Тема 28. Роман-эпопея М. Шолохова «Тихий Дон»

№1. Какие эпиграфы выбрал Шолохов для романа «Тихий Дон»? Объясните, какое событие предсказывают эпиграфы?

№2. Какие традиции русской литературы в изображении войны продолжает Шолохов?

№3. Докажите на примере истории семьи Мелеховых справедливость утверждения «история проходит через дом человека».

№4. Каково отношение М. Шолохова к войне? Какие эпизоды романа это подтверждают? Что противопоставляет М. Шолохов войнам? Как авторская позиция проявляется в финальной сцене?

Раздел VII. Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.

Тема 29. Творчество Анны Андреевны Ахматовой

1. Почему А. Ахматову называют Ярославной ХХ века?

2. Стихотворения А. Ахматовой часто называют «лирикой обманутой женской любви». В каких произведениях русской поэзии звучит мужской вариант темы «последней встречи» и в чем его отличие от «женской» версии А.Ахматовой?

3. Со стихами какого поэта перекликаются строки Ахматовой: «Он прав – опять аптека, Нева, безмолвие, гранит…»?

4. Проанализируйте стихотворения А. Ахматовой «Песня последней встречи».

«Песня последней встречи» Вопросы для анализа
Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку одела Перчатку с левой руки.   Показалась, что много ступеней, А я знала – их только три! Между кленов шепот осенний Попросил: «Со мною умри!   Я обманут моей унылой Переменчивой, злой судьбой». Я ответила : «Милый, милый! И я тоже умру с тобой…»   Эта песня последней встречи. Я взглянула на темный дом. Только в спальне горели свечи Равнодушным желтым огнем. 1. Какую аксессуарную деталь «вещного мира» А. Ахматова делает психологическим «знаком беды»?   2. Какое средство художественной выразительности позволяет автору уподобить природное явление человеку, наделив их мыслями, чувствами и даже судьбой?     3. На примере данного стихотворения докажите справедливость утверждения К. Чуковского: «А. Ахматова первая обнаружила, что быть нелюбимой поэтично»  

Тема 30. Творчество Бориса Леонидовича Пастернака

Работа с литературоведческими терминами

Дайте определение терминам

Импрессионизм -

Метафора -

Творческая биография Б.Л. Пастернака

1. К какому авангардному течению относился Пастернак в своей ранней лирике?

2. Какие поэтические группы создал Пастернак вместе с другими поэтами?

3. В каких учебных заведениях и на каких факультетах учился Пастернак?

4. В каком году вышла первая книга стихотворений Пастернака и как она называлась?

5. Каким видом искусства был увлечен Пастернак в юности?

6. За какое произведение Пастернак был исключен из Союза советских писателей?

Лирика Б. Л. Пастернака

№1. Проанализируйте стихотворение Б. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать», ответив на вопросы:

*** Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит.   Достать пролетку. За шесть гривен, Чрез благовест, чрез клик колес Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез.   Где, как обугленные груши, С деревьев тысячи грачей Сорвутся в лужи и осушат Сухую грусть на дно очей.   Под ней проталины чернеют, И ветер криками изрыт, И чем случайней, тем вернее, Слагаются стихи навзрыд. Вопросы для анализа
Тема стихотворения: Идея: В чем необычность синтаксиса и интонации в стихотворении. Что достигается благодаря этому? Обратите внимание на форму глаголов, объясните их роль Приведите примеры неожиданных эпитетов в стихотворении. Приведите примеры лексических повторов. Каково их значение? В чем особенность цветописи и звукописи в стихотворении? Прокомментируйте концовку стихотворения  

№2. Определите средства языковой выразительности:

1. «Грохочущая слякоть». ___________________________________________________________________

2. Где, как обугленные груши,

С деревьев тысячи грачей. ___________________________________________________________________

3. Где пруд как явленная тайна,

Где шепчет яблони прибой. _______________________________________________________________

4. «Но время шло, и старилось, и глохло». _____________________________________________________

5. Любить иных – тяжелый крест,

А ты прекрасна без извилин. ______________________________________________________________

6. «Рыдающей строфы сырую горечь пью». ____________________________________________________

7. Булки фонарей и пышки крыш. ____________________________________________________________

8. Мело, мело по всей земле

Во все пределы. _____________________________________________________________________

9. Метель чертила на стекле

Кружки и стрелы. _____________________________________________________________________

10. На трубе, как филин, нелюдимый дым. ____________________________________________________

Раздел VIII. Особенности развития литературы

Х годов

Тема 31. Новое осмысление проблемы человека на войне

Наши рекомендации