Приведенный разговор братьев Кирсановых является одним из немаловажных событий романа. Каким термином обозначают совокупность таких событий?
- Слова Павла Петровича о молодом поколении свидетельствуют о несовпадении его позиции с позицией «детей». Как называется противостояние героев, имеющих противоположные мнения?
- В приведенном эпизоде герои обмениваются репликами на определенную тему. Как принято называть речевое общение героев?
- В высказываниях Павла Петровича звучит насмешка над молодым поколением. Укажите эту форму иносказания.
- Какой троп использует автор в предложении «Он в течение всего спора сидел как на угольях»?
№ 4.Укажите взгляды героев на перечисленные вопросы. Используйте цитаты из текста романа «Отцы и дети».
Евгений Базаров | Павел Петрович Кирсанов |
Дворянство | |
Воспитание | |
Нигилизм | |
Народ | |
Природа | |
Искусство | |
№ 5. Дайте ответы на вопросы.
1. Как создавался роман, где был напечатан, кому посвящен, против кого направлен?
2. Какие события в романе вы считаете главными?
3. Могла ли счастливо сложиться судьба Базарова и Одинцовой? Могла ли Анна Сергеевна измениться, пойти с Базаровым в его «горькую, терпкую, бобыльную жизнь»? Почему вы так думаете?
4. Почему И. С. Тургенев заставил своего героя умереть? Какие мысли и чувства вызывает Базаров в сцене смерти?
5. Что, на Ваш взгляд, в романе устарело, а что современно? Каково Ваше отношение к героям тургеневского романа?
Критика о романе «Отцы и дети»
№ 6. В статье «Базаров» Д. Писарев писал о романе: «Создавая Базарова, Тургенев хотел разбить его в прах и вместо того отдал ему полную дань справедливого уважения. Он хотел сказать: наше молодое поколение идет по ложной дороге, и сказал: в нашем молодом поколении вся наша надежда».
Согласны ли вы с этой оценкой романа? (5-7 предложений)
Тема 8. Николай Гаврилович Чернышевский
Работа с литературоведческими терминами
№1.Дайте определения следующим терминам:
Утопия–
Антиутопия –
Эстетика–
«Новые люди» –
Жизненный подвиг Н.Г. Чернышевского
№ 2.Прочитайте высказывания современников о личности Н. Г. Чернышевского и ответьте на вопрос: «В чем заключался жизненный подвиг Чернышевского?» Докажите, что в личности Чернышевского воплотилось понятие «люди 60-х годов», «новые люди».
А. «Это не только милейший, симпатичнейший, трудолюбивейший молодой человек, но и являющийся подчас, для меня, по крайней мере, неразрешимой загадкой…Он, несмотря на свои какие-нибудь 23—24 года, успел уже овладеть такой массой разносторонних познаний вообще, а по философии, истории, литературе и филологии в особенности, какую за редкость встретить в другом патентованном ученом…» (И.И. Введенский).
Б. «Я нарочно начинаю говорить о нем в конце письма, потому что знал, что если бы я с него начал, то уже в письме ничему, кроме него, не нашлось бы места. Знаешь ли, этот один человек может примирить с человечеством людей самых ожесточенных житейскими мерзостями. Столько благородной любви к человеку, столько возвышенности в стремлениях… столько ума строго последовательного, проникнутого любовью к истине,- я не только не находил, но и не предполагал найти» (Н. А. Добролюбов).
В. «Чернышевский – идеолог революционной демократии, проводивший через препоны и рогатки цензуры идею крестьянской революции» (В. И. Ленин).
Г. «Чернышевский – одна из прекраснейших по своей законченности и широте человеческих натур, какие когда-либо жили на свете» (А. В. Луначарский).
Эстетические взгляды Н. Г. Чернышевского
№ 3.Прочитайте тезисы диссертации Чернышевского и попытайтесь определить, каковы его взгляды на искусство.
«…истинная, высочайшая красота есть именно красота, встречаемая человеком в мире действительности».
«Создание искусства ниже прекрасного в действительности…».
«Произведения искусства решительно не могут выдержать сравнения с живой действительностью…».
«Литература и поэзия имеют для нас, русских, такое огромное значение, какого, можно сказать, наверное, не имеют нигде…Объяснять жизнь, выносить ей приговор, учить жизни, что может быть выше по своему назначению? Учить жизни – это значит учить нравственности, учить видеть прекрасное в жизни и в искусстве и бороться за него».
Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?»
№4. Дайте характеристику героям романа «Что делать?»:
1)Марья Алексеевна Розальская
2)Вера Павловна Розальская
3)Лопухов
4)Кирсанов
5)Рахметов
№5. В чем заключается смысл теории «разумного эгоизма»? Применима ли она в современной жизни?
Тема 9. Творчество Николая Семеновича Лескова