Личностные, метапредметные и предметные
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
БД. 01
Русский язык и литература
для специальностей среднего профессионального образования
технического профиля,
реализуемых на базе основного общего образования
Форма обучения – очная, заочная
Квалификация выпускника в соответствии с ФГОС СПО
Псков
Разработчики:
Н.Ю. Таратынова заместитель директора Колледж ПсковГУ по учебной работе
Алексеева Е.А. преподаватель
Колледж ПсковГУ
Белова Т.В. преподаватель
Колледж ПсковГУ
Эксперты:
__________________ _________ _________________
(Инициалы, фамилия, место работы) (занимаемая должность)
__________________ _________ _________________
(Инициалы, фамилия, место работы) (занимаемая должность)
Заместитель директора
по учебной работе
Колледжа ПсковГУ _________ Н.Ю. Таратынова
Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании цикловой комиссии гуманитарных и естественно-научных дисциплин
протокол № ____от ___________2016 г.
Председатель цикловой комиссии _____________ (Л.А. Карасева)
подпись ФИО
« »_______________ 2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык и литература» для 1 курса ОПОППССЗ специальностей среднего профессионального образования техническогопрофиля составлена в соответствии:
ü с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки России от 17 мая 2012 года №413,
ü основной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена, в соответствии стребованиями к компетентностно-ориентированной основной профессиональной образовательной программе среднего профессионального образования в ВГБОУ ВПО «Псковский государственный университет»;
ü на основе примерных программ общеобразовательных учебных дисциплин: «Русский язык и литература. Русский язык» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» (М., Издательский центр «Академия», 2015. Автор – Т.М. Воителева); «Русский язык и литература. Литература» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» (М., Издательский центр «Академия», 2015. Авторы – Г. А. Обернихина, Т. В. Емельянова, Е. В. Мацыяка, К. В. Савченко).
Содержание рабочей программы «Русский язык и литература» направлено на достижение следующих целей:
1) совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
2) формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);
3) совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
4) дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
5) воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
6) формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
7) развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса;
8) освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
8) совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Дисциплина относится к предметной области общих учебных дисциплин предметных областей «Филология».
Особое внимание при изучении учебной дисциплины уделяется:
– развитию представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства;
– формированию у обучающихся лингвистического мировоззрения, способности свободно общаться на русском языке в различных речевых ситуациях;
– совершенствованию умений составлять и редактировать тексты с учетом знания норм (в том числе орфографических и пунктуационных), функциональных стилей;
– формированию устойчивого интереса к чтению;
– развитию навыков анализа литературных произведений.
Изучение дисциплины должно обеспечить:
1.Получение знаний:
– о системе современного русского литературного языка, языковых уровнях и единицах, разделах науки о языке;
– о нормах современного русского литературного языка;
– об общих и языковых особенностях функциональных стилей современного русского литературного языка;
– о структуре текста, типах речи, видах связи в тексте;
– об основных компонентах речевой ситуации и культуры речи;
– об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
– о содержании произведений русской классической литературы, их историко-культурном и нравственно-ценностном влиянии на формирование мировой культуры.
2. Формирование умений:
– соблюдать нормы современного русского литературного языка в речевой практике;
– анализировать и оценивать собственную речь;
– анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
– составлять тексты различных функциональных стилей и типов речи;
– представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
– учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
– выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
– анализировать художественные произведения с учетом их жанрово-родовой специфики; осознавать художественную картину жизни, созданную в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «Русский язык и литература» в структуре основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена относится к общеобразовательному циклу, является базовой дисциплиной и реализуется в объеме 290часов, из которых по очной форме обучения 195 часов – аудиторных занятий и 95 часов самостоятельной работы; по заочной форме обучения 24 часа – аудиторных занятий и 266 часов самостоятельной работы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
1. личностных:
– воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и
отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и
других народов;
− понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
− осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
− формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
− способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
− готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
− способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
− готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию;
сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
− эстетическое отношение к миру;
− совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
− использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);
2. метапредметных:
– владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
− владение языковыми средствами — умением ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
− применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
− овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
− умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка и литературы;
– умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
− умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
3. предметных:
– сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
– сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
− сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
− владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
− сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы;
– сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
− сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
− знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
− владение навыками анализа художественных произведений с учетом их
жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Очная форма обучения
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: | |||
практические занятия | |||
Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: | |||
– самостоятельная работа с учебной литературой, знакомство с текстом художественных произведений; | |||
– подготовка докладов, сообщений, презентаций (на выбор обучающегося); | |||
– подготовка к экзамену. | |||
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
Заочная форма обучения
Вид учебной работы | Всего часов | Курс |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | ||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: | ||
практические занятия | ||
Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: | ||
– самостоятельная работа с учебной литературой, знакомство с текстом художественных произведений; | ||
– подготовка к экзамену. | ||
Домашняя контрольная работа | ||
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Очная форма обучения
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала (теоретические вопросы, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся) | Объем часов | Виды учебной деятельности обучающихся |
Раздел 1 Русский язык | |||
1. Общие сведения о языке | Теоретический материал: Русский язык в Российской Федерации и в современном мире. Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков. Язык и речь. | Усвоение учебного материала (прослушивание объяснений преподавателя, наблюдение над языковым материалом). | |
Практическая работа: Закрепление учебного материала (выполнение упражнений репродуктивного, продуктивного и творческого характера). | Составление планов ответа. Выполнение, упражнений. Конструирование текста. | ||
Самостоятельная работа: Работа с дополнительной литературой. | Подбор высказываний о русском языке. Изучение учебной литературы, интернет-источников. | ||
2. Русский язык как система средств разных уровней | Теоретический материал: Взаимосвязь единиц языка разных уровней. Словари русского языка. Единицы языка. Уровни языковой системы. Разделы науки о языке. Фонетика. Лексика и фразеология. Состав слова и словообразование. Морфология. Орфография. Синтаксис и пунктуация. | Усвоение учебного материала (прослушивание объяснений преподавателя, самост. работа с раздаточным материалом). | |
Практическая работа: Закрепление учебного материала (выполнение упражнений репродуктивного, продуктивного и творческого характера). Обобщение изученного. | Выполнение, упражнений, проверочных работ. | ||
Самостоятельная работа: Работа с дополнительной литературой (словарями, справочниками). | Изучение учебной литературы, интернет-источников, подготовка сообщений. | ||
3. Текст. Виды преобразования текста. | Теоретический материал: Признаки текста. Абзац. Сокращение текста. План. Тезисы. Выписки. Конспект, тематический конспект. Реферат. Аннотация. Оценка текста. Рецензия. | Усвоение учебного материала (прослушивание объяснений преподавателя, наблюдение над языковым материалом). | |
Практическая работа: Закрепление учебного материала (выполнение упражнений репродуктивного, продуктивного и творческого характера). | Выполнение, упражнений, конструирование текста. | ||
Самостоятельная работа: Работа с дополнительной литературой. | Изучение учебной литературы, составление текстов. | ||
4. Функциональ-ные разновидности русского литературного языка | Теоретический материал: Формы существования языка. Функциональные стили речи. Научный стиль. Публицистический стиль. Официально-деловой стиль. Разговорная речь. Язык художественной литературы. | Усвоение учебного материала (прослушивание объяснений преподавателя, наблюдение над языковым материалом). | |
Практическая работа: Закрепление учебного материала (выполнение упражнений репродуктивного, продуктивного и творческого характера). | Выполнение, упражнений, составление текстов различных функциональных стилей речи. | ||
Самостоятельная работа: Работа с дополнительной литературой. | Изучение учебной литературы, подготовка устного публичного выступления. | ||
5. Речевое общение. Культура речи. | Теоретический материал: Речевая ситуация. Три компонента культуры речи. Языковая норма. | Усвоение учебного материала (прослушивание объяснений преподавателя, наблюдение над языковым материалом). | |
Практическая работа: Закрепление учебного материала (выполнение упражнений репродуктивного, продуктивного и творческого характера). | Выполнение, упражнений, решение ситуативных задач. | ||
Самостоятельная работа: Работа со словарями, справочниками. | Изучение учебной литературы. | ||
6. Повторение | Теоретический материал: Орфография. Пунктуация. Итоговое повторение. | Обобщение учебного материала. | |
Практическая работа: Закрепление учебного материала (выполнение упражнений репродуктивного, продуктивного и творческого характера). | Выполнение упражнений, проверочных работ, индивидуальных заданий. | ||
Самостоятельная работа: Творческие задания, подготовка к экзамену. | Повторение учебного материала, выполнение доп. упражнений, творческих заданий. | ||
Раздел 2 Литература | |||
1. Литература второй половины XIX века | Теоретический материал: Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. Феномен русской литературы. Русская литературная критика середины XIX века. Поэзия середины XIX века. Творчество Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. Драматургия А.Н. Островского. Драма «Гроза». Понятие о драме. И.С.Тургенев. «Отцы и дети». Полемика вокруг романа. Понятие жанра «роман». Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо». Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание». Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы», «Война и мир». М.Е.Салтыков-Щедрин. Сатирические произведения. А.П. Чехов. Рассказы. Пьеса «Вишневый сад». | Усвоение учебного материала (проработка конспектов, анализ художественных произведений, заучивание стихотворений наизусть, просмотр презентаций, отрывков видеофильмов). | |
Практическая работа: Выполнение письменных работ, индивидуальных заданий. | Выполнение проверочных работ, тестов, написание сочинений. | ||
Самостоятельная работа: Знакомство с текстами произведений, подготовка к письменным работам. | Чтение художественных произведений, подготовка докладов, сообщений. | ||
2. Литература рубежа XIX-ХХ веков | Теоретический материал: Литературные направления рубежа XIX-XX веков. Реалистическая литература. Творчество И. Бунина, А. Куприна, В. Короленко. Творчество М. Горького. Рассказы. Пьеса «На дне». | Усвоение учебного материала (проработка конспектов, анализ художественных произведений, просмотр презентаций). | |
Практическая работа: Выполнение письменных работ, индивидуальных заданий. | Выполнение проверочных работ, написание сочинений. | ||
Самостоятельная работа: Знакомство с текстами произведений, подготовка к письменным работам. | Чтение художественных произведений, подготовка докладов, сообщений. | ||
3. Поэзия «серебряного века» | Теоретический материал: Творчество Н.С. Гумилева, В.В. Хлебникова, И.Северянина, В. Брюсова и др. А.А. Блок. Лирика. Поэма «Двенадцать». Творчество В.В. Маяковского. Тематика произведений, новаторство. Художественное своеобразие творчества С.Есенина. | Усвоение учебного материала (проработка конспектов, анализ стихотворений, заучивание стихотворений наизусть, прослушивание отрывков аудиозаписей). | |
Практическая работа: Выполнение письменных работ, индивидуальных заданий. | Выполнение проверочных работ. | ||
Самостоятельная работа: Знакомство с текстами произведений, подготовка к письменным работам. | Чтение произведений, подготовка докладов. | ||
4. Русская литература 20-х–40-х годов ХХ века | Теоретический материал: Развитие русской культуры в 20-е – 40-е годы. Писатель и эпоха. Поэзия М. Цветаевой. Антиутопия в русской литературе начала XX века. Творчество А. Платонова, Е. Замятина. Русская литературная сатира начала XX века. М. Зощенко, Ильф и Е. Петров. Творчество М.А. Булгакова. Творчество А.А. Ахматовой. Творчество М.А. Шолохова. Отражение Великой Отечественной войны в литературе XX века. А.Т. Твардовский. Обзор творчества. | Усвоение учебного материала (проработка конспектов, анализ художественных произведений, заучивание стихотворений наизусть, просмотр презентаций). | |
Практическая работа: Выполнение письменных работ, индивидуальных заданий. | Выполнение проверочных работ, тестов, написание сочинений. | ||
Самостоятельная работа: Знакомство с текстами произведений, выполнение индивидуальных заданий. | Чтение произведений, подготовка литературной композиции, аннотации книги. | ||
5. Русская литература второй половины ХХ века | Теоретический материал: Поэзия второй половины XX века (Б. Пастернак, А.Вознесенский и др.). Творчество А.И. Солженицына. Литература русского зарубежья. Деревенская проза (В. Шукшин, В.Распутин и др.). Творчество А. Галича, Б. Окуджавы, В. Высоцкого. Развитие русской литературы на современном этапе. | Усвоение учебного материала (проработка конспектов, анализ художественных произведений, заучивание стихотворений наизусть, просмотр презентаций, прослушивание отрывков аудиозаписей). | |
Практическая работа: Выполнение письменных работ, индивидуальных заданий. | Выполнение проверочных работ. | ||
Самостоятельная работа: Знакомство с текстами произведений. Повторение и обобщение изученного материала. | Чтение произведений, подготовка литературной композиции, презентации книги, проработка конспектов. | ||
ИТОГО | 290 часов |
Заочная форма обучения
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала (теоретические вопросы, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся) | Объем часов | Виды учебной деятельности обучающихся |
Раздел 1 Русский язык | |||
1. Общие сведения о языке | Самостоятельная работа – изучение теоретического материала: Русский язык в Российской Федерации и в современном мире. Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков. Язык и речь. | Изучение учебной литературы, интернет-источников. | |
2. Русский язык как система средств разных уровней | Теоретический материал: Разделы науки о языке. Фонетика. Лексика и фразеология. Состав слова и словообразование. Морфология. Орфография. Синтаксис и пунктуация. | Усвоение учебного материала (прослушивание объяснений преподавателя, самост. работа с раздаточным материалом). | |
Практическая работа: Закрепление учебного материала (выполнение упражнений репродуктивного, продуктивного и творческого характера). Обобщение изученного. | Выполнение, упражнений, проверочных работ. | ||
Самостоятельная работа 1. Изучение теоретического материала: Взаимосвязь единиц языка разных уровней. Словари русского языка. Единицы языка. Уровни языковой системы. 2. Закрепление теоретического материала: Морфология. Орфография. Синтаксис и пунктуация. | Изучение учебной литературы, интернет-источников, выполнение упражнений, работа со словарями, справочниками. | ||
3. Текст. Виды преобразования текста. | Самостоятельная работа – изучение теоретического материала: Признаки текста. Абзац. Сокращение текста. План. Тезисы. Выписки. Конспект, тематический конспект. Реферат. Аннотация. Оценка текста. Рецензия. | Изучение учебной литературы, интернет-источников, составление конспектов, аннотаций. | |
4. Функциональ-ные разновидности русского литературного языка | Теоретический материал: Функциональные стили речи. | Усвоение учебного материала (прослушивание объяснений преподавателя, наблюдение над языковым материалом). | |
Практическая работа: Закрепление учебного материала (выполнение упражнений репродуктивного, продуктивного и творческого характера). | Выполнение упражнений, составление текстов различных функциональных стилей речи. | ||
Самостоятельная работа –изучение теоретического материала: Формы существования языка. Научный стиль. Публицистический стиль. Официально-деловой стиль. Разговорная речь. Язык художественной литературы. | Изучение учебной литературы, составление текстов разных функциональных стилей речи. | ||
5. Речевое общение. Культура речи. | Теоретический материал: Языковая норма. | Усвоение учебного материала (прослушивание объяснений преподавателя, наблюдение над языковым материалом). | |
Практическая работа: Закрепление учебного материала (выполнение упражнений репродуктивного, продуктивного и творческого характера). | Выполнение, упражнений, решение ситуативных задач. | ||
Самостоятельная работа –изучение теоретического материала: Речевая ситуация. Три компонента культуры речи. | Изучение учебной литературы, работа со словарями, справочниками. | ||
6. Повторение | Самостоятельная работа –повторение и обобщение теоретического материала: Орфография. Пунктуация. Итоговое повторение. | Повторение учебного материала, подготовка к экзамену. | |
Раздел 2 Литература | |||
1. Литература второй половины XIX века | Теоретический материал: Драматургия А.Н. Островского. Драма «Гроза». Понятие о драме. И.С.Тургенев. «Отцы и дети». Полемика вокруг романа. Понятие жанра «роман». Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание». Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы», «Война и мир». | Усвоение учебного материала (проработка конспектов, анализ художественных произведений, просмотр отрывков видеофильма). | |
Практическая работа: Индивидуальные задания. | Выполнение индивидуальных заданий. | ||
Самостоятельная работа 1. Изучение теоретического материала: Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. Феномен русской литературы. Русская литературная критика середины XIX века. Поэзия середины XIX века. Творчество Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо». М.Е.Салтыков-Щедрин. Сатирические произведения. А.П. Чехов. Рассказы. Пьеса «Вишневый сад». 2. Знакомство с текстами произведений. | Изучение учебной литературы, чтение художественных произведений, критических статей, составление конспектов. | ||
2. Литература рубежа XIX-ХХ веков | Теоретический материал: Литературные направления рубежа XIX-XX веков. | Усвоение учебного материала (проработка конспектов, просмотр презентации). | |
Практическая работа: Выполнение письменной работы. | Выполнение теста. | ||
Самостоятельная работа 1. Изучение теоретического материала: Реалистическая литература. Творчество И. Бунина, А. Куприна, В. Короленко. Творчество М. Горького. Рассказы. Пьеса «На дне». 2. Знакомство с текстами произведений. | Изучение учебной литературы, чтение художественных произведений, составление конспектов. | ||
3. Поэзия «серебряного века» | Самостоятельная работа 1. Изучение теоретического материала: Творчество Н.С. Гумилева, В.В. Хлебникова, И.Северянина, В. Брюсова и др. А.А. Блок. Лирика. Поэма «Двенадцать». Творчество В.В. Маяковского. Тематика произведений, новаторство. Художественное своеобразие творчества С.Есенина. 2. Знакомство с текстами произведений. | Изучение учебной литературы, чтение произведений, составление конспектов. | |
4. Русская литература 20-х–40-х годов ХХ века | Теоретический материал: Творчество М.А. Булгакова. Творчество М.А. Шолохова. | Усвоение учебного материала (проработка конспектов, анализ художественных произведений). | |
Практическая работа: Выполнение письменной работы, индивидуальных заданий. | Выполнение теста, индивидуальных заданий. | ||
Самостоятельная работа 1. Изучение теоретического материала: Развитие русской культуры в 20-е – 40-е годы. Писатель и эпоха. Поэзия М. Цветаевой. Антиутопия в русской литературе начала XX века. Творчество А. Платонова, Е. Замятина. Русская литературная сатира начала XX века. М. Зощенко, Ильф и Е. Петров. Творчество А.А. Ахматовой. Отражение Великой Отечественной войны в литературе XX века. А.Т. Твардовский. Обзор творчества. Знакомство с текстами произведений, выполнение индивидуальных заданий. 2. Знакомство с текстами произведений. | Изучение учебной литературы, чтение художественных произведений, составление конспектов. | ||
5. Русская литература второй половины ХХ века | Самостоятельная работа – 1. Изучение теоретического материала: Поэзия второй половины XX века (Б. Пастернак, А.Вознесенский и др.). Творчество А.И. Солженицына. Литература русского зарубежья. Деревенская проза (В. Шукшин, В.Распутин и др.). Творчество А. Галича, Б. Окуджавы, В. Высоцкого. Развитие русской литературы на современном этапе. Знакомство с текстами произведений. 2. Повторение и обобщение изученного материала. | Изучение учебной литературы, чтение художественных произведений, конспектов, повторение учебного материала, подготовка к экзамену. | |
ИТОГО | 290 часов |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличие учебного кабинета русского языка и литературы.
Оборудование учебного кабинета:
1. Учебно-программная документация: рабочая программа, КТП.
2. Технические средства обучения: ПК, проектор, экран.
3. Рабочее место преподавателя, посадочные места по количеству обучающихся, доска.
4. Раздаточный материал (по количеству парт): рекомендуемые учебники, дидактический материал, раздаточный материал, задания и вопросы для контроля знаний по каждой теме, экзаменационные задания.
5. Презентации по отдельным темам.
Освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Изучение дисциплины должно обеспечить: 1.Получение знаний: – о системе современного русского литературного языка, языковых уровнях и единицах, разделах науки о языке; – о нормах современного русского литературного языка; – об общих и языковых особенностях функциональных стилей современного русского литературного языка; – о структуре текста, типы речи, видах связи в тексте; – об основных компо |