Склонение количественных числительных
В составных количественных числительных склоняются все образующие их слова, а имена существительные, обозначающие исчисляемые предметы, во всех падежах, кроме именительного и винительного, согласуются с числительным в падеже.
Например: серия пособий с тремястами шестьюдесятью семью рисунками: Но: В пособии триста шестьдесят семь рисунков (шестьдесят три рисунка)
Склонение числительных 50, 60, 70, 80; 200, 300, 400, 500, 600, 700, 800, 900
Падежи | 50 – 80 | 200 – 400 | 500 – 900 |
И. Р. Д. В. Т. П. | Пятьдесят Пятидесяти Пятидесяти Пятьдесят Пятьюдесятью О пятидесяти | Двести Двухсот Двумстам Двести Двумястами О двухстах | Пятьсот Пятисот Пятистам Пятьсот Пятьюстами О пятистах |
В сложных числительных от пятидесяти до восьмидесяти и от двухсот до девятисот склоняются обе части слова
Склонение числительных 40, 90, 100
Падежи | |||
И. Р. Д. В. Т. П. | Сорок Сорока Сорока Сорок Сорока О сорока | Девяносто Девяноста Девяноста Девяносто Девяноста О девяноста | Сто Ста Ста Сто Ста О ста |
Слово тысяча склоняется, как существительное женского рода на –а; слово миллион и миллиард склоняются, как существительные мужского рода с основой на согласный.
Склонение составных количественных числительных
Падежи | |
И. Р. Д. В. Т. П. | Семь тысяч четыреста девяносто пять Семи тысяч четырёх сот девяноста пяти Семи тысячам четыремстам девяноста пяти Семь тысяч четыреста девяносто пять Семью тысячами четырьмястами девяноста пятью О семи тысячах четырёхстах девяноста пяти |
1. В составных количественных числительных склоняется каждое слово.
2. При смешанном числе существительным управляет дробь, и оно употребляется в родительном падеже единственного числа: 5 3/5 м (пять и три пятых метра, но: пять метров), 7 2/3 кг (семь и две третьих килограмма, но: семь килограммов).
3. Числительные полтора и полтораста имеют только две формы: для именительного и винительного падежей и для всех остальных.
Падежи | 5/8 м |
И. Р. Д. В. Т. П. | Пять восьмых метра Пяти восьмых метра Пяти восьмым метра Пять восьмых метра Пятью восьмыми метра О пяти восьмых метра |
Склонение числительных полтора, полтораста
И. + В. Полтора, полтораста Р., Д., Т., П. Полутора, полутораста |
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Степени сравнения 1. При образовании простой сравнительной степени используются суффиксы -ее и -ей: быстрее — быстрей, важнее — важней. Варианты с -ей считаются разговорными. |
2. Традиционная речевая ошибка при образовании форм степеней сравнения — объединение показателей синтетической и аналитической форм: более громче, менее тише, самый красивейший, наиболее высочайший. Подобное употребление форм признается просторечным. |
МЕСТОИМЕНИЕ
Вариантные формы местоимений
При употреблении местоимений особых трудностей с выбором вариантных форм не возникает. Отметим лишь следующее:
1. Местоимения 3-го лица он, она не произносят применительно к человеку, находящемуся рядом: следует называть его по имени. Таково требование культуры речи. |
2. У местоимений 3-го лица после предлогов к основе добавляется -н: встретить её — встретиться с ней; позвонить ему — вспомнить о нём. |
3. После сравнительной степени прилагательных и наречий местоимения 3-го лица употребляются без начального -н: старше его, выше её,дороже их. |
4. Местоимения вы и ваш могут употребляться как форма вежливого обращения к одному лицу. В этом случае они пишутся с большой буквы: Как Вы себя чувствуете?Подготовлен ли Ваш доклад? |
5. Вопросительные местоимения кто? и что?не имеют морфологических категорий рода и числа. При местоимении кто? глагол-сказуемое употребляется в мужском роде, независимо от того, кто реально имеется в виду: мужчина, женщина, несколько человек. Например: Кто пришел? Кто вызывал такси? При местоимении что? глагол-сказуемое ставится в среднем роде: Что случилось? Чтопроизошло? |
ГЛАГОЛ
ВАРИАНТНЫЕ ФОРМЫ ГЛАГОЛА
1. При существительных мужского рода, обозначающих лиц женского пола по профессии (инженер, врач, автор, ревизор) глагол прошедшего времени ставится в женском роде: Директор школы проводила совещание. Инженер закончила выполнение проекта. |
2. Есть группа изобилующих глаголов, образующих вариантные формы типа: двигает — движет, капает — каплет. Некоторые из них не имеют особых стилистических различий, различаясь семантически и будучи одинаково нормативными: Наука движет прогресс. Ученик двигает стол. У большинства же изобилующих глаголов формы на -ат, -ут являются нейтральными, на -ают — разговорными: машут— махают, хнычут — хныкают, мучат— мучают, колышут – колыхают Формабрызгает(от глаголабрызгать)имеет значение«спрыскивает, окропляет» (брызгает водой, брызгает бельё), а форма брызжет означает «разлетается каплями, разбрасывает капли, сыплет брызгами» (грязь брызжет, искры брызжут, брызжет слюной). Форма двигает (от глагола двигать) имеет значение «перемещает, толкая или таща что – либо; делает движения» (двигает мебель, двигает руками, двигает стол к окну),а форма движетозначает «приводит в движение, побуждает» и переносно имеет более отвлечённое значение – «направляет, заставляет, руководит (пружина движет часовой механизм; им движет чувство долга). Форма капает(от глагола капать) имеет значение «падает каплями, льёт по капле» (пот капает со лба, капает лекарство),а форма каплет означает «протекает» (крыша каплет). Форма метает (от глагола метать) означает «шить, прошивать крупными стежками» (метает петли, метает шов), а форма мечет имеет значение «разбрасывать, раскидывать» (мечет во все стороны, мечет гром и молнии). В том же значении «бросать» в спортивном обиходе употребляется форма метает(метает гранату, диск, копьё). |
3. У некоторых глаголов существуют особенности при образовании форм лица, в частности — отсутствие формы 1-го лица единственного числа. Причины этого — или в структуре, или в семантике глагола. С точки зрения структуры (появления несовместимых для русского языка сочетаний звуков) не образуют форм 1-го лица глаголы с основой на -д, -т, -з, -с: победить, убедить, чудить, ощутить, галдеть, пылесосить, дерзить, шелестеть ( в речи заменяем описательным оборотом: я могу (хочу, должен, надеюсь, обязан, стремлюсь, не в состоянии) победить (убедить и т.д.). Семантическими причинами, препятствующими образованию форм 1-го (и 2-го) лица единственного числа могут быть: (а) бессубъектность действия, т.е. речь идет о безличных глаголах: вечереть, рассветать, знобить, нездоровиться; (б) несоотносимость с действием человека: ржаветь, зазеленеть, теплеть; (в) совместность действия: сбегаться, столпиться, разлетаться, скопиться. Такие глаголы называют недостаточными. |
4. Не имеют формы повелительного наклонения глаголы: ехать (ближайшая императивная форма — поезжай), мочь, хотеть, видеть, слышать, жаждать и др. |
5. Из вариантов глагольной формы — деепричастия — с суффиксами -в и -вшивторой считается устаревшим: взяв — взявши, решив — решивши. |
Самым грубым нарушением норм литературного языка является употребление глагола ложить вместо класть.
Форма несовершенного вида к положить - класть,а не ложить.
Запомните! Только ПОЛОЖИТЬ - КЛАСТЬ ! ЛЯГУ - ЛЯГ - ЛЯГТЕ ! |
В литературном языке нет бесприставочного глагола ложить (несмотря на обилие приставочных образований: вложить., доложить, отложить, приложить, уложить
и мн. др.). Есть лишь возвратный глагол несовершенного вида ложиться, которому соответствует форма совершенного вида – лечь: ложиться спать – лечь спать.
Если ложить не употребляется без приставок, то, напротив, глагол класть не употребляется с приставками.
Распространённость формы ложитьв наше время не может служить основанием для утверждения её в качестве литературной нормы.
Задания для самостоятельного изложения
1.Перепишите следующие слова в два столбца.
Ув_жение, заг_рать, отр_сль, обст_новка, погл_щенный, сл_гаемое, оч_ровывать, ум_рать, бл_стает, изм_рять, посв_щение, прокл_ная, объед_нение, запл_тить (долг), разг_рался, к_сательная, выпр_сит, пл_вец, ср_внение, покл_няться, заж_галка, осв_ение, расст_лавший, оз_рить.
Слова с проверяемой гласной Слова с чередующимися гласными
в корне ( укажите проверочное в корне ( обозначьте условия выбора
слово) буквы)
успокоение- покой касаться
2. Разделите предложенные слова на две группы. Обозначьте условия выбора н/нн.
Лома_ая линия, серебр__ые украшения, обеде_ый перерыв, подерж__ая машина, недосоле__ый суп, вяза__ый платок, варе__ая и копче__ая колбаса, сгущ__ое молоко, таможе__ый контроль, бракова__ые изделия, рыба, жаре__ая на подсолнечном масле, стекля__ый кувшин.
Прилагательные (не от глагола) причастия и отглагольные прилагательные
3. Перепишите предложения, добавляя к каждому из высказываний слова автора. Раскройте скобки, выберите не или ни.
1. Говори мягче по форме, тверже по содержанию (лат. Поговорка).
2. Если кто ( то) мыслит иначе, чем я, он (не) только (не) оскорбляет меня этим, но , (на) против ,обогащает меня. (ни) кому (не) интересно слушать собственное эхо (Сент- Экзюпери).
3. Настоящий мастер своего дела следит за ходом беседы, как рыбак за течением реки, и (не) задерживается там, где нельзя ожидать улова ( Стивенсон).
4. (Ни) одно произнесенное слово (не) приносит столько пользы, сколько множество (не) сказанных (Плутарх).
4. Перепишите, раскрывая скобки, используя прописную или строчную букву в названиях.
(К) расный (п)роспект, (у)лица (м)Ира, (о)стров (н)овая (з)емля, (о)ктябрьский (р)айон, (с)танция (с)туденческая, (а)льфа (м)алой (м)едведицы, (з)акон (р)оссийской (ф)едерации ((о)б охране окружающей природной среды)), (м)инистерство (п)утей (с)общения, (к)онституция (р)оссийской (ф)едерации, (в)ысший (а)рбитражный (с)уд (р)оссийской (ф)едерации, (г)ражданский (к)одекс (р)оссийской (ф)едерации, (з)авод ( (м)аяк), (н)овосибирский (м)онтажный (т)ехникум, (п)ушкинский стиль, (г)егелева «Логика», (а)хиллесова (п)ята, (э)поха (п)алеолита.
5. Объясните правописание согласных в следующих словах.
Совес(?)ливый человек. Корыс(?)ный поступок. Чудес(?)Ное превращение. Учас(?)ливый сосед. Страс(?)ный поклонник. Комендан(?)ский час. Президен(?)ский указ. Гиган(?)ский скачок. Влас(?)ные структуры. Доблес(?)ный труд. Опас(?)ный поворот. Праз(?)ничный день. Облас(?)ной совет. Окрес(?)ный пейзаж. Гнус(?)ный поступок. Ярос(?)ная атака. Кос(?)ный взгляд. Кос(?)ный мозг. Словес(?)ный портрет.
6. Объясните правописание приставок на –з и –с.
И...пользовать все возможности, ни..провергать авторитеты, чере..чур ра..горячиться, ..беречь силы, неи..сякаемый источник, бе..апелляционное заявление, бе..смысленный спор, во..дать должное, во..произвести текст, прово..гласить, во..соединить, переи..брать депутата, и..черпать ресурсы, начать ра..оружение, ра..пустить войска, ра..делаться с противником, ..густить краски, ..двинуть с мертвой точки, ..жигать мосты, произвести ра..чет, ра..читаться по счету.
7. Объясните правописание –н или –нн в следующих словах:
Обиже..ый ребенок, пуще..ое в срок производство, рожде..ый в неволе, купле..ый в рассрочку телевизор, броше..ый окурок, лише..ый прав человек, растеря..ый вид, послать наложе..ым платежом, подержа..ые книги.
Иллюстрирова..ый журнал, квалифицирова..ый специалист, кова..ый сундук.
Нежда..ая и негада..ая встреча, нечая..ый поступок, свяще..ая память, жела..ый миг.
8. Объясните правописание наречий.
Жить (по)новому, (по)осеннему холодный дождь, свистеть (По)птичьи, идти (по)тихоньку, поступать (по) своему, упасть навзнич.., открыть окно настеж.., ударить наотмаш.., дожидаться было невтерпеж.., подойти слев.., посмотреть направ.., родиться занов.., вытереть насух.., известен издавн.., уйти засветл.. .
9. Объясните правописание слов с пропущенными буквами. К каким частям речи относятся эти слова?
Отсутствовать на занятиях (в)течени.. недели, наблюдать изменения (в) течении.. реки; болеть (в) продолжении.. месяца; читать о судьбе героя (в) продолжении.. романа; отменить экскурсию (в)следствии.. дождя; уехать, но (в)последствии.. вернуться в родной город; договориться (на)счет транспорта; это надо иметь (в)виду; (в)связи с изменением расписания; письма (в)роде дневника; (в)виду нелетной погоды.
ПРАВИЛА ПУНКТУАЦИИ
Знаки препинания внутри простого предложения
| |||
|
|
|
|