Невербальные средства общения
!Помимо языковых(вербальных) средств в общении большую роль играют невербальные(несловесные) средства, которые делают устную речь более выразительной и восполняют информационные пустоты, характерные для устной речи. Исследователи полагают, что языковыми средствами передается меньшая часть информации (35-45%). Выразительная мимика передает энергию и эмоции оратора, это дополнительное средство привлечения внимания к выступлению. Жест – тоже источник информации, он долженсоответствоватьсловам и быть столь же точен, как и само высказывание. Возможности человеческого голоса (его сила, темп, тембр, интонация) неисчерпаемы, в православном храме звучит только знаменное пение хора (a capella) без музыкального сопровождения. Считается, что этого достаточно, чтобы разговаривать даже с Богом.
Типология невербальных средств общения представлена в виде схемы.
Кинесические (от греч.kinetis – движение) – зрительно-воспринимаемые движения человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении (жесты, мимика, взгляд, походка, направление движения).
Просодические (от греч. prosodia – ударение, припев) – ритмико-интонационные особенности речи (высота и громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения).
Такесические (лат. taktus – прикосновение, ощущение) – динамические прикосновения в форме рукопожатий, похлопываний по плечу и т.д. [12, с.51-75].
Упражнение 1. В современных электронных средствах общения при передаче sms-сообщений, в интеренет-общении часто используются смайлики. Как вы думаете, зачем они используются? Определите, что выражают данные смайлики?
Контрольные вопросы
1. Дайте определение общению.
2. Сопоставьте два понятия «язык» и речь». В чем их сходство и различие?
3. Какие формы речи вы знаете, назовите их основные различия.
4. Перечислите основные правила общения.
5. Что называют речевой деятельностью и какие её виды вы знаете?
6. Что понимают под культурой речи?
7. Какие признаки речи могут свидетельствовать о наличии или отсутствии речевой культуры?
8. Перечислите виды слушания и охарактеризуйте каждый из них.
9. Назовите основные составляющие понятия «культура чтения».
10. Что вы понимаете под речевым этикетом?
11. На какие нравственные качества опирается речевой этикет?
12. Как изменение ситуации общения влияет на выбор этикетных правил и какие факторы должны учитываться субъектами общения при соблюдении этикетных правил?
13. Что такое невербальные средства общения?
Литература к разделу
1. Актуальные проблемы культуры речи, М., 1970.
2. Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика / Учебное пособие. М., 2002.
3. Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М., 1999.
4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону, 2001.
5. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. М., 2001.
6. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.И. Максимова. М., 2003.
7. Русский язык и культура речи: Практикум / Под ред. проф. В.И. Максимова. – 2-е изд., стереотипное. М., 2004.
8. Соснин В.А. Учимся общению: взаимопонимание, переговоры, тренинг. М., 1993.
9. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. М., 1995.
10. Школа этикета: Поучения на всякий случай / Авт.-сост. Л.С. Лихачева. Екатеринбург, 1997.
11. Косарев А.Ф. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость: Учебное пособие для вузов. М., 2000.