Разыгрывание коротких сценок с детьми»
Название самостоятельной работы: «Инсценировка литературных произведений . Составление сценария литературного досуга» (1 ч)
Учебная цель:развитие творческих способностей студентов, формирование умения использовать в работе с детьми разные формы работы с художественными произведениями
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС 3+
Студент должен
уметь: - осуществлять речевой контроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения коммуникативных задач;
- проводить анализ литературных текстов;
- выразительно читать литературные тексты;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде в различных информационных носителях.
- строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;
- выразительно читать литературные тексты;
знать: - связь детской литературы и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: детская литература, детское чтение, выразительное чтение, устное народное творчество, детский фольклор, малые формы фольклора;
- правила выразительной речи и выразительного чтения литературных текстов.
Задания для самостоятельной работы:
Работа над сценарием включает в себя несколько этапов:
1 й этап – определение идейно-тематического замысла досуга – четкое формулирование темы и идеи. Тема – проблема, которую вы сформулируете исходя из содержания литературных произведений. Идея – это основная мысль, оценка изображаемых событий или то, ради чего автор хочет рассказать детям о чем либо. Педагогическая задача литературных досугов состоит в том, чтобы через разные формы работы с книгой игры пробудить интерес к чтению.
В сценарии литературного досуга должен быть сюжет, который будет объединять или героев книг одного автора или героев книг с похожей проблематикой.
2 й этап – построение композиции – реализация сюжета и конфликта в развивающемся конкретном сценическом действии, в конкурсах, викторинах, играх и т.д.
Композиция – организация действия, соответствующее расположение материала – включает в себя:
-экспозицию (короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта, вызвавших этот конфликт; вводное слово ведущего, информация о конкретном событии, авторе);
-завязку (в нее перерастает экспозиция; завязка должна быть предельно четкой и лаконичной, концентрировать внимание детей, готовить их к восприятию действия, настраивать на определенный лад);
-основная часть – это может быть инсценировка силами детей, детей и взрослых, показ кукольного спектакля, проведение конкурсов, викторин, игр и т.д. (Отбираются целесообразные формы работы с литературным тексом).
-развязку или финал – наиболее удобный момент для максимального проявления активности всеми участниками литературного досуга.
Требования к сценарию:
-логичность построения и развития темы;
-законченность каждого эпизода;
-органическая связь эпизодов;
-нарастание действия в его движении к кульминации.
Поскольку литературный досуг – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на детей, то, организуя его, нужно тщательно работать над средствами эмоционального воздействия.
Для детей младшего дошкольного возраста целесообразно проводить литературные досуги на материале фольклорных произведений или стихов для маленьких А.Барто, Е.Благининой и др.
Для детей старшего дошкольного возраста тематикой литературных досугов может быть творчество писателей-юмористов, писателей-природоведов, фольклор и др.
Форма контроля. коллективное обсуждение
Литература
1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.- М., 2009.
2.Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2 – 5 лет. – М.:ВАКО, 2007.
3.Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие; Нов ГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2008.
4.Шорохова О.А. Играем в сказку. М.: ТЦ Сфера, 2006.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВИДАМ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
СМЕШАННЫЕ АЛГОРИТМЫ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ
Анализ поэтического текста
1. Впечатления от стихотворения и все, что связано с первоначальным восприятием: тема, идея стихотворения, образы; настроение, картины, возникающие в воображении при его чтении; ассоциации; как хотелось бы прочитать это стихотворение (вслух, про себя, с какой интонацией).
2. Взгляд на стихотворение в целом: композиционные особенности (характер строфы, наличие анафоры (анафора – одинаковое начало поэтических строк), рефренами (рефрен – повтор одинаковых строк в стихотворении); движение поэтической мысли в стихотворении (логика развития поэтической мысли от начала стихотворения к финалу – построфный анализ); особенности синтаксиса, лексика стихотворения и ее особенности.
3. Рассмотрим стихотворение внимательнее: ритм стихотворения (размер и рифма, их связь с замыслом автора, с темой стихотворения); звукопись, средства художественной выразительности, их самобытность, оригинальность; цветовое решение стихотворения.
4. Включение стихотворения в биографический контекст: характер лирического героя (если в стихотворении есть лирический герой); личность автора: как отразилась, раскрылась она в стихотворении (в ситуации, изображенной в стихотворении, в характере лирического героя и т.д.); место стихотворения в творчестве автора (время и история его создания, цикл, в который оно, возможно, входит; как перекликается это стихотворение с другими стихотворениями того же автора на ту же тему – сходство, различие).
5. Можно дополнить план сочинения еще одним пунктом: включить стихотворение в контекст русской лирики на ту же тему, показать общее и отличное.
План разбора лирического произведения
I. Дата написания.
II. Реально-биографический и фактический комментарий.
III. Жанровое своеобразие.
IV. Идейное содержание.
1. Ведущая тема.
2. Эмоциональная окраска чувств.
4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.
V. Структура стихотворения.
1. Основные образы стихотворения.
2. Основные изобразительные средства: эпитет, метафора, аллегория, сравнение, гипербола, ирония, сарказм, олицетворение.
3. Речевые особенности в плане: интонационно-синтаксический повтор, антитеза, инверсия, анафора и другие.
4. Стихотворный размер.
5. Рифма (мужская, женская, точная, неточная); способы (парная, перекрестная, кольцевая).
6. Звукопись (аллитерация, ассонанс).
7. Строфика (двустишие, трехстишие, пятистишие, катрен, сонет, Онегинская строфа).