Урок 89. В. Белов «Малька провинилась»
Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И. Белова; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; придумывать свои рассказы о животных.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Кричал Архип, Архип охрип.
Не надо Архипу кричать до хрипу.
— Прочитайте скороговорку способом «птичий базар» (еще: медленно, с ускорением и наоборот, замедляя темп, шепотом, громко, весело, грустно, выразительно, скороговоркой).
III. Проверка домашнего задания
— Расскажите истории, которые вы придумали про приключения зайчонка Листопадничка.
IV. Работа по теме урока
1. Рассказ о жизни и творчестве В.И. Белова
Сегодня мы будем читать рассказ «Малька провинилась», который написал Василий Иванович Белов.
Из автобиографии
Родился я в октябре 1932 года в Вологодской области, в семье колхозников. Я был у них вторым сыном. Поскольку в то время детей крестьян регистрировали не очень тщательно, то никаких метрических документов на меня не оказалось. День моего рождения также в точности неизвестен. По рассказам родственников и матери, я родился или за неделю до Покрова Богородицы, или неделю спустя.
Еще до школы меня научил читать старший брат Юрий. Я прочитал множество книг.
2. Подготовка к чтению
— Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чем в нем может говориться? (Предположения детей.)
3. Словарная работа
- Прочитайте слова по слогам, а затем орфоэпически.
кри-во-но-га-я блуд-ня ба-тяв-ка о-ка-зы-ва-ет-ся с не-до-у-ме-ни-ем бес-по-мощ-но ша-ро-мыж-ни-ков
од-на-о-ди-не-шень-ка
- Какие из этих слов вам непонятны?
Шаромыжник — человек, который любит поживиться за чужой счет, жулик.
Блудный - об ушедшем из родительского дома и вернувшемся после долгих скитаний.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Чтение рассказа учителем
2. Выборочное чтение
— Что вы испытали при чтении?
— Что произошло в доме Лидии? Перечитайте об этом.
- Стремилась ли Малька охранять и защищать своих щенков? (Да. Она старалась защищать их. Автор только взглянул на щенков, а она чуть не вцепилась ему в нос.)
— Обратите внимание, как описывает автор негодование Лидии. Можно ли весь этот эпизод заменить одним предложением? (Лидия ругала Мальку за то, что собака принесла двух щенков.)
— Как вы считаете, что изменилось бы в рассказе?
3. Краткий пересказ
— Выполните задания 2—4 на с. 70.
VII. Рефлексия
— Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что вам захотелось сделать после этого урока?
VIII. Подведение итогов урока
— Назовите имя писателя, с творчеством которого ознакомились на уроке.
— Какой рассказ прочитали? О ком он?
Домашнее задание
Подготовить пересказ от имени Мальки.
Урок 90. В. Белов «Еще раз про Мальку»
Цели: продолжить знакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И. Белова; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; пересказывать произведение на основе плана; придумывать свои рассказы о животных.
Оборудование: выставка книг и портрет В. И. Белова; магнитная азбука.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте пословицы и поговорки, объясните их смысл.
• Всякой матери свое дитя мило.
• Материнское сердце не знает покоя.
• Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.
III. Проверка домашнего задания
- Перескажите текст от имени Мальки. (Рассказы учеников.)
IV. Работа по теме урока
- Прочитайте слова, разделяя их на слоги.
е-жед-нев-но
о-бя-зан-ность
не про-бе-решь-ся
Пле-со — (плес) — широкое водное пространство между островами, перекатами, изгибами реки или большого водоема.
Дол-го-вя-зы-е - длинноногие.
На-пе-ре-рез.
Лег-ка на по-ми-не — так говорят о том, о ком подумали или поговорили, а он появился.
V. Физкультминутка
Приплыли тучи дождевые:
— Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут, как живые:
— Пей, рожь, пей!
И рожь, склоняясь к земле зеленой,
Пьет, пьет, пьет.
А теплый дождик неугомонный
Льет, льет, льет.