Занятие 11. Проза И.А.Бунина
Биография писателя
Краткий пересказ
Вопросы для обсуждения:
- Особенность писательской манеры Бунина в лирической прозе 1890-1900-х годов («Антоновские яблоки», «Сосны»): бессюжетность, авторская субъективность (свободный поток чувств, мыслей, воспоминаний, ощущений и ассоциаций), мотивы распада патриархальной усадьбы.
- Творчество Бунина 1910-х годов:
автоматическое существование и «настоящая» жизнь в рассказе «Человек из Сан-Франциско»;
мотивы бессмертия души («Сны Чанга», «Легкое дыхание»).
концепция любви как «святого свойства души» («Святые»).
философская проблематика рассказа «Братья».
- Эмигрантское творчество писателя как «преображение прошлого в памяти». Лабиринт бессознательных движений человеческой души и мотив безысходности личной судьбы («Митина любовь»). Конденсированность внутреннего действия, емкость художественного времени, драматический психологизм в рассказе «Солнечный удар».
- Особенности стиля поздней прозы Бунина: артистизм заостренно-субъективного видения мира, трагизм мироощущения. Новеллы сборника «Темные аллеи» как итог мировоззренческих и творческих исканий Бунина: неисповедимость путей любви и неотвратимость смерти. Загадка рассказа «Чистый понедельник»: сложность русского национального характера, жажда душевной чистоты, веры, аскетической простоты и строгости бытия.
Занятие 12. Творчество Ф. Кафки и проблемы модернизма. Роман Е.Замятина «Мы»
Биография писателя
Краткий пересказ
Вопросы для обсуждения:
- Место творчества Ф. Кафки в литературе модернизма.
- Характер изображения «отчуждения» человека в произведениях Кафки.
- Жанр притчи и парабола в новелле Кафки «Превращение».
- Тема «маленького человека» в новелле «Превращение». Образ Грегора Замзы.
- Новелла «В исправительной колонии». Особенности композиции, конфликт.
- Следование Кафки традициям Х1Х века в изображении действительности.
- Особенности поэтики Ф.Кафки.
Роман Е. Замятина «Мы»
Биография писателя
Краткий пересказ
Вопросы для обсуждения:
- История создания романа.
- Социальная и нравственно-философская проблематика. Решение в романе «вечных» вопросов (о жизни, душе, любви и пр.).
- Образный мир романа. «Мы» и «Я». Противопоставление нумера и личности. Характеристика главных героев (Д-503, И-330, О, Ю и др.).
- Роль образа Зеленой стены в романе. Сопоставительная характеристика мира «за стеной» и мира Единого государства.
- Образ Древнего дома, его назначение.
- Единое государство как порождение тоталитарного режима. Образ Благодетеля – выражение культа вождя.
- Особенности жанровой формы романа. «Дневниковость».
- «Мы» как роман-утопия и роман-предупреждение.
Занятие 13. Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго»
Биография писателя
Краткий пересказ
Вопросы для обсуждения и задания:
- История создания и публикации романа "Доктор Живаго". Источники романа.
- Жанр и композиция романа " "Доктор Живаго".
- Судьбы русской интеллигенции и революции в романе "Доктор Живаго".
- Живаго и Антипов- Стрельников- два полюса революции.
- Образы женщин в романе "Доктор Живаго". Их соотношение с судьбой Юрия Живаго.
- Особенности поэтики романа "Доктор Живаго".
Занятие 14. Драматургия А. Вампилова («Утиная охота», «Старший сын»)
Биография писателя
Краткий пересказ
Вопросы для обсуждения:
- Проблемы и герои пьесы А. Вампилова.
а) Жестокость бесчеловечности, равнодушия, столкновение добра и зла.
б) Социальные и нравственно-психологические причины изломанности человеческой жизни.
- Особенности конфликта, сюжета и композиции пьесы, роль символики.
- Сценические интерпретации пьесы.
Занятие 15. Проза Ч. Айтматова («И дольше века длится день», «Плаха»)
Биография писателя
Краткий пересказ
Вопросы для обсуждения:
1. Романы-метафоры («И дольше века длится день» и «Плаха»).
2. Постижение мира и человека.
3. Проблема планетарного мышления: сохранение человечества, культуры, нравственности; противостояние энтропии; взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего.
4. Усложнение пространственно-временных решений в рамках романа.
Занятие 16.
Концерт по современной поэзии
Примечание
1. Участие в блиц-опросе на лекции по предыдущей теме:
Каждый студент знает содержание ранее изученного материала в пределах лекционного курса и отвечает на вопросы
2. Выразительное чтение отрывков из изучаемых произведений:
К каждому семинарскому занятию каждый студент готовит любой отрывок (по желанию) из изучаемого произведения для выразительного чтения объемом 2/3 – 1/2 страницы.
3. Участие в обсуждении темы семинарского занятия, участие в учебной дискуссии, устный ответ:
Каждый студент готовит все вопросы к семинарскому занятию, имеет текст художественного произведения и участвует в дискуссии
4. Контрольные точки:
См. список обязательной для чтения литературы
Вариант задания:Проанализируйте предложенный фрагмент по следующим вопросам:
1. определите название текста, частью которого является фрагмент, его автора;
2. укажите время создания произведения, литературный род и жанр (докажите), литературное направление, к которому принадлежит текст;
3. назовите основные признаки литературного направления, к которому относится произведение (подтвердите примерами из отрывка);
4. определите основные изобразительно-выразительные средства, фигуры речи, используемые автором, и их назначение в раскрытии идейно-тематического замысла;
5. определите место данного фрагмента в художественном целом произведения.
Проводятся в конце каждого семестра