Первое суммативное оценивание за тему «Сатира и юмор в литературе»
Цель обучения | 7АИ8.Анализировать изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса в художественном тексте (аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры), основные приемы комического (сатира, юмор, гротеск, ирония, сарказм) и др |
Критерии оценивания | Обучающийся • Выделяет и определяет роль художественных средств и стилистических фигур |
Уровень мыслительных навыков | Навыки высокого порядка |
Время выполнения | 20 минут |
Задание
Прочитайте отрывок из басни, описывающий Волка, и выполните следующие задания:
1. Басня «Волк на псарне» заключает в себе выражение отвлеченного понятия посредством образов (Волк – Наполеон, Ловчий - Кутузов). Определите, на какой основе построен этот отрывок и в чем смысл его иносказания? А Аллитерация
Б. Аллегория
В. Ассонанс
2. Выделите звуковые и синтаксические выразительные средства, которые И.А.Крылов использует для полного раскрытия нравственной проблематики и в целях обличения человеческих пороков. Определите, какую нравственную проблему и пороки человека они помогают вскрыть автору в этом тексте?
…Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом,
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом
И что приходит, наконец,
Ему расчесться за овец, —
Пустился мой хитрец В переговоры
И начал так: «Друзья, к чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры:
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я не только впредь не трону здешних стад, Но сам за них с другими грызться рад
И волчьей клятвой утверждаю,
Что я ...»
Ответ: 1. Б. Аллегория. 2. Аллитерация – Ш,Щ,Ж,С,Ц; Имитирует зловещее шипение, дрожь и клацанье зубов Волка. Инверсия – «хотел бы он съесть», «Пустился мой хитрец». Передают коварство хищника.
Критерий оценивания | Дескриптор | Балл |
Обучающийся | ||
Выделяет художественные средства и стилистические фигуры | находит в тексте художественные средства и стилистические фигуры; | |
называет художественные средства и стилистические фигуры; | ||
Определяет роль художественных средств и стилистических фигур. | определяет связь между использованными художественными средствами и фигурами и идеей произведения; | |
анализирует и истолковывает художественные детали и стилистические фигуры ,раскрывающие идею произведения; | ||
делает выводы об использованных языковых средствах. | ||
Всего баллов |
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за тему «Сатира и юмор в литературе» ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания | Уровень учебных достижений | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
Выделяет художественные средства и стилистические фигуры. | Затрудняется выделять художественные средства и стилистические фигуры | Допускает ошибки в нахождении в тексте художественных средств и стилистических фигур/ в определении художественных средств и стилистических фигур. | Выделяет художественные средства и стилистические фигуры. |
Определяет роль художественных средств и стилистических фигур. | Затрудняется выделять художественные средства и стилистические фигуры. | Допускает ошибки в определении связи между использованными художественными средствами и фигурами и идеей произведения/ анализе и толковании художественных деталей и стилистических фигур, раскрывающих идею произведения/ выводах об использованных языковых средствах. | Определяет роль художественных средств и стилистических фигур. |