Защита интеллектуальных прав

Каким бы совершенным ни было законодательство об интеллектуальной собственности, оно оказывается простой декларацией, если не обеспечена защита этих прав. После крушения Российской империи охрана прав человека на результаты его интеллектуальной деятельности никогда не была приоритетной целью и задачей государства. Если авторы и получали какое-то подобие прав на результаты своей интеллектуальной деятельности, то это делалось в основном в политических и экономических интересах государства. Во многих случаях государство объявляло себя собственником результатов интеллектуальной деятельности своих граждан. Несмотря на присоединение в 1965 г. к Парижской конвенции по охране промышленной собственности и в 1973 г. - к Всемирной конвенции об авторском праве, основным нарушителем прав на интеллектуальную собственность продолжало оставаться государство. Тоталитаризм проявлялся не только в подавлении свободомыслия и самовыражения, но и в репрессивных действиях в тех случаях, когда кто-либо пытался заявить о правах на результаты своей интеллектуальной деятельности. Пресекались также попытки лиц использовать результаты интеллектуальной деятельности, которые, по существу, национализировало государство. В таких условиях практически не было случаев, когда кто-то мог воспользоваться результатами "государственной" интеллектуальной собственности. Государство не допускало конкуренции в присвоении результатов интеллектуальной деятельности, и ни о каком массовом нарушении прав интеллектуальной собственности не могло быть и речи.

Развал СССР привел к разворовыванию всего, что было создано интеллектуальными и созидательными усилиями народа. Эти годы характеризовались не только переделом собственности, но и изъятием ее у государства и граждан. Обворовывание государства и его граждан коснулось и интеллектуальной собственности, в результате чего нарушение прав интеллектуальной собственности перешло в своей существенной части от государства к частным лицам. Несмотря на многочисленные декларации о защите прав человека, защите его интеллектуальной собственности, в настоящее время уровень нарушений исключительного права интеллектуальной собственности не только не уменьшается, но и продолжает расти.

Нарушения прав интеллектуальной собственности процветают не только на постсоветском пространстве. Наибольший объем нарушений прав интеллектуальной собственности в большинстве стран приходится на компьютерные программы, аудиовизуальные произведения, фонограммы, книги, маркетинговые обозначения.

Нарушение прав интеллектуальной собственности - это очень давнее общественное явление, ставшее массовым после изобретения в 1440 г. И. Гуттенбергом книгопечатания и возникновения полиграфической промышленности. Впоследствии меры охраны объектов интеллектуальной собственности были введены в национальное законодательство и международные договоры.

Парижская конвенция содержит ряд положений о защите прав на объекты промышленной собственности. В ст. 9 установлено, что на любой продукт, незаконно снабженный товарным знаком или фирменным наименованием, налагается арест при ввозе в те страны Союза, в которых этот знак или фирменное наименование имеют право на законную охрану. Кроме того, арест налагается в стране, где была осуществлена незаконная маркировка, или в странах, куда был ввезен продукт. Органы власти не обязаны налагать арест в случае провоза продуктов транзитом. Если законодательство страны не допускает наложения ареста при ввозе, арест заменяется запрещением ввоза или арестом внутри страны. Эти же положения применяются в случае использования ложных указаний о происхождении товаров или подлинности их производителя. Страны Парижского союза обязуются обеспечить гражданам других стран законные средства для эффективного пресечения вышеупомянутых действий, т.е. ввоза товаров, незаконно снабженных товарным знаком, фирменным наименованием или указанием их происхождения. В отношении товаров, в которых незаконно воплощены иные объекты промышленной собственности, Конвенция не содержит каких-либо указаний, т.е. не считает такие контрафактные товары распространенными.

Бернская конвенция содержит положения о защите авторского права. В частности, предусматривается арест копий музыкальных произведений, которые без разрешения правообладателя ввезены в другую страну (ст. 13), копий произведений, изготовленных с нарушением авторских прав, т.е. контрафактных экземпляров (ст. 16). Все члены Бернского союза обязуются принять необходимые меры для обеспечения прав на объекты авторского права (ст. 36). Аналогичная норма содержится в Римской конвенции, поэтому страны обязуются обеспечить права на объекты смежных прав (ст. 26).

Парижская и Бернская конвенции содержат следующее общее положение: "Каждая страна, являющаяся участницей настоящей Конвенции, обязуется принять в соответствии со своей Конституцией необходимые меры для обеспечения применения настоящей Конвенции"*(316).

Наличие подобных деклараций о защите прав интеллектуальной собственности не устраивало США и их союзников, которые считали, что все иные страны используют их интеллектуальную собственность и не принимают необходимых мер для защиты их прав. Не сумев изменить Бернскую и Парижскую конвенции в своих целях, США и их союзники попытались это сделать с помощью Соглашения ТРИПС. Появление этого Соглашения привело к трениям между ВТО и ВОИС, которые удалось в некоторой мере устранить принятием специального соглашения по сотрудничеству*(317).

Принятие Соглашения ТРИПС преследовало особую цель. Дело в том, что в большинстве стран существует законодательство в сфере интеллектуальной собственности, соответствующее основным международным договорам, действует судебная система, с помощью которой зарубежные лица могут защищать свои права в суде. Однако именно это обстоятельство не устраивает зарубежных правообладателей экономически развитых стран, поскольку защита своих прав в суде требует значительных издержек и не гарантирует нужного результата, поэтому "иностранный элемент" и старается все свои издержки переложить на государство. Основное предназначение Соглашения ТРИПС - превратить частное право интеллектуальной собственности в публичное право и заставить государство административными и иными методами обеспечивать интересы западных правообладателей.

Попытка такого превращения частного права в публичное делается в Соглашении ТРИПС с помощью мер по обеспечению (enforcement) интеллектуальной собственности. Причем под обеспечением понимаются действия специально уполномоченных лиц exofficio (по должности), которые решают без суда, что произошло нарушение прав на интеллектуальную собственность, и принимают "эффективные и срочные меры" по их предотвращению. С помощью заокеанских и европейских "экспертов и специалистов" сложился ложный стереотип, что правоохранительные органы, а не суд, должны охранять интересы правообладателей. В странах с переходной экономикой такие "эффективные меры" могут осуществляться на основе Кодекса об административных правонарушениях и нескольких постановлений таможенных органов.

Поскольку страны с переходной экономикой стремятся в ВТО, то для них проблема обеспечения прав на интеллектуальную собственность оказывается особенно важной.

Наши рекомендации