этой задачи необходимы дополнительные средства. 5. Мне неприятно указывать об этом еще раз. 6. Уверенность в торжество справедливости. 7. Красота нашего народа должна отождествляться собирательным женским образом. 8. Интересен каталог о фирменных значках заводов-изготовителей.
Упр. 124.Составьте словосочетания, поставив заключенные в скобках слова в нужном падеже.
Приехать по (окончание) совещания, уверенность (победа), заведовать (отделение), управляющий (банк), согласно (приказ), вопреки (договор), решить по (приезд) в город, по (истечение) срока стажировки, отчет по (окончание) работ, согласно (желание) трудящихся, уплатить (квартира), упрекать (грубость), благодаря (забота) близких, наперекор (здравый смысл), по (окончание) университета.
Упр. 125.Исправьте ошибки в употреблении падежных форм и предлогов.
1. Хочу подчеркнуть о том, что сейчас особенно важно. 2. В журнале опубликована статья о книге нашего соотечественника, живущего сейчас в Америке. 3. Уже не первый раз высказывается критика о том, что мы делаем. 4. Год был необычен в том, что мы впервые начали работать вместе с муниципальными советами. 5. На практике студентам-медикам необходимо было контролировать за ходом лечения больных. 6. Докладчик подчеркнул о необходимости строительства. 7. Решимость парламента свелась лишь в предоставлении бОльших полномочий депутатам. 8. Мы не имеем средств для оплаты за материалы.
Упр. 126.Исправьте ошибки в предложениях.
1. Благодаря сильным заносам автобусное движение временно прекращено. 2. Не могу согласиться о том, что говорил предшествующий докладчик.3. В выпуске дан обзор о применяемых методах исследования рынка ценных бумаг. 4. Средства массовой информации интересовались о здоровье президента. 5. Любящие свою работу и стремясь ее хорошо выполнить, строители добились высоких производственных показателей.6. Первый год по приезду в новый город его жизнь складывалась нормально. 7. На этот вечер смогли приехать престарелые люди со всех районов города. 8. Необходимо отмечать и реагировать на недостатки в работе. 9. Представитель строительной организации вновь заверил заказчика о своей готовности выполнить работу в срок. 10. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 11. В июле начинается прием и собеседование с абитуриентами. 12. Недостаточно подготовившись, докладчику не удалось полно раскрыть тему.
Вопросы для самоконтроля
1. Что входит в понятие «синтаксические нормы русского языка»?
2. Какими правилами регулируется согласование сказуемого с подлежащим?
3. Какие типичные ошибки в построении словосочетаний связаны с неверным выбором падежной формы?
4. Назовите обязательное условие употребления деепричастного оборота.
5. Можно ли употреблять деепричастный оборот в безличном предложении при инфинитиве?
6. Назовите основные закономерности использования в предложении однородных членов
7. Какие речевые ошибки при построении сложного предложения относятся к наиболее частотным?
5. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ И ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЛИТЕРАТУРНОМ ЯЗЫКЕ