Правила употребления собирательных числительных
I. Собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро) употребляются:
1) с существительными муж. и общ. рода, обозначающими лиц мужского пола (трое друзей, двое сирот);
2) с существительными, имеющими формы только мн. ч. (двое саней, трое ножниц);
3) с существительными дети, ребята, люди, с существительным лицо в значении «человек» (двое детей, трое ребят, трое молодых людей, четверо незнакомых лиц);
4) с личными местоимениями (нас двое, их было семеро);
5) с существительными, обозначающими детенышей животных (двое медвежат, семеро козлят);
6) с существительными, обозначающими парные предметы (двое сапог, трое рукавиц), данная форма является разговорной, предпочтительнее употреблять пара сапог, пара рукавиц;
7) с существительными, которые образованы путем перехода из прилагательных или причастий и называют группу лиц (четверо знакомых, пятеро отдыхающих).
II.При синонимичности конструкций с количественными и собирательными числительными (два друга – двое друзей) возможен выбор одного из вариантов.
Предпочтительно употребление собирательного числительного | Предпочтительно употребление количественного числительного |
1) с существительными м. рода, обозначающими лиц и образованными путем перехода из прилагательных или причастий (пятеро играющих, двое прохожих); 2) с существительными м. рода, имеющими окончание –а (двое мужчин, четверо юношей). | 1)с некоторыми существительными м. рода, называющими лиц по профессии, роду занятий, должности (три профессора, два генерала); 2) с неодушевленными существительными в косвенных падежах (около пяти суток, на шести санях). *В сочетаниях со словом часы выбор собирательного или количественного числительного носит смыслоразличительный характер (ср.: не хватает шестерых часов – не хватает шести часов). |
Упражнение 4. С какими существительными сочетается собирательное числительное трое?
Школьник, учитель, сосна, медвежонок, ножницы, носки, сестра, судья, сирота, ребята, рукавицы, ручка, ученица.
Упражнение 5. Со следующими словами составьте словосочетания («числительное + существительное»). Назовите слова, с которыми а) можно употребить только количественное числительное; б) можно употребить собирательное числительное; в) невозможно образовать подобных сочетаний.
Ребенок, ябеда, отъезжающий, сутки, зелень, дуб, лисица, ягненок, плакса, подруга, импрессионизм, медведь, возможность, дискотека, командующий, друг, инженер, щенок, брюки, волокита, мальчик.
|
Упражнение 6. Составьте словосочетания числительных оба, обе со следующими словами в формах именительного и дательного падежей.
Образец: Оба сына; обоим сыновьям.
Дерево, дорога, дочь, вещь, постель, ведро, бланк, вакансия, директор, подпись, докладная записка, заявление, предложение, лицо.
Упражнение 7. Обратите внимание на употребление собирательных и количественных числительных, счетных существительных. Отредактируйте предложения.
1. Четверым молодым работницам присвоен очередной профессиональный разряд. 2. Так мы и живем: семь в одной комнате. 3. Над этой темой работает пятеро научных сотрудников, о результатах они доложат на совещании. 4. Грамоту вручили Е.П. Ивановой: ей исполняется восемь десятков. 5. Пару раз мы его высмеяли, и он перестал у нас появляться. 6. В столицу чемпионата въехало столько журналистов, туристов, гостей, что население ее увеличится на пару тысяч. 7. Спортивный клуб уже дюжину лет держится в первых рядах высшей лиги. 8. Библиотека располагает двумя тысячами четыреста восемьдесят тремя книгами. 9. Машины стояли у обоих ворот (поставьте это сочетание в именительном падеже). 10. В этот день комиссия проэкзаменовала двадцать трех студентов [3, с. 423]*.
Дробные числительные
!В дробных числительных числитель склоняется как количественное числительное, знаменатель – как порядковое.
Числительныеполтораиполторастаимею только две формы: в именительном и винительном падежах – полтора, полтораста,в косвенных падежах– полутора, полутораста.