Классификация норм современного русского литературного языка

Классификация норм современного русского литературного языка - student2.ru

? Заполните пустые клетки таблицы.

Приведите примеры действия разных типов норм.

Нормы Правила Уровень языка
Орфоэпические произношения  
Акцентологические ударения  
Словообразовательные    
Грамматические    
  Употребления слов  
  Объединения слов в словосочетания, предложения  
  Написания слов  
  Постановки знаков препинания  

Упражнение 1. Прочитайте предложения. Найдите допущенные в них ошибки, исправьте их и запишите правильный вариант. Определите, какие нормы нарушены в этих предложениях.

1. Эффектное противоядие от пчелиных укусов еще не найдено. 2. Робость, неуверенность в свои силы уже давно преодолены. 3. На стройке работали кровельщики, бетонщики, малярщики. 4. Они засыпали нас потоком слов. 5. Голову моют шампунью. 6. Открыв сборник произведений, меня сразу заинтересовал этот рассказ. 7. Благодаряпожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса. 8. Мы верим в неминуемую победу наших спортсменов.

Классификация норм современного русского литературного языка - student2.ru

!Языковые нормы не придумываются учеными-филологами, они формируются в процессе речевой реализации языка и отражают определенный этап развития литературного языка. Деятельность ученых-языковедов заключается в том, чтобы выявить закономерности развития языка, описать и кодифицировать языковые нормы, а также объяснять и пропагандировать их.

К основным источникам языковой нормы относятся:

- произведения писателей-классиков;

- произведения современных писателей;

- публикации средств массовой информации;

- общепринятое современное употребление;

- данные лингвистических исследований.

! Свойства нормы:

· относительная стабильность;

· общеупотребительность;

· обязательность для всех носителей языка;

· распространенность;

· соответствие употребления обычаю и возможностям языка.

Упражнение 2. Прочитайте высказывание академика В.В. Виноградова. О каком свойстве языка он говорит? Сформулируйте его идею своими словами. Какие средства использовал автор для придания своей речи выразительности?

«При изучении конкретной истории отдельных слов обнаруживаются те многомиллионные ручьи и потоки, которые с разных сторон – из глубин народной жизни и устного народного творчества, из быта и культуры разных слоев общества, из разных областей профессионального труда, из сочинений крупнейших писателей – несут новые формы выражения и выразительности, новые мысли, новые слова и значения в «едва пределы имеющее море» (как выразился Ломоносов) русского литературного языка».

? Расставьте ударение в словах тетрадь, каталог, бежать, ходатайство, сказка, средства. В каких случаях постановка ударения вызывает затруднение и возникает желание обратиться к словарю?

!Вопрос о норме возникает, когда в речи появляются варианты, из которых надо выбрать правильный, например, как правильно сказать класть или ложить, обусловливать или обуславливать. В первом случае правильным будет только глагол класть; во втором желательно сказать обусловливать, но в некоторых ситуациях возможно и употребление второго варианта (обуславливать) – в словаре при таких словах стоит помета разг., доп. Следовательно, нормы различаются по степени обязательности, в одном случае словарь дает ответ на вопрос, «можно или нельзя» так сказать, в другом – как «лучше или хуже». На этом основании различают обязательные и вариативные нормы.

Классификация норм современного русского литературного языка - student2.ru

Упражнение 3. Посмотрите в словарях, какая норма, обязательная или вариативная, предписывается для следующих слов.

Нормы ударения – баловать, генезис, добыча, досуг, искра, красивее, кухонный, мизерный, раджа.

Грамматические нормы (род) – метро, колибри, варьете, пенальти, галифе, гризли, заусенец, лангуст, тюль, ставня, жираф.

Упражнение 4. Какие особенности произношения нашли отражение в стихотворной рифме? Как следует произносить рифмующиеся слова, чтобы не разрушить стихотворную форму? Каковы нормы произношения этих форм в современном языке?

1. Я помню, любимая, помню

Сиянье твоих волос.

Не радостно и не легко мне

Покинуть тебя привелось.

(С. Есенин)

2. Теперь со многим я мирюсь

Без принужденья, без утраты,

Иною кажется мне Русь,

Иными — кладбища и хаты.

(С. Есенин)

3. Вот здесь у меня — куст белых роз.

Вот здесь вчера — повилика вилась.

Где был, пропадал? что за весть принес?

Кто любит, не любит, кто гонит нас?

(А. Блок)

4. Праздник радостный, праздник великий,

Да звезда из-за туч не видна...

Ты стоишь под метелицей дикой

Роковая, родная страна.

(А. Блок)

Упражнение 5. Прочитайте басню И.А. Крылова.

Петух и Жемчужное зерно

Навозну кучу разрывая,

Петух нашел Жемчужное зерно

И говорит: «Куда оно?

Какая вещь пустая!

Не глупо ль, что его высоко так ценят?

А я бы, право, был гораздо боле рад

Зерну ячменному: оно не столь хоть видно,

Да сытно».

________

Невежи судят точно так:

В чем толку не поймут, то всё у них пустяк.

?Правильно ли в басне употреблено слово невежа с точки зрения современного русского литературного языка?

Вспомните басню «Мартышка и очки». Как изменилась лексическая норма употребления слов невежа и невежда?

Упражнение 6. Прочитайте отрывок из книги К. Чуковского «Живой как жизнь».

Восстановите текст. Какой абзац завершается словами: «Здесь то раздвоение единого и единство противоположностей, которое и составляет самую суть диалектики».

Является ли норма неизменным правилом на протяжении всего существования литературного языка?

Вставьте пропущенные буквы, объясните правила написания слов.

В каждую эпоху литературный язык представляет собой равнодействующую двух противоположных стремлений, одинаково зако(н,нн)ых и естестве(н,нн)ых: одно – к безуд..ржному обновлению речи, другое – к охране ее старых, испыта(н,нн)ых, издавна установле(н,нн)ых форм. Оба стремления, проявляясь с одинаковой силой, обрекли бы наш язык на абсолютный застой, (не)подвижность. Сила новаторов все(же) во всякое время пр..вышает силу консерваторов – это-то и обеспечивает языку его правильный рост. Все дело в пропорции, в норме, в гармонии да и нет.

Так(как) в нашу эпоху обновление речи происходит очень уж бурными темпами, блюстители ее чистоты, со своей стороны принимают героические меры, что(бы) хоть (не)много сдержать (не)бывалый напор новых оборотов и слов, хлынувших с (не)истовой силой в нашу разговорную и литературную речь.

К великому моему удивлению, нашлись чудаки, которые вообразили, что, если язык пр..бывает в непр..рывном движении, если с каждой эпохой меняются и формы, и значения изрядного количества слов, они, эти люди, имеют полное право тр..пать языком наобум, по своему произволу, как вздумается, (не)подчиняясь установле(н,нн)ым нормам.

Упражнение 7. Прочитайте фрагмент из выступления О.Б. Сиротиной, предложившей типологию речевых культур, и выскажите свое мнение о возможности и необходимости кодификации форм и конструкций, обсуждаемых в этом фрагменте.

Среднелитературный тип охватывает большинство образованного населения, и поэтому его узуальные нормы широко распространены и, главное распространяются в школе и вузе (их внедряют вольно или невольно учителя, преподаватели и даже профессора), в средствах массовой информации, которые до сих пор воспринимаются как высший авторитет (особенно речь самих журналистов) и оказывают очень сильное воздействие на широкие массы населения благодаря тому, что это воздействие происходит ежедневно и даже ежечасно, усваивается не столько сознанием, сколько подсознанием.

И этому потоку среднелитературного противостоит только еще более далекий от элитарного типа фамильярно-разговорный тип, все шире внедряющийся в средства массовой информации и даже настоящую художественную литературу (заселение сниженных слов, форм, грубой лексики, предпочтение просторечного или диалектного литературному). Элитарный же тип речевой культуры, дающий образцы наиболее полного владения богатствами всего русского языка, во всем его многообразии, в том числе и разных речевых культур, но использованных целесообразно, в современных средствах массовой информации и художественной литературе встречается все более редко – он не моден. Если критерий «так говорит большинство образованного населения» считать решающим, то кодификации подлежат все узуальные нормы среднелитературного типа речевой культуры, однако можно ли и нужно ли кодифицировать не только безусловно распространенное сейчас обеспечение, шофер, квартал, одеть (на себя) пальто, шляпу, сапоги, но и распространившиеся во всяком случае в средствах массовой информации (почти не знающие исключения) выражения под патронажем президента, губернатора; особо не задумывался, особо не сомневался и т.д. (т.е. употребления наречия особо вместо особенно), явно обедняющие возможности русского языка?

?Верны ли утверждения? Свой ответ аргументируйте.

1. Все нормы русского языка носят устойчивый, консервативный характер. Они статичны.

2. Для того чтобы говорить правильно, недостаточно знать языковые нормы.

3. Язык постоянно развивается, поэтому кодификация норм необязательна.

4. Наличие у языковых единиц вариантов распространяется на все уровни языка.

Контрольные вопросы.

1. Что такое норма и каковы ее особенности?

2. Как формируется норма литературного языка?

3. В чем проявляется противоречивость нормы?

4. Какие существуют различия в степени нормативности?

5. Какие существуют типы норм?

6. Какова зависимость между нормой, литературной и нелитературной разновидностями языка?

7. Какова основная задача культуры речи?

Литература к разделу

1. Актуальные проблемы культуры речи. М., 1970.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону, 2000.

3. Виноградов В. В. Русская речь, её изучение и вопросы речевой культуры// Вопросы языкознания. 1961. № 4.

4. Виноградов В. В. Проблемы культуры речи и некоторые задачи русского языкознания // Вопросы языкознания. 1964. № 3.

5. Горбачевич К.С. Русский язык. Прошлое. Настоящее. Будущее. М., 1984.

6. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. М., 1994.

7. Пешковский А.М. Объективная и нормативная точка зрения на язык// Пешковский А.М. Избранные труды. М., 1959.

8. Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: Конспект лекций. М., 2005.

9. Чуковский К.И. Живой как жизнь: О русском языке. М., 2004.

2. Орфоэпические нормы

Классификация норм современного русского литературного языка - student2.ru

! Орфоэпия обеспечивает единообразие звукового оформления устной речи, изучает варьирование произносительных норм, возникающее в результате исторических изменений.

Орфоэпическая норма – единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного произношения и правильной постановки ударения.

Правильное произношение становится фактором, определяющим уровень профессиональной пригодности специалистов в различных сферах человеческой деятельности.

? Перечислите профессии, для которых уровень владения нормами орфоэпии наиболее важен. Чья речь может быть принята за эталон в настоящее время?

Упражнение 1. Запишите транскрипции орфографически правильно. Какие правила произношения согласных и гласных звуков существуют в русском языке?

[плот], [пл’аш], [фскол’с’], [грус’т’], [т’эс’т’], [рок], [сй’эст], [й’ак], [абй’óм], [дрош], [грýщ’ик], [шолк], [й’ýпка], [паj’ив’úлас’], [адбóй’], [н’ос], [прут], [пj’ош], [пóсный’], [гóн’щ’ик].

? Соответствует ли количество транскрипций записанным словам? Объясните почему?

Упражнение 2. Объясните, на какие нормы произношения опираются рифмы в данных стихотворениях

а) Идешь, на меня похожий,

Глаза устремляя вниз.

Я их опускала – тоже!

Прохожий, остановись!

(М. Цветаева)

б) Ах, на гравюре полустертой,

В один великолепный миг,

Я видела, Тучков-четвертый,

Ваш нежный лик.

(М. Цветаева)

Упражнение 3. Прочитайте отрывки из произведений Марины Цветаевой. Как создается звуковой образ в данных стихотворениях? Приведите примеры использования фонетических особенностей русского языка с целью создания художественного образа. Составьте собственный текст, в котором основная идея будет представлена звукописным рядом.

а) Не проломленное ребро –

Переломленное крыло.

Не расстрельщиками навылет

Грудь простреленная. Не вынуть

Этой пули. Не чинят крыл.

Изуродованный ходил.

б) Пусть листья осыпались, смыты и стерты

На траурных лентах слова.

И, если для целого мира вы мертвы,

Я тоже мертва.

в) Уж сколько их упало в эту бездну,

Разверзтую вдали!

Настанет день, когда и я исчезну

С поверхности земли.

Правила произношения гласных звуков.

Особенности русского ударения

Классификация норм современного русского литературного языка - student2.ru

? Используя собственный языковой опыт, определите основные особенности в произношении гласных звуков современного русского языка.

Какие звуки русского языка совпадают в произношении в безударной позиции?

Сравните правила постановки ударения в известных вам языках с особенностями русского ударения.

Свойства ударения в русском языке:

1) силовое – ударный гласный произносится с наибольшей силой выдоха (коробка, ремень);

2) разноместное – ударение может падать на любой слог в слове (ср. огород, дорога, косточка); в результате этого ударение может выполнять семантическую функцию (различать значение слов с разным звучанием), например, замок – замок;

3) подвижное – ударение может переходить с одного слога на другой при изменении слова (ср. окно – окна, головы – головам).

Упражнение 4. Образуйте от данных существительных формы именительного падежа множественного числа, учитывая, что ударение в них неподвижное.

Квартал, средство, созыв, призыв, торт, шофер, бухгалтер, тренер, контейнер.

Упражнение 5. Образуйте от данных существительных формы родительного падежа множественного числа. По какому принципу сгруппированы слова.

Возвышенность, дерзость, местность, прибыль, почесть, глупость, прорубь, прядь, радость;

ветвь, должность, крепость, новость, плоскость, повесть, жердь, площадь, скорость, трость, четверть;

отрасль, ведомость, скатерть.

Упражнение 6. Спишите слова, расставьте ударение. В каких словах ударение выполняет смыслоразличительную функцию.

Каталог, компас, хлопок, средства, приговор, квартал, звонит, ходатайство, острота, партер, видение, намерение, броня, характерный, газопровод, феномен, отзыв, сосредоточенье, безобразный, алкоголь, некролог.

Упражнение 7. Расставьте ударение в словах. При необходимости обращайтесь к помощи орфоэпического словаря. Составьте текст, используя максимальное количество слов из упражнения.

а) Апостроф, броня (закрепление чего-либо за кем-либо), ворота, генезис, гротесковый, жалюзи, закупорить, кашлянуть, квартал, красивее, партер, плесневеть, пуловер, факсимиле, характерный (танец), этнография.

б) Асимметрия, баловаться, воткнутый, дефис, забронировать (закрепить), запыхаться, заржаветь, избаловать, каталог, кета, принудить, пурпур, сосредоточение, тубдиспансер, упрочить, углубить.

в)Августовский, анатом, бензопровод, валовой, вероисповедание, гербовый, диспансер, досуг, добыча, исчерпать, кухонный, кладовая, оптовый, обеспечение, пуловер, созыв, столяр, танцовщица, щавель.

Упражнение 8. Прочитайте акцентологические варианты и дополните перечень своими примерами.

Творог – творог.

Упражнение 9. Образуйте краткую форму мужского, женского, среднего рода и форму множественного числа следующих прилагательных. Поставьте ударение. Сформулируйте правило постановки ударения в кратких прилагательных.

Бойкий – боек, бойка, бойко, бойки.

Близкий,быстрый, веселый, верный, глубокий, глупый, глухой, гордый, горький, грубый, дорогой, жалкий, зеленый, крепкий, молодой, правый, редкий, светлый, сытый.

Упражнение 10. Образуйте краткую форму женского, мужского, среднего рода и форму множественного числа следующих страдательных причастий. Поставьте ударение. Сформулируйте правило постановки ударения в кратких страдательных причастиях.

Изогнутый, погруженный, начатый, проданный.

Упражнение 11. Образуйте форму мужского, женского, среднего рода и форму множественного числа следующих глаголов. Поставьте ударение.

Сформулируйте правило постановки ударения в глаголах прошедшего времени.

Баловать, взять, начать, понять, принять.

Упражнение 12. Определите закономерности постановки ударения.

а) Образуйте глаголы прошедшего времени от глаголов отнять, занять, нанять, понять, принять.

б) Образуйте причастия на -бранный, -дранный, -званный при помощи приставок до-, за-, из-, на-, от-, под-, пре-, при-, про-, с-. Составьте словосочетания с полученными причастиями.

в) В глаголах на –ировать выделяются две группы: с ударением на и, с ударением на а. Образуйте страдательные причастия прошедшего времени от данных глаголов, проследите закономерность движения ударения.

Блокировать, гарантировать, баллотировать, дискредитировать, запланировать, иллюстрировать, информировать, утрировать, сформулировать.

Сформировать, загримировать, сгруппировать, бомбардировать, гравировать, лакировать, меблировать, пломбировать, премировать.

Упражнение 13. Прочитайте следующие омографы. Объясните их значение. Составьте с ними словосочетания.

Броня – броня, наголо – наголо, угольный – угольный, проклятый – проклятый, хоры – хоры.

Особенности перехода ударного е в о

в современном русском языке

е ё равноправные варианты е/ё
современный свёкла желчь/жёлчь
атлет новорождённый белесый/белёсый
бытие бытием   поблекнуть/поблёкнуть
    берёста/береста
     

Упражнение 14. Дополните таблицу примерами. При необходимости обращайтесь к помощи орфоэпического словаря.

Афера, блеклый, гренадер, жердочка, зев, клест, маневры, нареченный, опека, оседлый, осетр, острие, платеж, щелка, вычерпывать, желоб.

Упражнение 15. В ряде случаев употребление е/ё выполняет смыслоразличительную функцию. Определите значение данных слов. Приведите свои примеры. Составьте с ними текст.

Все – всё, узнает – узнаёт, небо – нёбо, крестный – крёстный.

Правила произношения согласных звуков

Упражнение 16. Укажите, как может произноситься в словах сочетание ЧН. Сформулируйте орфоэпическое правило, укажите примеры отступления от него.

а) Азбучный, беспечность, библиотечный, будничный, булочная, вечно, вторично, горчичный, единичный, закусочная, Ильинична, конечно, коричневый, крошечный, Кузьминична, маскировочный, нарочно, подсвечник, порядочный, пушечный, скворечник, скучно, точность, шапочный, ячневый, яичница.

б) Чтоб птицы летели

в скворечники речи,

Сквозь тысячелетья

На крест в поперечнике!

(А. Вознесенский)

Упражнение 17. Найдите и исправьте орфографические ошибки, которые появились в результате неправильного произношения слов.

Беспрецендентный, дермантин, дикобраз, перетурбация, подскользнуться, ровесник, подщечина, желантин, скурпулезный, подчерк, юристконсульт, инцидент, компроментировать, экскорт, энтогенез, конкурентноспособный, экскалатор, инугурация, конфиндециальный.

Произношение заимствованных слов

Произношение [о] в безударных слогах

? Какие существуют особенности в произношении гласных звуков в русском языке?

Как адаптируются к системе русского языка слова иноязычного происхождения?

Проиллюстрируйте свои выводы конкретными примерами.

В ряде слов иноязычного происхождения на месте буквы о в безударном положении предпочтительно произношение гласного [о]: б[о]рдо, д[о]сье, п[о]эзия, п[о]эт, ф[о]йе, ш[о]ссе (при допустимом [^]) Только [о] произносится в словах: б[о]а, б[о]монд, кака[о], ради[о], адажи[о], три[о], вет[о], кред[о], маэстр[о], а также в иноязычных именах собственных: [О]н[о]ре де Бальзак, З[о]ля, Ш[о]пен
Классификация норм современного русского литературного языка - student2.ru

Произношение согласных перед ударным е

в заимствованных словах

В соответствии с законами русского произношения перед гласным [е] произносится мягкий согласный:

аква[р'е] ль, акад[д'е] емик, брю[н'е]т, му[з'е]й, фа[н'е]ра, [т'е]рмин

Продолжите список примеров заимствованных слов, на которые распространяется это правило.

Слова иноязычного происхождения,

в которых согласный перед ударным [е] не смягчается

группа примеры
книжные слова и специальные термины ас[тэ]роид, ге[нэ]тика, ге[нэ]зис, гео[дэ]зи, [дэ]кор, [дэ][тэ]ктор, диспан[сэ]р, ин[тэ]рвью, ин[тэ]грал, компью[тэ]р, [мэ][нэ]джер, по[тэ]нциал, про[тэ]ин, резю[мэ], син[тэ]з, [тэ]зис, [тэ]рмос, ти[рэ], эс[тэ]тика, э[нэ]ргия
  имена и фамилии [Дэ]карт, Воль[тэ]р, Гё[тэ], Шо[пэ]н
«бытовые» слова бижу[тэ]рия, бифш[тэ]кс, бу[тэ]рброд, [дэ]коль[тэ], кок[тэ]йль, майо[нэ]з, пар[тэ]р, пю[рэ], тур[нэ], [тэ]нт, шос[сэ]

Упражнение 18. Объедините слова с твердым согласным перед [э] в одну группу, с мягким согласным – в другую.

Адекватный, альтернатива, анемия, анестезия, атеист, ателье, бандероль, бассейн, бизнес, вундеркинд, гипотеза, гантели, гротеск, дебаты, дебют, декан, детектив, декада, декларация, демагог, дедукция, демпинг, демилитаризация, демарш, демисезонный, депрессия, де-факто, диспансер, игротека, интеграция, идентичный, индекс, интервью, кодекс, кредо, критерий, компресс, консенсус, консервация, контекст, корректный, компьютер, контейнер, купе, лотерея, менеджер, модель, мотель, орхидея, партер, патент, паштет, портмоне, проект, пресса, претензия, протеже, пюре, рейд, тезис, тенденция, термин, терапевт, темп, термос, террор, трек, фанера, фланель, шинель, экспресс, энергия.

Контрольные вопросы

1. Что регулируют орфоэпические нормы?

2. Что такое акцентологические варианты и каковы их основные типы?

3. Какими основными законами определяются произносительные нормы русского языка?

4. Почему наблюдается смешение ударных [о] и [э], обозначаемых на письме буквами ё и е?

5. Какое произношение сочетаний -чн- и -шн- устаревает?

6. Каковы основные особенности произношения иноязычных слов?

Литература к разделу

1. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. М., 1993.

2. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. М., 1993.

3. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка: Произношение слов. М., 1998.

4. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. М., 1998.

5. Федянина Н.А. Ударение в современном русском языке. М., 1982.

3. ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

 
 
Грамматические нормы –правила использованияморфологическихформ разных частей речи (форм рода, числа существительных, кратких форм и степеней сравнения прилагательных, глагольных форм и др.)исинтаксических конструкций(словосочетаний и предложений).

Классификация норм современного русского литературного языка - student2.ru

3.1. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

3.1.1. Формы имен существительных

? Дайте определение грамматического значения слова.

Какие грамматические категории выделяют у имен существительных?

Какое значение имеет правильный выбор грамматической категории?

Род имен существительных

? На какие формальные признаки мы опираемся при определении рода имен существительных?

Как выражается род неизменяемых существительных?

Наши рекомендации