Тема 28. Роман-эпопея М. Шолохова «Тихий Дон»
№1. Какие эпиграфы выбрал Шолохов для романа «Тихий Дон»? Объясните, какое событие предсказывают эпиграфы?
№2. Какие традиции русской литературы в изображении войны продолжает Шолохов?
№3. Докажите на примере истории семьи Мелеховых справедливость утверждения «история проходит через дом человека».
№4. Каково отношение М. Шолохова к войне? Какие эпизоды романа это подтверждают? Что противопоставляет М. Шолохов войнам? Как авторская позиция проявляется в финальной сцене?
Раздел VII. Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.
Тема 29. Творчество Анны Андреевны Ахматовой
1. Почему А. Ахматову называют Ярославной ХХ века?
2. Стихотворения А. Ахматовой часто называют «лирикой обманутой женской любви». В каких произведениях русской поэзии звучит мужской вариант темы «последней встречи» и в чем его отличие от «женской» версии А.Ахматовой?
3. Со стихами какого поэта перекликаются строки Ахматовой: «Он прав – опять аптека, Нева, безмолвие, гранит…»?
4. Проанализируйте стихотворения А. Ахматовой «Песня последней встречи».
«Песня последней встречи» | Вопросы для анализа |
Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку одела Перчатку с левой руки. Показалась, что много ступеней, А я знала – их только три! Между кленов шепот осенний Попросил: «Со мною умри! Я обманут моей унылой Переменчивой, злой судьбой». Я ответила : «Милый, милый! И я тоже умру с тобой…» Эта песня последней встречи. Я взглянула на темный дом. Только в спальне горели свечи Равнодушным желтым огнем. | 1. Какую аксессуарную деталь «вещного мира» А. Ахматова делает психологическим «знаком беды»? 2. Какое средство художественной выразительности позволяет автору уподобить природное явление человеку, наделив их мыслями, чувствами и даже судьбой? 3. На примере данного стихотворения докажите справедливость утверждения К. Чуковского: «А. Ахматова первая обнаружила, что быть нелюбимой поэтично» |
Тема 30. Творчество Бориса Леонидовича Пастернака
Работа с литературоведческими терминами
Дайте определение терминам
Импрессионизм -
Метафора -
Творческая биография Б.Л. Пастернака
1. К какому авангардному течению относился Пастернак в своей ранней лирике?
2. Какие поэтические группы создал Пастернак вместе с другими поэтами?
3. В каких учебных заведениях и на каких факультетах учился Пастернак?
4. В каком году вышла первая книга стихотворений Пастернака и как она называлась?
5. Каким видом искусства был увлечен Пастернак в юности?
6. За какое произведение Пастернак был исключен из Союза советских писателей?
Лирика Б. Л. Пастернака
№1. Проанализируйте стихотворение Б. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать», ответив на вопросы:
*** Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит. Достать пролетку. За шесть гривен, Чрез благовест, чрез клик колес Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез. Где, как обугленные груши, С деревьев тысячи грачей Сорвутся в лужи и осушат Сухую грусть на дно очей. Под ней проталины чернеют, И ветер криками изрыт, И чем случайней, тем вернее, Слагаются стихи навзрыд. | Вопросы для анализа |
Тема стихотворения: Идея: В чем необычность синтаксиса и интонации в стихотворении. Что достигается благодаря этому? Обратите внимание на форму глаголов, объясните их роль Приведите примеры неожиданных эпитетов в стихотворении. Приведите примеры лексических повторов. Каково их значение? В чем особенность цветописи и звукописи в стихотворении? Прокомментируйте концовку стихотворения |
№2. Определите средства языковой выразительности:
1. «Грохочущая слякоть». ___________________________________________________________________
2. Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей. ___________________________________________________________________
3. Где пруд как явленная тайна,
Где шепчет яблони прибой. _______________________________________________________________
4. «Но время шло, и старилось, и глохло». _____________________________________________________
5. Любить иных – тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин. ______________________________________________________________
6. «Рыдающей строфы сырую горечь пью». ____________________________________________________
7. Булки фонарей и пышки крыш. ____________________________________________________________
8. Мело, мело по всей земле
Во все пределы. _____________________________________________________________________
9. Метель чертила на стекле
Кружки и стрелы. _____________________________________________________________________
10. На трубе, как филин, нелюдимый дым. ____________________________________________________
Раздел VIII. Особенности развития литературы
Х годов
Тема 31. Новое осмысление проблемы человека на войне