Работа над второй частью сказки
— Какое несчастье случилось в пути с Иваном-царевичем? (Его коня съел Волк. А куда без коня идти ?)
— Кто стал помогать герою? (Ему стал помогать Волк.)
— Что необычного было в Сером Волке? (Серый Волк скакал -синие леса мимо глаз пропускает, озера хвостом заметает.)
VII. Рефлексия
VIII. Подведение итогов урока
— С какой сказкой вы познакомились?
— Чему учились на уроке?
Домашнее задание
Перечитать сказку, приготовиться читать ее выразительно. Нарисовать иллюстрации.
Урок 13 Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк»
Цели: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Иван-царевич и Серый Волк» и новым видом сказок (волшебной); учить делить текст на части; обогащать словарный запас учащихся, развивать внимание, память, творческие способности.
Планируемые результаты:учащиеся должны уметь различать жанры устного народного творчества; характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий; составлять план; рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Ее перо сверкает так,
Что ясно: это не пустяк!
Никто не знает, что случится
В тех сказках, где живет... (Жар-птица).
— Прочитаем медленно, затем с ускорением.
— Читаем тихо, затем громче.
— Прочитаем с вопросительной интонацией.
— Прочитаем с восклицательной интонацией.
— А сейчас сердито (еще: весело).
— И наконец, так, как нужно, выделяя голосом нужные слова.
III. Работа по теме урока
Повторение
— Ребята, а что, разве в нескольких сказках живет Жар-птица? Назовите их. (Например, «Конек-Горбунок», «Иван-царевич и Серый Волк» и др.)
— Какую сказку читали дома? («Иван-царевич и Серый Волк».)
— Давайте вспомним начало сказки. Как оно называется? (Это зачин. Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.)
— Найдите зачин в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». (Жили-были старик да старуха, у них была дочка Аленушка да сынок Иванушка.)
— Ребята, а для чего в сказке есть зачин? (Благодаря зачину мы узнаем о героях сказки. Он помогает подготовиться к чтению или слушанию сказки.)
2. Беседа по прочитанному
— Куда отправились братья и почему? (За Жар-птицей. Послал их отец.)
— Вместе ли они пошли? (Нет. Они пошли разными дорогами.)
— Что случилось в пути с Иваном? (Он заснул, а его коня съел Волк.)
Работа над третьей частью сказки
Сегодня мы продолжим работу над сказкой.
— Расскажите, как Иван повстречался с Волком. (Иван остался без коня.)
— Что произошло с Иваном до встречи с Волком? (Шел он, шел, устал до смерти. Сел на мягкую траву, пригорюнился. Откуда ни возьмись, бежит к нему Серый Волк.)
— Что предложил Ивану Волк? (Волк предложил Ивану свою службу верой-правдой.)
Работа над четвертой частью сказки
(Чтение от слов «Сел Иван-царевич на него верхом...» до слов «Опять поскакал серый волк с Иваном-царевичем». После чтения работа над пониманием прочитанного.)
— Как вез Волк Ивана-царевича? (Он вез его очень быстро.)
— Куда вез Волк Ивана-царевича? (Он вез его за Жар-птицей.)
— Какой наказ дал волк Ивану, когда они приехали к царю Афрону за Жар-птицей? (Он наказывал птицу положить за пазуху, а клетку не трогать.)
— Послушался ли его Иван и что из этого вышло? (Он клетку взял, уж очень она ему понравилась, так как была золотая. Поднялся шум, и его поймали.)
— На каких условиях царь Афрон простил бы Ивана? (Иван должен был привести коня от царя Кусмана.)
— Прочтите еще раз слова, в которых царь Афрон осуждает Ивана. (Ай, срам какой! Царский сын да пошел воровать.)
- Прочитайте их разговор в лицах. Подумайте, с какой интонацией нужно читать.
IVФизкультминутка
Маша шла, шла, шла,
(дети шагают на месте)
Маша ягодку нашла.
(Присели)
Опустилась, подняла:
(Поднялись)
«Ах, какая ягодка!»
(Показывают, как любуются ягодкой)
Поглядела на лужок,
(Смотрят из-под ладошки)
Увидала там цветок.
V. Продолжение работы по теме урока
Работа над пятой частью сказки
— Следующую, пятую, часть прочитайте самостоятельно до слов «Опять поскакал серый волк с Иваном пирс ничем».
— Прочитайте и подготовьте товарищам по классу вопросы по содержанию. (Что ждало Ивана в царстве царя Кусмана ? Удалось ли Ивану заполучить златогривого коня? Почему? И т. п.)