Исследования М.А. Рыбниковой и Г.А. Гуковского в области методической науки

Вопросы и задания

При подготовке к занятию разделитесь на две группы и выполните следующие задания:

Задания для первой группы:

Прочитайте главы 1–3, 5 книги М.А. Рыбниковой "Очерки по методике литературного чтения", проработайте ее отдельные фрагменты, опираясь на следующие вопросы, и подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов:

• Законспектируйте первую главу книги "Об основах методики", обратив внимание на следующие положения: методика как научная дисциплина, факторы методики преподавания литературы, дидактические правила.

• Как определяет М.А. Рыбникова содержание и цели литературного чтения как начального курса литературы (глава "Литературное чтение")?

• Как М.А. Рыбникова обосновывает отбор материала для курса литературного чтения (гл. "Материалы и методы")? Чем, по мнению методиста, должен быть обусловлен выбор методов и приемов изучения/усвоения художественного произведения?

• Прочитайте главу "Дидактические основы уроков", как М.А. Рыбникова отвечает в ней на следующие вопросы: как заинтересовать учеников и поддерживать их внимание при изучении произведений разных жанров, как можно организовать работу учеников при выполнении того или иного задания, какими должны быть вопросы к тексту и па что они должны быть направлены, что представляет собой работа над образом-персонажем, как дозировать работу?

Задания для второй группы:

Прочитайте монографию Г.А. Гуковского "Изучение литературного произведения в школе" и подготовьтесь к ее презентации и обсуждению следующих вопросов:

· Что такое "наивный реализм" в восприятии литературы, в чем его достоинства и недостатки? Как в процессе обучения он может быть преодолен (гл. 2)?

· Согласны ли вы с высказыванием Г.А. Гуковского: "Процесс изучения произведения искусства в принципе одинаков – изучает ли его опытный ученый-филолог для своего ученого труда или же рядовой школьник в порядке общего образования. Разница здесь не в основном содержании процесса, а в степени сложности его и в степени самостоятельности, разных в обоих случаях. Но в обоих случаях этот процесс состоит из трех типичных элементов: а) знание обстоятельств, исторического места произведения (эпоха, автор и т. п.), б) простое "человеческое" читательское восприятие произведения, в) анализ произведения, собственно изучение его" (гл. 4).

· Как автор отвечает на вопрос, почему недостаточно "простого непредвзятого чтения"? Какие элементы в процессе изучения текста выделяет (гл. 5)?

· Какие положения, существенные при анализе литературных произведений, выделяет автор (гл. 6)?

· Как Г.А. Гуковский обосновывает необходимость целостного изучения художественного произведения (гл. 3, 7)?

· В чем видит Г.А. Гуковский "порочность" изучения художественного произведения "по образам", через "сумму характеристик"? В чем исследователь видит сужение понятия образности в школьной практике изучения литературы (гл. 10)?

· Согласны ли вы с мнением Н.И. Кудряшева, что подзаголовок книги должен быть иным: "Точнее ее следовало бы назвать "Литературоведческие основы преподавания литературы в школе", что не одно и то же, так как методология методики не сводится к методологии литературоведения". Так что именно – вопросы методологии литературоведческой науки или методологии методики – поставлены в монографии Г.А. Гуковского?

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА:

Примерная схема анализа урока (по А.В. Хуторскому)

Главной задачей анализа урока является установление результатов деятельности учителя и учащихся. <…>

При наблюдении урока записываются основные его эпизоды, затраченное на них время, мнения и замечания к ним. Это дает возможность более глубокого анализа урока.

Письменное оформление анализа урока и его обсуждение осуществляются с учетом следующих пунктов:

1. Общие сведения (дата, предмет, класс, ФИО учителя, тема урока).

2. Цель посещения урока.

3. Цели урока и их достижение.

4. Организация урока (своевременность начала и окончания урока, готовность учеников, оборудования и кабинета к уроку).

5. Обоснованность выбора типа урока, его структуры и содержания.

6. Эффективность используемых методов и приемов обучения. Методы изучения нового материала, закрепления, контроля, оценки знаний.

7. Наглядность на уроке. Использование ТСО, компьютера.

8. Деятельность учащихся (подготовка к уроку, активность, продуктивность, самостоятельная работа, дисциплина, интерес к уроку, отношение к учителю, культура труда и речи).

9. Деятельность учителя (умение владеть классом, организовать его работу, индивидуальный подход к учащимся, педагогический такт, выдержка, культура речи, дикция. Ритм изложения, находчивость, юмор, мимика, жестикуляция, внешний вид).

Результаты урока (достижение цели, выполнение плана, замечания и пожелания).

Методическая рефлексия

Наши рекомендации