Ударение в формах сравнительной степени прилагательных.

План

1.Нормы постановки ударения (акцентологические нормы).

2.Нормы произношения гласных звуков.

3.Нормы произношения согласных звуков.

4.Особенности произношения иноязычных слов.

1. Орфоэпическая правильность речи – это соблюдение норм литературного произношения и ударения. Правильная постановка ударения и правильное, образцовое произношение – важные показатели общего культурного уровня человека. Чтобы устное выступление имело успех, оно должно быть выразительным, а выразительность достигается грамотным, четким и ясным произношением, правильной интонацией и ударением. Проанализируем последовательно главные аспекты русской орфоэпии, а именно: нормы ударения, правила произношения ударных и безударных гласных, твердых и мягких, звонких и глухих согласных, правила произношения отдельных грамматических форм и слов иноязычного происхождения.

Вследствие разноместности и подвижности ударения в русском языке существуют слова с так называемым двойным ударением, илиакцентологические варианты. Некоторые из них являются равноправными. Например: заржáветь и заржавéть, тéфтели и тефтéли, úскристый и искрúстый, пéтля и петля´, блéдны и , вóлнам бледны и волнáм. Однако чаще всего варианты ударения характеризуются как неравноправные, т.е. один из них является основным (предпочтительным), а другой – допустимым (доп.). Например: творóг [доп. твóрог],дóсыта [доп. та досы], инáче [доп. úначе], фенóмен [доп. феномéн], мéльком [доп. мелькóм].

Если в словаре приводятся два неравноправных акцентологических варианта без помет, то основной вариант ставится на первое место, а за ним следует допустимый, менее желательный вариант.

Существует также проблема различения так называемых семантических вариантов – пар слов, в которых разноместность ударения предназначена для различения смысла слов: мукá и мýка, остротá и острóта, трусúть и трýсить, зáмок и замóк, погрýженный и погруженный и т.п. Такие пары слов называются омографами.

Иногда разноместность ударения несколько видоизменяет окончание слов, являющихся семантическими вариантами. Например: вный призы (клич) – призывнóй (возраст), рáзвитый (о деятельности) – развитóй (ребенок), языкóвый (о колбасе) – языковóй (об ошибке).

Среди неравноправных вариантов следует различать варианты стилистические. Это такие пары слов, которые в зависимости от места ударения используются в разных функциональных стилях литературного языка или узких сферах общения либо относятся к профессионализмам. В этих случаях стилистические варианты сопровождаются в словарях соответствующими пометами: «спец.» (специальное употребление), «поэтич.» (поэтическая речь), «техн.» (технический термин), «проф.» (профессионализм) и т.п., в отличие от «общеупотр.» (общеупотребительного варианта). Сравните: прикýс (общеупотр.) – прúкус (спец.), шелковый (общеупотр.) – шелкóвый (поэт.), áтомный (общеупотр.) – атóмный (проф.), кóмпас (общеупотр.) – компáс (у моряков), инсýльт (общеупотр.) – úнсульт (мед.).

К неравноправным вариантам относятся нормативно-хронологические варианты.Это м пары слов, в которых разноместность ударения связана с временны периодом употребления данного слова в речи. Выходящий из употребления, устаревший вариант сопровождается в словарях пометой «устар». Например: индустрúя (совр.) – индýстрия (устар.), украúнский (совр.) – укрáинский (устар.), рáкурс (совр.) – ракýрс (устар.), дождáлся (совр.) – дождался (устар.), видны (совр.) – вúдны (устар.), нужны (совр.) – нýжны (устар.), апартамéнты (совр.) – апартáменты (устар.).

По данным Л.И. Скворцова, в русском языке исследователи насчитывают более 5 тысяч общеупотребительных слов, в которых зафиксированы колебания ударения.

Ударение в существительных.

Много ошибок возникает в произношении имен существительных при их склонении. В связи с этим рассмотрим различные группы в зависимости от устойчивости места ударения в них.

а) Существительные с неподвижным ударением на основе.

В существительных этой группы ударение всегда падает на основу, т.е. не перемещается на окончание при изменении по числам и падежам. В некоторых словах допустимы колебания ударения в формах косвенного падежа множественного числа (*). Типовая парадигма: арбýз – арбýза – арбýзу – арбýзом – об арбýзе; арбýзы – арбýзов – арбýзам – арбýзами – об арбýзах. К этой парадигме относятся слова: арбуз, блюдо, боль, вентиль, верблюд, вьюга, вяз, диагноз, дизель*, досуг, грунт, зубр, капля, карман, квартал, клад, клуб, кран, минус, местность, модуль, мощность, отрасль*, очерк, пейзаж, песня, план, поршень*, почесть, прибыль, примесь, профиль, смесь, созыв, средство, суффикс, ток, торт, трюм, флаг, фонд, хобот, цель, циркуль, шарж, шарф, шофер, шторм, штраф, ярус, яхта.

б) Существительные с неподвижным ударением на окончании.

В форме именительного падежа единственного числа и/или родительного падежа множественного числа некоторые из них могут иметь нулевое окончание, т.е. ударение на основе. Типовая парадигма: вол – волá – волý – волá – волóм – о волé; волы´ – волóв – волáм – волóв – волáми – о волáх. К этой парадигме относятся слова: багаж, гараж, графа, жара, жгут, жезл, кит, крюк, лыжня, миндаль, морж, плод, плот, полк, ремень, рубеж, рубль, серп, скамья, стопа, ступня, тираж, утюг, ферзь, фитиль, холм, хрусталь, шип, шут, щит, язык, янтарь, ячмень.

в) Существительные с подвижным ударением.

Различают 5 типов подвижного ударения существительных.

Тип 1. Ед.ч. – ударение на основе, мн. ч.– на окончании. дóктор – дóктора – дóктору – дóктора – дóктором – о дóкторе; докторá – докторóв – докторáм – докторáми – о докторáх, бал, бор, борт, буфер, вал, веер, вензель, гол, директор, круг, лагерь, орден, ордер, округ, плуг, парус, соболь (мех), спирт, суп, тон, тополь, торг, ход, хор, чай, шкаф, штаб, штемпель. Исключение: на балý, в борý, на валý, в кругý, на спиртý, в шкафý.
Тип 2. Ед. ч. и им. п. мн.ч.– ударение на основе, остальные формы – на окончании. х ми – о ведомостя м – ведомостя вéдомость – вéдомости – вéдомостью – о вéдомости; вéдомости – ведомостéй – ведомостя, весть, волк, вор, голубь, должность, доля, дробь, зверь, камень, корень, лебедь, мелочь, новость, обруч, окунь, парень, плоскость, повесть, скатерть, скорость, соболь (животное), соль, степень, тень, треть, трость, церковь, четверть, щель.  
Тип 3. Ед.ч. – ударение на окончании, мн. ч. – на основе. вдовá – вдовы´ – вдовé – вдовý – вдовóй – о вдовé; вдóвы – вдов – вдóвам – вдóвами – о вдóвах, гроза, десна, змея, игла, коза, кольцо, коса, овца, окно, орда, оса, семья, сестра, сирота, скала, слуга, смола, сова, сосна, стекло, стрекоза, тропа, тюрьма.
Тип 4. Ед.ч. и дат., тв., пр. п. мн. ч. – ударение на окончании, им., род., вин. мн.ч. –наоснове (схема перемещения ударения неустойчива). волнá – волны´ – волнé – волнý – волнóй – о волнé; вóлны – волн – вóлнам – вóлнами – о вóлнах, борозда, губа, железа, межа, полоса, серьга, сковорода, строка. Колебания: бороздý – бóрозду, полосý – пóлосу, сковородý – скóвороду, волнáм – вóлнам.
Тип 5. Ед. ч.– ударение на окончании (кроме вин.), мн.ч. – ударение на основе или по типу 4(схема перемещения ударения неустойчива). душá – душú – дýшу – душóй – о душé; дýши – душ – дýшам – дýшами – дýшах или гóловы – голóв – головáм – головáми – головáх, борода, борона, голова, гора, доска, душа, земля, зима, река, спина, среда, стена, сторона, цена, щека. Колебания: дóску – доскý, рéку – рекý, доскáм –дóскам, средáм – срéдам, стенáм – стéнам.  

Некоторые предлоги принимают ударение на себя, и тогда следующее за ним слово (существительное или числительное) оказывается безударным:

нá: берег, воду, год, голову, два, день, дом, душу, зиму, ногу, нос, ночь,

руку, спину, стену, сто, сторону, три, угол, ухо, шесть;

зá: волосы, год, голову, город, два, душу, зиму, ногу, нос, ночь руку,

спину, сто, три, ухо, уши, шесть;

пóд: гору, ноги, нос, руку;

пó: два, двое, лесу, морю, носу, полу, полю, сто, три, трое, уху;

úз: виду, дому, лесу, носу;

бéз:вести, году, толку;

óт: год óт году, час óт часу;

дó: дó полу.

Ударение в прилагательных.Наименее устойчиво ударение в кратких формах прилагательных. Это, как правило, слова с односложными основами без суффиксов (или с простейшими древними суффиксами -к-, -н-, частично «поглощенными» основой).

Существует три закономерности в перемещении ударения в этих прилагательных, которые, однако, не всегда выдерживаются, и поэтому в некоторых случаях допустимы колебания.

1) В краткой форме женского рода – ударение на окончании, в остальных формах – на основе. Допустимы колебания в формах среднего рода и множественного числа (типы 1-3).

2) Во всех формах – ударение на основе. Допустимы колебания в форме женского рода (тип 4).

3) В краткой форме мужского рода ударение на основе, в остальных формах – на окончании (тип 5).

1. Ударение на основе, кроме форм женского рода. бойкá, -о, -и; босá, -о, -ы; ветхá, -о, -и; гадкá, -о, -и; гибкá, -о,-и; голá, -о, -ы; гладкá, -о, -и; громкá, -о, -и; дерзкá, -о, -и; дешевá, -о, -ы; дикá,-о,-и; долгá, -о,-и; дорогá,-о, -и; жалкá,-о,-и; живá, -о, -ы; жидкá, -о, -и; жаркá, -о, -и; звонкá, -о, -и; краткá, -о, -и; кроткá, -о, -и; мерзкá, -о, -и; молодá, -о, -ы; мощнá, -о, -ы; нервнá, -о, -ы; нищá, -е, -и; пошлá, -о, -ы; робкá, -о, -и; святá, -о, -ы; скорá, -о, -ы; слепá, -о, -ы; сытá, -о, -ы; хрупкá, -о, -и; целá, -о, -ы; частá, -о, -ы; чуткá, -о, -и; юнá, -о, -ы.  
2. Допустимы колебания в форме множественного числа (в некоторых случаях ударение только на окончании*). *, , видны , вéрны , вáжны стры , бы зки , бли , блéдны бéдны , зны , гря , грéшны , гóлодны , гóдны , глýпы , врéдны вкýсны * , длинны гýсты (длиннее, чем нужно), , дрýжны , дóбры , *, пýсты , просты , нужны , нóвы зки , ни лы , ми жáдны , *, скрóмны сильны , , трýдны , тóчны , тóлсты – твёрды, тéсны , тверды , стáры скýчны . сты – чёрствы, чи , черствы , хóлодны ýзки  
3. Допустимы колебания в формах среднего рода и множественного числа. ; тры трó – хи ; хи (далёки); кóрóткó – кóрóтки ; далекó (далёко) – далеки ; глубóкó – глубóки высóкó – высóки . ширóкó – ширóки  
4. Ударение на основе во всех формах (в некоторых случаях допустимы колебания ударения в форме женского рода*). брéнна, -о, -ы; бýрнá*, -о, -ы; вéчна, -о, -ы; влáстнá*, -о, -ы; тна, вня -о, -ыла, ; вя -о, -ы; гнéвнá*, -о, -ы; дéльна, -о, ы; вна, ди -о, -ы; дрóбнá*, -о, -ы; злóбна, -о, -ы; знóйна, -о, -ы; бкá*, зы -о, -и; крáтна, -о, -ы; лóжна, -о, -ы; днá*, лю -о, -ы; мóднá*, -о, -ы; пáдка, -о, -и; зна, свя -о, -ы; тна, скры -о, -ы; срóчна, -о, -ы; льна, сти -о,-ы; стóйкá*, -о, -и; стрáстнá*,-о,-ы; тлéнна, -о,-ы; щна, хи -о, -ы; цéнна, -о, -ы; чётка, -о, -и; чýдна, -о, -ы (прекрасный); вна, я -о, -ы.  
5.Ударение на окончании, кроме форм мужского рода. легкá, -ó, -ú; малá, ; -ó, -ы острá, (остроумный); -ó, -ы полнá, ; -ó, -ы равнá, ; -ó, -ы темнá, ; -ó, -ы теплá, ; -ó, -ы тяжелá, ; -ó, -ы умнá, ; -ó, -ы хмельнá, ; -ó, -ы чернá, ; -ó, -ы широкá, -ó, -ú (шире, чем нужно).

Ударение в глаголах.

Необходимо обратить особое внимание на ударение в часто употребляющихся глаголах звонúть, включúть, растúть, вручúть, нормы литературного произношения которых часто нарушаются. В этих глаголах на -úть ударение всегда падает на окончание во всех личных формах настоящегоибудущего времени: звонúть– звоню, звон úшь, звонúт, звонúм, звонúте, звонт я; включúть – включý, включúшь, включúт, включúм, включúте, включáт; растúть – ращý, растúшь, растúт, растúм, растúте, растт я; вручúть – вручý, вручúшь, вручúт, вручúм, вручúте, вручáт. Данные глаголы, соединяясь с приставками (кроме приставки вы-, которая, как правило, принимает ударение на себя) и суффиксом -ся, обычно не меняют места ударения: позвонúшь, зазвонúт, созвонúмся, перезвонт я; переклю-чúшь(ся), отключúт(ся), заключúм, подключúте(сь), исклю-чáт и т.д.

Другая группа глаголов на -ить имеет в личных формах ударение на основе, причем некоторые глаголы допускают колебания ударения(*), которые иногда бывают связаны с изменением смысла:

1. Ударение на окончании в личных формах настоящего и будущего времени. ть бодри (вз-, о-, под-, прио-) – ть шь; включи бодри(ся) (за-, от-, пере-, под) – шь включи(ся)ть шь; глуши ть – вручи ; вручи (за-, о-, при-) ть шь; бури – глуши (про-) – ть шь; защепи бури (при-) – ть шь; звони защепи (за-, от-, по-, пере-, раз-, со-, -ся) – ть шь; крепи звони (за-, от-, при-, у-) – ть шь; мири крепи(ся) (по-) – шь мири(ся); ть мори(за-, у-) – ть шь; преклони ть – облегчи шь; облегчи мори(ся) шь – преклони(ся)ть шь;сори ть – расти шь; расти ть – повтори ; повтори(за-, на-) – ть шь; углуби сори(ся) – шь углуби(ся); ть шь; щеми ть – упрости упрости(за-, при-) – шь. щеми  
2. Ударение на основе в личных формах настоящего и будущего времени (допустимы колебания*). ть ть – возлóжишь; грузи возложи (ся)(за-, на-, по-)* – грýзишь (ся) [доп. шь грузи(ся)ть ];дари (за-, на-, пере-, по-, раз-) – дáришь, но: ть шь; дразни одари (ся)(за-) ть – дрáзнишь; дружи (пере-, по-, с-) – дрýжишь,но: ть шь; измени удружи (за-, от-, с-) – ть измéнишь; клони (на-, от-, при-) ть – клóнишь; кроши (на-, по-)*- – крóшишь [доп. ть*– пéрчишь [ шь]; пéрчи крошидоп. ть шь]; пили перчи (на-, пере-) – ть ть – полóжишь;поручи лишь; положи пи (ся) – порýчишь (сять ть – примéнишь; принýдить – принýдишь; соли тишь; пригýбить – пригýбишь; примени тить – предвосхи ); предвосхи (за-, на-, по-)* – сóлишь [доп. ть солúшь]; упрóчить – упрóчишь; хвали (за-, по-) ть – хвáлишь; хорони (за-, по-) – хорóнишь.

Определенные затруднения вызывает ударение в глаголах на -ировать, некоторые из них допускают колебания ударения (*):

-úровать ровать, блоки -úруетровать, ; букси -úруетровать ; деформи (ся), -úрует(ся); ровать, реформи -úрует; ровать трансфор-ми (ся), -úрует(ся)  
-ировáть бомбардировáть, -ирýет; гофрировáть, -ирýет; маскировáть, -ирýет; нормировáть, -ирýет; (за)пломбировáть, -ирýет; премировáть, -ирýет; (рас-, с-, пере-) формировáть (ся), -ирýет(ся); экипировáть(ся), -ирýет(ся), ровáть*, марки -úрýет

Наименее устойчивы нормы ударения в глаголах прошедшего времени и страдательных причастиях. Рассмотрим их подробнее.

Формы причастий.

Наименее устойчивым является ударение в страдательных причастиях, особенно в их кратких формах.

В страдательных причастиях с суффиксами -т-, -нн-,образованных от инфинитивов на ть, -нýть, -óть, -áть, -я ударение перемещается на один слог вперед: прополóть – пропóлотый; зачерпнýть – зачéрпнутый; приткнýть – прúткнутый; согнýть – сóгнутый; издáть – úзданный; назвáть – нáзванный; начáть – нáчатый; ть – припóднятый распродáть – распрóданный; заня´ть – зáнятый, приподня и др.

В страдательных причастиях с суффиксом -енн-(-ённ-) ударение подчиняется правилу: если в личных формах простого будущего времени ударение падает на окончание, то в причастиях оно, как правило, падает на суффикс -ённ- (введёшь – введённый; включúшь – включённый; засорúшь – засорённый; изобретёшь – изобретённый; облегчúшь – облегчённый; повторúшь – повторённый; упростúшь – упрощённый); при безударном личном окончании глагола суффикс страдательного причастия -енн- тоже безударный (вскóр-мишь – вскóрмленный; задáришь – задáренный; озвýчишь – озвýченный; щенный; увéдомишь – -тишь – пресы предвосхúтишь – предвосхúщенный; пресы увéдомленный; унú-
зишь – унúженный и др.).Однако не во всех причастиях ударение подчиняется данному правилу: задрáзнишь – задразненный; измéнишь – изменённый; наклóнишь – наклонённый; отклóнишь – отклонённый; позолотúшь – позолóченный; примéнишь – применённый; пройдет – прóйденный и др.

Если ударение в личных формах будущего простого времени колеблется, то в страдательных причастиях ударение также будет колебаться: нагрузúть – нагрýзит (нагрузúт) – нагрýженный (нагружённый); пéрчúть – пéрчит перчúт) – пéрченный (перчённый).

В причастиях краткой формы, образованных от страдательных причастий с ударным суффиксом -енн-, ударение падает на суффикс в форме мужского рода, а в остальных формах перемещается на окончание: влюблённый – влюблён,
. ; повторённый – повторён, -á, -ó, -ы ; вручённый – вручён, -á, -ó, -ы ; включённый – включён, -á, -ó,-ы -á, -ó, -ы

Причастия с безударным суффиксом -енн- в кратких формах имеют такое же ударение, как и в полных: щен, -ена, щенный – пресы захвáленный – захвáлен, -ена, -ено, -ены; захорóненный – захорóнен, -ена, -ено, -ены; пресы
-ено, -ены.

В кратких причастиях, образованных от полных, которые оканчиваются на -витый, -данный, -житый, -литый,
-нятый, -пертый, -питый, -чатый, -ятый, ударение сохраняется на том же слоге, что и в полной форме, кроме формы женского рода с ударением на окончании, в которой некоторые глаголы допускают колебания ударения (*): воспрúнятый – воспрúнят, воспринятá, -о, -ы; зáданный – зáдан, зá*данá, -о, -ы; зáнятый – зáнят, занятá, -о, -ы; зáпертый – зáперт, запертá, -о, -ы; úзданный – úздан, úз*данá, -о, -ы; испúтый – испúт, испú*тá, -о, -ы; нáча-
тый – нáчат, начатá, -о, -ы; недопóнятый – недопóнят, недопонятá, -о, т, отснятá, -о, тый – отсня -ы; óтнятый – óтнят, отнятá, -о, -ы; отсня -ы; предпрúнятый – предпрúнят, предпринятá, -о, -ы; припóднятый – припóднят, приподнятá, -о, -ы; прóклятый – прóклят, проклятá, -о, -ы; сóзданный – сóздан, созданá, -о, -ы и др.

В причастиях от глаголов жить, лить, пить, ударение подвижное и неустойчивое. Если ударение колеблется в полной форме страдательного причастия, то в кратком причастии в формах мужского, среднего рода и множественного числа оно также будет колебаться (*): нáлúтый* – нáлúт*, налитá, нáлúто*, нáлúты*; óбжúтый* – óбжúт*, обжитá, óбжúто*, óбжúты*; óтпúтый* – óтпúт*, отпúтá*, óтпúто*, óтпúты*.

В страдательных причастиях, образованных от глаголов бить, быть, брать, врать, гнать, драть, ждать, звать, лгать, рвать, слать, спать, ткать, ударение сохраняется на основе во всех формах, полных и кратких: зáбранный – зáбран, зáбрана, -о –ы; úзбранный – úзбран, úзбрана, -о, -ы; нáбранный – нáбран, нáбрана, -о, -в; перéбранный – перéбран, перéбрана, -о, -ы; прúбранный – прúбран, прúбрана, -о, -ы; зáдранный – зáдран, зáдрана, -о, -ы; обóдранный – обóдран, обóдрана, -о, -ы; нáзванный – нáзван, нáзвана, -о, -ы; обóзванный – обóзван, обóзвана, -о, -ы; отóзванный – отóзван, отóзвана, -о, -ы и др.

В страдательных причастиях на -ированный ударение подчиняется правилу: причастия на -úрованный образуются от глаголов на –úровать, а причастия на -ирóванный – от глаголов на -ировáть: 1) копúровать – копúрованный, костю-мúровать – костюмúрованный, формулúровать – формулú-рованный, форсúровать – форсúрованный; 2) гофрировáть – гофрирóванный, пломбировáть – пломбирóванный, премиро-вáть – премирóванный, экипировáть – экипирóванный.

2. Произносительные нормы русского языка определяются следующими основными законами:

1) редукция безударных гласных, т.е. количественные и качественные изменения звуков в результате ослабления артикуляции;

2) оглушение парных звонких согласных в конце слов;

3) оглушение парных звонких согласных, стоящих перед глухими, и озвончение парных глухих согласных перед звонкими на стыке морфем и слов (ассимиляция);

4) смягчение твердых согласных перед мягкими в некоторых корнях и на стыке морфем (слов);

5) уподобление согласных на морфологических стыках слова или на стыке предлога и слова на месте некоторых
буквосочетаний;

6) выпадение некоторых звуков в сочетаниях согласных.

Е или Ё.

В некоторых словах гласный звук [ó], обозначаемый на письме буквой ё, ошибочно подменяют ударным гласным [э], и наоборот. Это происходит вследствие того, что в книгах, как правило, вместо буквы ё используется буква е. Необходимо запомнить слова, в которых под ударением произносится звук [ó] или [ э], причем в некоторых словах возможны оба варианта (*):

е [ó] амёба, безнадёжный, белёсый*, блёклый*, всплёскивать*, гололёд, гравёр, жёлоб, жёлчный*, жёлчь*, жёрдочка, жёрнов, клёст, короткошёрстный, манёвр*, манёвренный*, наёмник, никчёмный, одноимённый, осётр, остриё, платёжеспособный, полёгший, разноплемённый, смётка  
е [ э] афéра, доп. белéсый*, доп. блéклый*, бытиé, всплéскивать*, гололéдица, гренадéр, дебéлый, доп. жéлчный*, доп. желчь*, житиé, забрéдший, иноплемéнный, лéска, доп. манéвр*, доп. манéвренный*, местоимéнный, можжевéльник, недоумéнный, опéка, осéдлый, отцвéтший, пéкло, привéдший, сажéнный, совремéнный, хребéт

В отдельных случаях буквы е и ё используются для различения слов по смыслу: истекший год – истекший кровью; кричит как оглашенный – приказ, оглашенный вчера; крестный ход – крестный отец.

3.Рассмотрим особенности произношения согласных звуков.

1. В конце слов на месте парных звонких согласных произносятся соответствующие глухие: год – го[т], газ – га[с]и т.п. Если в конце слова два звонких согласных, то они оглушаются оба: визг – ви[ск], пóезд – пóе[ст].

Произношение звука [х] в конце слова вместо [к] не является литературным, например: сне[х], пóро[х]. Исключение составляет слово «Бог», которое произносится со звуком [х] на конце: бо[х]. Но в формах косвенных падежей этого слова произносится [г]: бó[г]а.

Буква г произносится как [х] перед [к] и [ч]: лё[х’]кий, смя[х]чúть.

В некоторых междометиях буква г произносится как фрикативный (щелевой) звук [γ]: агá – а[γ]á,огó – о[γ]ó, гоп – [γ]оп, гóсподи – [γ] óсподи.

2. Звонкие согласные оглушаются перед глухими в середине слова и на стыке слов: лóжка – лó[ш] ка, прóбка – прó[п] ка, снег пáдает – сне[к-п] áдает, из теáтра – и[с-т] еáтра, меж шарáми – ме[ш-ш]арáми.

3. На месте глухих согласных перед звонкими (кроме [в], [р], [л], [м], [н]) в середине слова и на стыке слов произносятся соответствующие звонкие: сдать – [з] дать, отбрóсить – о[д]брóсить, вокзáл – во[г] зáл, с Борúсом –
[з-б]орúсом.

4. Твердые согласные перед мягкими могут смягчаться. Смягчение зависит от того, какие это согласные и перед какими мягкими согласными они находятся, а также от того, в какой части слова находятся сочетания согласных. Утрата этого смягчения – живой процесс в современном литературном языке, вызывающий многочисленные колебания.

Зубные согласные [с], [з] и [н] перед мягкими зубными [т’], [д’], [с’], [н’] внутри корня, на стыке корня и суффикса или в конце приставок и созвучных с ними предлогов обычно смягчаются: [з’д’]есь, ка[з’н’]ь, пé[н’с’]ия, ра[з’н’]ёс, и[з’-д’]éрева. Согласный [н] произносится мягко также перед [ч] и [щ]: кó[н’ч] ик, жé[н’щ] ина.

Перед мягким зубным [л’] возможны два варианта произношения: [зл’]ить – [з’л’]ить, пó[сл’]е – пó[с’л’]е, [с-л’]éта – [с’-л’]éта. Обязательное смягчение рекомендуется в словах: é[с’л’]и, вó[з’л’]е.

Двоякое произношение наблюдается в сочетаниях зубных согласных с мягкими губными: [зв’]ерь – [з’в’]ерь, [дв’]ерь – [д’в’]ерь, чé[тв’]ерть – чé[т’в’]ерть, [св’]ет – [с’в’]ет, [сп’]úнка – [с’п’]úнка. В настоящее время наблюдается тенденция к произношению в таких случаях твердых согласных. Согласные [т], [д] на конце приставок перед мягкими губными, а также согласный [р] перед мягкими зубными и губными, как правило, произносятся твердо: по[дб’]úл, о[тм’]éрил, пó[рт’]ит, ко[рз’]зúна.

В существительных, оканчивающихся на -изм, согласный [з] произносится твердо в любых падежах: при капиталú[зм]е.

Мягкий звук [к’] не влияет на произношение твердого звука [с] в слове сосиски.

5. На стыке частей слова, а также предлога и следующего слова сочетания согласных сш и зш произносятся как долгий твердый [шш], а сочетания сж и зж – как долгий [жж]: низший – ни[шш]ий, высший – вы[шш]ий, приезжий – прие[жж], разжать – [жж], сжарить – [жж], с жиру – [жж]. Однако в последнее время наметилась тенденция к произношению этих сочетаний в соответствии с написанием: ра[сш]умéться, и[з-ж]úзни.

Сочетания зж и жж внутри корня произносятся как долгий мягкий [ж’ж’]: езжу – е[ж’ж’]у, позже – по[ж’ж’]е, вожжи – во[ж’ж’]и, дрожжи – дро[ж’ж’]и.. Однако в связи с тенденцией к твердому произношению многих сочетаний согласных все чаще встречается соответствующее написанию произношение твердого [жж]: по[жж]е, дро[жж]и.

6. Сочетания сч, зч и жч внутри корня, а также на стыке корня и суффикса произносятся как [ш’ш’]: счастье – [ш’ш’]астье, счет – [ш’ш’]ёт, приказчик – прика[ш’ш’]ик, образчик – обра[ш’ш’]ик, перебежчик – перебе[ш’ш’]ик, мужчина – му[ш’ш’]ина.

7. Сочетание сч на стыке приставки и корня, а также на стыке предлога и слова произносятся как [шьч]: исчéрпать – и[шьч]ерпать, исчертúть – и[шьч]ертить, бесчисленный – бе[шьч]исленный, с чаем – [шьч]аем, с Чеховым – [шьч]еховым.

8. Сочетание сщ на стыке приставки и корня, а также зщ на стыке предлога и слова произносятся как [ш’ш’]: расщепить – ра[ш’ш’]епить, из щуки – и[ш’ш’]уки.

9. Сочетания тч, дч произносятся как двойной [ч], т.е. [ч] с долгим затвором или призвуком [т] в начале артикуляции, что обозначается как [тч]: докладчик – докла[тч]ик, лётчик – лё[тч]ик.

10. Сочетания тц, дц, а также тс и тьс в глаголахс возвратной частицей -ся произносятся как двойной [ц], т.е. [ц] с долгим затвором или призвуком [т] в начале артикуляции, что обозначается как [тц]: золотце – золо[тц]е, двадцать – два[тц]ать, подцветка – по[тц]ветка, учится – учи[тц]я , кататься – ката[тц]я.

11. Сочетания дс, тс после гласного перед согласным на стыке корня и суффикса произносятся как [цс]: город-
ской – горо[цс]кой, светский – све[цс] кий.

12. Двойные согласные произносятся как долгий звук обычно в том случае, когда ударение падает на предшествующий слог: грýппа – грý[пп]а, мáсса – мá[сс]а, прогрáм- ма – прогрá[мм]а. Если же ударение падает на последующий слог, то двойные согласные произносятся как один звук: аккóрд – а[к]óрд, граммáтика – гра[м]áтика.

План

1.Нормы постановки ударения (акцентологические нормы).

2.Нормы произношения гласных звуков.

3.Нормы произношения согласных звуков.

4.Особенности произношения иноязычных слов.

1. Орфоэпическая правильность речи – это соблюдение норм литературного произношения и ударения. Правильная постановка ударения и правильное, образцовое произношение – важные показатели общего культурного уровня человека. Чтобы устное выступление имело успех, оно должно быть выразительным, а выразительность достигается грамотным, четким и ясным произношением, правильной интонацией и ударением. Проанализируем последовательно главные аспекты русской орфоэпии, а именно: нормы ударения, правила произношения ударных и безударных гласных, твердых и мягких, звонких и глухих согласных, правила произношения отдельных грамматических форм и слов иноязычного происхождения.

Вследствие разноместности и подвижности ударения в русском языке существуют слова с так называемым двойным ударением, илиакцентологические варианты. Некоторые из них являются равноправными. Например: заржáветь и заржавéть, тéфтели и тефтéли, úскристый и искрúстый, пéтля и петля´, блéдны и , вóлнам бледны и волнáм. Однако чаще всего варианты ударения характеризуются как неравноправные, т.е. один из них является основным (предпочтительным), а другой – допустимым (доп.). Например: творóг [доп. твóрог],дóсыта [доп. та досы], инáче [доп. úначе], фенóмен [доп. феномéн], мéльком [доп. мелькóм].

Если в словаре приводятся два неравноправных акцентологических варианта без помет, то основной вариант ставится на первое место, а за ним следует допустимый, менее желательный вариант.

Существует также проблема различения так называемых семантических вариантов – пар слов, в которых разноместность ударения предназначена для различения смысла слов: мукá и мýка, остротá и острóта, трусúть и трýсить, зáмок и замóк, погрýженный и погруженный и т.п. Такие пары слов называются омографами.

Иногда разноместность ударения несколько видоизменяет окончание слов, являющихся семантическими вариантами. Например: вный призы (клич) – призывнóй (возраст), рáзвитый (о деятельности) – развитóй (ребенок), языкóвый (о колбасе) – языковóй (об ошибке).

Среди неравноправных вариантов следует различать варианты стилистические. Это такие пары слов, которые в зависимости от места ударения используются в разных функциональных стилях литературного языка или узких сферах общения либо относятся к профессионализмам. В этих случаях стилистические варианты сопровождаются в словарях соответствующими пометами: «спец.» (специальное употребление), «поэтич.» (поэтическая речь), «техн.» (технический термин), «проф.» (профессионализм) и т.п., в отличие от «общеупотр.» (общеупотребительного варианта). Сравните: прикýс (общеупотр.) – прúкус (спец.), шелковый (общеупотр.) – шелкóвый (поэт.), áтомный (общеупотр.) – атóмный (проф.), кóмпас (общеупотр.) – компáс (у моряков), инсýльт (общеупотр.) – úнсульт (мед.).

К неравноправным вариантам относятся нормативно-хронологические варианты.Это м пары слов, в которых разноместность ударения связана с временны периодом употребления данного слова в речи. Выходящий из употребления, устаревший вариант сопровождается в словарях пометой «устар». Например: индустрúя (совр.) – индýстрия (устар.), украúнский (совр.) – укрáинский (устар.), рáкурс (совр.) – ракýрс (устар.), дождáлся (совр.) – дождался (устар.), видны (совр.) – вúдны (устар.), нужны (совр.) – нýжны (устар.), апартамéнты (совр.) – апартáменты (устар.).

По данным Л.И. Скворцова, в русском языке исследователи насчитывают более 5 тысяч общеупотребительных слов, в которых зафиксированы колебания ударения.

Ударение в существительных.

Много ошибок возникает в произношении имен существительных при их склонении. В связи с этим рассмотрим различные группы в зависимости от устойчивости места ударения в них.

а) Существительные с неподвижным ударением на основе.

В существительных этой группы ударение всегда падает на основу, т.е. не перемещается на окончание при изменении по числам и падежам. В некоторых словах допустимы колебания ударения в формах косвенного падежа множественного числа (*). Типовая парадигма: арбýз – арбýза – арбýзу – арбýзом – об арбýзе; арбýзы – арбýзов – арбýзам – арбýзами – об арбýзах. К этой парадигме относятся слова: арбуз, блюдо, боль, вентиль, верблюд, вьюга, вяз, диагно

Наши рекомендации