Запомните: бессуффиксным способом образуются только имена существительные, которые имеют добавочное значение действия или признака. Образуются они, как правило, от глаголов или прилагательных.

Сложение как способ словообразования

Сложение — образование нового слова путём сложения двух или нескольких основ (или целых слов) с соединительной гласной или без неё.

Запомните: бессуффиксным способом образуются только имена существительные, которые имеют добавочное значение действия или признака. Образуются они, как правило, от глаголов или прилагательных. - student2.ru

В результате сложения образуется сложное слово, то есть слово не с одним корнем, а с двумя или несколькими:

Запомните: бессуффиксным способом образуются только имена существительные, которые имеют добавочное значение действия или признака. Образуются они, как правило, от глаголов или прилагательных. - student2.ru

Разновидностью сложения считаетсяаббревиация — образование сложносокращённого слова,которое по-другому называетсяаббревиатурой:

Запомните: бессуффиксным способом образуются только имена существительные, которые имеют добавочное значение действия или признака. Образуются они, как правило, от глаголов или прилагательных. - student2.ru

Иногда об аббревиации говорят как о самостоятельном способе словообразования.

Неморфологические способы словообразования

Неморфологические способы словообразования характеризуются тем, что в образовании слова не участвуют морфемы. Внешний облик слова остаётся неизменным, однако оно приобретает новое значение, изменяются морфологические признаки слова, другой становится его синтаксическая роль.

Принято различать следующие неморфологические способы.

Переход слова из одной части речи в другую:

Запомните: бессуффиксным способом образуются только имена существительные, которые имеют добавочное значение действия или признака. Образуются они, как правило, от глаголов или прилагательных. - student2.ru

Сращение

— два или несколько слов сливаются в одно, не изменяясь при этом внешне:

Запомните: бессуффиксным способом образуются только имена существительные, которые имеют добавочное значение действия или признака. Образуются они, как правило, от глаголов или прилагательных. - student2.ru

Образование омонимов,

т.е. слов, пишущихся и звучащих одинаково, но имеющих абсолютно разные лексические значения:

Запомните: бессуффиксным способом образуются только имена существительные, которые имеют добавочное значение действия или признака. Образуются они, как правило, от глаголов или прилагательных. - student2.ru

17.Комплексные единицы словообразования: словообразовательная пара, словообразовательная парадигма, словообразовательная цепочка, словообразовательный тип, словообразовательная категория, словообразовательное гнездо.

СО тип – совокупность производных слов, характеризующихся одинаковыми СО связями, единым СО значение и СО средством. Ех: доброта, краснота, дурнота, прямота.

СТ представляет собой единство 3х СО признаков производных слов:

соотнесенность с прилагательным (красота)

глаголы с приставкой со (соболезновать)

прилагательные с прист над – надбровный.

Нарушение этого единства ведет к образованию на базе одного СТ омонимичных СТ. ЕХ: обеззубеть – беззубый, зубы,

СО модель – формально – семантический образец порождения новообразований. В ее основе лежит схема строения производных слов, относящаяся к одному СО типу. Бывают продуктивные и непродуктивные.

Простейшая из комплексных единиц - словообразовательная пара: соотношение производной и производящей основ: белый - белить, регулировать - регулировщик, пионер - пионерка, чернила - чернильница, писать - переписать, красавица - раскрасавица. Словообразовательные пары, между которыми имеются тождественные формальные и семантические отношения, входят в один словообразовательный тип.

Совокупность производных, упорядоченная так, что каждая предыдущая единица является непосредственно производящей для последующей, называется словообразовательной цепью (или цепочкой). Эта комплексная единица выявляет ступенчатый характер русского словообразования. Она демонстрирует синтагматические отношения между однокоренными словами. Слова в цепи связаны отношениями последовательной производности.

Совокупность производных, имеющих одну и ту же производящую основу и находящихся на одной ступени словопроизводства, называют словообразовательной парадигмой (СП).

Словообразовательные цепи и парадигмы являются. составными частями наиболее сложной и многочленной единицы словообразования-словообразовательного гнезда. Они взаимодополняют друг друга и реализуют парадигматические и синтагматические связи слов в гнезде. В своей совокупности цепи и парадигмы и являются тем строительным мате риалом гнезда, который позволяет вскрыть его сложную иерархическую организацию. Словообразовательное гнездо - это иерархически организованная, упорядочу ченная совокупность всех производных базового слова. Дадим в качестве примера гнездо прилагательного готовый (с некоторыми сокращениями), отчетливо показывающее ступенчатый характер русского словообразования и сложную иерархическую организацию гнезда '.

18. Морфология как раздел науки о языке, ее объект, цели, задачи. Грамматическое значение слова и способы их выражения в русском языке. Способы и средства формообразования и словоизменения. Форма слова и грамматические категории.

Грамматика – раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка, то есть законы строения и функционирования слов и предложений. Этим же термином обозначают грамматический строй языка, то есть систему морфологических и синтаксических форм и категорий языка..

Различают общую грамматику и частные грамматики отдельных языков. Общая грамматика изучает универсальные грамматические черты и свойства, характерные всем языкам или ряду языков. Частная грамматика исследует грамматический строй конкретного языка, например, грамматика русского, белорусского, английского, немецкого, японского и других языков. Обе грамматики между собой связаны, соотносятся как род и вид и представляют собой различные ступени постижения языка как феномена.

Грамматика подразделяется на два раздела: морфологию - собрание правил об изменении слов, т.е. учение о грамматической природе слова и его формах, и синтаксис - собрание правил о сочетании слов, т.е. учение о построении предложения. Таким образом, морфология - это раздел грамматики, который изучает классы слов с точки зрения присущих им грамматических форм (части речи), а также грамматические значения грамматических категорий, выражающиеся в этих формах. Как объектом грамматики так и объектом морфологии являются отдельные слова как представители той или иной части речи.

Задачи морфологии не ограничиваются изучением только форм слова и выражаемых ими общих грамматических значений. В морфологию включается учение о частях речи как лексико-грамматических категориях слов.

Грам форма-это разновидности одного и того же слова, отличающиеся друг от друга грам.значениями. Например: сестра, сестры, сестре, сестру, сестрой, (о) сестре, сёстры, сёстрам, сёстрами, (о) сёстрах – это разные грамматические формы одного и того же слова.

Словоформа-эта форма опредеденного слова, совмещающая в себе как лексическое значение, так и грамматическое. Таким образом, словоформа-это конкретный представитель слова в тексте. Ворон к ворону летит,

Ворон ворону кричит…А. С. Пушкин. Шотландская песня. Например, в строчках Пушкина представлено пять словоформ (ворон, к, ворону, летит, кричит)

Грамматическое значение- отвлеченные от лексических обобщенные значения присущие ряду словоформ,которые относятся к той или иной части речи. Грамматическое значение предполагает наличие другого (или других) грамматического значения (или значений), однородного и соотносительного с ним. Так, значение единственного числа предполагает обязательно значение множественного, значение настоящего времени предполагает наличие значения других времен – прошедшего и будущего и т.д. Совокупность однородных, соотносительных грамматических значений составляет грамматическую категорию..

Грамматическая категория –понятие, которое является обобщением соотносительных и противопоставленных друг другу грамматических значений, находящих свое выражение в определенных грамматических формах. Например, грамматическая категория времени характеризуется абстрактным значением отношения к временнóй точке отсчета и противопоставленностью частных значений – настоящего, прошедшего и будущего времени; категория падежа характеризуется самым отвлеченным значением отношения ("нечто относится к чему-то") и противопоставленностью частных отношений – объектного, субъектного, определительного и т.д.

В русском языке существуют следующие средства выражения грамматических значений:

Основные внутрисловные средства выражения грамматических значений: 1) окончания (=флексии) выражают ГЗ форм рода, числа, падежа имен существительных, прилагательных, причастий, местоимений: моей новой недописанной книги; падежа числительных: двадцати двум; лица, числа, рода глагола:пишу, писала и буду писать. 2) формообразующие аффиксы: а) суффиксы – прошедшего времени глагола говорил, писала, передвигались; сравнительной и превосходной степени прилагательных; видовые формы глагола узнавать, переделывать, толкнуть. б) префиксы – видовые формы глагола написать, прочитать; формы превосходной степени сравнения прилагательных: наилучший, наиумнейший. в) постфиксы – формы залога мыться, увлекаться, гнуться. 2. Дополнительные внутрисловные средства выражения грамматических значений: 1) ударение – только ударение: падежные формы дома(И.п. мн.ч.) – дома (Род. п.ед.ч.), воды (Род. п.) – воды (мн.ч.); ударение +аффиксация: формы лица глагола: пишу(1 л.) – пишешь (2 л.), формы вида: встать (сов.) – вставать (несов.); ударение + чередование звуков: жены (Род.п. ед.ч.) – жёны (Им.п., ед.ч.). 2) чередование звуков в основе – падежные формы существительного: жена (Им.п., ед.ч.) – жёны (Им.п., мн.ч.), чередование с нулём звука в падежных формах: сон (И.п.) – сна (Р.п.); видовые формы глагола: известить – извещать; личные формы глагола: качу (1 л.) – катишь(2 л.) и т.д. 3) интонация– грамматические формы повелительного наклонения: иди!, сядь!, пишите!; Грам значения передаются синтетическим способом: прист,суфф,оконч,постфикс; аналитическ способом: частицы,предлоги; и смешанным: если сочит оба способа аналитич и синтетич

Наши рекомендации