Работа со справочной литературой
Составление тезисов, конспектов - важное средство повышения уровня самостоятельной работы, развития логического мышления, культуры устной и письменной речи.
Тезисыпредставляют собой последовательно изложенные основные положения работы (греческое слово «тезис» означает «утверждение»).
Тезисы – основные суждения, выводы, положения, которые содержат ключевую информацию текста. Тезисы существенно отличаются от плана, т.к. они передают содержание текста, основные выводы автора и их обоснование.
Конспектирование имеет большое значение. И не только для того, чтобы сохранить содержание источника для своей будущей деятельности. Оно развивает память, мышление, письменную и устную речь.
Хорошо составленный конспект — это половина успеха на экзамене, так как в том объёме информации, что содержится в учебниках и Интернете, сложно вычленить ориентиры, которые и определяют систему в знаниях. А дать эти ориентиры может зачастую дать только преподаватель, так что его слова следует не только услышать, но и записать, запомнить.
Конспект нужен для того, чтобы:
- научиться перерабатывать любую информацию, придавая ей иной вид, тип, форму;
- выделить в письменном или устном тексте самое необходимое и нужное для решения учебной или научной задачи;
- создать модель проблемы (понятийную или структурную);
- упростить запоминание текста, облегчить овладение специальными терминами;
- накопить информацию для написания более сложной работы в виде доклада, реферата, дипломной работы, диссертации, статьи, книги.
Конспект (от лат. conspectus — обзор, изложение) является письменным текстом, в котором кратко и последовательно изложено содержание основного источника информации. Конспектировать — значит приводить к некоему порядку сведения, взятые из оригинала. В основе процесса лежит систематизация прочитанного или услышанного.
Конспект – синтезирующая форма записи, так как она может включать в себя план, выписки, цитаты, тезисы. Конспект должен полно отражать основное содержание текста, объем конспекта должен быть в 10 раз меньше конспектируемого текста. Для уменьшения объема конспекта и ускорения работы применяются различные сокращения. Прежде чем начать составление конспекта, надо, прежде всего, записать фамилию автора произведения, полное название работы, указать год издания, издательство. Если конспектируется статья, то обязательно надо указать, в каком журнале и когда она была напечатана.
Грамотно составленный конспект включает в себя различный шрифт, использование заглавных букв, выделяющих ключевые мысли; цветных фломастеров, маркеров; стрелок, подчеркиваний, восклицательных и вопросительных знаков, знака PS, означающего послесловие; NB (обратить внимание); прямоугольных рамок вокруг наиболее значимых слов; звездочек на полях против важных фактов; разделение материала на 2 колонки и т.д. В конспекте могут быть схемы, диаграммы, таблицы, которые придают ему наглядность, способствуют лучшему усвоению материала.
Если конспект составлен правильно, он должен отражать логику и смысловую связь записываемой информации. «Умный» конспект помогает воспринимать информацию практически любой сложности, предварительно придавая ей понятный вид.
Конспект может иметь свою систему знаков, с помощью которых оценивается информация не словесным, а условно символическим способом.
Сокращению конспекта, свертыванию информации способствуют также использование аббревиатур, т.е. сокращенных слов и словосочетаний, использование вместо слов знаков.
Например, вместо слов «равенство», «подобие», «сходство» можно использовать знак равенства «=», вместо слов «больше, меньше» - математические знаки «<,> », слово «следовательно» можно обозначить математической стрелкой =>. и т. д.
Можно применять пиктограммы и диаграммы. Конспект получается более наглядным, а материал запоминается лучше.
Главное требование к конспекту - запись должна быть систематической, логической, связной.
При наличии навыка конспект составляют достаточно быстро, он краток, прост и ясен по своей форме. Эти преимущества делают его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления.
Конспекты, при своей обязательной краткости, содержат не только основные положения и выводы, но и факты, доказательства, примеры.
Конспект можно оформлять 2 способами: в тетради и на отдельных листах.
Правила конспектирования:
1.В конспекте должна быть выражена логика, ход мыслей автора, основные тезисы и выводы, а не набор умных слов и мудрёных терминов.
2. В конспекте обязательно выделяются отдельные части. Необходимо разграничивать заголовки, подзаголовки, выводы, обособлять одну тему от другой. Выделение можно делать подчеркиванием, другим цветом (только не следует превращать текст в пестрые картинки). Рекомендуется делать отступы для обозначения абзацев и пунктов плана, пробельные строки для отделения одной мысли от другой, нумерацию. Если определения, формулы, правила, законы в тексте можно сделать более заметными, их заключают в рамку. Со временем у вас появится своя система выделений.
3. Нужно избегать сложных и длинных рассуждений.
4.Не старайтесь зафиксировать материал дословно, при этом часто теряется главная мысль, к тому же такую запись трудно вести. Отбрасывайте второстепенные слова, без которых главная мысль не теряется.
Приложение №10
Аннотация
Аннотация – краткое изложение содержания книги, статьи и т.д., часто с критической оценкой ее. Она состоит из:
1. Описания библиографических признаков книги (автор, название и т.д.).
2. Краткого изложения материала содержания.
3. Указания, для кого данная книга предназначается.
Как элемент выходных сведений аннотация может быть напечатана в составе макета аннотированной каталожной карточки на обороте титульного листа или на концевой полосе, а также отдельно.
Аннотации, написанные шаблонно, сухо, формально, отбивают у читателей желание прочитать и купить книгу. Поэтому издателям очень важно не жалеть усилий и времени на составление аннотации, стараясь сделать из каждой произведение малой формы самостоятельной ценности.
Справочный аппарат книги состоит из множества элементов. Это оглавление, выходные данные, предисловие, примечания, указатели имён, географические указатели, аннотации и т.п.
Основное назначение выходных сведений – информировать читателей, покупателей, библиотекарей и т.д., об издании и его главных особенностях: кто автор, каково заглавие, к какому виду изданий относится, кому адресовано, кто издатель, где, в каком месте, в каком году издание выпущено, кто принимал участие в его создании, подготовке и выпуске, какая типография (типографии) исполняла полиграфические работы и т.п.
Аннотация - это краткое, обобщенное описание (характеристика) текста книги, статьи.
Перед текстом аннотации даются выходные данные (автор, название, место и время издания) в номинативной форме. Эти данные можно включить и в первую часть аннотации.
Аннотация обычно состоит из двух частей. В первой части формулируется основная тема книги, статьи; во второй части перечисляются (называются) основные положения.
Субъект действия в аннотации обычно не называется, потому что он ясен, известен из контекста; активнее употребляются пассивные конструкции (глагольные и причастные) .
Образец аннотации:
Фролов И. Г. Глобальные проблемы, человек и судьбы человечества // Философия и политика в современном мире. - М. : Наука, 1989.-С. 44-60. Статья посвящена влиянию глобальных проблем на различные стороны жизни человека и на решение вопроса о будущем цивилизации. В статье рассматриваются пути и методы решения глобальных проблем мыслителями различных направлений.
Образцы клишированных аннотаций
В книге исследуется (что?).. .
Показан (что?).. .
Большое место в работе занимает рассмотрение (чего?).. .
В монографии дается характеристика (чего?).. .
Исследование ведется через рассмотрение таких проблем, как.. .
В книге анализируется (что?).. .
Главное внимание обращается (на что?).. .
Используя (что ?), автор излагает (что?).. .
Отмечается, что.. .
Подчеркивается, что.. .
В книге дается (что?).. .
Раскрываются (что?).. .
Описываются (что?).. .
Особое внимание уделяется вопросам (чего?).. .
В работе нашли отражение разработка проблем (чего?) , вопросы (чего?).. .
Показывается (творческий) характер (чего?).. .
Устанавливаются критерии (чего?).. .
В книге подробно освещаются (что?).. .
Характеризуется (что?).. .
Рассматривается (что?).. .
В статье на основе анализа (чего? ) показан (что?).. .
Констатируется, что.. .
Говорится о.. .
В заключение кратко разбирается (что?).. .
Приложение №11
Реферат
Подготовка реферата. Согласно Словарю иностранных слов, реферат – это краткое изложение какой-либо научной работы, книги; доклад, основанный на обозрении литературных и других источников. В любом случае речь идет об изложении чужих трудов и чужих мыслей. Поэтому рекомендуется придерживаться следующих правил:
1.В реферате обязательно должно иметься в наличии введение, в котором автор объясняет следующее:
· почему он выбрал данную тему;
· чем эта тема важна;
· какие историки работали над этой темой, чем различаются их позиции;
· какие источники информации использованы, их краткая характеристика.
2. Основная часть реферата должна быть поделена на пункты или разделы.
3.В реферате перечисляются источники информации, обязательно оформляются ссылки на них в тексте.
4. В реферате обязательно должно быть заключение, в котором, кроме общих итогов и выводов, присутствует и личное мнение автора реферата.
5. В конце оформляется список использованной литературы.
6. Объём реферата – 10 -15 листов (формат А 4).
Структура реферата
1. Титульный лист
2. Оглавление
3.Введение
4. Основная часть
5. Заключение
6. Список использованной литературы
7. Приложения
Титульный лист.
Является первой страницей и заполняется по строго определенным правилам. Ниже представлен образец оформления титульного листа реферата.
После титульного листа помещают оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать их или давать в другой формулировке и последовательности нельзя. Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце
Министерство Образования Республики Башкортостан
Баймакский филиал
ГАПОУ Уфимский топливно-энергетический колледж
Реферат
по дисциплине:
(указывается наименование дисциплины)
на тему:
( этой строке точное указание темы вашей работы)
Выполнил:
Студент (_) курса, (_) группы
Фамилия, Имя, Отчество
Преподаватель:
( название дисциплины)
Фамилия, Имя, Отчество
Оценка _____________________
Дата _____________________
Подпись
Баймак
Приложение №12
Конспект
Конспект представляет собой краткое изложение содержания статьи, параграфа или раздела. Обычно потребность в написании конспекта возникает, когда необходимо переработать большой объем информации в сжатые сроки. После прочтения правильно составленного конспекта материал легко воспроизводится в памяти.
Инструкция:
1.Основные принципы создания конспекта – это краткость, логичность, последовательность, простота восприятия.
2.Наиболее распространенным является свободный конспект. Это конспект, сочетающий в себе выписки, тезисы, цитаты, план. Это наиболее качественный вид конспекта. При удачном его написании вы легко восстановите в памяти содержание источника даже через большой промежуток времени.
3.Перед написанием конспекта прочтите текст целиком. Выделите в нем основные положения, понятия, идей, формулы. Постарайтесь уловить главную мысль и установите взаимосвязи в тексте. Не нужно переписывать текст дословно. Постарайтесь перефразировать мысли более понятно, своими словами, подберите примеры, проведите перекомпоновку материала. Только после этого начинайте конспектировать.
4.Во время прочтения материала первый раз мысленно подразделяйте его на пункты. Подумайте, что вы будете включать в конспект для раскрытия каждого из них. Наиболее важные на моменты можно процитировать. В конце сделайте обобщающие выводы, приведите примеры, факты.
5.Очень удобно в написании конспекта применять различные схемы. Они помогут наглядно показать взаимосвязи между частями текста. Для этого вам необходимо подобрать материал для составления схемы, выделить общие понятия. Далее раскройте суть понятия, подобрав ключевые слова или фразы. После чего логически сгруппируйте факты, установите связи между группами.
6.При создании конспекта важно, чтобы информация воспринималась легко и быстро, поэтому применяйте оформительские средства. Для этого делайте различные подчеркивания, выделение текста маркером, фломастером или другой пастой. Основные понятия, определения, формулы заключайте в рамки. Пишите текст разными шрифтами, используйте условные обозначения и сокращения.
Подробнее: http://www.kakprosto.ru/kak-7499-kak-sostavit-konspekt#ixzz42fnS8z7K