Право на доведение до всеобщего сведения

В последние десятилетия появились иные технические возможности распространять объекты авторского права и смежных прав с помощью глобальных компьютерных сетей, прежде всего Интернета. Подобное распространение объектов стало называться доведением до всеобщего сведения, которое включает две стадии:

1) размещение объектов в цифровой форме в цифровой среде, т.е. на серверах, персональных компьютерах или иных электронных устройствах, являющихся элементами компьютерных сетей;

2) доступ к размещенным в компьютерной сети объектам любым пользователем компьютерной сети.

Первая фаза представляет собой воспроизведение объектов в электронном средстве, а вторая - индивидуальный доступ к размещенным в компьютерной сети объектам.

Право на доведение до общего сведения объектов авторского права и некоторых объектов смежных прав в компьютерных сетях введено в Договоре ВОИС по авторскому праву и в Договоре ВОИС по исполнениям и фонограммам.

Необходимость выработки новых норм права была вызвана тем, что Интернет стал представлять серьезную опасность для интересов правообладателей различных объектов авторского права и смежных прав. Интернет как цифровая среда представляет собой идеальное средство воспроизведения и распространения почти любых объектов авторского права и смежных прав. В результате в компьютерных сетях оказались размещенными огромные информационные ресурсы, в том числе охраняемые.

Доступ к информационным ресурсам представляет несомненное общественное благо, способствующее распространению знания и информации, однако многие ресурсы размещались в компьютерных сетях неправомерно. Применимость действующего законодательства осложнялась отсутствием государственных границ в компьютерных сетях. Вот почему в течение ряда лет эксперты пытались разработать нормы, которые могли стать действенными для охраны цифровых объектов, размещенных в цифровой среде.

В Договоре ВОИС по авторскому праву и Договоре ВОИС по исполнениям и фонограммам установлены далеко не совершенные правовые нормы. Дело не только в неуклюжих формулировках, но и в противоречивости принятых мер. Даже право доведения до всеобщего сведения было сформулировано в договорах по-разному: в Договоре ВОИС по авторскому праву оно оказалось частью права на сообщение до всеобщего сведения, а в Договоре ВОИС по исполнения и фонограммам - самостоятельным правом. Расширяя эти формулировки*(128), любым объектам авторского права и смежных прав, которые могут быть размещены в компьютерных сетях, можно дать такое определение.

Право на доведение объектов до всеобщего сведения - это исключительное право осуществлять или разрешать доступ к этим объектам по проводам или с помощью беспроводной связи таким образом, что представители публики могут его осуществлять из любого места и в любое время по их собственному выбору.

В данном праве главное заключается не в разрешении доступа к объектам в сети, а в их размещении в компьютерной сети. Для доступа не нужны разрешения, а для размещения охраняемых объектов в сети такие разрешения необходимы. Поэтому следует иметь в виду, что право на доведение до всеобщего сведения лишь подтверждает существование права на воспроизведение объектов в цифровой среде.

Следует подчеркнуть, что разрешение публике осуществлять доступ к объектам из любого места и в любое время по их собственному выбору является декларативным, поскольку для его реализации необходимо иметь технические и финансовые возможности доступа к компьютерной сети.

Между доведением до всеобщего сведения и сообщением для всеобщего сведения существует не только схожесть, но и принципиальные отличия.

Во-первых, право на сообщение для всеобщего сведения может иметь публичный характер, если прием передач организаций вещания или проигрывание фонограмм или иных объектов происходит публично, т.е. не в кругу семьи. Право на доведение до всеобщего сведения не имеет публичного характера и реализуется индивидуально даже не всегда в кругу семьи.

Во-вторых, в отличие от сообщения для всеобщего сведения доводить до всеобщего сведения можно любые объекты авторского права и смежных прав, даже трехмерные в голографической форме. Понятно, что для произведений искусства и архитектуры могут быть доведены до всеобщего сведения только изображения этих объектов.

В-третьих, в случае доведения до всеобщего сведения любой пользователь сам выбирает интересующий его объект из их множества. При сообщении до всеобщего сведения пользователь может выбирать только между передачами организаций вещания в выбранный момент времени. Ситуация радикально не изменяется в случае "вещания по запросу", поскольку и здесь выбор ограничен. Положение лучше при интернет-вещании, когда пользователь может выбирать из записей передач, размещенных в Интернете. Но это уже не сообщение для всеобщего сведения, а доведение до всеобщего сведения!

Доведение до всеобщего сведения является одной из форм распространения объектов авторского права и смежных прав не в форме вещественных товаров, а в виде цифровых объектов. Принято считать, что если объекты распространяются не в виде вещественных товаров, то исчерпание права на распространение не происходит. Например, считается, что право на сообщение для всеобщего сведения не подлежит исчерпанию.

Однако такой подход лишен смысла в компьютерных сетях. Непризнание исчерпания права на распространение объектов в цифровой форме означало бы, что пользователь, правомерно сохранив (download) на своем компьютере те или иные объекты, не мог бы иметь право на их дальнейшее распространение в той же форме. Однако именно такие действия часто разрешаются владельцами сайтов для распространения размещенных объектов.

Еще более абсурдная ситуация возникает, если охраняемый объект правомерно приобретен в компьютерной сети. В этом случае нет никаких оснований считать, что покупатель не имеет права продать, подарить, обменять этот объект в цифровой форме, т.е. ввести его в гражданский оборот.

Таким образом, право на доведение до всеобщего сведения в компьютерных сетях подлежит исчерпанию, как и право на распространение объектов, воплощенных в вещественных товарах.

Право на импорт

В ряде стран с переходной экономикой введено право на импорт в следующей форме.

Право на импорт - это право разрешать или запрещать импорт товаров, в которых воплощены объекты авторского права или смежных прав.

Право на импорт установлено в ст. 1270(2) Гражданского кодекса Российской Федерации, хотя такого права нет ни в одном международном договоре, в том числе и в Соглашении ТРИПС. Это право было введено в Модельном законе ВОИС об авторском праве и смежных правах для стран с переходной экономикой якобы для выполнения положений Соглашения ТРИПС. Предполагалось, что такое право позволит пресечь перемещение контрафактных товаров через таможенные границы. Однако, как показал опыт, введение права на импорт не привело к улучшению ситуации с трансграничным импортом контрафактных товаров.

Другими словами, право на импорт оказалось мертворожденным и лоббирование заинтересованных лиц не дало никаких результатов. Более того, контроль импорта товаров в компьютерных сетях вне транснациональных границ оказался вообще невозможным. В основном по этой причине Договор ВОИС по авторскому праву и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам даже не упоминают о праве на импорт. Не следовало его признавать и в национальном законодательстве.

Право на прокат

Под прокатом понимается предоставление товаров во временное пользование, как правило, на возмездной основе. Прокат широко распространен и имеет различные формы - от библиотечного обслуживания до лизинга.

Несмотря на то что безвозмездный, например библиотечный, прокат книг известен давно, международные нормы проката товаров, в которых воплощены некоторые объекты авторского права и смежных прав, впервые были сформулированы в Директиве Европейского союза "О правах на прокат и на предоставление во временное пользование и некоторых правах, связанных с авторским правом в области интеллектуальной собственности"*(129). Соглашение ТРИПС, а вслед за ним Договор ВОИС по авторскому праву и Договор по исполнениям и фонограммам подтвердили право на прокат.

Право на прокат - это исключительное право осуществлять или разрешать прокат товаров, в которых воплощены объекты авторского права или смежных прав.

Международные нормы устанавливают следующие особенности проката:

1) объектом проката являются товары, в которых воплощены объекты авторского права или смежных прав;

2) право на прокат принадлежит правообладателю даже после введения товара в гражданский оборот;

3) право на прокат компьютерных программ, аудиовизуальных произведений и фонограмм применяется только в том случае, если:

- компьютерные программы или фонограммы являются основным объектом проката;

- прокат аудиовизуальных произведений или фонограмм приводит к их широкому копированию.

Право на прокат не предоставляется, если он не наносит существенного ущерба исключительному праву на воспроизведение.

Право на прокат в странах с переходной экономикой впервые введено в Законе Российской Федерации 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах" и подтверждено в ст. 1270(2), 1317(2), 1324(2) Гражданского кодекса Российской Федерации для товаров, в которых воплощены произведения, записи исполнений и фонограммы.

Наши рекомендации