Переход прилагательных в существительные
Прилагательные могут переходить в разряд существительных. Этот процесс называется субстантивацией (от лат. substantivum).
Субстантивация – процесс, который русский язык знает издавна. Вряд ли неспециалист сможет сейчас догадаться, что такие существительные, как войско, вдова, молебен, рукав, ножны, по происхождению являются прилагательными.
В современном языке процесс субстантивации также происходит очень активно. Можно выделить большие тематические группы существительных, которые произошли от прилагательных. К ним относятся, например, многие слова, которые служат названиями помещений в квартире или жилом доме: передняя, гостиная, столовая, ванная, буфетная, гардеробная, бильярдная. Бывшие прилагательные – это и названия предприятий торговли и общественного питания, которые есть в каждом городе: булочная-кондитерская, шашлычная, пельменная, бутербродная, закусочная, рюмочная и т.д. Названия многих политических объединений, сторонников того или иного общественно-политического направления – это также нередко субстантивированные прилагательные: левые, правые, красные, белые, зеленые, коричневые. Многие наименования представителей отдельных рас тоже прилагательные, перешедшие в разряд существительных: белый, черный, желтый, краснокожий. (Вспомним В. Маяковского: "Белый ест ананас спелый, черный – гнилью моченый. Белую работу делает белый, черную работу – черный".) Названия некоторых пород собак: борзая, гончая, легавая тоже результат субстантивации.
При субстантивации меняются семантические, морфологические и синтаксические свойства бывших прилагательных. Теперь они обозначают предмет, а не признак, приобретают самостоятельный род, изменяются по падежам и числам; причем, как и некоторые существительные, субстантивированные прилагательные употребляются в форме только одного числа: жаркое, горячее, сладкое, заливное (только единственное); родные, близкие (только множественное). Субстантивированные прилагательные могут, в свою очередь, иметь при себе определения: "светлая гостиная", "кооперативная пельменная", "первоклассный портной". В предложении субстантивированные прилагательные являются преимущественно подлежащим или дополнением ("Закусочная открывается в 10 часов" – "Открыли прекрасную закусочную").
Примечание. Необходимо отметить, что процесс субстантивации охватывает не только прилагательные. В существительные переходят и другие части речи, в первую очередь причастия: будущее, минувшее, настоящее, раненый, возлюбленный и др.
Субстантивация, как и адъективация, бывает полная и частичная. При полной субстантивации слова уже не употребляются как прилагательные: былое, мостовая, прачечная, портной, лесничий, парикмахерская. При частичной субстантивации слово может употребляться то как прилагательное, то как существительное: "дарственная надпись" – дарственная, "ванная комната"– ванная, "нищий старец"– нищий, "закусочная икра"– закусочная и т.д.
Существительные, пережившие как полную, так и частичную субстантивацию, являются фактом языка и зафиксированы толковыми словарями.
Кроме того, можно говорить о так называемой контекстуальной субстантивации. Это переход прилагательного (или причастия) в существительное, действительный только в пределах данного контекста.
Множество примеров контекстуальной субстантивации дала поэзия символистов, в первую очередь А. Блока: "Я вам поведал неземное. Я все сковал в воздушной мгле"; "И у светлого дома, тревожно, я остался вдвоем с темнотой. Невозможное было возможно, Но возможное – было мечтой"; "И этот лес, сомкнутый Тесно. И эти горные пути Мешали слиться с неизвестным. Твоей лазурью процвести"; "И мгновенно житейское канет, Словно в темную пропасть без дна, И над пропастью медленно встанет Семицветной дугой тишина".
Очень часто в поэзии А. Блока контекстуально субстантивированные прилагательные встречаются в функции обращения: "Неверная, лукавая, Коварная – пляши! И будь навек отравою Растраченной души"; "О нежная, о тонкая! И быстро Ей мысленно приискиваю имя"; "Эта прядь – такая золотая – Разве не от старого огня? – Страстная, безбожная, пустая. Незабвенная, прости меня!"
Имя числительное
Числительные – это разряд слов, которые называют число или количество предметов (один, два, двадцать, двадцать пять, сто восемьдесят девять, двое, трое, семеро и т.д.)*, не имеют рода (об исключениях см. ниже), числа и изменяются только по падежам. В предложении они чаще всего употребляются в словосочетании с существительным в качестве единого члена предложения: "Семь пятниц на неделе" (подлежащее); "У семи нянек дитя без глазу" (дополнение), однако могут употребляться и самостоятельно, без слова, указывающего на считаемые предметы, обычно в качестве подлежащего или дополнения: "Семеро одного не ждут"; "Один с сошкой – семеро с ложкой".
* О словах типа первый, второй, третий, ..., восьмой и т.п. см. ниже.
Каждое из числительных занимает свое место в ряду натуральных чисел и на письме может быть обозначено как с помощью слова, так и с помощью соответствующей цифры.
Остановимся подробнее на грамматических свойствах имен числительных.
1. Категорией рода обладает лишь несколько числительных:
один – одна, два – две, полтора – полторы, тысяча, миллион, миллиард. В основном же имена числительные по родам не изменяются.
2. Изменение по числам не присуще числительным, так как этому препятствует сама их семантика. Слова один, тысяча, миллион, миллиард* на первый взгляд имеют форму как единственного, так и множественного числа: один день – одни сутки; тысяча рублей – тысячи рублей и пр. Однако наличие таких форм не содержит того противопоставления, которое обычно отражается при помощи форм единственного и множественного числа: единственное число – один отдельно взятый предмет, множественное число – раздельное множество тех же самых предметов. Так, слово один при изменениях типа "один день"– "одни сутки", "один нож"– "одни ножницы" имеет согласование формальное, а количество предметов остается все тем же – 1. В предложениях типа "Одни студенты пришли на лекцию, а другие не пришли" числительное приобретает значение местоимения (какие-то, некоторые). В таких предложениях, как "Вы одни можете сделать это", слово одни имеет значение усилительно-ограничительной частицы только.
* Слова тысяча, миллион, миллиард, будучи по происхождению существительными, сохранили отдельные их особенности и поэтому отличаются многими своими свойствами от остальных числительных (об этом см. ниже).
Слова тысяча, миллион, миллиард при употреблении в форме множественного числа меняют свое лексическое значение: они перестают указывать на число, которое может быть обозначено соответствующей цифрой, и приобретают значение неопределенно-количественных слов, указывающих на множество каких-либо предметов. Например: "Тысячи людей заполнили улицы праздничного города" (т.е. очень много людей), "В вузах страны обучаются миллионы студентов" (т.е. множество студентов).
3. По падежам изменяются все без исключения числительные. Однако типы склонений и совокупность падежных окончаний различных числительных очень разнообразны. Так, например, числительное один склоняется как местоимение этот. Числительные два, три, четыре в некоторых падежах имеют окончания, соотносительные с окончаниями прилагательных. Числительные от пяти до двадцати и числительное тридцать имеют те же падежные окончания, что и существительные 3-го склонения. Числительные сорок, девяносто, сто во всех косвенных падежах, кроме винительного, имеют одну и ту же форму сорока, девяноста, ста. Аналогично склоняются и слова полтора, полтораста: Им. п., Вин. п. – полтора, полтораста, все остальные падежи – полутора, полутораста. Слово тысяча изменяется как существительные типа дача, а миллион, миллиард имеют окончания существительных 1-го склонения*.
* Такая "пестрота" падежных окончаний объясняется тем, что числительное как часть речи складывалось во многом под влиянием изменения слов других разрядов. Так, окончания числительных три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, сорок отражают разные типы склонения существительных древнерусского языка. См. об этом: Кузнецов П.С. Историческая грамматика русского языка. Морфология. М., 1953. С. 177–183.
Однако в склонении числительных есть общая черта: если числительное является сложным (т.е. состоит из двух корней: пятьдесят, двести, восемьсот и т.п.) или составным (т.е. состоит из нескольких слов: двадцать два, сорок четыре и т.п.), то при изменении его по падежам склоняются все части: Р. пятидесяти, двумстам, восьмистам, сорока четырем и т.п.* Исключение составляют числительные двадцать, тридцать, девяносто.
* О типичных ошибках, связанных с тем, что говорящий не учитывает этого свойства сложных и составных числительных, см. ниже.
4. Словосочетание, в которое объединяются числительное (кроме один) и существительное, обладает особым типом синтаксической связи: в именительном и винительном падежах числительное управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним: "На поляне росли две березы", "Ураганом сломало две березы" (управление); "У двух берез подрезаны ветви"; "Скамейку поставили под двумя березами" (согласование)*. При этом в именительном падеже числительные два, три, четыре требуют при управлении от существительного родительного падежа единственного числа: "два издания", "три издания", "четыре издания", а числительные после пяти диктуют существительному форму родительного падежа множественного числа: "пять изданий", "одиннадцать изданий".
* О типичных ошибках, которые вызванынезнанием этой особенности числительных, см. ниже.
Исключения представляют собой:
1) слово тысяча, которое во всех падежах управляет существительным: Р. нет тысячи рублей; Д. прибавить к тысяче рублей;
Пр. о тысяче рублей;
2) формы дательного падежа с предлогом по, когда он имеет распределительное значение: "Каждому дали по два яблока", "по пять конфет". В этом случае числительное, во-первых, управляет существительным, во-вторых, само оно стоит в форме винительного падежа. Причем для числительных два, три, четыре, девяносто, сто, двести, триста, четыреста при предлоге по форма винительного падежа единственно возможная. Остальные числительные (кроме один) имеют параллельные вариантные формы: по пять яблок – по пяти яблок; по десять тетрадей – по десяти тетрадей. Ср.: "Он собрал по шестидесяти килограммов в среднем с каждого из семидесяти ульев" (Знамя); "В среднем по шесть рублей отпускается государством на лечение и содержание в хирургической клинике одного человека" (Веч. М.)*. Различия между вариантами стилистические: формы с дательным падежом при предлоге по являются книжными и устаревшими, в современной речи их вытесняет сочетание по с числительным в винительном падеже.
* Примеры цит. по: Трудности русского языка: Справочник журналиста / Под ред. Л.И. Рахмановой. М., 1994. С. 267.
Разряды числительных
По значению (по способу обозначения количества) числительные делятся на два разряда: количественные два, три, пять, двадцать пять и т.д. и собирательные двое, трое, семеpo и т.п. Количественные числительные называют собственно число или количество предметов, а собирательные обозначают количество как совокупность. Ср.; "Ко мне приходили пять студентов" (может быть, поодиночке) – "Ко мне приходило пятеро студентов" (т.е. все вместе, одновременно).
В отличие от количественных, собирательных числительных немного: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро. В речи в основном употребляются собирательные числительные, обозначающие количество от двух до семи.
Количественные числительные являются стилистически нейтральными и могут сочетаться с любым существительным. Собирательные числительные тяготеют к разговорной речи и употребляются с ограниченным кругом слов (см. ниже).
Традиционно выделяется еще один разряд – порядковые числительные (первый, второй, третий, двадцать восьмой и т.п.). Однако эти слова не обладают ни одним из перечисленных выше грамматических признаков имен числительных. Они согласуются с существительным, к которому относятся, в роде, числе и падеже, в предложении являются либо определением, либо именной частью составного именного сказуемого, т.е. имеют все грамматические признаки имени прилагательного и, следовательно, являются именами прилагательными*.
* Нередко выделяется еще один разряд: так называемые дробные числительные типа три пятых, одна целая и восемь десятых и т.п. Их нельзя считать числительными, они представляют собой объединенные разными типами синтаксической связи сочетания слов, относящихся к разным частям речи.
Одновременно необходимо обратить внимание на слова столько, сколько, несколько, которые в школьной грамматике относят к местоимениям. Следует иметь в виду, что, обладая особой – местоименной – семантикой (не называние количества, а лишь указание на него), данные слова по всем своим грамматическим свойствам совпадают с именами числительными.
Употребление числительных