Тема в виде предложения-утверждения
Например: «Писатель — судья своего времени». В качестве варианта формулировки может быть дано утверждение-цитата, например: «Время — ткань, из которой состоит жизнь» (Б. Франклин).
В этом случае тоже можно начать с ключевого слова. Далее, как обычно, приводятся общие рассуждения по теме. Вопрос теперь придётся сформулировать самим, опираясь на смысл утверждения.
СОВЕТ!
Будьте аккуратны в формулировке вопроса: не уходите от темы.
В этом случае можно использовать стандартные формулировки, начинающиеся словами: «можно ли утверждать, что...», «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли...» и т. д.
Например, к теме «Писатель — судья своего времени» можно задать вопрос: «Можно ли утверждать, что писатель является судьёй своего времени? Действительно ли он всегда опережает его (идёт в ногу со временем или анализирует прошлое)?».
Попробуем написать вступление к этой теме.
Элементы вступления | Пример |
Ключевые слова темы | Время (своё время), писатель, судья |
Общие рассуждения на тему | Время — это категория философская. Нельзя дать однозначный ответ на вопрос, кто же может быть судьёй своего времени. Надо отметить, что очень сложно и ответственно быть судьёй всего того, что совершается вокруг. Миссия нелёгкая, поскольку, как известно, нет пророка в своём отечестве. Трудность заключается ещё и в том, что очень часто не всё, что происходит сейчас, на глазах, доступно осознанию, понима- нию. Очень часто ответы на волнующие многих вопросы можно найти через мно- го-много лет. Следовательно, роль судьи и его ответственность увеличиваются много- кратно. Но всё же надо ответственно подходить к этому, и лучше всего, на мой взгляд, это удаётся писателям. Особенно тем, кто как будто со стороны смотрит на всё про- исходящее и старается, анализируя, дать объяснение или ответ тому, что волнует миллионы, осознать и объективно оценить происходящее. |
Вопрос (задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части) | И всё же можно ли уверенно говорить о том, что именно писатель подчас всё-таки является не просто созерцателем, а именно судьёй своего времени? |
Как уже отмечалось, если тема сформулирована в виде цитаты, то можно её повторить и далее разъяснить смысл фразы, выделенной в цитату (по аналогии с предыдущими темами).
Тема — назывное предложение (ключевые слова)
Например: «Преходящее и вечное».
В этом случае действуем уже знакомым путём: ключевые слова — общие рассуждения — вопрос.
Элементы вступления | Пример | |
Ключевые слова темы | Преходящее и вечное... | |
Общие рассуждения на тему | Как часто мы слышим: это будет жить в веках. А что это значит? Что можно называть вечным, а что преходящим? К каким в этом случае можно обращаться ценностям? Если говорить о вечном, то, наверное, это именно то, о чём говорят уже веками в разных литературных источниках. Это те самые философские категории добра, зла, верно- сти, любви, надежды, предательства и так далее, о которых пишут песни, стихи, сла- гают легенды, те, в которые мы привыкли верить, на которые мы привыкли надеять- ся и стараться хранить и передавать своим детям, потому что именно на них и держит- ся уже столько веков, вероятно, наш мир. Но что же можно называть преходящими ценностями? Наверное, это то, что не может жить веками, оно актуально именно сейчас, в этот период времени, просто потому, что какое-то событие заставило об этом говорить, акцентировало внимание на чём-то, волнующем именно в этот момент времени людей. Например, во время проведения Олимпийских игр в стране, конечно же, на первый план выходит всё, что связано со спортивными достижениями. Но как только это спортивное мероприятие проходит, эти ценности уходят на второй план. То, что лежит в основе таких ценностей, не выдвигающееся на первый план тогда, теперь, наоборот, заставляет обращать на себя пристальное внимание, например здо- ровье человека. Поэтому о том, что же можно называть преходящим, а что вечным, можно рассуждать долго. | |
Вопрос (задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части) | Что же, на мой взгляд, можно отнести к таким явлениям, как преходящее и вечное? |
Формулировка тезиса
Теперь необходимо подробно поговорить о том, что такое в сочинении тезис.
Тезис — это основная мысль сочинения, которую вы будете во время дальнейшего рассуждения аргументированно доказывать.
При формулировке тезиса нужно учесть два аспекта:
· связь тезиса и темы;
· особенности формулировки самого тезиса.
Связь тезиса и темы
Чтобы ваше сочинение не имело признаков «нераскрытия или ухода от темы», важно отметить, что, несмотря на то, что во время рассуждения у вас может возникнуть несколько вопросов, касающихся основной мысли высказывания, а следовательно, и несколько ответов-тезисов на эти вопросы, всё же нужно выбрать именно один тезис, то есть ту самую мысль, напрямую связанную с дальнейшими доказательствами.
Формулировка тезиса, естественно, напрямую зависит от особенностей темы. Давайте разберём каждую тему подробно.
Тема-вопрос
Если тема уже представляет собой вопрос, то требуется дать на него непосредственный ответ. В этом случае не нужно ничего дополнительно придумывать и переделывать, просто дать ответ.
Как правило, именно этим вопросом заканчивается вступительная часть сочинения.
Тема | Тезисы |
«Счастлив ли человек, влюблённый в свою профессию?» | 1. Когда человек трудится с удовольствием, тогда этот труд приносит ему только радость, а значит, и сам человек становится счастливым. 2. Не зря М. Горький говорил: «Когда труд — удовольствие, жизнь хороша!..» 3. Говорят, по вере воздастся... Можно перефразировать эти слова так: если ты влюблён, неважно, в кого или во что, то и мир вокруг тебя становится влюблённым, а значит, дарит тебе только счастливые минуты! |
Тема-утверждение(в том числе цитата)
В этом случае требуется обосновать уже имеющееся утверждение. Вступительную часть мы закончили вопросами, почему так, а не иначе. В тезисной части нужно объяснить, почему так.
Тема | Тезисы |
«Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих...» (Ф.М. Достоевский). (Во вступительной части задаём вопросы: «Почему любовь заставляет человека перерождаться?» Или «Можно ли говорить о том, что любовь всесильна, так как она заставляет перерождаться нас самих?») | 1. Когда человек влюблён, ему хочется быть лучше и, соответственно, делать этот мир тоже лучше, а значит, даже при наличии каких-то пороков, он будет стараться от них избавиться, потому что любовь перерождает человека. 2. Любовь — это самая необъяснимая сила на земле. Она может заставлять людей идти на подвиги, развязывать войны, строить города. Это чувство заставляет человека заглянуть внутрь себя, почувствовать свои безграничные возможности, а значит, порой и переродить человека заново, дать возможность ему почувствовать себя сильным и счастливым. |
Тема в виде назывного предложения или просто ключевые слова, нуждающиеся в комментарии
Вступительная часть, как правило, заканчивается вопросами о каждом из ключевых понятий. Нужно постараться сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.
Тема | Тезисы (вместе со вступлением) |
«Ваш выбор: книга или компьютер?» (Во вступительной части задаём вопросы: «А что в нашем современном мире можно считать наиболее важным: книгу или компьютер?», «Можно ли говорить, что компьютер вытеснил из нашей жизни книгу?») | Книга — это то, что неподвластно времени. Много веков назад люди старались излагать свои мысли в книгах, читали то, что передавалось в них потомками. Поэтому желание познавать мир при помощи чтения не угаснет, наверное, никогда. «Люди перестают мыслить, когдаперестают читать», — как сказал философ Д. Дидро. Но всё же время, технический прогресс идут вперёд. Поэтому появляются новые формы передачи информации. Конечно, компьютер сейчас занимает огромное пространство в нашей жизни. Но разве можно сравнивать книгу и компьютер? И то и другое является источником знаний для человека. И всё же книга, с её приятным шелестом страниц, с её иногда пожел- тевшими от времени листами, всё равно оказывается в руках того или иного человека. Потому что книга — это живая свидетельница истории человечества! И исчезнуть из нашей жизни она просто не может, как и не может исчезнуть история самого человечества! |
Способы формулировки тезиса
• Прямая формулировка основной мысли. Чёткий ответ на вопрос.
Варианты тезиса | Примеры |
Прямое выражение главной мысли | Тема: «Что важнее: любить или быть любимым?» Тезис: «Важнее любить, чем быть любимым, на мой взгляд. Но быть любимым тоже очень важно» |
•Рассказать о случае из жизни.
Варианты тезиса | Примеры |
Пример из жизни | Каждый год 9 Мая мы вспоминаем тех, кто отдал за нашу мирную жизнь свою во вре- мя той страшной войны 1941 —1945 годов. Нет ни одной семьи в России, которой не коснулась бы та война. В моей семье тоже свято чтят память о тех годах, потому что мои дедушки честно сражались за свою Родину. Один дед был сапёром, а другой — лётчиком-истребителем. Они не любили говорить о войне. Они считали, что это самое страшное, самое гадкое, что может произойти в жизни людей, потому что война несёт не созидание и процветание, а боль, смерть и страдание людям. |
• Образ-аналогия.
Варианты тезиса | Примеры |
Образ-аналогия | Тема: «Должен ли человек следовать за своей мечтой?» Тезис: «Человек должен обязательно следовать за своей мечтой, потому что она окрыляет его, даёт ему силы, помогает делать новые важные шаги вперёд по жизни к достижению своего счастья» |
• Вопросно-ответная форма (пожалуй, самый удобный и лёгкий способ: мы сами себе задаём вопрос и сами на него отвечаем, это помогает не уйти от темы).
Варианты тезиса | Примеры |
Вопросно-ответная форма | В чём проявляется любовь к Родине? Наверное, у каждого она проявляется по-своему. Кто-то, не жалея себя, не задумываясь, встаёт на защиту в самые трудные для Родины минуты. Кто-то воспевает её в своих произведениях, в стихах, в песнях. Кто-то старается сделать пусть небольшой островок земли около своего дома прекрасным, сажая цветы и ухаживая за ними. Кто-то работает в области сохранения природных богатств, исследуя недра нашей земли во славу будущих поколений. Но в любом случае любовь к Родине — это желание поделиться частич- кой своей души с тем, что тебе дорого! |
|| Обязательно сначала проверяйте соответствие темы и тезиса. ||
В любом случае мой совет вам: если вы дочитали, перечитали своё сочинение и не смогли с уверенностью сказать, что аргументы, вами приведённые, доказывают именно ту мысль, которую вы вынесли в качестве тезиса, значит, вероятно, надо менять тезис (просто это порой сделать легче, чем подбирать новые аргументы). Ещё можно проверить, действительно ли эти аргументы вам подходят, по тому микровыводу, который вы пишете в конце каждого аргумента. Такую проверку делать нужно обязательно, чтобы соответствие «тезис—аргумент» было полным.
Основная часть
Аргументация
Итак, тезис сформулирован, теперь нужно привести аргумент из литературных источников. Основная часть, как мы помним, состоит из одного или нескольких аргументов на литературной основе, подкрепляющих тезис. Каждый аргумент выделяется в отдельный абзац. В конце каждого абзаца должен быть микровывод.
Можно к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
Если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!
То есть если вы на вопрос по теме, например: «Что приносит людям любовь: страдание или счастье?», ответите, что, с вашей точки зрения, любовь может как осчастливливать человека, так и делать его несчастным, то вам необходимо привести два аргумента, в одном из которых любовь помогает обрести человеку счастье,
почувствовать всю наполненность жизни, а в другом она приносит грусть и страдание. И тогда в этом случае тезис будет доказан, причём полностью.
Структура аргумента
Аргумент состоит из нескольких элементов и включает:
Обращение к литературному произведению: называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — «произведение», чтобы избежать фактических ошибок).
Его интерпретацию: здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т.п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то»? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу...» и т.п.
Микровывод из аргумента должен соотноситься с тем тезисом, который вы привели в начале сочинения, а не просто быть выводом из аргумента!
Все элементы аргумента последовательно располагаются друг за другом.
Например, тема: «Какой путь можно назвать дорогой в никуда?».
Примерное вступление | У каждого из нас есть свой путь, и нет ни одного человека на свете, который не совершал бы ошибок, идя по этому пути. Мне кажется, что это вполне естественно. В течение своего жизненного пути нам всё время приходится делать тот или иной выбор, чтобы дойти до какой-либо цели. Нередко случается так, что человек осознаёт, что он совершает бессмысленные действия и поступки. И всё равно упорно идёт по этой дороге. Часто и упрямство заставляет идти по неверной дороге. Но дороги могут и не привести туда, куда хотелось бы. Они могут вообще никуда не привести, если ты сам ничего не будешь делать для того, чтобы двигаться вперёд |
Тезис | Дорогой в никуда можно назвать тот путь, который не принесёт никаких значимых результатов |
Теперь об аргументах.
Элементы 1-го аргумента | Пример | |
Обращение к произведению | На мой взгляд, ответ на вопрос о дороге в никуда мы можем найти в произведении И.А. Гончарова «Обломов». | |
Интерпретация фрагмента (желательно не менее 2 – 3 раз упомянуть автора) | Илья Ильич Обломов — помещик средней руки, «... с тёмно-серыми глазами, но отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица». По моему мнению, проблема заключается в том, что он не ставит себе целей. И.Н. Гончаров обращает наше внимание на то, что общение с Ольгой — это своего рода последнее проявление личности Обломова, как бы последний взлёт, последнее счастливое время для него, а за всем этим — только лишь паде- ние и бесперспективное существование... Мягкая натура Обломова не способна слиться с фальшивым, жестоким внешним миром, потому что для него это слишком тяжело. Автор с сожалением говорит о том, что Илья Ильич решает погрузиться в апатию в загородном домике Агафьи Матвеевны, где он и находит свой «покой» | |
Микровывод | Дорогу, по которой идёт Обломов, можно назвать путём в никуда, потому что он не может сделать ничего для достижения своей цели из-за собственной лени и нежелания двигаться вперёд | |
Элементы 2-го аргумента | Пример | |
Обращение к произведению | Теперь обратимся к замечательному произведению Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» | |
Интерпретация фрагмента (желательно не менее трёх раз упомянуть автора) | Жизненный путь Родиона Раскольникова не привёл его ни к чему хорошему. В романе Ф. Достоевский изображает столкновение теории, придуманной героем, с реальной жизнью. Родион хочет помочь всем людям и в то же время узнать: «тварь я дрожащая или право имею...». Раскольников уже давно вынашивал свой ужасный замысел, но всё это до поры до времени оставалось лишь мрачной фантазией. На мой взгляд, как только мысли Раскольникова зашли об убийстве, ему надо было переосмыслить свою теорию и выбрать другой жизненный путь. Неужели он не догадывался, к чему может привести такое преступление? Порой нужно задумываться о последствиях сказанного или сделанного заранее | |
Микровывод | Этот путь я также могу назвать дорогой в никуда, потому что убийство человека — величайший грех, который нельзя оправдать ничем, даже теорией всей жизни |