Собеседование по дополнительным вопросам.
В билете два вопроса. Первый вопрос формулируется по историко-литературному материалу курса и содержит программу ответа.
Список экзаменационных вопросов:
1. Культурно-исторический фон литературы рубежа веков: прогресс, буржуазная демократия и империализм. Философские, исторические, научные концепции эпохи (Фридрих Ницше, Зигмунд Фрейд, Освальд Шпенглер). Важнейшие литературные направления рубежа веков и их представители.
2. Основные черты духовной ситуации в Европе рубежа веков. Рихард Вагнер и его значение. «Декадентство» как историко-литературное и культурологическое понятие. Основные черты искусства декаданса. Важнейшие представители и тексты декаданса.
3. Культурно-философский контекст формирования натурализма в европейских литературах. Отличия натурализма как художественно-философской системы от классического реализма XIX века. Научные основы натурализма. Представители натурализма. Сходное и несходное в эстетических концепциях братьев Гонкур («Жермини Ласерте») и Эмиля Золя.
4. Особенности развития литературы Великобритании 1870–1910-х годов. Основные черты викторианской культуры как социально-исторического феномена. Литературное значение викторианства. Социально-культурный тип викторианского джентльмена и его литературное воплощение. Образ и оценка викторианской культуры в литературе рубежа веков. Наследие викторианства в современной литературе.
5. Хенрик Ибсен. Эстетические принципы, этапы творчества. Важнейшие темы и идеи Ибсена. Ибсен – реформатор западноевропейской драмы. Психологизм, реализм и символика пьес Ибсена, их антибуржуазный пафос, индивидуалистические тенденции. Структура конфликта, характер диалога, роль детали в драмах Ибсена. Образ героя-идеалиста.
6. Символизм как эстетическая концепция. Представители и важнейшие тексты символизма в европейских литературах. Философские основы поэтической практики Малларме и приемы построения образа. Особенности символизма в драматургии: внешнее и внутреннее действие, характер диалогов.
7. Проблема неоромантизма в литературе конца XIX – начала ХХ века. Тексты и авторы. Неоромантизм и викторианская культура. Неоромантизм и идеология империализма. Проблема зла («сердца тьмы»), испытание культуры и испытание человека в произведениях писателей-«неоромантиков». Романтическое и антиромантическое в неоромантизме.
8. Культурно-исторический контекст формирования эстетических установок модернизма. Философское, культурологическое и историко-литературное содержание понятия. Основные черты эстетической концепции модернизма.
9. Марсель Пруст. Замысел и построение книги «В поисках утраченного времени». Основные мотивы. Соотношение реальности, памяти и художественного творчества. Традиции биографического и психологического романа. Концепция личности в романе Пруста.
10. Джеймс Джойс. Основные черты судьбы, личного и творческого облика писателя. Становление творческого метода Джойса в романе «Портрет художника в юности». Замысел и построение романа «Улисс». «Поток сознания» и «поток жизни». Система кодов «Улисса». Значение гомеровских параллелей. Проблема авторской точки зрения и интерпретации романа.
11. Франц Кафка. Судьба и творчество. Темы отчуждения и свободы, вины и ответственности, искусства в произведениях Кафки. Образ действительности, герой, авторская позиция
12. Творчество Томаса Манна, его идейные и эстетические основы. Важнейшие произведения. Бюргерская культура в романе «Будденброки». Образ Густава Ашенбаха в новелле «Смерть в Венеции» и духовный мир декаданса.
13. Творчество Германа Гессе, его идейные и эстетические основы. Природа и культура в романе «Степной волк». Структура человеческого Я в изображении Гессе. Гессе и философско-эстетическая концепция модернизма. Проблема «интеллектуального романа».
14. Джордж Бернард Шоу. Отношение Шоу к идеологическим тенденциям его времени. Фабианство Шоу. «Неприятные пьесы»: идеи и поэтика. Образ доктора Хиггинса в комедии «Пигмалион». Идейная структура пьесы, основные смысловые оппозиции. Тема любви в комедии. Смысл финала.
15. Авангардистские течения в европейских литературах рубежа веков. Культурно-исторические и философские основы авангардизма. Основные черты поэтики авангардизма. Авангардизм и модернизм: общее и различное. Задачи искусства в авангардистской эстетике. Авангардизм и культурная парадигма декаданса. Итальянский футуризм. Проблема экспрессионизма.
16. Литература «потерянного поколения». Факторы формирования. Становление духовного комплекса «потерянности» в сочинениях Д. Г. Лоуренса, Анри Барбюса. Идеи и эстетика «потерянного поколения» в творчестве Ремарка, Селина, Юнгера и др.
17. Своеобразие культурно-исторической ситуации в США в 1920–1940-е годы. Национальные традиции и европейские влияния в литературе периода. Значение творчества Шервуда Андерсона. «Потерянное поколение» в литературе США. Судьба и творчество Эрнеста Хемингуэя. Хемингуэй и «потерянное поколение». Хемингуэй-новеллист. Книга рассказов «В наше время». Основная проблематика, эстетические принципы, стиль. Этика хемингуэевского героя.
18. Творчество Уильяма Фолкнера.
19. Авангардистские течения в европейской литературе 1910–1930-х годов. Мировоззренческие основы, теория и практика дадаизма и сюрреализма.
20. Бертольд Брехт: литературная и общественная позиция. Брехт и «потерянное поколение». Брехт и коммунизм. Принципы эпического театра. Характеристика одной из пьес Бертольда Брехта. Материал, тема, приемы очуждения. Идеологическое и эстетическое содержание пьесы.
21. Творчество Жана Поля Сартра. Основные идеи и темы его произведений. Философское и художественное содержание творчества Сартра.
22. Альбер Камю: от «абсурда» к «бунту» (эволюция творчества). Важнейшие произведения Камю, их темы, проблемы, стиль.
23. Джером Дэвид Сэлинджер и его книга «Над пропастью во ржи».
24. Идеи и эстетика французского «нового романа» и конец модернизма. Становление концепции постмодернизма в литературе 1950–1970-х годов.
25. Владимир Набоков как американский писатель.
26. Сэмюэл Беккет. Основные черты творческого и жизненного пути, своеобразие положения в литературе. Важнейшие произведения, их жанры, темы, образы. Беккет и «театр абсурда».
27. Особенности развития литератур Латинской Америки ХХ века. Культурно-исторический фон, синтез традиций в латиноамериканском искусстве. Виднейшие представители латиноамериканской прозы.
28. Хорхе Луис Борхес. Философские и эстетические основы творчества. Соотношение рационального и иррационального, познаваемого и непознаваемого, реального и идеального в новеллистике Борхеса.
29. Габриэль Гарсия Маркес. Стиль, система образов, позиция повествователя в одном из романов. История и миф в творчестве Маркеса.
30. Основные черты современной литературной ситуации (1980–1990-е годы). «Постмодернизм», аспекты содержания понятия. Крупнейшие современные писатели.
Второй вопрос экзаменационного билета предполагает составление краткого комментария к фрагменту произведения из числа тех, которые включены в обязательный список. Студент должен: 1. Определить автора и произведение; 2. Охарактеризовать место фрагмента в сюжете и композиции произведения, объяснить, какие сюжетные линии завязываются, развиваются или разрешаются в нем, какие образные мотивы, важные для произведения в целом, в нем присутствуют; 3. Если возможно, указать, какие черты характера и личности героя (героев) проявляются в цитируемом фрагменте; 4. Охарактеризовать фрагмент в аспекте проявления в нем черт авторского стиля.
Ответ может включать контекстуальный и интертекстуальный комментарий. Контекстуальный комментарий объясняет исторические и культурные реалии, знание которых необходимо для адекватного понимания текста. Интертекстуальный комментарий выявляет и объясняет присутствующие во фрагменте литературные аллюзии.
Ответы на оба вопроса оцениваются отдельно. Оценка «отлично» за ответ дает 10 баллов, оценка «хорошо» - 7 баллов, оценка «удовлетворительно» – 3 балла. Баллы, полученные по результатам собеседования, прибавляются к тем, которые были получены в течение семестра и за итоговую контрольную работу.
Критерии оценки (балльно-рейтинговая система).
К зачету допускаются студенты, набравшие по результатам ТК не менее 26 баллов.
Для получения зачета необходимо набрать не менее 41 балла.
Критерии оценки по видам работ:
Виды работ | Максимальное количество баллов |
Посещение занятий | |
Контрольная работа по текстам 1 | |
Контрольная работа по текстам 2 | |
Доклад 1 | 10 (отлично – 15 б., хорошо – 10 б., удовлетворительно – 5 б.) |
Доклад 2 | |
Работа на практических занятиях | |
Итоговая контрольная работа | |
Собеседование по дополнительным вопросам | |
Список литературы по дисциплине «История зарубежной литературы ХХ века»
Основная учебная и справочная литература
Дэвис Норман. История Европы. М., 2006.
Зарубежная литература XX века: Учеб. пособие; Под ред. В.М. Толмачева. – М., 2003.
Зарубежная литература конца XIX – начала XX века: Учеб. пособие; Под ред. В.М. Толмачева. – М., 2003.
Зарубежная литература конца XIX – начала XX века: Учеб. пособие; Под ред. В.М. Толмачева. В 2-х т. М., 2007.
Зарубежная литература ХХ века: Учеб. / Под ред. Л. Г. Андреева. М., 1996.
История всемирной литературы : в 9 т. М., 1994. – Т. 8.
Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.
Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Основные произведения иностранной художественной литературы. Европа, Австралия, Америка: Лит.-биогр. справочник. М.; СПБ, 1997.
Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. М., 1997.
Сурова О.Ю. Человек в модернистской культуре // Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000 – 2000: Учеб. пособие / Под ред. Л.Г. Андреева. М., 2001.
Теория литературы: Учеб. пособие: В 2 т. / Под ред. Н. Д. Тамарченко. – Т. 2: Бройтман С. Н. Историческая поэтика. М., 2004.
Шервашидзе В. В. Западноевропейская литература ХХ века: учебное пособие. М., 2010.
Яценко В. М. История зарубежной литературы второй половины ХХ века: учебник. М., 2012.
Литература по темам дисциплины
Декаданскак мироощущение и как культурная эпоха. Основные черты искусства декаданса.
Читать из обязательного списка:
Томас Манн. Смерть в Венеции. Волшебная гора.
Читать дополнительно:
Шпенглер О. Закат Европы (Введение).
Оскар Уайльд. Портрет Дориана Грея.
Фридрих Ницше. Происхождение трагедии из духа музыки. Веселая наука. Сумерки кумиров.
Томас Манн. Будденброки.
Гюисманс Ж.К. Наоборот.
Хенрик Ибсен. Когда мы, мертвые, пробуждаемся.
Генрих Манн. Учитель Гнус.
Основная литература для самостоятельной работы:
Лосев А. Ф. Исторический смысл эстетического мировоззрения Рихарда Вагнера // Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
Сурова О.Ю. Человек в модернистской культуре // Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000 – 2000: Учеб. пособие / [Л.Г. Андреев, Г.К. Косиков, Н.Т. Пахсарьян и др.]; Под ред. Л.Г. Андреева. М., 2001.
Толмачев В.М. Рубеж XIX – XX веков как историко-литературное и культурологическое понятие // Зарубежная литература конца XIX – начала XX века: Учеб. пособие; Под ред. В.М. Толмачева. – М., 2003.
Дополнительная литература для самостоятельной работы:
Толмачев В. Декаданс: опыт культурологической характеристики // Вестн. МГУ. Сер. 9. Филология. М., 1991. № 5.
Цвейг С. Вчерашний мир. Воспоминания европейца // Цвейг С. Статьи, эссе. Вчерашний мир. Воспоминания европейца. М., 1987.
Модернизм. Культурно-исторический контекст формирования эстетических установок модернизма. Основные черты эстетической концепции модернизма.
Читать из обязательного списка:
Джеймс Джойс. Улисс (эпизоды 1, 2, 4, 11, 13, 15).
Марсель Пруст. В поисках утраченного времени.
Франц Кафка. Приговор. Превращение. В исправительной колонии.
Основная литература для самостоятельной работы:
Сурова О.Ю. Человек в модернистской культуре // Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000 – 2000: Учеб. пособие; Под ред. Л.Г. Андреева. М., 2001.
Толмачев В.М. Где искать ХХ век? // Зарубежная литература XX века: Учеб. пособие; Под ред. В.М. Толмачева. – М., 2003.
Эпштейн М.Н. От модернизма к постмодернизму: Диалектика гипер в культуре ХХ века // Новое литературное обозрение. 1995. №16.
Дополнительная литература для самостоятельной работы:
Бушманова Н.И. Английский модернизм. Ярославль, 1992.
Бушманова Н.И. Английский модернизм: Психологическая проза. Ярославль, 1993.
Дубин С.Б. Горизонты европейского авангарда // Зарубежная литература XX века: Учеб. пособие; Под ред. В.М. Толмачева. – М., 2003.
Дудова Л.В., Михальская Н.П., Трыков В.П. Модернизм в зарубежной литературе. Учеб. пособие. М., 1998.
Еремеев Л.А. Французский литературный модернизм. Киев., 1991.
История всемирной литературы. В 9 т. М., 1994. Т. 8.
Авангардизм и культурная парадигма декаданса. Авангардизм и модернизм: общее и различное. Задачи искусства в авангардистской эстетике. Основные черты поэтики авангардизма.
Читать из обязательного списка:
Артюр Рембо. Озарения.
Читать дополнительно:
Альфред Жарри. Король Убю.
Маринетти Ф. Первый манифест футуризма. Технический манифест футуристической литературы // Называть вещи своими именами: Прогр. выступления мастеров запад.-европ. лит. ХХ в. Сост., предисл., общ. ред. Л.Г. Андреева. М.: Прогресс, 1986.
Основная литература для самостоятельной работы:
Дубин С.Б. Горизонты европейского авангарда // Зарубежная литература XX века: Учеб. пособие; Под ред. В.М. Толмачева. – М., 2003.
Лосев А. Ф. Исторический смысл эстетического мировоззрения Рихарда Вагнера // Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
Сурова О.Ю. Человек в модернистской культуре // Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000 – 2000: Учеб. пособие; Под ред. Л.Г. Андреева. М., 2001.
Толмачев В.М. Где искать ХХ век? // Зарубежная литература XX века: Учеб. пособие; Под ред. В.М. Толмачева. – М., 2003.
Толмачев В.М. Рубеж XIX – XX веков как историко-литературное и культурологическое понятие // Зарубежная литература конца XIX – начала XX века: Учеб. пособие; Под ред. В.М. Толмачева. – М., 2003.
Эпштейн М.Н. Искусство авангарда и религиозное сознание // Новый мир. 1989. № 12.
Эпштейн М.Н. От модернизма к постмодернизму: Диалектика гипер в культуре ХХ века // Новое литературное обозрение. 1995. №16.
Дополнительная литература для самостоятельной работы:
Андреев Л.Г. Французская поэзия конца XIX – начала ХХ века // Зарубежная литература ХХ века: Учеб. / Под ред. Л. Г. Андреева. М., 1996.
Белая Г. Авангард как богоборчество // Вопросы лит., 1992. № 3.
Генис А. Треугольник (Авангард, соцреализм, постмодернизм) // ИЛ, 1994, №10.
Гугнин А.А. Экспрессионизм в Германии и Австрии // Зарубежная литература XX века: Учеб. пособие; Под ред. В.М. Толмачева. – М., 2003.
Зиновьева А.Ю. Р.М. Рильке и немецкая поэзия рубежа XIX – XX веков // Зарубежная литература конца XIX – начала XX века: Учеб. пособие; Под ред. В.М. Толмачева. – М., 2003.
История всемирной литературы. В 9 т. М., 1994. Т. 8. (Из раздела второго «Литературы Западной Европы»: глава первая «Французская литература»: § 1. Основные тенденции литературного развития на рубеже веков [Н.Ф. Ржевская, Ф.С. Наркирьер]; § 5. Поэзия [С.И. Великовский]; глава вторая «Итальянская литература» [З.М. Потапова]: § 5. Футуризм; глава седьмая «Немецкая литература» [Н.С. Павлова, М.С. Юрьева]: § 3. Ведекинд. § 4. Экспрессионизм.)
Павлова Н.С. Экспрессионизм // Зарубежная литература ХХ века: Учеб. / Под ред. Л. Г. Андреева. М., 1996.
Чекалов К.А. Габриэле д’Аннунцио и итальянская литература «конца века» // Зарубежная литература конца XIX – начала XX века: Учеб. пособие; Под ред. В.М. Толмачева. – М., 2003.
Шапир М.И. Эстетический опыт ХХ века: авангард и постмодерн // Philologica. M.; L., 1995. Т. 2. №3/4.
Натурализм. Философские и научные основы натурализма. Отличия натурализма как художественно-философской системы от классического реализма XIX века. Эдмон Гонкур, Жюль Гонкур. Важнейшие черты художественной манеры братьев Гонкур в романе «Жермини Ласерте». Сходное и несходное в эстетических концепциях братьев Гонкур («Жермини Ласерте») и Эмиля Золя. Эмиля Золя. Опыт применения идей социального и биологического детерминизма в романе Золя «Тереза Ракен». Замысел и композиция романного цикла Эмиля Золя «Ругон-Маккары».
Читать из обязательного списка:
Эдмон Гонкур, Жюль Гонкур. Жермини Ласерте.
Эмиль Золя. Тереза Ракен.
Читать дополнительно:
Эмиль Золя. Жерминаль (или другие романы из цикла «Ругон-Маккары»).
Хенрик Ибсен. Привидения.
Август Стриндберг. Фрёкен Юлия.
Основная литература для самостоятельной работы:
Ауэрбах Э. Мимесис: Изображение действительности в западноевропейской литературе. М., 1976.
Божович В. И. Традиции и взаимодействие искусств: Франция, конец XIX – начало ХХ века. М., 1987.
Гинзбург Л.Я. Литература в поисках реальности // Гинзбург Л.Я. Литература в поисках реальности. Л.: СП, 1987.
Иванов Д.А., Рыбина П.Ю. Новая драма // Зарубежная литература конца XIX – начала XX века: Учеб. пособие; Под ред. В.М. Толмачева. – М., 2003.
Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Толмачев В.М. Натурализм во Франции и творчество Эмиля Золя // Зарубежная литература конца XIX – начала XX века: Учеб. пособие; Под ред. В.М. Толмачева. – М., 2003.
Дополнительная литература для самостоятельной работы:
Брандес Г. Литературные характеристики: Французские писатели // Брандес Г. Собр. соч. / Изд. 2-е. СПб., б.г. Т. 13.
Затонский Д.В. Искусство романа и ХХ век. М., 1994.
Лансон Г. Историяфранцузской литературы. Современная эпоха. М., 1909.
Лосев А.Ф. Реализм, натурализм и позитивизм // Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. М., 1994.
Лосев А.Ф. Реализм, натурализм и позитивизм // Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. М., 1994.
Миловидов В. Поэтика натурализма. Тверь, 1996.
Толмачев М.В. Мир Гонкуров // Гонкур Э., Гонкур Ж. Жермини Ласерте. М., 1990.
Шор В. Братья Гонкуры: их эстетика и романы // Гонкур Э., Гонкур Ж. Жермини Ласерте. М., 1972.
Мопассан.Мифы, реальность и ирония в новелле Мопассана «Пышка». Мифы, реальность и ирония в новелле Мопассана «Заведение Телье». Образ Жоржа Дюруа в романе Мопассана «Милый друг» и проблема отношения автора к герою.
Читать из обязательного списка:
Ги де Мопассан. Пышка.
Читать дополнительно:
Ги де Мопассан. Милый друг. Заведение Телье. Папа Симона. Плетельщица стульев. Ожерелье. Порт (В порту). Орля.
Основная литература для самостоятельной работы:
Божович В.И. Традиции и взаимодействие искусств: Франция, конец XIX – начало ХХ века. М., 1987.
Толмачев В.М. Натурализм во Франции и творчество Эмиля Золя // Зарубежная литература конца XIX – начала XX века: Учеб. пособие; Под ред. В.М. Толмачева. – М., 2003.
Толстой Л. Предисловие к соч. Гюи де Мопассана // Толстой Л. Что такое искусство? М., 1985; или: Толстой Л. Н. Собрание сочинений. В 22 т. М., 1983. Т. 15. Статьи о литературе и искусстве.
Дополнительная литература для самостоятельной работы:
Брандес Г. Литературные характеристики: Французские писатели // Брандес Г. Собр. соч. / Изд. 2-е. СПб., б.г. Т. 13. Флобер, Гонкуры, Золя, Мопассан, поэзия.
Лану А. Мопассан. М., 1971.
Моруа А. Мопассан // Моруа А. От Монтеня до Арагона. М., 1983.
Розанов В. В. Один из певцов «вечной весны» (Мопассан) // Розанов В. В. О писательстве и писателях. М., 1995.
Татаринов В. Безумный зов плоти // Мопассан Ги де. Милый друг. М., 2001.
Франс А. Мопассан и французские рассказчики // Франс А. Собр. соч. В 8 т. Т. 8. М., 1960.
Викторианское общество и литература. Основные черты викторианской культуры как социально-исторического феномена. Социально-культурный тип викторианского джентльмена и его литературное воплощение. Томас Гарди. Критика викторианской культуры в романе Томаса Гарди “Тэсс из рода д'Эрбервиллей”. “Тэсс из рода д'Эрбервиллей” Томаса Гарди как роман-трагедия. Генри Джеймс.Викторианская культура в произведениях Генри Джеймса: образ и оценка. Важнейшие приемы повествования в новеллистике Генри Джеймса. Проблема достоверности рассказа в новеллистике Генри Джеймса. Понятие «точка зрения». Смысл оппозиции «джентльмен – неджентльмен» в новеллах Генри Джеймса. Оскар Уайльд: поэтика парадокса. Оскар Уайльд, «Как важно быть серьезным». Условное и реальное в характерах и действии пьесы. Оскар Уайльд, «Идеальный муж»: комедия интриги, комедия характеров или «драма идей»? Место книги Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» в культуре европейского декаданса. Спор о красоте и искусстве в романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея».
Читать из обязательного списка:
Томас Гарди. Тэсс из рода д’Эрбервиллей.
Генри Джеймс. Дэзи Миллер.
Оскар Уайльд. Идеальный муж.
Читать дополнительно:
Генри Джеймс. Поворот винта. Веселый уголок.
Оскар Уайльд. Портрет Дориана Грея. Как важно быть серьезным.
Основная литература для самостоятельной работы:
Викторианская культура: Современный взгляд // НЛО, 2004, № 70 (Алябьева Л. Дискуссии о женщине и спорте в викторианской Англии. Праш Т. Весь мир в одном городе: Лондон в 1851 году. Бьюмонт М. Мир как универсальный магазин: Утопия и политика потребления в конце XIX века. Карпенко Л. «Очарованность ужасным»: притягательный мир викторианского паноптикума. Вайнштейн О. Зрительные игры XIX века: оптика английского денди. Алябьева Л. Викторианская Англия в Интернете).
Берштейн Е. Русский миф об Оскаре Уайльде // Эротизм без берегов: Сб. М., 2004.
Демурова Н. Томас Гарди, прозаик и поэт // Гарди Т. Избр. произв. В 3 т. М., 1989. Т. 1.
Елистратова А. Предисл. // Джеймс Г. Повести и рассказы. М.: ХЛ, 1973.
Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1987.
Палья К. Личины сексуальности. Екатеринбург, 2006 (Гл. 20. Прекрасный мальчик-разрушитель: «Портрет Дориана Грея». Гл. 21. Английский эпицен: «Как важно быть серьезным» Уайльда).
Попова И.Ю. Английский роман: от Т. Харди до Д.Г. Лоренса // Зарубежная литература конца XIX – начала XX века: Учеб. пособие; Под ред. В.М. Толмачева. – М., 2003.
Селитрина Т.Л. Генри Джеймс и проблемы английского романа, 1880 – 1890. Свердловск, 1989.
Соловьева Н.А. От викторианства к ХХ веку // Зарубежная литература ХХ века: Учеб. / Под ред. Л. Г. Андреева. М., 1996.
Сурова О.Ю. Оскар Уайльд и символизм в Англии // Зарубежная литература конца XIX – начала XX века: Учеб. пособие; Под ред. В.М. Толмачева. – М., 2003.
Толмачев В.М. Американский роман: от Джеймса к Драйзеру // Зарубежная литература конца XIX – начала XX века: Учеб. пособие; Под ред. В.М. Толмачева. – М., 2003.
Чуковский К. И. Оскар Уайльд // Чуковский К. И. Люди и книги. М., 1960.
Шестаков Д. П. Парадоксалисты // Театр. 1977. № 3.
Дополнительная литература для самостоятельной работы:
Аникин Г. В. Эстетика Джона Рескина и английская литература XIX века. М., 1986.
Аникст А. А. Оскар Уайльд // Оскар Уайльд. Избранные произведения: В 2 т. М., 1960. Т. 1; или: Оскар Уайльд. Пьесы. М., 1960.
Борхес Х.Л. Об Оскаре Уайльде // Борхес Х.Л. Собр. соч. В 4 т. СПБ, 2005. Т. 2.
Бэлза И. Оскар Уайльд // Оскар Уайльд. Избранное. М., 1989.
Вайнштейн О. Денди: мода, литература, стиль. НЛО, 2005.
Елистратова А.А. Вильям Дин Гоуэлс и Генри Джеймс: К вопросу об их роли в развитии критич. реализма в литературе США // Проблемы истории литературы США. М., 1964. С. 205 – 286.
Зверев А.М. Джеймс. Пора зрелости // Джеймс Г. Послы. М., 2000.
Каули М. Два Генри Джеймса // Каули М. Дом со многими окнами. М., 1973.
Лапина Е. В. Философия дендизма в английской литературе XIX века (Дизраэли, Байрон, Уайльд) // Традиции и взаимодействия в зарубежных литературах. Пермь, 1999.
Мориак Ф. Что дал роману Фрейд? Заметки на полях «Бостонок» // Мориак Ф. Не покоряться ночи. М., 1986.
Палья Камилла. Личины сексуальности. Екатеринбург, 2006 (гл. 23. Американские декаденты: Эмерсон, Уитмен, Джеймс).
Парандовский Я. Король жизни // Парандовский Я. Алхимия слова. М., 1990.
Сноу Ч.П. Портреты и размышления. М., 1985.
Соколянский М. Г. Оскар Уайльд: Очерк творчества. Киев; Одесса, 1990.
Стрэчи Л. Королева Виктория. Изд-во «Феникс», 1999.
Сурова О.Ю. Оскар Уайльд и символизм в Англии // Зарубежная литература конца XIX – начала XX века: Учеб. пособие; Под ред. В.М. Толмачева. – М., 2003.
Урнов Д.М. Англо-американский вариант (к проблеме определений) // Контекст – 1985. М., 1986.
Урнов М. В. Оскар Уайльд // Урнов М. В. На рубеже веков. М., 1970.
Урнов М.В. Вехи традиции в английской литературе. М., 1986.
Урнов М.В. Оскар Уайльд и его творчество // Уайльд О. Избр. произведения: В 2 т. М., 1979. Т. 1.
Фаулз Дж. АнглияТомаса Харди // Фаулз Дж. Кротовые норы. М., 2002.
Цвейг С. Вчерашний мир. Воспоминания европейца // Цвейг С. Статьи, эссе. Вчерашний мир. Воспоминания европейца. М., 1987.
Шерешевская М.А. Генри Джеймс и его роман «Женский портрет» // Генри Джеймс. Женский портрет. М., 1984.
Эллман Р. Оскар Уайльд. М., 2000.
Хенрик Ибсен. Структура конфликта в драмах Ибсена. Роль детали в художественном мире Ибсена. Образ героя-идеалиста в драматургии Ибсена. Приемы создания бытового фона в пьесах Ибсена. Ибсен и эстетическая концепция символизма. Символические образы в драмах Ибсена. Характер диалога в драмах Ибсена. Искусство и жизнь в пьесе Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся».
Читать из обязательного списка:
Хенрик Ибсен. Кукольный дом.
Читать дополнительно:
Хенрик Ибсен. Враг народа. Дикая утка. Когда мы, мертвые, пробуждаемся.
Основная литература для самостоятельной работы:
Берковский Н. Я. Ибсен // Берковский Н. Я. Статьи о литературе. М.; Л., 1962.
Иванов Д.А., Рыбина П.Ю. Новая драма // Зарубежная литература конца XIX – начала XX века: Учеб. пособие; Под ред. В.М. Толмачева. – М., 2003.
Сергеев А. В. Западноевропейская «новая драма» // Зарубежная литература ХХ века: Учеб. / Под ред. Л. Г. Андреева. М., 1996.
Дополнительная литература для самостоятельной работы:
Адмони В. Г. Генрик Ибсен: Очерк творчества. Л., 1989.
Анненский И. Бранд-Ибсен // Анненский И. Книги отражений. М., 1979.
Белый А. Символический театр. Кризис сознания и Генрик Ибсен // Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма. М., 1994. Т. 2.
Мережковский Д. Ибсен // Мережковский Д. Вечные спутники. М., 1995.
Хейбьерг Х. Генрик Ибсен. М., 1975.
Храповицкая Г.Н. Ибсен и западноевропейская драма его времени. М., 1979.
Шоу Б. Квинтэссенция ибсенизма // Шоу Б. О драме и театре. М., 1963.
Поль Верлен. Содержание поэтической революции Поля Верлена. Смысл названия книги Поля Верлена «Песни без слов».Артюр Рембо: замысел «Озарений». Основные различия эстетических принципов Поля Верлена и Артюра Рембо.
Читать из обязательного списка:
Поль Верлен. Песни без слов.
Артюр Рембо. Стихотворения. Озарения.
Читать дополнительно:
Читать:
Поль Верлен. Сатурнические стихотворения. Галантные празднества.
Артюр Рембо. Сезон в аду.
Основная литература для самостоятельной работы:
Андреев Л.Г. Французская поэзия конца XIX – начала ХХ века// Зарубежная литература ХХ века: Учеб. / Под ред. Л. Г. Андреева. М., 1996.
Божович В. И. Традиции и взаимодействие искусств: Франция, конец XIX – начало ХХ века. М., 1987. (Гл. «Поэзия зримого и незримого». С. 100–136.)
Косиков Г. К. Два пути французского постромантизма // Поэзия французского символизма. М., 1994.
Косиков Г. К. Символизм во французской и бельгийской поэзии // Зарубежная литература конца XIX – начала XX века: Учеб. пособие; Под ред. В.М. Толмачева. – М., 2003.
Мурашкинцева Е.Д. Верлен и Рембо. М., 2001.
Пастернак Б. Л. Поль-Мари Верлен. // Пастернак Б. Л. Собрание сочинений: В 5 т. М., 1991. Т. 4; или: Пастернак Б. Л. Воздушные пути. М., 1982.
Теория литературы: Учеб. пособие: В 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. – Т. 2: Бройтман С.Н. Историческая поэтика. М., 2004. С. 267 – 287.
Эткинд Е. Г. Поль-Мари Верлен // Верлен П. М. Лирика. М., 1969.
Дополнительная литература для самостоятельной работы:
Андреев Л. Г. Феномен Рембо // Рембо А. Произведения. М., 1988.
Балашов Н. И. Рембо и связь двух веков поэзии // Рембо А. Стихи. М., 1982.
Валери П. Вийон и Верлен. Проходящий Верлен // Валери П. Рождение Венеры. СПБ., 2000.
Великовский С. И. В скрещенье лучей. Групповой портрет с Полем Элюаром. М., 1987.
Волошин М. Поль Верлен // Волошин М. Лики творчества. Л., 1988.
Грачев Р. Поль Верлен // Писатели Франции. М., 1964.
Карре Ж. М. Жизнь и приключения Жана-Артюра Рембо. СПб., 1994.
Миллер Г. Время убийц // ИЛ. 1992. № 10. Отд. изд.: Миллер Г. Время убийц. М., 2002.
Франс А. Поль Верлен. Поль Верлен, «Мои больницы» // Франс А.
Символизм. Культурно-исторические и философские основы символизма. Символизм как эстетическая концепция. Философские основы поэтической практики Малларме. Поэтическая техника Малларме: приемы построения образа. Действие в драматургии Метерлинка: «подводное течение». Принципы построения диалога в драматургии Метерлинка. Поэтика и символика финалов в драмах Метерлинка.
Читать из обязательного списка:
Морис Метерлинк. Непрошеная.
Читать дополнительно:
Стефан Малларме. Стихотворения.
Морис Метерлинк. Слепые. Там, внутри. Смерть Тентажиля.
Хенрик Ибсен. Когда мы, мертвые, пробуждаемся.
Основная литература для самостоятельной работы:
Божович В.И. Традиции и взаимодействие искусств: Франция, конец XIX – начало ХХ века. М., 1987.
Гинзбург Л. Я. О лирике. М.; Л., 1964. (Гл. «Наследие и открытия». С. 255–267.)
Зенкин С. Пророчество о культуре (творчество С. Малларме) // Малларме С. Сочинения в стихах и прозе. М., 1995.
Зиновьева А.Ю., Рыбина П.Ю. Драматургия символизма и творчество Мориса Метерлинка // Зарубежная литература конца XIX – начала XX века: Учеб. пособие; Под ред. В.М. Толмачева. – М., 2003.
Косиков Г. К. Два пути французского постромантизма // Поэзия французского символизма. М., 1994.
Сергеев А. В. Западноевропейская «новая драма» // Зарубежная литература ХХ века: Учеб. / Под ред. Л. Г. Андреева. М., 1996.
Дополнительная литература для самостоятельной работы:
Андреев Л. Г. О двух знаменитых бельгийцах // Верхарн Э. Стихотворения. Зори. Метерлинк М. Пьесы. М., 1972.
Андреев Л. Г. Сто лет бельгийской литературы. М., 1967.
Андреев Л.Г. Импрессионизм. М., 1980.
Бачелис Т.И. Заметки о символизме. М., 1998.
Белый А. Символизм как миропонимание. Символизм. // Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма. М., 1994. Т. 2.
Бердяев Н.А. Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные и литературные. М.: Канон+, 2002. К философии трагедии (Морис Метерлинк).
Блок А.А. Собр. соч. Т. 10. Литературная критика. 1903 – 1921. Л., 1935. О драме (Метерлинк).
Валери П. Письмо о Малларме. Я говорил порой Стефану Малларме… // Валери П. Об искусстве. М., 1993.
Валери П. Стефан Малларме. Последний визит к Малларме. Малларме // Валери П. Рождение Венеры. СПБ., 2000.
Великовский С. И. В скрещенье лучей. Групповой портрет с Полем Элюаром. М., 1987.
Голенищев-Кутузов И.Н. Романские литературы. М., 1975. Символизм.
Зингерман Б.И. Очерки истории драмы ХХ в. М., 1979.
Иванов Вяч. Две стихии в современном символизме. Заветы символизма. Мысли о символизме // Иванов Вяч. Родное и вселенское. М., 1994.
Кассу Ж. и др. Энциклопедия символизма. М., 1998.
Корецкая И.В. Импрессионизм в поэзии и эстетике символизма // Литературно-эстетические концепции в России конца XIX – начала ХХ в. М., 1975.
Косиков Г. К. Символизм во французской и бельгийской поэзии // Зарубежная литература конца XIX – начала XX века: Учеб. пособие; Под ред. В.М. Толмачева. – М., 2003.
Крючкова В. А. Символизм в изобразительном искусстве. М., 1994.
Лосев А. Ф. Логика символа // Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1977.
Минц З.Г. Поэтика символизма. СПб, 2000.
Пастернак Б. Символизм и бессмертие // Пастернак Б. Собр. соч. В 5 т. М., 1991. Т. 4.
Сартр Ж.П. Ситуации. М., 1998.
Свасьян К.А. Голоса безмолвия. Ереван, 1984.
Свасьян К.А. Проблема символа в современной философии. Ереван, 1980.
Теория литературы: Учеб. пособие: В 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. – Т. 2: Бройтман С.Н. Историческая поэтика. М., 2004. С. 267 – 287.
Тишунина Н.В. Театр У.Б. Йейтса и проблемы развития западноевропейского символизма. СПБ, 1994.
Толмачев В.М. Типология символизма // Зарубежная литература конца XIX – начала XX века: Учеб. пособие; Под ред. В.М. Толмачева. – М., 2003.
Французский символизм. Драматургия и театр / Сост. В. Максимова. СПб, 2000.
Шкунаева И.Д. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней. М., 1973.
Эткинд Е. Г. Морис Метерлинк // Иностр. лит. 1962. № 8; История западноевропейского театра. М., 1970. Т. 5; Морис Метерлинк. Пьесы. М., 1968.
Фридрих Ницше. Концепция искусства в творчестве Ницше. Тема аполлонического и дионисийского в философии и эстетике Ницше.
Читать:
Фридрих Ницше. Происхождение трагедии из духа музыки. Веселая наука. Сумерки кумиров.
Основная литература для самостоятельной работы:
Манн Т. Философия Ницше в свете нашего опыта // Манн Т. Собр. соч. М., 1961. Т. Х.
Сурова О.Ю. Человек в модернистской культуре // Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000 – 2000: Учеб. пособие; Под ред. Л.Г. Андреева. М., 2001.
Дополнительная литература для самостоятельной работы:
Аствацуров А. Три великие книги Фридриха Ницше // Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. СПБ., 1993.
Афасижев М.Н. Критика буржуазных концепций художественного творчества. М., 1984.
Верцман И.Е. Проблемы художественного познания. М., 1967.
Гайдукова Т.Г. У истоков. М., 1995.
Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия: Проблемы нравственной философии. М., 1982.
Иванов Вяч. Маяковский, Ницше и Аполлинер // Иванов В.В. Избр.труды по семиотике и истории культуры. М., 2000. Т. 2.
Кропотов С.Л. Экономика текста в неклассической философии искусства Ницше, Батая, Фуко, Деррида. Екатеринбург, 1999.
Ман П. де. Аллегории чтения: Фигуральный язык Руссо, Ницше, Рильке и Пруста. Изд-во Урал. ун-та, 1999.
Франк С. Ницше и этика «любви к дальнему» // Франк С. Соч. М., 1990.
Цвейг С. Ницше // Цвейг С. Собр. соч. В 10 т. М., 1992. Т. 5.
Шестов Л. Достоевский и Ницше. СПБ., 1909.
Ясперс К. Ницше и христианство. М., 1994.
Английская литература рубежа веков и проблема неоромантизма.Проблема неоромантизма в литературе конца XIX – начала ХХ века. Стивенсон и викторианская культура. Образ художника в новелле Р.Л. Стивенсона «Ночлег Франсуа Вийона» в контексте культуры декаданса. Способы создания атмосферы ужасного в новелле Р.Л. Стивенсона “История Джекила и Хайда”. Проблема зла в произведениях Р.Л. Стивенсона.Джозеф Конрад.Романтическое и антиромантическое в прозе Конрада. Ис