IV. Актуализация знаний. Сообщение целей урока
— Составьте пословицу из слов
— Малодушных, одного, сто, мужественного, не заменят. (Сто малодушных не заменят одного мужественного. )
— Как вы понимаете слово «малодушный»? Малодушие — отсутствие твердости духа, решительности, мужества.
Малодушный — проявляющий малодушие, слабовольный.
— Объясните смысл этой пословицы.
Сегодня на уроке мы продолжим читать произведения о животных. Узнаем что-то новое, интересное.
V. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 60. Прочитайте, кто автор рассказа.
(В. Осеева.)
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством В. Осеевой (см. Школьный словарик, с. 55).)
— Прочитайте название рассказа. -.
— Как вы думаете, о чем он?
— Что означает слово «яростно»? Ярость — сильный гнев. (Чтение рассказа учителем.)
— Что произошло в рассказе?
— Как автор описал собаку?
— Найдите описание котенка.
— Кто спас котенка?
— За что женщина осудила ребят? (За бездействие.)
~ Как бы вы поступили на месте ребят? Могли ли они по-
мочь? Каким образом?
(Здесь необходимо объяснить детям опасность ситуации. Ведь разъяренная собака могла накинуться и на самих ребят. Поэтому, чтобы спасти котенка, нужно было позвать на помощь взрослых.)
— Прочитайте рассказ выразительно.
VI. Физкультминутка
Катились колеса, колеса, колеса
(Вращательные движения вперед согнутыми в локтях
руками.)
Катились колеса все влево, все косо.
(Вращательные движения назад согнутыми в локтях
руками.)
Скатились колеса на луг, под откос,
(Наклоны туловища влево и вправо, руки на поясе.)
И вот что осталось от этих колес.
(Выпрямиться, развести руки в стороны.)
VII. Продолжение работы по теме урока
— Рассмотрите иллюстрацию к рассказу В. Осеевой.
— Оказывается, можно пересказать рассказ и по рисунку.
Прочитайте на с. 61 о том, как это сделать. (Пересказ текста по предварительно составленному плану.) План \, Котенок в беде.
2. Женщина спасла котенка.
3. «Мы ничего не делали!»
— Откройте с. 62. Прочитайте название произведения.
— Как вы считаете, о чем будет это произведение?
— Кто его автор?
(Чтение произведения учителем и хорошо читающими учащимися.)
— Верны ли были ваши предположения относительно содержания произведения?
(Беседа по вопросам и выполнение заданий учебника.) Ребята, у И. Токмаковой есть еще одно стихотворение про собаку, а называется оно «Подарили собаку». Хотите послушать? (Учитель читает стихотворение.)
Подарили собаку
Нет, не просто подарили, . .;.
В день рожденья подарили > ..
Очень славного щенка!
Он малюсенький пока... ^
Он идет смешной-смешной,
Путается в лапах. ,;
Подрастет щеночек мой —
Он поправдашний, живой.
— Ребята, а вы знаете, какие бывают собаки? (Ответы детей.)
— Прочитайте об этом на с. 64.
— Что нового вы узнали о собаках?
— Сравните этот рассказ с рассказом В. Осеевой «Собака яростно лаяла». Какой текст написал ученый, а какой -писатель?
Тот текст, который написан научным языком, называется научным текстом.
VIII. Рефлексия
г - Что особенно понравилось на уроке?
— Что вас радовало? Что огорчало? :• — Почему?
IX. Подведение итогов урока
^ — Какие произведения мы читали на уроке?
: — Кто их авторы?
[ — Чему мы учились на уроке?
: — ЧТО НОВОГО ВЫ уЗНЭЛИ?
Домашнее задание
Подготовить рассказ о своем любимом питомце. Если домашних животных нет, то подготовить пересказ текста В. Осеевой «Собака яростно лаяла» и выразительное чтение стихотворения И. Токмаковой «Купите собаку».
Урок 37. М. Пляцковский «Цап Царапыч», Г. Сапгир «Кошка»
Цели: познакомить с произведениями М. Пляцковского «Цап Царапыч», Г. Сапгира «Кошка»; развивать умение прогнозировать текст; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания; учить понимать характер героев; развивать воображение, речь, память; прививать любовь к животным.
Планируемые результаты: учащиеся научатся осознанно и выразительно читать произведения; сравнивать и различать художественные и научно-популярные тексты; характеризовать героев и их поступки; рассказывать содержание текста с опорой на вопросы и иллюстрации; участвовать в обсуждении проблемных ситуаций.
Оборудование: выставка книг по теме урока, текст для речевой разминки, карточки с пословицами, загадками.
Ход у ро к а «*=
I. Организационный момент
!!. Проверка домашнего задания
(Рассказы детей о домашних питомцах. Пересказтекста В. Осеевой «Собака яростно лаяла» и выразительное чтение стихотворения И. Токмаковой «Купите собаку».)
III. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение медленно.
Путаница
Собака садится играть на гармошке, Ныряют в аквариум рыжие кошки, Носки начинают вязать канарейки, Цветы малышей поливают из лейки, Старик на окошке лежит, загорает, ; ' А внучкина бабушка в куклы играет,
А рыбы читают веселые книжки, >••.'• Отняв потихонечку их у мальчишки...
— Понравилось вам стихотворение? Чем оно вам понравилось? Почему было весело?
— Попытайтесь распутать.
— Прочитайте, четко проговаривая каждое слово и каждый слог.
— Прочитайте шепотом, громко,
— Прочитайте, меняя голос на каждой строчке: громко — тихо, весело — сердито.
— Прочитайте стихотворение выразительно.