Основные аспекты культуры речи
Понятие культуры речи включает в себя три важных
аспекта: нормативный, коммуникативныйи этический.
Нормативный аспект культуры речи
В самом общем виде культура речи предполагает несколько аспектов. Прежде всего, это владение ресурсами национального, и прежде всего литературного языка– словарем и грамматикой, а также литературной нормой(см. гл. II «Нормы современного русского литературного языка») – общепринятыми, проверенными временем правилами произношения и написания слов, словоупотребления, построения предложения и текста. Это исходный набор навыков, без которого невозможно успешное речевое общение, но который успех еще не гарантирует.
Нормативный аспект считается одним из важнейших.
Языковая норма – это центральное понятие культуры речи. Соблюдение норм литературного языка обеспечивает правильность речи.
Однако культура речи не может быть сведена только к оценке по шкале
«правильно – неправильно». В каждой реальной речевой ситуации для выражения конкретного содержания нужно найти адекватную языковую форму, наиболее оптимальный языковой вариант.
Известно, что самый надежный способ подорвать доверие и к автору, и к существуего дела – допустить к публичным выступлениям неграмотного человека. Все ошибки последнего будут обязательно замечены и прокомментированы, потому что, с точки зрения общества, публичная речь, неважно, устная или письменная, должна быть, как минимум, грамотной.
Коммуникативный аспект
Коммуникативный аспект культуры речи предполагает выбор из существующих языковых вариантов наиболее точного в смысловом отношении и в соответствии с конкретной ситуацией общения.
Коммуникативныйаспект предписывает говорящему/пишущему выбирать наиболее целесообразные, уместные, убедительные, выразительные в данном случае языковые средства. Такой выбор всегда есть, поскольку синонимические возможности языка безграничны и то, что представляется уместным в одной ситуации, становится нелепым в другой. Выбирая речевые средства, необходимо решить, что, зачем, как, кому говорить, и представлять, на какой результат можно рассчитывать.
В речевом общении говорящий/пишущий, выбирая форму выражения мысли, ориентируется на свои цели, адресата и условия коммуникации, которые можно представить в схеме коммуникативного акта так: автор → код →→ ТЕКСТ → канал передачи информации → адресат →→ интерпретация.
Цель любого сообщения — информирование адресата, изменение картины его мира или даже его мировоззренияна основе такой интерпретации информации, которая желательна говорящему. Цель эта отнюдь не простая и требует от автора знания основных качеств каждого из элементов коммуникации и того, как они должны быть отражены автором в тексте. Перечислим основные элементы.
Важнейшая характеристика самого автора — авторская интенция, намерение не просто сообщить некую информацию, а добиться этим некоторой цели. Одни и те же сведения, сообщенные одному и тому же адресату, но с разными коммуникативными целями, могут вызвать разную реакцию.
Код — это знаковая система для передачи информации, а в данном случае язык. Им надо хорошо владеть, в частности, знать, какие коммуникативные ограничения он накладываетв зависимости от авторской интенции, ситуации общения и менталитета адресата. В процессе речевого общения выработаны наиболее рациональные его формы, которые учитывают и ситуацию общения (устное/письменное, личное/публичное/официальное, непосредственное/разделенное временем и пространством), и его тематику (профессиональное/бытовое/деловое), и его цель (информирование/директива/достижение компромисса и др.). У коммуникантов сформированы соответствующие коммуникативные ожидания, которым текст должен соответствовать. В противном случае он будет, как минимум, неуместным.
Коммуникативная целесообразность является одной из главных категорий культуры речи, базовой составляющей речевого мастерства. Поэтому важно знать основные коммуникативные качества речи и учитывать их в процессе речевого взаимодействия
Этический аспект
Этический аспекткультуры речи предписывает знание и применение
правил языкового поведения в конкретных ситуациях. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет, который представлен при помощи различных речевых формул: приветствия, просьбы, вопроса, благодарности, поздравления и т. п..
Этическийаспект культуры речи состоит в соблюдении общепринятых правил общения, которые обеспечивают психологический комфорт говорящих, уважительное, терпимое отношение друг к другу даже в ситуации конфликта интересов. Для достижения поставленных целей выработаны коммуникативные предписания. Прежде всего, этикет— совокупность общепринятых правил и форм поведения (например, в общении с мусульманином считается неэтичным передавать ему какие-либо предметы левой рукой), которые регламентируют его формы и таким образом делают общение предсказуемым, уместным, общепринятым.
Главное, чтобы формулы этикета были выбраны уместно. В таком случае они будут проявлением вежливости, уважения к партнеру, доброжелательности и стремления установить с ним контакт, т.е. выполнят свое основное назначение.
Для каждой сферы общения выработаны свои этикетные формы, например деловой этикет, дипломатический этикет, бытовой этикет, светский этикет. Издаются многочисленные руководства по этому предмету. В России уже «Домострой» содержал много этикетных рекомендаций, а первой книгой по этикету стало «Юности честное зерцало», изданное в 1717 г. при Петре I. При нем же была издана Табель о рангах (обратите внимание, в петровскую эпоху слово табель соответствовало женскому роду), определившая формы делового и отчасти светского общения вплоть до революции 1917 г.
Важнейшую часть этикета составляет речевой этикет, который регламентирует вербальные формы поведения коммуникантов. Это формы приветствия и прощания, ведения диалога, обращения, ритуальные формулы (поздравление, соболезнование, благодарность и др.). Назначение речевого этикета — установление и поддержание контакта в избранной тональности в зависимости от ситуации, сферы общения, взаимоотношений сторон. Речевой этикет регулируют все сферы речевого общения и всегда предписывают выбирать его формулы в зависимости: 1) от обстановки (официальная — неофициальная); 2) ситуации (приветствие, прощание, благодарность, соболезнование и др.); 3) отношений коммуникантов (равенство — подчинение — доминирование (по социальному статусу, возрасту). Выбор формул речевого этикета много говорит также о возрасте, образовании, воспитании говорящего.
Кроме того, речевой этикет регламентирует и паралингвистические аспекты общения, рекомендуя, например, в каком порядке приветствовать друг друга, когда встать, когда сидеть, как встречать и провожать партнера, какие знаки внимания ему оказывать, когда пропустить вперед, когда идти первым и т.п.
Помимо этикета, регулирующего ритуал, форму общения, не меньшую роль играют общие этические правила, регулирующие его суть. В словаре любого языка есть слова деликатность, вежливость, такт, терпимость, внимательность, корректность. В профессиональных этических кодексах есть понятия толерантность и политкорректность. Все перечисленное отражает общие этические преставления людей о сути межличностных отношений и речевого общения. Эти этические нормы подсказывают не только что, как и когда говорить, но и что не говорить. Не меньшее этическое значение в коммуникации имеет слушание —такое же коммуникативное действие, как и говорение: нужно не только слушать, но, главное, и слышать партнера, понимать и поддерживать его, показывать свою заинтересованность в том, что он говорит.
Наконец, огромный этический смысл в коммуникации имеет молчание, которое проявляет себя, во-первых, в ситуативных ограничениях на обсуждение некоторых тем. Некоторые из них сформулированы как неписаные правила: В доме повешенного не говорят о веревке; Об умершем или хорошо или никак; О присутствующих не говорят. В общении с деловыми партнерами не принято говорить о личной жизни, семейных неурядицах, жаловаться на здоровье либо обсуждать вопросы политики, религии, интересоваться чужими доходами и хвастаться своими.
Таким образом, этический аспект культуры речи предполагает учёт
экстралингвистических факторов, к которым относятся: возраст участников
речевого общения, их социальный статус, характер отношений между ними
(официальный, неофициальный, дружеский, интимный), время и место
речевого взаимодействия и т.д.
В то же время этический компонент культуры речи накладывает строгий запрет на сквернословие в процессе общения, осуждает разговор на так называемых «повышенных тонах».
Вопросы для самоконтроля
1. Что понимается под понятием «культура речи»?
2. Назовите три аспекта культуры речи. В чем они состоят?
3. Каковы коммуникативные качества хорошей речи?
4. Что такое коммуникативная компетенция личности?
5. Какую роль играет этический аспект в процессе речевой коммуникации?
Тестовые задания