Социальные диалекты (жаргоны)
Объединению людей способствует не только общая территория, но и социальные причины: общность профессии, родов занятий, интересов, социального положения. Для таких социумов (сообществ) средством общения служит социальный диалект.
В научной литературе для именования социальных диалектов служат термин жаргон. Жаргон – язык определённых социальных групп, сообществ, который специально создаётся с целью языкового обособления и отличается главным образом наличием слов, непонятных людям непосвящённым.Есть жаргоны моряков, электронщиков, программистов, спортсменов, актёров, студентов, жаргон филателистов, молодёжный жаргон, воровской жаргон, жаргон предпринимателей и др. В XIX веке существовал жаргон русского дворянства.
Жаргоны, как и социальные диалекты, в отличие от территориальных диалектов, не имеют фонетических и грамматических особенностей, но для них характерно наличие специфической лексики и фразеологии. Жаргонная лексика представляет собой переосмысленные, сокращённые, фонетически изменённые слова русского языка и иноязычные слова, особенно английского. Например: окурок – «электричка», прогиб – «подхалимаж», чел – «человек», айз – глаз, бабки, тусовка и др.
Просторечие
Просторечие– одна из разновидностей национального языка, которая служит средством общения в основном малообразованной части населения.
В XVI – начале XVIII в. слово просторечие означало «простую речь» в противоположность «речи украшенной», «простой язык» в противоположность языку «книжному». В наши дни просторечие характеризуется набором языковых форм, нарушающих нормы литературного языка. Носители просторечия такое нарушение норм, как правило, не осознают, что происходит в силу слабого владения нормами литературного языка.
Бытовая речь простых, малограмотных людей удачно имитировалась во многих художественных произведениях: в рассказах А.П. Чехова («И ейной харей в мою морду тыкает» («Ванька Жуков»), М. М. Зощенко («А пёс её разберет – мамаша или папаша» («Гримаса НЭПа»); «–Ложú, – говорю, – взад! – А она испужалась. Открыла рот, а во рте зуб блестит. А мне будто попала вожжа под хвост. Все равно, думаю, теперь с ней не гулять». («Аристократка» и др.).
В просторечии представлены единицы всех языковых уровней.
В области фонетикипросторечным является:
- смещение ударения, например: магазин (правильно: магазин), выбора(правильно: выборы), средства(правильно: средства), звонит (правильно: звонит);
- наращение согласных, например: сТрам (правильно: срам), нДравиться (правильно: нравиться), интриганТ (правильно: интриган), дермаНтин (правильно: дерматин), юрисТконсульт (правильно: юрисконсульт);
- стяжение гласных, например: милицанер, эксплатировать.
В области морфологии– это изменение рода существительных, например: сандаль (правильно: сандалия – ж.р.), мыш (правильно: мышь – ж.р.); ненормативное словоизменение, например: инженера(правильно: инженéры –мн.ч.), инспектора(правильно: инспéкторы – мн.ч.), мы хочем (правильно: мы хотим – 2 л.),у ней (правильно: у неё), делов (правильно: дел – Р. п.), людями (правильно: людьми – Т. п.).
В областисинтаксиса – отступления от нормативного глагольного управления, например: оплатить за проезд(правильно: оплатить проезд), интересоваться об политике (правильно: интересоваться политикой).
Просторечная лексика даётся в словарях с пометами: неодобр.(неодобрительное), фам. (фамильярное), вульг.(вульгарное), презрит.(презрительное), бран.(бранное).
Среди просторечной лексики выделяется грубое просторечие.Это так называемая обсценная (англ. obscene – отвратительный, непристойный) лексика и фразеология, подвергающаяся в русской культурной традиции запрету (табу) на открытое употребление, особенно в письменной речи. К табуированной лексике относится русский мат(матерщина), носящий откровенно грубый, вульгарный характер. Табуирование таких единиц обусловлено, прежде всего, этическойненормативностью, из которой следует и лингвистическая ненормативность. Каждый носитель русского языка должен осознавать границы употребления обсценной лексики, особенно мата, помня о том, что использование этой лексики оскорбляет других.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое литературный язык? Почему он играет ведущую роль среди всех других разновидностей национального языка?
2. Какие признаки отличают литературный язык от других разновидностей национального языка?
3. Охарактеризуйте каждый признак литературного языка. Приведите примеры.
4. В какое время складывается русская нация и русский национальный
язык?
5. Когда сложился современный русский литературный язык? В каких
разновидностях он существует?
6. Кто из выдающихся людей сыграл важнейшую роль в формировании и развитии современного русского литературного языка?
7. К какой категории понятий относится понятие «национальный язык»? Дайте определение этого понятия.
8. Что такое территориальный диалект? Какие основные группы территориальных диалектов существуют в русском национальном языке.
9. Назовите языковые особенности севернорусских и южнорусских говоров.
10. Каковы причины существования диалектов? Что сближает их с литературным языком и что отличает от него?
11. Что такое социальные диалекты? Имеют ли они свои отличия на фонетическом и грамматическом уровнях языковой системы?
12. Что такое просторечие? Что сближает его с литературным языком и что резко отличает?
Тренировочные упражнения
Упр. 3.Прочитайте афоризмы о языке и речи. Какие из них вы можете проиллюстрировать примерами из речи современников? Какие вы могли бы использовать в качестве руководства по речевому поведению? Выберите один из афоризмов и напишите на его основе небольшое эссе.
• Родной язык наш должен быть главною основою и общей нашей образованности и образования каждого из нас. (П. Вяземский)
• Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нем можно судить и по языку, которым он выражается. (Д. Свифт)
• Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. (А.Толстой)
• То, что понимают плохо, часто пытаются объяснить с помощью слов, которых не понимают вовсе. (Г. Флобер)
• Верно определяйте слова, и вы освободите мир от половины недоразумений. (Р. Декарт)
• Как листья ежегодно сменяются на деревьях, так и слова, прожив свой век, уступают место вновь нарождающимся. (Гораций)
• Слово – самый сильный наркотик, который использует человечество. (Р. Киплинг)
• Хорошо слушать и хорошо отвечать – это одно из величайших совершенств, какое только возможно в разговоре. (Ф. Ларошфуко)
• Слова, которые не употребляют, об эпохе говорят куда больше, чем те, которыми злоупотребляют. (Е. Лец)
• Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слышит. (М.Монтень)
• Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, нашего ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает». (Д.С.Лихачев)
• Совершенствовать свой язык – огромное удовольствие, не меньшее, чем хорошо одеваться, только менее дорогое. (Д.С.Лихачев)
Упр. 4.Как известно, устная форма речи неоднородна в стилистическом отношении и проявляется в трех разновидностях: это может быть нормированная (кодифицированная) речь, разговорная речь и просторечие. Каждая из этих разновидностей характеризуется специфическими коммуникативными и стилевыми признаками. Определите, к какой разновидности устной формы речи относится:
а) научный доклад;
б) беседа с друзьями;
в) выступлениенасеминаре.
Упр. 5.Определите, какие из приведенных слов или форм слов употребляются в разговорной речи, какие — в кодифицированном языке.
Браслет – браслетка, джемперы – джемпера, договоры – договора, дверями – дверьми, дочерями – дочерьми, картофель – картошка, редис – редиска, рельс – рельса, ставень – ставня, туфель – туфля, свитеры – свитера, бухгалтеры – бухгалтера, диспетчер – диспетчера, туфель – туфлей (р. п. мн. ч.), яслей – ясель (р. п. мн. ч.), шоферы – шофера.
Упр. 6. Найдите диалектизмы в отрывках из произведений писателей XX века. С какой целью они используются?
1. В мокрой шапке, в мокром коротком чекмешнике и растрѐпанных лаптях он что-то глухо заворчал, с трудом становясь на колени перед печкой, набивая еѐ холодной, пахучей старковкой и вздувая серник. 2. Да что ж, я уж балакала с Тихоном Ильичом об этом деле. 3.Тихон Ильич сам отпер скрипучие ворота варка и первый вошел в его теплый и грязный уют,обнесѐнный навесами, денниками и закутами. 4. Да вода что – вот хлебушка нетути (И.А. Бунин). 5. Солнце поднялось высоко, было парко, изморно сделалось дышать в глухой одежде. 6. Все выкладай, худое ли, хорошее. 7. Здесь самые что ни на есть джунгли, только сибирские, и называются они точно и метко – шарагой, вертепником или просто дурникой (В.П. Астафьев).
Упр. 7.Просторечие как форма устной речи находится за пределами кодифицированного языка, не допускается в литературном языке. Просторечные слова употребляются обычно для грубоватой, сниженной оценки действительности. Такие слова в толковых словарях имеют помету «прост.» (просторечное). Пользуясь толковыми словарями, выберите из приведенных ниже слов просторечные.
Бархат, барахтанье, барахло, барахолка, барахлить, баран, белье, белуга, гниль, гнусь, дрючить, дрянь, дрянцо, дурачье, дурачина, дурман, дурень, думушка, дуреха, дурашливость.
Упр. 8.Какие элементы просторечия встречаются в речи героев рассказа М.М. Зощенко «Аристократка»?
– Ежели, – говорю, – вам охота скушать одно пирожное, то не стесняйтесь. Я заплачу.
– Мерси, – говорит.
И вдруг подходит развратной походкой к блюду и цоп с кремом и жрет…
Съела с кремом, цоп другое. Я аж крякнул. И молчу. Взяла меня этакая буржуйская стыдливость. Дескать, кавалер, а не при деньгах.
Я хожу вокруг нее, что петух, а она хохочет и на комплименты напрашивается.
Я говорю:
– Не пора ли нам в театр сесть? Звонили, может быть.
А она говорит:
– Нет.
И берет третье.
Я говорю:
– Натощак – не много ли? Может вытошнить.
А она:
– Нет, – говорит. – Мы привыкшие.
И берет четвертое.
Тут ударила мне кровь в голову.
– Ложи, – говорю, – взад!
А она испужалась. Открыла рот, а во рте зуб блестит.
А мне будто попала вожжа под хвост. Все равно, думаю, теперь с ней не гулять.
– Ложи, – говорю, – к чертовой матери!
Упр. 9. Прочитайте приведенный ниже фрагмент из романа Елены Чижовой «Китаист» (2016) и определите, какой социальный вариант русского языка использован при его создании? Какова степень понятности этого текста? Как вы считаете, чем она определяется?
В конце новембера, хотя снега ваще-то не было, по утрянке, часов эдак в девять, цуг Питерско-Варшавской железки на быстрой скорости гнал к Петербургу. За окном стоял такой собачий холод и туман, что, казалось, хрен рассветет. В десяти шагах, вправо и влево от дороги, фиг разглядишь чо-нибудь из вагенфенстера. Из пассажиров были те, которые валили назад из-за бугра; но больше всего набилось в отделение для желтых, какая-то мелкая сволочь и подонки с ближних станций. Все обалденно устали, у всех глаза в кучу, мозги раком, к тому же продрогли как собаки, морды бледно-желтые, вроде под цвет тумана…