Дневник профессиональных наблюдений

Дневник профессиональных наблюдений - student2.ru

Литература

Основная:

1. Богданова О.Ю. и др. Методика преподавания литературы: учебник для студ. пед. вуза / под ред. О.Ю. Богдановой. М., 1999. (Электронный вариант учебника см. на сайте: http://metlit.nm.ru)

2. Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. СПб., 2000 (можно более раннее издание).

3. В мире литературы. 5–11 кл.: программа по литературе для общеобразоват. учрежд. / под ред. А.Г. Кутузова. М., 2006 (можно любое другое издание).

4. Литература: программа для общеобразоват. учрежд.: 5-11 кл. (базовый и профильный уровни) / под ред. В.Ф. Чертова. М., 2007.

5. Литература: программа для школ и классов с углубленным изучением литературы (5-11 кл.) / под ред. М.Б. Ладыгина. М., 2006 (или другой год изд.).

6. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. (базовый уровень); 10–11 кл. (профильный уровень) / под ред. В.Я. Коровиной. М., 2008 (или другое издание).

7. Программа по литературе (5-11 кл.) / науч. ред. Т.Ф. Курдюмова. М., 2006 (или более позднее издание).

8. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. / под ред. Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого. М., 2003 (или более позднее издание).

Дополнительная:

1. Практикум по методике преподавания литературы / под ред. О.Ю. Богдановой. М., 1999.

2. Методические рекомендации по использованию учебников: В.И. Сахаров, С.А. Зинин "Литература XIX века" (10 кл.); В.А. Чалмаев, С.А. Зинин "Русская литература XX века" (11 кл.) при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. 2-е изд. М., 2005. С. 8–10.

Практическое занятие № 3-4 (4 часа)

Изучение лирических произведений в средних классах. Моделирование уроков

Вопросы и задания

1. Проанализируйте федеральные программы (под ред. Г.И. Беленького, под ред. В.Я. Коровиной, под ред. А.Г. Кутузова, под ред. Т.Ф. Курдюмовой и др.) с точки зрения представления в средних классах лирических произведений (для примера возьмите только один класс из программы по вашему выбору). Определите, какова логика включения текстов в программу.

2. Проанализируйте представление, научное и методическое "сопровождение" тем, связанных с изучением лирики, в федеральных учебниках (например, рассмотрите в одном из действующих учебников для 5 класса два раздела или темы (по вашему выбору), посвященные изучению лирических произведений).

3. Анализ лирического стихотворения: виды и формы дифференцированных вопросов и заданий (по книге: Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: кн. для учителя. М., 2004).

4. Сопоставьте различные подходы к изучению стихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро" в федеральных УМК. Дайте оценку вопросам и заданиям, помещенным в учебниках разных авторов.

5. Проанализируйте методические рекомендации к анализу лирического произведения, помещенные в "Практикуме по методике преподавания литературы" под ред. О.Ю. Богдановой (С. 36–37, п. 3). На основе этих рекомендаций, а также вопросов и заданий учебника разработайте свой конспект урока по изучению стихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро".

6. Познакомьтесь с методикой обучения сопоставительному анализу двух лирических произведений, предложенной Н.В. Беляевой.

Разработайте на основе данной методики фрагмент урока по обучению сопоставительному анализу стихотворений разных поэтов (класс, авторы, произведения – по выбору студента).

Н.В. Беляева. Обучение сопоставительному анализу стихотворений (6 кл).

При изучении темы "Родная природа в стихотворениях поэтов XX века" в 6 классе можно сопоставить стихотворения одного поэта – Блока или Есенина и сравнить стихи разных поэтов – Ахматовой и Рубцова. <…> Сопоставление стихотворений Блока "Летний вечер" и "О, как безумно за окном…" выполняется в группах. (Вопросы даны в порядке усложнения).

Группа 1.

Чем отличается настроение стихотворений? (В первом стихотворении главное чувство – умиротворение, когда после трудового дня можно "забыть заботы и печали" и умчаться "без цели на коне". Во втором – настроение более тревожное. Это уже не спокойный летний вечер, а ветреная, ненастная ночь, когда мир охватила "буря злая", которая "ревет, бушует", тучи льют дождем).

Группа 2.

Каково отношение лирического "я" к миру природы и человеку в нем? (В первом стихотворении лирический герой призывает умчаться в туман "навстречу ночи и луне", потому что в мире природы тишина и ничто не предвещает беды. Но намек на тревожное мироощущение все же есть: диск луны "красный", а путь всадника неясен из-за тумана. Во втором – лирический герой одинок и думает о несчастных, которые в ненастную ночь "лишены крова". Чувство жалости к ним "гонит" его "прочь", и он готов разделить "участь страдальцев").

Группа 3.

Какие способы создания поэтических образов использованы поэтом?

(Звукопись. Аллитерации на "л" в первом стихотворении рисуют картину ясного вечера, которым любуется поэт, а обилие глухих согласных передает тишину и шорохи наступающей ночи. Ассонансы на "у" и "о" во втором стихотворении напоминают завывание ветра, бури, шум дождя.

Глагольная лексика. В первом стихотворении ее немного, природа лишена динамики, и легкий порыв ощущается только в последней, самой динамичной строфе, где использованы глаголы в императиве. В ней же и единственное в тексте восклицание. Второе стихотворение наполнено глагольными формами, эмоциональными синтаксическими оборотами и восклицаниями, которые передают смятение и тревогу лирического "я".

Зрительные и слуховые образы. В "Летнем вечере" розовые тучи заката отражены в красном диске луны, и если в начале стихотворения мир еще различим, то в конце – он как бы "гаснет": нет цветных картин, а вокруг туман, ночь и луна. Наступившую тишину, когда нет "ни ветерка, ни крика птицы", нарушает единственный звук – замирающая песня жницы. В стихотворении "О, как безумно за окном…" вообще нет "цветных" образов, а слова тучи, дождь, ночь, мрак передают ощущение темноты и душевного дискомфорта.

Чувственность восприятия усиливают "осязательные" образы: "объятья холода сырого", порывы ветра и злой бури, наполненной "мраком и дождем". "Звучащая" лексика дополняет ужасную картину разбушевавшейся стихии: буря ревет, ветер воет, повторяются одни и те же слова: бушует, безумно, ночь, ветер, дождь.

Сопоставительный анализ выявляет общность человека с природой, которая вызывает эмоциональный отклик и приводит к размышлениям о жизни и смерти, о временном и вечном, о радости, когда мир природы созвучен душе, и страхе, когда стихия явно сильнее людей[47]. (Указанные произведения А. Блока входят в программу под ред. В.Я. Коровиной.)

Методическая рефлексия

Наши рекомендации