Речевая деятельность и ее виды
Речевая деятельность - конкретное применение языка с целью общения.
|
!Речь – это использование языковых средств и правил в процессе коммуникации, это реализация языка.
Речь – одна из основных форм проявления человеческого бытия. Человек в своем стремлении общаться может обмениваться улыбками, взглядами, музыкальными посланиями, пользоваться языком жестов, цветов и т.д. Однако только речь обеспечивает людям всю полноту взаимопонимания. В речи мысль превращается в слово. Умение договариваться во все времена считалось весьма ценным качеством человека.
Знание законов, по которым осуществляется речевое взаимодействие, обеспечивает его эффективность. Основные факторы, определяющие внутреннюю и внешнюю структуру речевого сообщения – это форма речи и количество участников коммуникации. По форме реализации речь разделяют на письменную и устную.
?В таблице анализируются качества устной и письменной речи по основным классификационным признакам. Дополните таблицу.
Классификационный признак | устная | письменная |
Способ существования | записанная | |
Функционирование преимущественно в сфере… | ||
Характерные черты: степень подготовленности | спонтанная | |
степень развернутости | ||
регламентированность | ||
присутствие – отсутствие адресата в момент речи | ||
возможность самоконтроля | ||
лексический состав | обилие разговорных элементов | книжный характер лексики |
синтаксический строй | преобладание простых и неполных предложений | |
чистота | наличие просторечных, диалектных и жаргонных элементов | |
выразительность | обеспечивается как языковыми, так и невербальными средствами |
!Речевая коммуникация возникает, когда человек, владеющий языком и имеющий коммуникативные намерения, вступает в речевое взаимодействие с собеседником. Речь всегда ситуативна, вне ситуации нет речи. Условия речевого общения (тема, собеседник, место, атмосфера переговоров и т.п.) определяют характер речевой ситуации, т.е. совокупности речевых и неречевых условий, в которых происходит реализация языка. Таким образом, для моделирования и оценки речевой коммуникации (коммуникативного акта) необходимо средствообщения, предмет общения, коммуникативноенамерение (потребность речевого контакта) и сами участники речевого общения.
Коммуниканты (адресант и адресат) – это участники речевого общения. Адресантом, или коммуникатором, называют того, кто говорит, и адресатом, или перцепиентом, – кому предназначено сообщение. В процессе речевой деятельности роли постоянно меняются. Внимание коммуникантов должно быть сосредоточено на сообщении.
Разные речевые ситуации предполагают варьирование количества участников общения. Классификация речи по количеству говорящих отражена в схеме.
Монолог– это речь одного человека, не предполагающая обмена репликами с другими лицами.
Диалог – это обмен высказываниями между двумя лицами.
Полилог – это обмен высказываниями между несколькими лицами.
?Каким образом количество участников речи может влиять на речевое поведение говорящего (говорящих)?
Упражнение 1. Прочитав диалог, определите степень достаточности речевого общения в случайном разговоре.
– Скажите, этот трамвай идет до вокзала?
– Да.
– Значит, я сел правильно?
– Да. Только сейчас он идет в другую сторону. Вы хоть сядьте туда лицом.
(М.М. Жванецкий «Время больших перемещений»)
Упражнение 2. Подумайте, в чем состоит коммуникативная ошибка студента?
– Здравствуйте, милые поселяне, – сказал вежливый студент, снимая фуражку и раскланиваясь.
– Здравствуй, щучий сын, чтоб тебе пусто было, – отвечали поселяне.
– Ты чего?
– Благодарю вас, ничего, – говорил им студент, наклоняясь и срывая какую-то травинку.
– Ты – чего?!!
– Как видите: гербаризацией балуюсь.
– Ты – чего?!!?!
Ухо студента уловило, наконец, странные нотки в настойчивом вопросе мужиков. Он посмотрел на них и увидел горящие испугом и злобой глаза, бледные лица, грязные жилистые кулаки.
– Ты – чего?!!?!
– Да что вы, братцы… Если вам цветочков жалко, – я, пожалуй отдам вам ваши цветочки…
И выдвинулся из среды мужиков мудрейший среди них старик Петр Савельев Неуважай-Корыто. Был старик белый, как лунь, и глупый, как колода.
– Цветочки собираешь, паршивец, – прохрипел мудрейший. – Брешет он, ребята! Холеру пущает.
Авторитет стариков, белых, как лунь, и глупых, как колода, всегда высоко стоял среди поселян…
– Правильно, Савельич!.. Хватай его, братцы… Заходи оттелева!
Студент завопил.
(А.Т. Аверченко «Русская история»)
Упражнение 3. Что приводит к ссоре друзей? Всегда ли можно её избежать? И нужно ли избегать? Какова, на ваш взгляд, должна быть стратегия речевого поведения в такой ситуации?
– Так не хотите, Иван Никифорович, менять ружьеца?..
В это время принесли закуску. Иван Иванович выпил рюмку и закусил пирогом со сметаною.
– Слушайте, Иван Никифорович. Я вам дам, кроме свиньи, еще два мешка овса, ведь овса вы не сеяли. Этот год все равно вам нужно будет покупать овес.
- Ей-богу, Иван Иванович, с вами говорить нужно, гороху наевшись. (Это еще ничего, Иван Никифорович и не такие фразы отпускает.)
(Н.В. Гоголь «Повесть о том, как поссорился
Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»)
! Правила общения:
1. Если можешь обойтись молчанием – слушай.
2. Не говори ничего, что может тебе навредить (что может быть использовано против тебя).
3. Говори только то и о том, что приближает тебя к истине и цели, не лжесвидетельствуй.
4. Будь учтив и внимателен, точен в словах и выражениях – это свидетельствует в твою пользу.
5. Говоря, не возбуждай агрессию в собеседнике, равнодушного постарайся расположить к себе, заинтересованного преврати в единомышленника.
6. Говори так, чтобы тебя не только слышали, но и слушали.
7. Говоря «нет» по конкретному делу, допускай возможность сотрудничества по другим проектам – уходя, не хлопай дверью.
8. Свои обязательства выполняй неукоснительно – это основа твоей деловой репутации.
Упражнение 4. Используя собственный речевой опыт, определите условия успешного общения и причины коммуникативных неудач, результаты оформите в виде таблицы.
! Социальные и речевые роли общающихся. По характеру и содержанию высказывания часто можно судить о возрасте, образованности, воспитанности, профессиональной принадлежности и месте человека в социальной иерархии.
Отношения между людьми могут быть паритетными (равными во всем) и субординационными (начальник – подчиненный). От этих условий зависит речевая роль в общении (слушать, отвечать на вопросы или задавать вопросы). С переменой социального статуса человека изменяется и его речевое поведение (интонация и содержание речи).
Упражнение 5. Пользуясь художественными текстами, подберите примеры речевого поведения литературных героев, принадлежащих различным социальным слоям. Подумайте, как связаны между собой социальное положение человека и его речевое поведение?
!Мотив и цель общения. Коммуникативное намерение. Смысл высказывания в разговорной речи обретается с учетом всех обстоятельств речевой ситуации. Мотив(потребность) высказывания предшествует цели, его порождают жизненные обстоятельства. Он ведет к конкретной цели и определяет действия говорящего.Цель речевого общенияопределяет форму и стилевую принадлежность высказывания.
Форма словесного выражения и языковые средства подчинены главному коммуникативному намерению выступающего. Намерение реализуется в выборе адресата, в том, как следует говорить (громкость, интонация, темп, время разговора, мимика, жесты). Очень часто эти намерения носят экстралингвистический (внеязыковой) характер и имеют прямое отношение к амбициям человека и образу его личного успеха (например, это могут быть власть, деньги и слава). Намерения– это в большей степени «зона» действия подсознания. Однако они присутствуют не во всякой речи. Истинные намерения часто бывают скрыты, такое, например, случается во время подготовки и проведения выборов.
Обстановка речи во многом определяет содержание и форму высказывания: на паркете и в окопе говорят по-разному. И.Г. Эренбург на упреки критиков в том, что он пишет публицистические статьи телеграфным стилем, отвечал, что «в бой с придаточными предложениями не ходят…».
Упражнение 6. Продумайте содержание деловой беседы и напишите два варианта: «Деловая беседа в кафе», «Деловая беседа в офисе». Отметьте основные отличия в речевом поведении участников диалога в зависимости от места его проведения.
!Выбор формы речи (устная или письменная) определяет вид речевой деятельности, осуществляемой в процессе коммуникативного взаимодействия. По характеру участия субъекта, речевая деятельность может быть разделена на первичную (говорение, письмо) и вторичную (слушание, чтение).
Типология речевой деятельности представлена в виде схемы.
?Охарактеризуйте каждый из видов речевой деятельности. Какие факторы могут повлиять на эффективность речевой коммуникации при выборе того или иного вида речевой деятельности?
2.2 Коммуникативные качества речи
!Современная концепция культуры речи как науки выделяет три ведущих аспекта культуры речи:
· нормативный (соблюдение действующих норм);
· коммуникативный (культура владения функциональными разновидностями языка);
· этический (соблюдение определенных правил общения, этических норм поведения).
Профессор Л.И. Скворцов определяет две ступени овладения литературным языком: правильность речииречевое мастерство.
На первой ступени мы изучаем нормы языка и оцениваем речевые варианты так: "правильно – неправильно", "по-русски – не по-русски". Поэтому первой ступенью овладеть легче, чем второй. На второй ступени мы учимся речевому мастерству и оцениваем речевые варианты иначе: "лучше – хуже", "точнее", "уместнее". Подняться на вторую ступень помогают знания об основных коммуникативных качествах хорошей речи.
Учение о коммуникативных качествах речи разработал профессор Б.Н. Головин. Качества речи он выделяет на основе соотношения речи с другими понятиями: язык, мышление, обстановка, эстетика.
соотносимые понятия | качества речи |
Речь – язык | Правильность |
Богатство | |
Чистота |
Речь – мышление | Логичность |
Ясность | |
Краткость |
Речь – объективный мир | Точность |
Речь – обстановка | Уместность |
Речь – эстетика | Образность |
Выразительность | |
Благозвучие |
! Правильность– соответствие речи нормам современного русского литературного языка.
Упражнение 7. Прочитайте текст. Влияет ли нарушение правильности текста, на его восприятие? Почему могли возникнуть эти ошибки? Как они характеризуют создателя Интернет-сайта?
Друзья
Я очеь рад, что вы посещаете наш сайт, но что-то еще не хватате. Расскажите своим друзьям, знакомым о сайте www.goldcrack.org.
Обращаю внимание на то, что программы, которые вы скачиваете с нашего сайта, авторы не несут ответственности за возможные последствия использования ее в целях, запрещенных Уголовным кодексом Российской Федерации. Вы обязуетесь не применять полученные здесь программы и информацию в целях, запрещенных УК РФ (с сайта Gramota.ru; из подборки А. Белокурова).
! Богатство и разнообразие – использование в речи разнообразных языковых элементов.
Богатство русского языка заключается в неисчислимом запасе лексики и фразеологии, в смысловой насыщенности словаря, в безграничных возможностях фонетики, словообразования и сочетания слов, в многообразии синонимов, вариативности синтаксических конструкций и др.
Упражнение 8.Литературная карикатура на богатство речи создана И. Ильфом и Е. Петровым в «Двенадцати стульях». Прочитайте отрывок. Как, на ваш взгляд, может повлиять бедность словаря на эффективность общения?
Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12 000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов.
Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью…
Несчастье посетило Эллочку в тот радостный вечер, когда она примеряла очень миленькую крепдешиновую кофточку. В этом наряде она казалась почти богиней.
– Хо-хо! – воскликнула она, сведя к этому людоедскому крику поразительно сложные чувства, захватившие ее.
Упрощенно чувства эти можно было выразить в следующей фразе: «Увидев меня такой, мужчины взволнуются. Они задрожат. Они пойдут за мной на край света, заикаясь от любви. Но я буду холодна. Разве они стоят меня? Я – самая красивая. Такой элегантной кофточки нет ни у кого на земном шаре».
Но слов было тридцать, и Эллочка выбрала из них наиболее выразительное – «хо-хо».
Упражнение 9. К цветовым прилагательным (красный, белый, коричневый, желтый) подберите синонимы из данных слов. Какие слова не войдут ни в одну из групп? Подумайте, зачем в языке существует несколько слов для обозначения одного явления?
Кипенный, каштановый, янтарный, червонный, карий, бирюзовый, гранатовый, канареечный, индиговый, меловой, малахитовый, шоколадный, шафранный, карминный, снежный, горчичный, рубиновый, каурый.
! Чистота– отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку или отвергаемых нормами нравственности.
?– Я это … только хотел … это там чайник это … закипел … – не раз вы сталкивались с подобными примерами речи.
Подумайте, почему в речи появляются слова-паразиты, можно ли от них избавиться и как это сделать?
! Логичность – соблюдение законов мышления при построении текстов:
1. отсутствие противоречивости на уровне содержания;
2. наличие логической связи внутри предложений и между ними;
3. композиционная стройность текста.
Упражнение10. Прочитайте отрывки из газетных статей, какие логические ошибки допустили корреспонденты. Исправьте их.
1. Людей, по-доброму относящихся к животным, большинство. Каждый из нас без труда может вспомнить знакомых, у которых собака почти полноправный член семьи.
Как-то и заехал я в деревню Коломенка и познакомился с Еленой Александровной. Домик ее стоит вдали от всех, почти в лесу. А во дворе целый зоопарк: медведь, рысь, соболь, марал, лось, несколько волков, лис, хорьков, зайцев и сотни птиц…
Я спросил у Елены Александровны:
– Что если и я поживу у вас несколько дней?
Она ответила:
– Пожалуйста.
2. Весна только входит во вкус. Изредка пахнет с юга талым снегом. Набухают почки багульника. И все же чувствуется, что весна не за горами.
Упражнение 11. Найдите логические ошибки, объясните, чем они вызваны и как их исправить?
1. Все сдали экзамен. Не сдал только Юра Задорнов.
2. В этом году при плане 50 гектаров бригада собрала и сдала в аптеку 100 килограммов плодов шиповника.
3. Павел перестал пить, курить, стал приходить домой рано, читать книги. Мать сразу поняла, что с ним творится что-то неладное.
4. Книги, которые Сергей читал, были сходны с его мыслями.
5. Турбаза «Снежная» начинает свою работу в октябре. В протекающей рядом речке можно ловить карасей. Любителям грибов и ягод тоже здесь раздолье.
6. При всей своей неброской внешности он обладал поразительной памятью.
! Ясность, понятность – выбор общедоступных речевых средств, ограничение использования слов, находящихся на периферии словарного состава языка и не обладающих качеством коммуникативной общезначимости.
! Краткость– оптимальный выбор количества речевых средств для полного выражения содержания речи.
Упражнение 12. Прочитайте отрывок из книги А.Ф. Кони «Советы лекторам» и ответьте на вопросы.
Краткость речи состоит не только в краткости времени, в течение которого она произносится. Лекция может идти целый час и все-таки быть краткой; она же при 10 минутах может казаться длинной, утомительной. Краткость – отсутствие всего лишнего, не относящегося к содержанию, всего того водянистого и засоряющего, чем обычно грешат речи. Надо избегать лишнего: оно расхолаживает и ведет к потере внимания слушателей. Чтобы из мрамора сделать лицо, надо удалить из него все то, что не есть лицо (мнение А.П. Чехова). Так и лектор ни под каким видом не должен допускать в своей речи ничего из того, что разжижает речь, что делает ее «предлинновенной», что нарушает второе требование: быстрое движение речи вперед. Речь должна быть экономной, упругой. Нельзя рассуждать так: ничего, я оставлю это слово, это предложение, этот образ, хотя они и не особенно-то важны. Все неважное – выбрасывать, тогда и получится краткость, о которой тот же Чехов сказал: «Краткость – сестра таланта». Нужно делать так, чтобы слов было относительно немного, а мыслей, чувств, эмоций – много. Тогда речь … исполнит завет Майкова: словам тесно, а мыслям просторно. Быстрое движение речи обязывает лектора не задерживать внимания в подходах к новым частям (новым вопросам – моментам) речи. Например, часто приходится слышать: «Что же касается до юмора Чехова, юмора крайне своеобразного, то о нем можно сказать следующее…» Вместо этих нестоящих слов надо сказать: «Юмор Чехова отличается удивительной мягкостью и гуманностью». Потом – закрепление примерами.
?Определяется ли краткость, лаконичность речи количественным показателем?
Какие выразительные средства использует А.Ф. Кони в данном тексте?
Объясните постановку знаков препинания в тексте.
! Точность речи – это такое качество речи, при котором употребление слов в речи строго соответствует их значениям, т.е. слова обозначают строго определенные предметы и явления действительности.
Неточность речи может возникнуть в результате плохого знания языка или предмета разговора.
? Сравните два предложения, с нарушением какого вида точности связаны ошибки, возникшие в предложениях?
Подумайте, какие значения в русском языке имеет слово «нормальный», к каждому из этих значений подберите синонимы. Исправьте предложение.
1) И Терек, прыгая, как львица с косматой гривой на хребте, ревел.
(М.Ю. Лермонтов «Демон»)
2) Моя семья никакого отношения к искусству не имеет, я родился в нормальной семье.
Упражнение 13. Прочитайте отрывок из рассказа М. Зощенко «Обезьяний язык». Можно ли понять, о чем говорят собеседники? Понимают ли они друг друга?
Мой сосед, не старый еще мужчина, с бородой, наклонился к своему соседу слева и вежливо спросил:
– А что, товарищ, это заседание пленарное будет али как?
– Пленарное, – небрежно ответил сосед.
– Ишь ты, – удивился первый, – то-то я и гляжу, что такое? Как будто оно и пленарное.
– Да уж будьте покойны, строго ответил второй. – Сегодня сильно пленарное и кворум такой подобрался – только держись.
– Да ну? – спросил сосед. – Неужели и кворум подобрался?
– Ей-богу, – сказал второй.
– И что же он, кворум-то этот?
– Да ничего, – ответил сосед, несколько растерявшись. – Подобрался, и все тут.
– Скажи на милость, с огорчением покачал головой первый сосед. – С чего бы это он, а?
Второй сосед развел руками и строго посмотрел на собеседника, потом добавил с мягкой улыбкой:
– Вот вы, товарищ, небось не одобряете эти пленарные заседания… А мне как-то они ближе. Все как-то, знаете ли, выходит в них минимально по существу дня… Хотя я, прямо скажу, последнее время отношусь довольно перманентно к этим собраниям. Так, знаете ли, индустрия из пустого в порожнее.
– Не всегда это, – возразил первый. – Если, конечно, посмотреть с точки зрения. Вступить, так сказать, на точку зрения и оттеда, с точки зрения, то – да, индустрия конкретно.
?Посмотрите в словаре значение слов пленарный, кворум, перманентно, индустрия. Составьте диалог, используя эти слова.
Упражнение 14. Исправьте предложения, подобрав слова с соответствующим значением.
1. Картина вызывает грустное и жалкое настроение. 2. Наконец-то обнаружены остатки царской семьи. 3. Они обнаружили записку Аркадия с прошением Катиной руки. 4. Рассказы, на которые я мог бы упереться, были еще не напечатаны. 5. Женщина ушла в кредит на время воспитания ребенка. 6. Реконструировать сельский клуб должен районный зодчий. 7. В течение февраля продолжительность суток увеличилась на два часа. 8. Было сказано много обидчивых слов. 9. Этот фильм обречен, без всякого сомнения, на редкий успех.
! Уместность – подбор и организация языковых средств в соответствии с целями и условиями общения.
Упражнение 15. Проанализируйте записи речи одного и того же лица, рассказывающего в разных ситуациях о своей командировке. Определите специфику каждой из ситуаций.
1. И вот эту протоплазму надо было… нет, не примеры даже или что… найти, а всю картотеку облазить. Причем черт их знает, может, их вообще нет там, этих терминов.
2. Очень трудно было отыскать в картотеке необходимые мне термины: я не имела точного списка, пришлось в значительной степени идти на ощупь.
3. Во время командировки я собирала материал об исследуемой мной группе терминов. Несмотря на трудности: отсутствие точного списка слов и недостаточность информации о наличии в картотеке терминов, интересующей меня тематики, – мне удалось найти ряд лингвистически содержательных примеров.
Ситуации: – Официальный письменный отчет о командировке,
– беседа с друзьями,
– устный отчет о командировке на заседании отдела
?Какие факторы влияют на выбор говорящим тех или иных языковых средств в речи (слов, предложений, способов оформления мысли).
! Выразительность, образность– такие особенности речи (фонетические, словообразовательные, лексические, стилистические и др.), которые поддерживают внимание и интерес слушателя (читателя), оказывая воздействие не только на его разум, но и на чувства и воображение.
Упражнение 16. Измените тексты, исключив из них определения. Подумайте, какую роль они выполняют в тексте? Попробуйте их заменить синонимичными описательными выражениями. Как в результате изменяются тексты?
Какие изобразительные средства используют авторы? Выделите в тексте сравнения, метафоры, образные эпитеты. Какую роль они играют в тексте?
Подумайте, чем отличаются тексты? Какие слова являются в них наиболее значимыми, создающими соответствующее настроение?
1. А над всем миром, по всему полуденному небу – белые облака, плоские снизу и необыкновенно причудливые, округлые, кудрявые наверху. Редко разбежались они по синему своему пастбищу, почти не мешают солнцу жарить и парить в разгаре летнего дня. Лишь иногда набежит легкая тень, овеет прохладой, а уж от дальнего леса по лугам, по полям, разливаясь все шире и как бы набирая скорость, катится новая солнечная волна. (В. Солоухин).
2. Свет погас, тени умерли, и все кругом стало бледным, немым и безжизненным. Оттуда, где раньше сверкало раскаленное солнце, бесшумно ползли вверх темные груды облаков и шаг за шагом пожирали светло-голубое пространство. Тучи клубились, сталкивались, медленно и тяжко теряли очертания разбуженных чудовищ и неохотно подвигались вперед, точно их самих, против их воли, гнала какая-то неумолимая, страшная сила. Оторвавшись от других, одиноко металось светлое волокнистое облачко, слабое и испуганное (Л. Андреев).
3. Все время дожди, кругом сосновые леса. То и дело в яркой синеве над ними скопляются белые облака, высоко перекатывается гром, потом начинает сыпать сквозь солнце блестящий дождь, быстро превращающийся от зноя в душистый сосновый пар… Все мокро, жирно, зеркально… <…> И по тому спокойствию, что царило всюду, по чистоте неба и воздуха, все казалось, что дождя уже больше не будет. Но вот я засыпал, проводив ее на станцию, – и вдруг слышал: на крышу опять рушится ливень с громовыми раскатами, кругом тьма и в отвес падающие молнии… (И. Бунин).
4. К черной туче, которою заслонен весь восток, снизу взмывали клубами меньшие тучки. Их будто что-то подтягивало и подбирало, как кулисы, и по всему этому нет-нет и прорежет огнем. Точно маг, готовый дать страшное представление, в последний раз осматривает с фонарем в руке темную сцену, прежде чем зажжет все огни и поднимет завесу. Черная туча ползет, и чем она ближе, тем кажется непроглядней. Не пронесет ли ее бог? <…> Солнца уже нет: тучи покрыли его диск, и его длинные, как шпаги, лучи, посветив мгновение, тоже сверкнули и скрылись. Вихорь засвистал и защелкал. Облака заволновались, точно знамена. <…> У межи при дороге ветер треплет колос так странно, что это как будто и не ветер, а кто-то живой притаился у корня и злится (Н. Лесков).
! Благозвучие речи заключается в умении правильно использовать разнообразие фонетического строя языка, не допуская стяжения согласных либо гласных звуков, повтора звуков и однокоренных слов, рифмовки.
Упражнение 17. В отрывках из научных статей и газетных материалов укажите недочеты звуковой организации речи и устраните их.
1. Вдруг взгрустнулось другу, вскоре встретит он врага. 2. Часто часть посещают члены семей солдат. 3. Какая река так широка, как Ока? 4. Вот какие нам заданы задачи в части участия в конкурсе. 5. Справки по отправке грузов можно получить по телефону. 6. Герои демонстрируют бесстрашие и благородство в борьбе с бандитскими бандами. 7. Нельзя не отметить такую яркую черту южнорусских говоров, как аканье. 8. Журавлев – прирожденный пейзажист, последовательно следующий лучшим традициям русской художественной школы.
Упражнение 18. Прочтите следующие примеры, подумайте, с какой целью в них нарушаются правила благозвучия.
1. Довольный праздничным обедом сосед сопит перед соседом. (А.С. Пушкин)
2. Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь (И. Северянин).
3. Четко ночами рокочут ручьи, Чистые речи ручьев горячи (И. Северянин).
4. Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной.
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны (М.Ю. Лермонтов).
5. Быстро лечу я по рельсам чугунным, Думаю думу свою (Н.А. Некрасов).
6. Идут бобры в сыры боры, бобры храбры, для бобрят добры.
7. Щетинка у чушки, чешуйка у щучки.
8. На мели мы лениво налима ловили, и меняли налима мы вам на линя.
9. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.